Энциклопедия Брокгауза пишет

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/3793/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B

1) сирийцы, или арамеи - их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима

(Бытие, глава 10 стих 22)

22 Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан].

- это группа семитских племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и северной части восточного берега реки Иордан. Ветхий Завет называет родиной сирийцев Каир

(Книга пророка Амоса, глава 9 стих 7)

7 Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?

***

Библия в который раз напоминает о необходимости содержать левитов.

(Второзаконие, глава 26 стих 11)

11 и веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой, дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя.
12 Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались

***

Господь завещает чтоб ему поставили жертвенник из нетесаных камней

(Второзаконие, глава 27 стих 2-6)

2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью;

5 и устрой там жертвенник Господу, Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа;
6 из камней цельных устрой жертвенник Господа, Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу, Богу твоему,

***

Господь торгуется с евреями. Он обещает что выберет народ Израилев своим святым народом, ЕСЛИ он выполнит Его условия.

(Второзаконие, глава 28 стих 9-10)

9 Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его;

10 и увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя.

***

Все благословенное носит исключительно материальный характер: преуспевание, умножение родни и скота, и хорошие урожаи, победы над врагами и господство над всем миром.

(Второзаконие, глава 28 стих 1-13)

12 Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать].
13 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять,

примечательно то, что в Ветхом Завете идея накопления богатства не только не порицается, а наоборот даже поощряется

(Второзаконие, глава 28 стих 1-13)…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать].

***

Милосердный Бог в своих Заветах больше угрожает чем ободряет. В главе 28 Второзакония из шестидесяти восьми стихов только двенадцать стихов посвящены благословениям, проклятиям же – все остальные пятьдесят шесть, и все это преподносится от имени божества, явно способного творить злые дела (то же качество приписывается ему и в позднейших писаниях, например в книге Иезекииля).

Из всех кар, которыми бог грозит своему народу, ни одна не является карой духовной (следует отметить что нигде в Ветхом завете нет речи ни об аде, ни о чистилище)

***

Бог может назначать других Богов?

(Второзаконие, глава 29 стих 26)

26 и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и которых Он не назначал им:

***

Опять это неприемлемое для ВСЕЗНАЮЩЕГО Бога слово - ЕСЛИ

(Второзаконие, глава 30 стих 26)

16 [Если будешь слушать заповеди Господа, …
17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, …

***

Господь, устами Моисея, говорит, что Он сам уничтожит людей и отдаст их земли Израильтянам

(Второзаконие, глава 31 стих 3-4)

3 Господь, Бог твой, Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, как говорил Господь;

4 и поступит Господь с ними так же, как Он поступил с Сигоном и Огом, царями Аморрейскими, [которые были по эту сторону Иордана,] и с землею их, которых он истребил;
5 и предаст их Господь вам, и вы поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам

***

Господь проклинает народы не потому, что те в чем-то согрешили, а для того чтобы умножить блага, даруемые иудеям

(Второзаконие, глава 30 стих 7)

7 тогда Господь, Бог твой, все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые гнали тебя,

***

Те евреи, которые живут среди других народов (среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь) считаются пленными

(Второзаконие, глава 30 стих 1-3)

1 Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своемусреди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой,

3 тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой

***

Вот тут Господь ответил так, как и подобает Всезнающему Господу. Без всяких ЕСЛИ и МОЖЕТ БЫТЬ.

(Второзаконие, глава 30 стих 16)

16 И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним;
17 и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет [Господа] Бога моего среди меня?

***

Перевод очень сильно может менять смысл сказанного. Как хочеш так и понимай.

Кто хочет может понимать что народы создавались Всевышним по количеству Ангелов Божиих. И что на каждого ангела приходится свой народ. И еврейский народ тоже достался одному из ангелов

(Второзаконие, глава 32 стих 8)

8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (в греческом переводе: по числу Ангелов Божиих);

тогда стих (Второзаконие, глава 32 стих 9)

9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его

можно понимать что когда Некто раздавал уделы (народы), то Господу (Ангелу Господню) достались именно племя Иакова

и идея последующих стихов может быть такая.

