Второе Чтение (1 Петр 2, 4-9)
Чтение первого Послания святого Апостола Петра.
Возлюбленные: Приступая к Господу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в него не постыдится». Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна, о который они спотыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Слово Божие.
Аллилуйя.Я есмь путь и истина и жизнь, говорит Господь; * никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна
(Ин 14, 1-12)
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду.
Слово Господне.
Размышление.
В доме Отца моего обителей много…Я иду приготовить Вам место…
Дом, это мой исключительно личный мир, в котором я чувствую себя безопасно. Это мир, в который никто не может войти, если только я сам ему не открою. Если я кого-то люблю, я ввожу его в мой дом, давая ему возможность пользоваться его благами.
Дом – это открытое сердце для другого. Есть много людей, у которых прекрасные квартиры, но нет у них Дома. И много таких, которые хотя не имеют квартиры, но имеют Дом.
Непревзойденный идеал дома, это дом нашего Бога Отца, которым поделился с нами Иисус Христос. По этому образцу возникают на земле наиболее красивые дома, излучающее мир и любовь. Это, однако, не только идеал, но и действительность, а вместе с нею – замечательная возможность войти в мир настоящей любви. Христианин никогда не бывает бездомным. И в силу этого всегда может любить. Даже если сам не построил дома или легкомыслием разрушил уже построенный, то всегда есть дом Отца, которым делится с нами Христос.
И наша приходская община должна стремится к тому, чтобы быть настоящим домом. Как читаем в первом послании святого Петра: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устройте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Будем же учится от Иисуса строить дом нашего сердца, а также постараемся открыть наши дома для других.
Библейский комментарий пртготовили
Сестры урсулинки
О зрелой вере
Потеря первого молочного зуба может показаться чем-то ужасным, пока не поймешь, что это знак природы, и вскоре на месте молочных покажутся коренные зубы. Потеря детского представления о Боге (например, уверенность в том, что всемогущий Бог никогда не позволит случиться ничему дурному) может быть гораздо болезненнее.
Но если коренные зубы вырастают без нашего вмешательства, то более зрелые представления о Боге не заменят детские автоматически.
В конце концов детские представления о Боге отражают детскую веру: нам всем нужно с чего-то начинать. Однако для взрослой веры нужны новые умственные картины. Например, представления о Боге как о судье и отце могут быть заменены другими библейскими описаниями Бога, такими – как гончар или мать. Разумеется, если нам не удается увидеть неполноту наших детских представлений о Боге, мы рискуем остановиться в развитии на пути к взрослой вере.
Моя собственная нужда расти в этом качестве стала очевидна в тот день, когда я услышал исповедь женщины, которая просила прощения за выкидыш, перенесенный ею 50 лет назад. Наверное, ей было не менее 70 лет (она была за ширмой), и после того, как она рассказала об обстоятельствах случившегося (в котором не было ее вины), я попытался убедить ее, что на ней нет греха за это. Я сказал ей, что Господь не только понимает ее ситуацию, но и, более того, хочет, чтобы она простила себя. Думаю, умом она это поняла, но не знаю, изменило ли это что-нибудь в ее сердце. Одному Богу известно, сколько раз она уже просила прощения за этот предполагаемый грех.
Помню, я задал себе вопрос: какому Богу она молилась все эти годы? Какую ношу она несет вот уже полвека? Пытался ли кто-нибудь помочь ей развить более взрослые представления о Боге?
Сколько других людей несут такую ношу? А потом я спросил себя: каким я представляю себе Бога?
Часто мы носим в себе представления о Господе, а сооответственно, и о себе, и о других,
которые становятся с годами все тяжелее. Однако мы отказываемся оставить их, т.к. подозреваем, что для более зрелых образов потребуется еще большее обращение с нашей стороны. Но только мы сами можем решить отказаться от давящих на нас образов Бога и в то же время принять новые взаимосвязанные представления о Господе, себе и других.
Большинство из нас тяготеет к двум-трем образам Бога, пока они помогают нам видеть смысл в жизни вокруг нас; но эти образы не обязательно выражают всю истину о Боге. Например, Бог - любящий творец, который может не ответить на нашу эгоистичную молитву (скажем, о выигрыше в лотерею), но Он обязательно ответит мне, если речь идет о чем-то более серьезном (к примеру, чья-то жизнь). Но что произойдет, если я молюсь за тяжелобольного, который вскоре умрет?
