Остался бы верен Давиду – военачальник Иоав если б узнал как его отблагодарят за годы его самоотверженной службы?
Если Давид так его боялся и хотел убрать Иоава, то почему не сделал это сам за сорок лет своего царствования, а просит об этом только что заступившего на царство молодого царевича? То есть как бы прячась за спину ребенка.?
Пока Иоав был нужен Давиду он держал его при себе, как только надобность в нем отпала, он говорит - убей его.
***
Семей конечно заслуживает смерти как нарушающий закон
(Исход, глава 22 стих 28)
28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
но не надо забывать что он выполнял Божью волю
(Вторая книга Царств, глава 16 стих 8)
8 Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова,вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты — кровопийца.
и даже Давид соглашается с его словами и согласен что это исполнение Божьего Повеления
(Вторая книга Царств, глава 16 стих 10)
10 И сказал царь … пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?
11 И сказал Давид Авессе …оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему;
***
(Третья книга Царств, глава 2 стих 12)
12 И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.
«и царствование его было очень твердо»
Что подразумевается под этими словами? Что для устойчивого государственного правления необходимо сменить весь руководящий аппарат предыдущего правителя и разделаться с оппозицией?
По крайней мере первые два поступка совершенные Соломоном – это убийство своих оппонентов, конкурентов на корону и низложение первосвященника
***
(Третья книга Царств, глава 2 стих 5)
Почему фраза «не отпустить седины его мирно в преисподнюю» обязательно должна означать приказ казнить Иоава? Это вполне может подразумевать под собой желание выгнать его из государства и объявить изгоем.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 6)
6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
так что по-моему тут Соломон уж перестарался и не так соблюдает заповедь отца, как убирает оппозицию.
***
Злословивший Давида – Семей из Бахурима, непростой еврей - работяга, так как когда он первый встретил Давида из изгнания, то несмотря на то что он вениамитянин, он подписывается также за колено Ефрема и Манассии (первый из всего дома Иосифова)
(Вторая книга Царств, глава 19 стих 16)
16 И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошел с Иудеями навстречу царю Давиду,
20 ибо знает раб твой, что согрешил, и вот, ныне я пришел первый из всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему царю.
и в момент смерти Давида он находится в свите Соломона. Поэтому Давид и указывает «Вот еще у тебя Семей…»
(Третья книга Царств, глава 2 стих 8)
8 Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима …
и его (Семея) убийство также можно отнести к уничтожению оппозиции.
***
Адония как-то странно относится к воле Божией. Он сначала устраивает заговор, объявляет себя царем, а потом когда заговор провалился говорит что это (неудача с заговором) от Господа (а если б он остался царем, то вспомнил бы он про этот завет?).
(Третья книга Царств, глава 2 стих 15)
15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему
то есть он как бы согласен что воцарение Соломона - это Божье назначение, но его следующим шагом, вопреки Божьей воле, является попытка женится на наложнице Давида Ависаге и забрать себе царство обратно (если считать решение Соломона казнить Адонию за его желание жениться на Ависаге - верным).
***
И снова к вопросу - «в каком статусе находилась Ависага, прислужница и живая Давидова грелка? Кто она -жена, наложница или обыкновенная прислуга?
Могла ли она, хотя бы теоретически, выйти замуж за старшего сына Давида - за Адонию?
Например Адония считает ее обыкновенной слугой и поэтому обращается со своей просьбой напрямую к Вирсавии, (если б в его планах были претензии на царство, то он вряд ли пошел бы «в открытую» к женщине которая только что забрала его корону, да и смирился он уже давно «ибо от Господа это было ему»)
(Третья книга Царств, глава 2 стих 17)
17 И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
Также и Вирсавия не видит в просьбе Адонии ничего предосудительного и поэтому соглашается похлопотать за него перед Соломоном.
18 И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.
Они не считают что ее свадьба будет нарушением Божьего закона.
(Второзаконие, глава 22 стих 30)
30 Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего.
и не видят никаких препятствий к ее замужеству.
