А был ли мальчик? К вопросу о существовании еврейских царей.

Когда я слышу разговоры о необходимости организовать археологическую экспедицию с той целью чтобы основываясь на Ветхом Завете, найти доказательства существования еврейских государств, то хочется спросить: - «А существовали ли они в действительности эти государства и персонажи упомянутые в Библии? Не уподобятся ли эти поиски - поискам доказательств существования, например, Шерлока Холмса? Или Соловья - разбойника?». А что? Многие миллионы верят что они существовали на самом деле и могут привести вполне убедительные доказательства.

Так как? Существовали ли еврейские государства в том виде в каком их описывает Ветхий Завет или нет? Я думаю что прежде чем отправляться в экспедицию в Израиль надо бы все таки открыть само Писание и внимательно почитать что там написано.

Итак, почитаем...

Для начала. Надеюсь ни у кого не возникает сомнений что Писание изначально не предназначалось как летопись по которой будут восстанавливать историю и что сами авторы- дееписатели разделяли свои поучительные истории взаимоотношений с Богом и официальную летопись. Сами подчеркивали что есть их Священное Писание, а есть летопись которую ведут обыкновенные писцы и летописцы. Про их наличие дееписатели упоминают, например, здесь...

(Вторая книга Царств, глава 20 стих 25-26)

25 Суса — писцом; Садок и Авиафар — священниками… у Давида.

(Третья книга Царств, глава 14 стих 19)

19 Прочие дела Иеровоама, как он воевал и как царствовал, описаны в летописи царей Израильских

или здесь

(Третья книга Царств, глава 15 стих 7)
7 Прочие дела Авии, всё, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских.

ну и еще в некоторых местах не буду их все здесь цитировать.

То есть авторы относят свое произведение скорее к сборнику правил поведения, где эти правила даны в форме рассказа в который для живости повествования добавлены элементы народного фольклора.

Эти элементы фольклора видны хотя бы в совпадении сроков царствования у трех основных еврейских царей у Саула, у Давида и у Соломона... У всех по сорок лет

(Деяния Апостолов, глава 13 стих 21)

21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида...

У Давида - сорок лет

(Третья книга Царств, глава 2 стих 11)

11 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.

- у Соломона -сорок лет

(Третья книга Царств, глава 11 стих 42)

42 Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.

Да еще и цифра такая круглая - сорок лет. Ни годом больше ни годом меньше. Я конечно не сомневаюсь в богодухновенности писания, но такая удивительная периодичность чаще встречается в приключенческих романах, чем в повседневной жизни.

Или посмотрим на имена царей правивших в Иудейско-Израильском государстве. Да по ним можно детские стишки сочинять, настолько их имена зарифмованы. Даже не обращая внимания на даты и поступки, скажите, могут ли две семьи в разных государствах называть детей созвучными именами на протяжении трехсот лет? Думаю вряд ли. А в Писании могут. Потому и получилось что Ровоам имеющий сына Авию, воюет с Иеровоамом также имеющим сына Авию.

(Третья книга Царств, глава 14 стих 30)
30 Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.

и стихи где упоминаются их сыновья - тезки Авии

(Третья книга Царств, глава 14 стих 1)
1 В то время заболел Авия, сын Иеровоамов.

(Вторая книга Паралипоменон, глава 11 стих 22)
22 И поставил Ровоам Авию, сына Маахи, главою [и] князем над братьями его, потому что хотел воцарить его

Сравним, как часто встречались одинаковые имена у двух династий Иудейских и Израильских царей, где правили и воевали друг с другом:
Ровоам и Иеровоам,
Аса и Вааса,
Амврий, Замврий, Фамний,
Иорам, царь Израильский и Иорамом, царь Иудейский,
Иоас Иудейсий и Иоас Израильский,
Азария и Захария,
Факия и Факей,
Осия и Озия,
Ахаз и Охозия,
Ахаз и Иоахаз.

(Третья книга Царств, глава 16 стих 17)
17 И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона и осадили Фирцу.
18 Когда увидел Замврий ...

21 ...половина народа стояла за Фамния, .. а половина за Амврия.

Охозия — царь Израильского царства, (3Цар.22:51). Сын Ахава.