Если у меня одно-единственное представление о Боге, и ему прямо противоречит новое и болезненное переживание в моей жизни (Господь всегда хранит меня, но на прошлой неделе я был избит и ограблен), то в каком-то смысле у меня тот же выбор относительно образов Бога, как и в случае, если я вырос из своих ботинок.
1. Я могу продолжать носить эти ботинки и постоянно жаловаться, что они жмут (почему этот Бог наказывает меня?).
2. Я могу вообще прекратить носить обувь (стать атеистом или агностиком).
3. Я могу найти ботинки по размеру. Христиане, выбирающие третий пункт, должны еще
раз обратиться к Писанию и житиям святых, чтобы убедиться, что не пропустили ничего важного.
Третий пункт, кстати, означает желание развивать свое представление о Боге. Представьте себе, что вам 5 лет. Предположим, кто- то попросил вас описать ваших родителей.
Возможно, вы бы ответили, что мама вас очень любит, папа очень сильный, и они о вас заботятся.
А теперь представьте, что вас спросили то же самое в возрасте 30 лет. Вы повторили бы тот же ответ? Вряд ли. Даже если вы употребите те же слова, они будут иметь более глубокое значение. А какое из описаний ваших родителей будет правильным: то, которое вы дали в возрасте 5-ти или 30-ти лет? Возможно, они оба правильны?
Разумеется, было бы неправильно не обратить внимания на ваше детское описание или, наоборот, принять его как последнее слово. Важные открытия ожидают того, кто хочет увидеть полную картину.
Разумеется, можно застрять на ранних представлениях о родителях. В результате мы можем идеализировать их, никогда не позволяя им стать реальными людьми со своими трудностями. Или мы можем не заметить хорошие качества, которые недостаточно ценили в детстве. А если мы так поступаем со своими родителями, то почему удивляемся, что наши представления о Боге недостаточны? Сердится ли Бог за то, что мы не все правильно понимали в детстве? Или Он скорее сожалеет, что, уже будучи взрослыми, мы
продолжаем полностью полагаться на эти детские образы?
"Подождите минутку," - возможно, скажете вы. –
"Что-то здесь не так. Нельзя строить образ Бога, чтобы объяснить все свои проблемы и разочарования.
Вы творите Бога по своему образу, вместо того чтобы быть образом и подобием Бога". Совсем нет. Божие откровение приходит к нам через огромное разнообразие образов. Бог Авраама, Исаака и Иакова;
Бог пророков и авторов Писания; Бог Марии Магдалины, Марты и самаритянки у колодца; любящий Бог, открывший Себя в смерти Иисуса на кресте - этот Бог всегда превосходит наши слова и представления. Что приходит вам на ум, когда, например, кто-то упоминает "Бога Ветхого Завета"?
Возможно, неумолимый Бог, требующий от людей строгого выполнения правил, Бог, характеризуемый громом и молнией. А как насчет Бога, ходящего по Эдемскому саду в вечерней прохладе, Бога, относящегося к Израилю с большей нежностью, чем мать относится к своему ребенку? Многие католики настолько плохо знакомы с древнееврейским Писанием, что охотно верят всем его описаниям Бога как неумолимого и требующего исполнения закона. Истина, однако, намного сложнее. Все священнописатели писали об одном Боге. Но у каждого было свое представление о Нем.
Часто у католиков возникает обратная проблема с образами Бога в Новом Завете. Мы с удовольствием вспоминаем притчу о Боге - Пастыре или о блудном сыне, забывая, однако, про притчу о Страшном Суде. Хотя общеизвестный образ любящего и щедрого Бога Нового Завета не должен вытеснять необходимость обращения на путь истинный.
Вообще-то прекрасное разнообразие образов Божиих в Ветхом и Новом Заветах возникает частично из-за неудовлетворенности некоторых библейских авторов общепринятыми представлениями о Боге. Если бы мы могли собрать всех библейских писателей, то наверняка услышали бы очень оживленный спор. Почему? Потому, что божественное вдохновение действует заодно с процессом духовного взросления человека, а не заменяет его. Автор Книги Иова, кто бы он ни был, точно знал человеческое страдание не понаслышке; но личный кризис писателя не затемнил откровение Бога. Авторы Писания и общины верующих, для которых они писали, знали болезненные призывы к вере и тем не менее действовали через них.