Только Соломон видит Ависагу чуть ли не официальной женой Давида и одно только желание жениться на ней воспринимает как покушение на государственную власть и из-за нее казнит Адонию.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 22)
22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
24 … ныне же Адония должен умереть.
***
Евреи давно поняли что главное в общении с Богом это не говорить ничего конкретного.
Так Соломон обещая казнить Адонию не говорит что именно сделает ему Бог, а обходится общими фразами «то и то и еще больше»
(Третья книга Царств, глава 2 стих 23)
23 И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
так же поступают и остальные евреи.
Руфь
(Книга Руфь, глава 1 стих 17)
17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.
Илия
(Первая книга Царств, глава 3 стих 17)
17 И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.
Саул
(Первая книга Царств, глава 14 стих 44)
44 И сказал Саул: пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает; ты, Ионафан, должен сегодня умереть!
Ионафан
(Первая книга Царств, глава 20 стих 13)
13 пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает. Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!
Давид
(Вторая книга Царств, глава 19 стих 13)
13 И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и ещё больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
***
У левита-священника Авиафара, по закону, не могло быть своей земли.
(Второзаконие, глава 18 стих 1)
1 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью;
но какой-то огородик он все-таки имел
(Третья книга Царств, глава 2 стих 26)
26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле…
***
Прогоняя священника Авиафара, Соломон не обещает его никогда не убивать, он только сдвигает сроки и говорит что заслуги священника он, конечно, ценит, но только до поры до времени.
Соломон говорит «я не умерщвлю тебя СЕГОДНЯ» «но в настоящее время я не умерщвлю тебя»
а в другое время запросто
(Третья книга Царств, глава 2 стих 26)
26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег …
***
Соломон жестко расправляется со всей оппозицией. Так он считает что священник Авиафар заслуживает смерти уже только за то что поддержал его конкурента -Адонию. Прежние заслуги перед государством и перед царем Давидом уже не в счет.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 26)
26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти…
***
(Третья книга Царств, глава 2 стих 27)
27 И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
Пророки как и метеорологи - они никогда не ошибаются, все их прогнозы сбываются, они только не уточняют КОГДА!
Так прошло уже около сотни лет как Господь обещал снять потомков Илии с первосвященства, а они все служат и служат
и наконец-то исполнилось обещание Господа (всего-то через четыреста лет!) что потомки Финееса, сына Елиазара (второй ветки потомков Аарона) будут вечно служить при скинии.
Когда то он дал Финеесу, сыну Елиазара – завет мира как завет вечногосвященства его и его потомков
(Числа, глава 5 стих 10)
10 И сказал Господь Моисею, говоря:
11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;
12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,
13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своём и заступил сынов Израилевых.
но оно, его обещание исполнилось только сейчас.
Проясню…
Авиафар - потомок присваивающих себе божьи жертвы сынов первосвященника Илии,
(Первая книга Царств, глава 1 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.
(Первая книга Царств, глава 2 стих 12-16)
12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
13 и долга священников в отношении к народу.Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей
14 и опускал ее в котел, …
которых еще три поколения назад хотел снять со священничества Господь. (Как по мне, то продолжительность в три поколения - это все таки многовато как для отсрочки наказания.)
И в то же время Авиафар - это потомок Ифамара (второго сына Аарона), то есть потомок тех, с которыми свой завет мира Господь не «подписывал» и кому «вечное священство» не обещал.
(Числа, глава 5 стих 10)
10 И сказал Господь Моисею, говоря:
11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, …
13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своём и заступил сынов Израилевых.
И кто служить при скинии не имел право (первосвященник то может быть только один), но вот уже на протяжении более четырехсот лет именно потомки Ифамара, а не Елеазара (того кого прочил в священники Господь) стоят у главного жертвенника и считаются первосвященниками.
***
Пророки за пятьсот лет жизни евреев в Ханаане успели столько всего напророчить, что невозможно что либо сделать чтоб не оказалось что про это уже кто то когда то говорил.
Вряд ли Соломон хотел угодить Господу отсылая Авиафара в ссылку. Он просто наказывает его за его политические убеждения, а тут глядишь и пророчество кстати подвернулось.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 27)
27 И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
Давид, божий помазанник, знал про пророчество о доме Илия, но это не мешало ему пользоваться его услугами.