Господь (Ангел) получил себе в наследственный удел еврейский народ.

Смотрел за ним, оберегал его

(Второзаконие, глава 32 стих 10)

10 Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;

Причем все сделал сам, один

(Второзаконие, глава 32 стих 12)

12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога

кормил его, поил

13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,

а этот народ тупо на него забил и переключился на другого бога (ангела).

(Второзаконие, глава 32 стих 15)

15 И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего

за что Он и разгневался и бросил их

(Второзаконие, глава 32 стих 16)

16 Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его:

19 Господь увидел [и вознегодовал], и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,

Причем сказав, что он разозлился не от того что евреи пошли к другому богу, а оттого что суетятся и сами не знают что хотят.

21 они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;

***

Несмотря на то, что Моисей был в хорошей физической форме

(Второзаконие, глава 34 стих 7)

7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась

входить в скинию он уже не может

(Второзаконие, глава 31 стих 2)

2 и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: «ты не перейдешь Иордан сей»;

***

Подразумевается что другие боги есть, только они чужды еврейскому народу

(Второзаконие, глава 32 стих 12)

12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.

(Второзаконие, глава 32 стих 31)

31 Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том

(Второзаконие, глава 32 стих 16)

16 Богами чуждыми они раздражили Егои мерзостями [своими] разгневали Его:

***

Почему бесов называют богами ?

(Второзаконие, глава 32 стих 17)
17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши

***

Как у Всемогущего Создателя могут быть враги?

(Второзаконие, глава 32 стих 41)

40 Я подъемлю к небесам руку Мою и [клянусь десницею Моею и] говорю: живу Я вовек!

41 Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам

***

Бог может быть и добрый.

(Второзаконие, глава 32 стих 42)

42 упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.

***

Есть язычники, а есть Его народ

(Второзаконие, глава 32 стих 43)

…Веселитесь, язычники, с народом Его

… ибо Он отмстит за кровь рабов Своих

… и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!

(Второзаконие, глава 32 стих 43)

43 [Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.] Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!

***

Эти слова обычно приводят как доказательство того, что Моисей писал не все Пятикнижие и кто-то дописывал за него.

(Второзаконие, глава 34 стих 5-6)

5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;

6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.

Книга Иисуса Навина

Иисус Навин происходил из колена Ефрема

(Числа, глава 13 стих 9а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

9 из колена Ефремова Осия, сын Навин,

Иисус Навин (почему то названный в Числах Осией (Числа, глава 13 стих 9а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

9 из колена Ефремова Осия, сын Навин,

переименованный Моисеем в Иисуса (Числа, глава 13 стих 17а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)17…И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом

Что означает имя Иисус и в чем отличие от имени Осия?

(Вот тут есть один из вариантов ответа

http://www.beebible.narod.ru/imya-iisusa.html

Имена Осия и Иисус не идентичны (хотя и имеют общий корень): первое означает, согласно Филону Александрийскому, «спасенный», второе – «спасение Господне»

При битве с амаликитянами Навин (тогда еще Осия) зовется Моисеем – Иисусом, хотя переименовал он его гораздо позднее. (Исход, глава 17 стих 9а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)9 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами;…

Иисус Навин детей не имел

(Первая книга Паралипоменон, глава 7 стих 27а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

27 Нон, сын его, Иисус, сын его.

Он не был ни пророком, ни священником, но в то же время после смерти Моисея, Бог обращается именно к нему, а не к сыну Аарона – Елиазару и не к детям Моисея - Гирсаму и Елиезеру.

Считается что мирный переход власти от Моисея к Иисусу Навину единственный случай в Библии когда власть передается не по наследству и не в результате заговора.