51 Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии, в семнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал над Израилем [в Самарии] два года,

Охозия — царь Иудейского царства сын Ахава

(4Цар.9:29)
29 В одиннадцатый год Иорама, сына Ахавова, воцарился Охозия в Иудее.

Я конечно же оценил бы шутку дееписца, если бы не сталкивался с ситуацией когда Библию преподносят как документ основанный на исторических фактах.

Но когда Аса воюет с Ваасой,
Ровоам с сыном Авией имеет соседа Иеровоама с сыном Авия,
Охозия сын Ахава воюет с Охозией сыном Ахава
Амврий с Замврием
и так далее на протяжении трехсот лет, то у меня поневоле закрадывается сомнение действительно ли так оно и было или все таки автор решил подшутить над читателями?
Если мы вспомним миграцию евреев в Египет (когда Иаков принял приглашение Иосифа и поперся в Египетское рабство)
то мы видим что когда дееписатель хочет, он вполне может придумать десятки разнообразных имен. Так из семидесяти перечисленных потомков Иакова нет НИ ОДНОГО ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ИМЕНИ (Бытие, глава 46 стих 26)

В тему к именам можно добавить еще и совпадение звучания и последовательности имен у потомков Каина и Сифа


(Бытие. Глава 4 стих 17-18)
Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех

(Бытие. Глава 5 стих 6-38)
Сиф — Енос — Каинаин — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех.

Но то что диковато воспринимается в историческом документе, вполне естественно для художественного произведения. Особенно когда автор ставит перед собой задачу сравнить результат поведения одного персонажа относительно другого. И если принять что Ветхий Завет - это все таки «учебник нравственности», пособие по взаимоотношению с Богом и не требовать от него исторической достоверности, то пропадает необходимость подгонять года правления израильских царей под иудейские, выискивать причину почему не упомянуты имена фараонов, а герарских (филистимских) царей всех зовут Авимелехами

(Бытие, глава 20 стих 2)

2 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру.

(Бытие, глава 26 стих 8)

8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

(Псалтырь, псалом 33 стих 1)

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехоми был изгнан от него и удалился.

И тогда Библия становится именно тем чем она изначально задумывалась - художественной книгой в которой рассказывается что такое - хорошо, а что такое -плохо в призме понятий Иеговы. И относится к ее персонажам необходимо также как и к персонажам поучительной сказки «О попе и работнике его Балде» («не гонялся бы ты поп за дешевизной»).

Делаем вывод из возможности вранья пророков - Писанию верить нельзя!

(Третья книга Царств, глава 13 стих 18)
18 И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: «вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды». — Он солгал ему.

Читая Третью книгу царств каждый раз останавливаешься на истории с божьим человеком доверившемуся пророку и из-за этого умерщвленному львом. Печальная история, конечно, но крайне поучительная. А чему она учит? Тому что ни один человек, кем бы он ни был, как бы себя не называл и на кого бы не ссылался не должен являться для нас авторитетом в делах божиих. Причем даже если он является Божьим пророком!

Но не уподобляюсь ли я читая Библию - божьему человеку поведшемуся на пророческий имидж? Откуда я знаю что Библия - это слово Господа, а не человеческая выдумка? Ниоткуда. От людей пускай и являющимися для меня авторитетами, но все же людей которым свойственно ошибаться. То есть мне не явился Божий Дух или нечто подобное, не раскрыл глаза, не сказал: - «Писание -это круто», а подошел человек и сказал: - «Я пророк. Писание это круто. Верь мне.» И веря ему, я повторяю ошибку божьего человека, которому пророк «проехал по ушам» и довел до гибели.

То есть что я хочу сказать... Если явился тебе Ангел Божий - замечательно, выполняй что он говорит, если нет - не верь никому. Что бы тебе ни говорили, что эта книга написана под диктовку самого Бога, что она прошла сквозь столетия и что в ней сосредоточена вся мудрость поколений - не верь. Верить можно только непосредственно Богу.

Истиной является Бог, а не люди (пускай даже и «сертифицированные» Богом). А Всемогущий имеет возможность сообщить свою волю и без прибегания к услугам посредников.

“Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление

Наши рекомендации