(Вторая книга Царств, глава 20 стих 25-26)
25 Суса — писцом; Садок и Авиафар — священниками… у Давида.
***
(Третья книга Царств, глава 2 стих 28)
28 Слух об этом дошел до Иоава, — так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, — и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника.
После прихода к власти Соломона, знать разделилась на два лагеря, на тех кто поддерживает Соломона, и на тех кто настроен против него - на оппозицию. Одним из оппозиционеров был Иоав. Соломон понимая что Иоав это все таки прославленный военачальник за которым стоит армия и его с этой должности никто не снимал, а его офицеры все еще слушаются своего командира, пытается перетянуть Иоава на свою сторону и обещает нечто привлекательное для Иоава.
Так действовал Давид, когда для того чтоб вернуться в Иерусалим, после подавления восстания Авессалома, ставит его полководца Амессая своим главным военачальником.
(Вторая книга Царств, глава 19 стих 13)
13 И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и ещё больше сделает,если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
Но Иоав знает цену такого рода обещаниям( так как сам же прирезал в свое время нового Давидова полководца) и на посулы Соломона «не ведется». И раз уж Иоав был такой принципиальный и на сторону заговорщиков (Вирсавии и Нафана) переходить не хотел, то Соломон попросту и решил его убрать.
Интерпретируя данный стих (в особенности слова «склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся» можно представить и такой вариант разворачивания событий…
Противники Соломона видя приход к власти молодого отверженца (его рождение от жены предательски убитого генерала никто не считал законным) надеялись выторговать себе места при дворе. И Соломон некоторое время вел с ними переговоры. Но вскоре торговля ему надоела и он начал вырезать своих оппонентов (именно об этой «чистке» и дошел слух до Иоава и вынудил его пуститься в бега «Слух об этом дошел до Иоава»).
(Третья книга Царств, глава 2 стих 28)
28 Слух об этом дошел до Иоава, — так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся
***
Убрать Иоава необходимо было максимально быстро, чтоб в его защиту не вступились его генералы, и поэтому над Иоавом не было никакого суда и не создавалась даже видимость законности (как в случае с Семеем, где была хотя бы видимость J)
Когда Иоав узнал что его хотят убить то он помчался к жертвеннику. С чего это Иоав решил что жертвенник может его спасти?
Даже если б и действовало табу на убийство возле жертвенника, неужели Иоав не понимал что как только он отпустит рога, то его сразу же схватят, а без воды и еды он долго не протянет?
Получается, что Иоаву важно было не получить принципиальное прощение, а продержаться до прихода своей поддержки то есть верных ему офицеров.
Ну а может по иудейской традиции каждому взявшемуся за алтарь обещалось беспристрастное слушание в суде? Как это предусматривалось в случае с непреднамеренным убийством
(Исход, глава 21 стих 13)
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть
или когда выносился вопрос на Божье решение
(Третья книга Царств, глава 8 стих 31)
31 Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей,
32 тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его
но в судейском слушании Иоаву было отказано, так как Соломон не был уверен в своей правоте и стремился провернуть свой приход к власти максимально быстро и без лишних проволочек.
***
Право завоевателя – сильная штука. Так город с тысячелетней (он упоминается еще при начале эпохи судей) историей – Иерусалим, всего лишь после сорока лет правления Давида становится уже ГОРОДОМ ДАВИДА.
(Третья книга Царств, глава 1 стих 9)
10 И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.
За сорок лет люди успели забыть что его все таки основали иевусеи (аммореи)
(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 5)
63 Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня.
что он строился как языческий город со множеством своих языческих прибамбасов и коренными жителями этого города необходимо все таки считать иевусеев, но никак не пришлых захватчиков - евреев.
***
Почему Иоав обычно так категорично решающий все вопросы (как в случае с Авениром
(Вторая книга Царств, глава 3 стих 27)
27 Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за кровь Асаила, брата Иоавова.
или с Амессаем которые были довольно опытными солдатами)
(Вторая книга Царств, глава 20 стих 10)
10 Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот,так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри