Или о том, что удалось раскопать из истории нашего края.
История рода не понятна в отрыве от истории России, истории родного края, поэтому каждый раз, приезжая в архив, я искал по описям всё, что касается Яранского уезда или в какой-то мере может пролить свет на жизнь моих предков. Фонд 574, оп. 8, дело 33 – «О холерных эпидемиях…», дело 88 – «Рукопись о грабежах и разбойниках…», дело 93 – «О курганах, городищах, древних могильниках…». Фонд 170, оп. 1 оц, дело 139 – «Материалы для словаря черемисского языка», дело 96 – Рукопись «Заселение русскими Яранского уезда», дело 97 - «Яранский посад и уезд по переписной книге Г.М.Юшкова – 1646 год». Последнее дело - наверное, то, что надо.
Рукопись небольшая. Копия, оригинал хранится в Москве. Это даже лучше, так как оригинал, написанный на старославянском, было бы сложнее прочитать.
В переписной книге перечень деревень, количество дворов, людей (за людей в то время считали только хозяев), прочих проживающих мужского пола. Женщины вообще не учитывались, так как не являлись потенциальными налогоплательщиками. Писались также фамилии или прозвища людей. К примеру: деревня Большепольская на реке Лайбе, крестьянских дворов – 10, людей – 10, детей, пасынков, бобылей – 31, один двор бобыльский. Судя по всему, бобылем, в отличие от нынешнего понятия – человек неженатый, считался человек, не имеющий хозяйства, потому что в рукописи велся учет, в том числе, бобылей и их детей. Проживают в деревне Бочкарь, Солоденик, Колесник, Скорнеков, Кузнец, Шамшурихин, Шамшуренков, Залеженин. Фамилии и прозвища, образованные от имен (Иванов, Петров, Сидоров и т.п.), в рукописи упускались. Большинство деревень примыкали к городу Яранску. Многие сохранили название и сейчас: Лагуновская (проживают Максименко, а прямое имя Васка, Павлов, Куверов), Забейкино (Козлов, Чермной, Бабин), Тарасова (Гуща, Щекопыт, Девятой, Игошка), Пиштанская (Первушка, Улита), Борковская (Гущин), Сосновка (Засерин) и так далее.
Ещё пример: «Деревня Крыкова Репище по Лумаринской дороге, двор – 1, государев плотник Данилко Назарьев, да близко двор отставленного стрельца Баженка Безсонова, а во дворе живет бобыль, его Баженков половинщик Палка Щепашка с 4 сыновьями, а он, Баженко Безсонов, живет в городе, в стрелецкой слободе».
Среди прочих, упоминается деревня Дербенёво на реке Ярани. Дворов в ней – 4, людей – 4, детей и бобылей – 11. А также – Мазяново поле, дворов – 2, людей – 2, детей и бобылей – 8. Не смею утверждать, что это - деревня Маза (Мазарская, бывшая марийская деревня), но вот деревня Дербенёво – это, без сомнения, Большие Пачи. Почему так считаю?
В метрических книгах Пачинской Всехсвятской церкви за 1764 год есть данные о родившихся младенцах из Больших Пачей, Малых Пачей, Устья, Вырнура, Кидалсолы, Пердунова, Кугуланура – всего 22. Кроме того, среди заключивших брак, а таковых 15 пар, есть жители деревень Пайнура, Лапсолы и починка Туманурского – это из тех населенных пунктов, что находились на территории нынешнего Тужинского района. Деревень в то время было немного, считай, только выше перечисленные (проверено по метрикам последующих лет). К тому же, в 1816 году в Больших Пачах, согласно ревизским сказкам, из сорока хозяйств в тридцати одном живут Дербенёвы, потомки Дербеня. Деревня Дербенёво, находившаяся на Ярани, видимо, в устье реки Пача, разрасталась вверх по этой речушке и поэтому получила название Большие Пачи.