***

На Бога надейся, а сам не плошай. Несмотря на все обещания Бога разогнать врага, Иисус Навин сначала оценивает обстановку и соизмеряет силы. Для этого он высылает разведчиков чтоб выявить слабые места в обороне города.

(Книга Иисуса Навина, глава 2 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

1 И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там

***

Запуганная блудница

(Книга Иисуса Навина, глава 2 стих 1-17а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость

заранее предвидя что город падет, предает свой народ, а взамен просит пощадить себя и своих родных

(Книга Иисуса Навина, глава 2 стих 1-17а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

12 итак поклянитесь мне Господом [Богом нашим], что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак,
13 что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти.

Согласно (Евангелие от Матфея, глава 1 стих 5а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________), она вышла замуж за Салмона и таким образом стала праматерью царя Давида и самого Иисуса.

(Евангелие от Матфея, глава 1 стих 5а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

Согласно мидрашу (еврейское толкование пятикнижия (Торы), Раав, приняв иудаизм, вышла замуж за Иисуса Навина и стала праматерью пророчицы Олдамы, пророка Иеремии и пророка Иезекииля.

***

Когда народ Израилев переходил через реку Иордан, Господь поставил стену поперек реки и израильтяне перешли реку по дну

(Книга Иисуса Навина, глава 3 стих 16а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.
17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.

Событие конечно красивое, но для Всевышнего, сотворившего мир из ничего какое-то мелкое.

***

Находясь во главе 600 тысячной армии Иисус Навин отсылает на штурм Иерихона всего 40 тысяч

(Книга Иисуса Навина, глава 4 стих 13а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

13 Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться.

хотя может 40 тысяч это только солдаты оставшихся племен за Иорданом?

(Книга Иисуса Навина, глава 4 стих 11-13а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

11 Когда весь народ перешел [Иордан], тогда перешел и ковчег [завета] Господня, и священники пред народом;
12 и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные впереди сынов Израилевых, как говорил им Моисей.
13 Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться.

тогда почему фраза перешло пред Господом применяется только к ним? Вопросов бы не возникало если б стих был написан как то так:

«А ТАКЖЕ и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные…»

***

Что значит обрезать во второй раз (отрасло что ли)?

(Книга Иисуса Навина, глава 4 стих 2а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.

***

Почему куча народу была не обрезана? Или в пути обрезать малышей не принято? По крайней мере в указаниях Бога (Бытие, глава 17 стих 10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) об этом ничего не сказано.

(Книга Иисуса Навина, глава 5 стих 4-7а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;

7 а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, [как родившихся] на пути, не обрезывали.

когда Господь напал на Моисея (когда он шел после явления Господа в горящем кусте) и хотел убить за то что его сын был необрезан (то есть нарушение Божьего завета это серьезно и нарушителя ждет смерть),

(Исход, глава 4 стих 24-25а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня

а рожденные в пустыне дети сорок лет проходили необрезанные?

Ну и соответственно не могли отмечать Пасху.

***

Когда евреи перешли через Иордан манна перестала являться и они стали есть местную пищу. То есть израильтяне подозревали что манна вот-вот пропадет и запаслись на три млн. человек провиантом

(Книга Иисуса Навина, глава 5 стих 11-12а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день

12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской

***

Вождь воинства Господня должен быть очень похож на человека, если Иисус Навин не пал сразу на колени, а сначала задавал глупые вопросы узнавая свой это воин или чужой.

(Книга Иисуса Навина, глава 5 стих 13-15а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонилсяи сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

Кто он, этот загадочный персонаж?

И не понять зачем этот вождь вообще прилетал? Он зачем то заставил Иисуса Навина разуться и после этого улетел.

(Книга Иисуса Навина, глава 5 стих 15а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

По крайней мере не указывается что Господь использует вождя еще для чего то. Вождь воинства Господня появился, подготовил почву для беседы, заставил Иисуса разуться и пропал. Следующий стих начинается словами обращения Господа напрямую (так же как он это делал раньше) к полководцу Навину. То есть я не вижу отличий в обращении Господа в начале первой главы

(Книга Иисуса Навина, глава 1 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву.

