Пижемское, год рождения 1702.
Территория нашего района в 16 веке входила в состав Казанского ханства. В 1552 году Казанское ханство было включено в состав России. В 1555 году в Казани учредили епархию, и началась христианизация местного населения (учебник «История России – 10 кл.»).
История села Пижемского, как, впрочем, и любого другого села, начиналась с грамоты на построение церкви. Ксерокопия «Грамоты Тихона, митрополита Казанского и Свияжского, на построение в Пижемской волости Яранского уезда (село Пижемское) вновь церкви во имя Воскресения Господня от 1702 года 25 мая» есть в районном краеведческом музее, но посетители видят на стенде лишь вступительную её часть:
«…Мы, великий Господин Преосвященный Тихон, Митрополит Казанский и Свияжский, по тому великого Государя указу и грамоте благословили и повелели в Яранском уезде, в Пижемской волости близ… реки построить церковь Божию деревянную во имя Воскресения Христова и на то церковное строение дать нашу архиерейскую благословенную грамоту, почему ту церковь строить…»
По ходу изложения я попытаюсь делать небольшой комментарий.
В 16 - 18 веке русские, заселяя территорию, на которой исконно жили черемисы, обращали их, язычников, в православную веру. По мере того, как население росло, возводились новые храмы. Данной Грамотой велено было «яранским новокрещенным в Яранском уезде в трех волостях…построить три церкви Божии со всею церковной утварью из Яранских ратушных доходов». « …в Пижемской волости близ… реки» - многоточие, скорее всего означает, что конкретное место ещё не было выбрано. Название села и волости определялось близостью реки Пижмы.
«…в приход быть к той Воскресенской церкви новокрещенным Пижемской, Жеребецкой, Масловской волостей, а Яранской, что на Пачах, с крестьянскими дворами, Уртминской – со старостина конца, Луммарнской, Витлинской волостям быть в приход к той же Воскресенской церкви по указу; всего в приход к той Воскресенской церкви новокрещенских 156 дворов, да крестьянских 15 дворов, всех – 171 двор».
Попробуем разобраться. Три волости входили в приход полностью: село Пижемское и его округа, деревни Жеребецкая и Масленская с окрестностями. «Яранской, что на Пачах, с крестьянскими дворами» – это жители русской деревни Большие Пачи, возможно также, Малых Пачей и Пердунова – всего 15 дворов, а также окрестные марийские деревни, относившиеся к приходу, вероятно, Яранской церкви. Яранская волость могла называться не по названию города Яранска, а по названию деревни Яранская, которая по метрикам Пачинской Всехсвятской церкви 1764 года была в Пачинском приходе. К Уртминской «со старостина конца» относились, видимо, Шешурга, Округа. К Луммарнской – деревни западной части района – Церменур, Идомур. (Деревни Большой и Малый Лумарь на современной карте находятся в Нижегородской области близ верховья реки Тужи). Что за Витлицкая волость? Сейчас трудно определить, но, учитывая, что к Воскресенскому приходу в 1764 – 1772 годах, судя по метрикам, относились деревни Котельничского уезда – Кывырла, Кукмор (Купнур), Витлицкая волость была, наверное, за рекой Пижмой. Две последние волости не относились к Яранскому уезду, видимо, поэтому прихожане определены к Воскресенскому приходу «по указу».
Если учесть, что весь приход составлял 171 двор, а это три десятка населенных пунктов, большинство из тех деревень, что встречаются в метрических книгах в 1764 году, уже существовали к моменту строительства Воскресенской церкви и села Пижемского. То есть, им более трёхсот лет.
Далее в грамоте говорится, что церковь должна строиться непременно по церковным канонам:
«А в начале на основании той церкви быть иерею, крест водрузить и молебен петь (излагаю современным русским языком, сохраняя стиль грамоты. Прим. автора), и святою водою кропить, и всё строить по чину, как о том напечатано в новоисправном большом требнике. И строить ту церковь по чину правильного и уставного законоположения, как о сём правила и устав церковный повелевают: о единой или о трёх, или о пяти главах, а шатровых церквей отнюдь бы не строить. И чтоб алтарь был пространен и светел, с прирубленными пятистенными стенами; престол учинить «о четырех столбцах», а запрестольный образ поставить поодаль престола, чтобы во время иерейского служения иерею меж престола и запрестольного образа пройти было свободно. В святой алтарь из церкви учинить трои двери: царские, северные и южные, и в церковь же учинить трои двери: северные , южные и западные. Перед западными дверьми учинить паперть, а вначале на правой стороне царских дверей поставить образ всемилостивого Спаса или образ настоящего Храма Воскресения Христова, потом уж и прочие образы по своему обещанию. На левой стороне царских дверей поставить образ Пресвятой Богородицы с превечным младенцем и прочих святых образы по чину. Также и вверху в иконостас поставить образы по чину же, и чтоб у той церкви без нашего архиерейского указу пределов не строить.»
«И как та церковь совершена и со всем церковным украшением к освящению изготовлена, и к той церкви иерею с причетниками церковная земля и сенные покосы по указу великого Государя и соборного положения справлены, и под ту вновь построенную церковь, под кладбище и попу с причетниками под селитьбы (усадьбы. Прим. автора) земли «длиннику и поперешнику по осьми десять сажень» отведено будет, о том нам, Преосвященному Митрополиту, сообщить ведомо, и по нашему указу об освящении той церкви указ и освященный антиминс послан будет к вам. А если будет та церковь построена не по нашему вышеописанному указу, или образы не по чину поставлены будут, по нашему указу той церкви освященной не быть».
«…А что от того церковного строения останется леса и щепы, тот лес сложить особо и никому того леса на строение мирских домов не продавать, кроме церковного строения, а щепу отдать просфорнице и велеть той щепой топить печь, в которой просфоры пекутся, и всё учинить по вышеописанному нашему архиерейскому указу».
Комментарии здесь излишни. Просто, приводя текст грамоты, хотел обратить внимание на то, что макет первой церкви, выставленный в районном краеведческом музее, не полностью соответствует вышеописанным канонам.