Каков же возраст деревни? Переписная книга Григория Юшкова позволяет утверждать, что деревня появилась, как минимум, более десяти лет до переписи, то есть не позднее 1636 года, и вот почему. Приведу дословно часть рукописи:
«В Яранском же уезде государево оброчное село Липовое Поле (позднее - Липовское, ныне – Обухово Пижанского района, прим. автора), да к селу два починка: починок Шугинской на реке Шуге да починок Бурдин на реке Пижме. Почали селиться вновь со 144 года (с1636 года от рождества Христова, прим. автора), а в селе храм Воскресения Христова да в пределе Покров Пресвятые Богородицы, строение мирских людей, а у церкви - поп Еремей Тиханов, да у церкви же дьячок Вятченин Федка Шибанов, да у церкви же пономарь Мишка Юрьев, да 2 двора бобыльских Веретенникова да Шалеговец Кукаренин (выходец из Кукарки, ныне Советска, прим. автора), да в селе Липовом Поле на государевой оброчной земле 2 двора – Волотка Вятченин с тремя сынами, да Варфоломейко Сорокоум с сыном и двумя внуками…
И всего в Яранском уезде: на посаде – посадских и бобыльских, и в уезде в государственном селе, и в оброчных деревнях, и за помещиком в поместьях – 175 дворов, в них крестьян и бобылей, их детей и братьи, и племянников, и внучат – 656 человек. Из того числа по переписке Григория Юшкова сверх росписи, какову ему подал в Яранске воевода Артемей Агибалов (по) посаду и уезду за своею рукою, вместо приправочных книг, прибыло село да 2 починка, да за помещиком деревня, а в них 24 двора крестьянских, а в них крестьян и бобылей, и братов, и племянников, и соседей – 102 человека, да 4 двора бобыльских, а в них бобылей и их детей – 11 человек.
И всего в Яранском (в рукописи – в Еранском, прим автора) уезде в селе и в деревнях, и в починках прибыло крестьянских и бобыльских – 28 дворов, а людей – 113 человек».
Поскольку село Липовое Поле, заселявшееся с 1636 года, значится в числе вновь прибывших, а деревня Дербенёво в этом качестве не упоминается, значит она появилась раньше минимум на год. Есть ли в нашем районе деревни старше? Вряд ли. Ведь в 1636 году во всём Яранском уезде, включавшем территорию нынешних Яранского, Кикнурского, Тужинского, Пижанского районов, вместе с городом Яранском и посадом не насчитывалось и полтораста дворов, в которых проживало (с учетом женского населения) тысячу с небольшим человек.
В 1764 - 1766 годах, кроме деревень, отмеченных в метрических книгах Пачинской Всехсвятской церкви (перечисленных выше), на территории нашего района существовали деревни прихода Пижемской Воскресенской церкви: Елпаева, Катня, Кошканур, Азансола, Тужа, Покста, Церменур, Семендур, Коженер, Жеребецкая, Чернецсола, Маслинская, Ситкина, Козьмина, Идомур, Кугалыка, Купнур (может быть Кукмор, ныне Арбажского район), Пиштенур, Кугунур, кроме того, Югунур Пачинского прихода, Шешурга, Васькина, Округа Ломовского прихода (село Лом ныне Яранского района).
В 1774 году в Яранском уезде было 9 церквей да ещё соборная и 3 церкви приходских в городе Яранске. Воскресенский приход села Пижемского был одним из самых крупных – 186 приходских дворов. Больше было только в селе Пиштанском – 220 дворов и трех церквях Яранска – 671 двор.
Священником Воскресенского храма села Пижемского был Федор, Леонтьев сын, Боровский – 61 года. В дьячках служил его сын Яков Федоров – 29 лет, в пономарях – другой сын Матфей Федоров – 19 лет, ещё один сын, Иосиф, учился в семинарии да два сына, Сергей и Сава, были малолетними. Семье Бобровских ещё будет уделено внимание, а в следующей главе хотелось бы напомнить историю возникновения села Пижемского.