(Книга Иисуса Навина, глава 5 стих 2а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз

(и в дальнейшем (Книга Иисуса Навина, глава 4 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)1 Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу:)

и здесь, после общения с ангелом (Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

1 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон…

Раньше Господь общался с полководцем напрямую (Книга Иисуса Навина, глава 1 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву.

а здесь почему то использует гонца. Какова была необходимость в посреднике?

***

В течение одного дня войско Иисуса Навина (600 000) обошло город СЕМЬ раз. Следовательно город был не особо крупным если такое стало возможным.

(Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 14а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз

при продолжительности светового дня 21 час (больше только в заполярье) войску понадобилось бы три часа на круг. При скорости вооруженного воина 3км/час за три часа они прошли девять километров. После вычислений получается что Иерихон – это город с площадью, примерно, шесть с половиной квадратных километров.

***

При взятии Иерихона евреи действовали как их научил Господь, семь дней ходили вокруг города и дули в трубы. На седьмой день стены города пали. Господь не захотел сделать все сам (как, например, при выходе из Египта), он только облегчил работу израильтянам, обязав последних вырезать всех жителей, а золото и драгоценности отдать священникам (Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 18а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню

***

Стены Иерихона пали, конечно, от силы Господней. То есть Господь явил очередное чудо. Но зачем Господу понадобились все эти парады в течение семи дней? Для явления чуда вполне было достаточно сразу дунуть в трубы и стены бы рухнули или вообще по желанию Господа стены могли рухнуть при подходе израильтян к городу.

***

(Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 20а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

20 И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом

(Ладно мужей и жен, но осликов то за что? J)

***

Варварство конечно еще то! Милосердный Бог, отец всех людей, как то перестал быть блюстителем нравственности и его заповеди "не убий" и "не пожелай

жены ближнего твоего, ни его добра» меняются на приказ уничтожить чужой город, истребить всех его жителей, в том числе женщин и детей, перерезать всех животных, сжечь дома и утварь

(Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 23а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

23 А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, [чтобы внести Господу] в сокровищницу дома Господня.

***

После уничтожения Иерихона, Иисус отправил войска на соседний город, на Гай, так как разведка доложила что трех тысяч для его взятия будет достаточно

(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 3а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

3 И возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало [там].

Но жители Гая оказались еще теми воинами и разгромили еврейский отряд

(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 5а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 5 жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до Севарим и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода

Потом оказалось, что это случилось от того, что Господь отказался помогать евреям, так как один еврей стырил из священнической доли трофеев одежду и слиток золота весом в пятьдесят сиклей (1 сикль весит14 г помножив на 50 =700 грамм)

Этого негодяя конечно нашли (правда как то странно. Сначало Господь определил колено к которому принадлежит ворюга, затем племя, затем семью и только затем непосредственно вора. Как будто сразу не понятно было кто украл. Бог же сразу определил что в сокровищнице Господней недостача и рассердился из-за этого.

(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 25а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

25…И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.

Зачем Господь подставил отряд несчастных евреев понадеявшихся на помощь Бога и выступивших на город Гай малым количеством. Они же не подозревали об обиде Божьей и погибли ни за грош.

***

Героизм Гайцев подорвал уверенность евреев «сердце народа растаяло и стало, как вода»

(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 5а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

5 жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до Севарим и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода

***

Несмотря на закон Моисеев что каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление

(Второзаконие, глава 24 стих 16а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление

вместе с согрешившим Аханом были побиты камнями (сожжены огнем) также и сыновья и дочери его

(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 24а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)24 Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор

25 И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.

