Немного теории, или что говорит церковное учение.

На протяжении своей истории церковь четко определила свое отношение к тому, как воспринимать обращенные к отдельным людям или группам верующих божественные видения и послания. Суть этой позиции в том, что для нашего спасения необходимым и достаточным является Откровение Христа. Все остальное – лишь вспомогательные средства, весьма полезные, но не обязательные. Вот какую формулировку дает Катехизис:

ККЦ, п.65: «Христос, Сын Божий, ставший человеком, есть Единое и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет другого Слова, кроме этого».

ККЦ, п. 66: «.. И все-таки, если Откровение завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию; христианской вере предстоит на протяжении веков проникать постепенно в глубины его смысла».

ККЦ, п. 67: «В ходе веков бывали откровения, называемые «частными», некоторые из них были признаны Церковью. Их роль – не улучшить или дополнить откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху. Под руководством Учительства Церкви интуиция верующих умеет отличить и принять то, что в этих откровениях составляет истинный призыв Христа или святых Его, обращенный к Церкви».

Немного теории, или что говорит церковное учение. - student2.ru Кардинал Ратцингер, будущий папа Бенедикт XVI, называл частные откровения «знаками времен, помогающими распознавать присутствие Бога в данной конкретной эпохе». («Послание Фатимы», 2000 г.)

Многообразие частных откровений церковная традиция разделяет на три категории, исходя из способа восприятия: visio sensibilis (чувственное восприятие, «явления» в привычном смысле слова), visio imaginativa (внутреннее восприятие откровения, не облеченного в образы или слова) и visio intellectualis (мистическое видение божественной реальности «очами души», превосходящими обычные человеческие чувства).

Важно помнить, что «частные откровения» не суть «фотографии» божественной реальности: обращенные к нам послания Христа, Богородицы и святых облечены в те образы и формы, которые присутствуют в культуре конкретного визионера.

... и немного священной истории

Нередко, особенно от братьев-христиан других конфессий можно услышать мнение, будто явления («частные откровения») характерны именно для западной католической культуры. Однако самый беглый взгляд показывает, что корни «культуры явлений» уходят в Ветхий Завет. Авторы, писавшие книги Ветхого завета, донесли до нас характерное для своей эпохи убеждение, что Бога невозможно увидеть лицом к лицу и остаться в живых; поэтому чаще всего библейские персонажи слышат глас Божий или видят ангелов, «опосредующих» божественное присутствие. Невозможно в рамках небольшой заметки вспомнить все подобные эпизоды, поэтому я остановлюсь лишь на одной, но очень характерной встрече.

Речь идет о явлении трех мужей Аврааму у дубравы Мамре, которое традиционно трактуется как явление Бога Троицы. Это отнюдь не первый случай общения Аврама – Авраама с Господом; к тому же, кроме самого патриарха с Богом общаются члены его семьи, притом женщины – Сара-Сарра и наложница Агарь. Но во встрече у Мамре есть нечто, что впоследствии будет многократно повторяться в явлениях, уже более близких нашему времени.

- Бог приходит к Аврааму посреди ежедневных дел и забот, приходит тогда, когда человек его не ждет (у человека, между прочим, сиеста). У шатра стоит Господь в Троице Единый, а рядом Авррам с теленком, и Сарра суетится со свежей выпечкой. Авраам и Сарра лицезреют его своими плотскими очами.

- Бог беседует с человеком нежно, на понятном ему языке (Сарра даже возвращается к привычной для нее иронии)

- Бог дает человеку обетование, которое имеет, с одной стороны, очень личный смысл (обещание долгожданного сына), и, с другой стороны, смысл профетический, пророческий, и даже апокалиптический (великий народ, которому должно произойти от Авраама – это и народ избранный Ветхого Завета, и Церковь, и все спасенные).

Новый Завет – Благая весть о Воплощении Бога, также показывает нам сцены, в которых участникам приоткрывается Тайна бытия Иисуса с Отцом и Духом: это явление Духа Святого при крещении Иисуса в Иордане и Преображение. После Воскресения ученики многократно видят Воскресшего своими плотскими очами – Мария Магдалина беседует с Ним в саду у гроба, Клеопе и его товарищу Господь является по дороге в Эммаус, Петру, Иоанну и компании на Тивериадском море, Фоме – в запертой горнице. Приходит запросто, жарит рыбу и хлеб, утешает, учит и обещает, что всегда будет рядом.

Наши рекомендации