***

После первой неудачной попытки взять город Гай ________________________________________________________________________________________________________________и наказания виновных (такое ощущение что просто крайних нашли). Иисус Навин как настоящий полководец заботящийся о людях, пошел на захват города Гая с 600 000 воинами (по результатам последней переписи перед враждой с мадианитянами)

(Числа, глава 26 стих 51а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

51 Вот число вошедших в исчисление сынов Израилевых: шестьсот одна тысяча семьсот тридцать

причем благосклонность Бога уже была восстановлена и поддержка обеспечена

(Книга Иисуса Навина, глава 8 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и встав пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его

Как бы там ни было, поддержка Бога осуществлялась только советами. По совету Бога, горожан сначала выманили из города, а затем уничтожили. Перевес в войсках был значительным (только в засаду Иисус поставил 30 000 человек

(Книга Иисуса Навина, глава 8 стих 3а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью,
4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы

тогда как жильцов в городе Гай (всех вместе мужчин и женщин) было всего 12 000. То есть мужчин от силы тысяч шесть, а если вычесть стариков и детей то наверное и вообще тысячи четыре

(Книга Иисуса Навина, глава 8 стих 25а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

25 Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч.

да еще и с поддержкой Господа (почему не прошел еще раз трюк с трубами как в Иерихоне или как позднее с камнями?)

***

Видя что евреи делают с захваченными городами, некоторые соседние народы сразу же согласились сдаться и быть рабами (хоть они и приходят как союзники, но условий союзничества не выдвигают и согласны на все лишь бы остаться в живых)

(Книга Иисуса Навина, глава 9 стих 8а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

8 Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли?

11 [Слыша сие,] старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: «мы рабы ваши; итак заключите с нами союз».

Интересно, если б израильяне сначала спросили Господа что это за люди, приказал бы он жителей Гаваона уничтожить или ничего бы не изменилось?

(Книга Иисуса Навина, глава 9 стих 14а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

14 Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили

Чья клятва сильнее - клятва Господу взять эту землю и погубить всех жителей или клятва чужакам что их оставят живыми.

(Книга Иисуса Навина, глава 9 стих 24а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

24 Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить [нас и] всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело

***

А некоторые народы организовывают сопротивление, хотя знают что на стороне евреев воюет Бог и по повелению Господа они должны умереть. Но противятся воле Божьей.

(Книга Иисуса Навина, глава 9 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

1 Услышав сие, все цари [Аморрейские], которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, [и которые] близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, [Гергесеи,] Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи,
2 собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем.

***

Когда Аморрейские цари пришли наказать сдавшихся жителей Гаваона, Иисус с солдатами совершил стремительный марш-бросок (Толковая Библия Лопухина

http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm

приводит цифру 17 верст) и неожиданно напал на их лагерь.

(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 9-10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

9 И пришел на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Галгала.

10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа

тогда Господь впервые лично принимает участие в битве бросая камни.

(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 11а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

11 Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении]

кстати, почему Господь кидал камни только до самого Азека, а не дальше? Он их всех перебил что не продолжил бомбардировку в стенах города? А если это был град, то почему он поражал только аморреев?

***

Вряд ли Иисусу Навину для победы была нужда в остановке солнца.

(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 11а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»?

После неожиданной атаки (Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 9-10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением,

и участии Бога, (Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 11а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

…Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали

(никто ж не сомневается, что если Бог начал кидать камни для уничтожения врагов, то он не остановится пока не перебьет негодяев до последнего)

остановка солнца и луны было чистейшего вида «зарисовкой» перед израильтянами, бахвальством.

***

Что это за книга Праведного и кто такой Праведный? Пророк до Моисеевой эпохи?

(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 13а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»?

***

Все соседние племена были так «зашуганы», что никто и «вякнуть» не смел против сынов Израилевых

(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 21а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)… и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим

***

Евреи подчистую вырезали всю область и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем

(я думаю евреям после этого грех жаловаться на плохое отношение к себе со стороны соседей)

(Книга Иисуса Навина, глава 10 стих 28-43а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)28 В то

Наши рекомендации