Иногда наша вера перестает расти во время ужасных потерь (выкидыш, убийство ребенка, неизлечимая болезнь) исключительно потому, что мы отказываемся предать сомнению наши прежние представления о Боге и открыться для более полного понимания. Возможно, мы боимся, что можем потерять веру в этом случае. Однако такой отказ может заморозить нашу веру на уровне детства. Разумеется, часть трудностей в формировании наших представлений о Боге состоит в том, что мы должны одновременно приспосабливать к ним наш собственный образ и то, как мы видим других людей.
Хотим мы этого или нет, но наши представления о Боге, себе и других связаны воедино. Через какие бы очки человек не смотрел на Бога, через них же он смотрит и на себя, и на других. Как детям иногда трудно оставить ранние образы родителей и приобрести новые, более зрелые, так и верующим иногда трудно принять богатое разнообразие библейских образов, которые питают зрелую веру в Бога. Возможность роста также лежит в том, чтобы подняться над тенденцией делать Бога знаменосцем конкретной культуры, в которой мы выросли. Конечно, развитие зрелых представлений о Боге может быть призывающим, обогащающим и пугающим. Вскоре после переезда Джона Генри Ньюмана в Литтлмор (недалеко от Оксфорда), где ему предстояло подумать над своим местом в Англиканской Церкви, он писал: "На небесах все по- другому, но здесь жить означает меняться, и быть идеальным значит меняться часто."
Люди становятся духовно зрелыми не просто по мере физического взросления, но когда начинают понимать, как сильно их представления о Боге отличаются от реальности и что Господь хочет, чтобы мы уважали всех людей, сотворенных по Его образу и подобию. Когда мы обращаемся по- настоящему, мы отказываемся от идолов и принимаем жизнь на Божиих условиях. Только тогда начинается развитие наших образов, которое продолжается до тех пор, пока мы не увидимся с Богом лицом к лицу на вечном празднике.
О. Ежи Ягодзиьнски, SVD
Май - месяц Богородицы
О том, как сложилась католическая традиция посвящения мая Богородице, нашим слушателям рассказал отец Сальваторе Перрелла из Ордена служителей Девы Марии, президент Папского богословского факультета «Марианум». «Христианский народ, как на Западе, так и на Востоке, всегда посвящал некоторые дни недели или какой-то месяц Пресвятой Деве». «В христианстве чествование Девы Марии, почитание Богоматери, - говорил Папа Павел VI, - это долг Церкви и долг христиан». Май – месяц цветов, солнца, возрождения природы: он напоминает нам о нашей Небесной Матери, побуждающей 5 ds3Uy7bioSkNYokktEAf1zMBHBELTsuES2yFO6tF80uE63D35krsSDE9XEqoB6O2FrzSdXlWesAT 1cf78PZST70MHl2qJxeoF+OePXtsHPqfmUO//l8BAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQCm5lH7 DAEAABUCAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAAPQEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAJVS3RGOAgAAIAUAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAAPAIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAI4iCUK6AAAAIQEAABkAAAAAAAAAAAAAAAAA9gQAAGRycy9fcmVscy9lMm9Eb2MueG1s LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAqZSD2eAAAAALAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADnBQAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAZKFSnmWw0AiPwQABQAAAAAAAAAAAAAAAAA9AYAAGRy cy9tZWRpYS9pbWFnZTEuZW1mUEsFBgAAAAAGAAYAfAEAAAxjDQAAAA== "> смотреть на солнце – то есть на Христа. «В христианстве очень важно иметь ориентир человечный и святой, каким и является Матерь Иисуса. Молиться Деве Марии и молиться как Мария, молиться вместе с Марией, - все это указания, исходящие от реформы Второго
Ватиканского собора и от апостольского послания Marialis cultus Павла VI», - сказал итальянский мариолог.
В учительстве Бенедикта XVI подчеркивается, что Дева Мария является Матерью христианства потому, что она – ученица, Женщина Слова и Женщина Молитвы.
Богородица охватывает материнской заботой всех своих детей, и в первую очередь – тех, кто из-за своей веры подвергается гонениям, умирает и терпит дискриминации. Вот почему Папа призывает просить о ее молитвенном заступничестве за этих свидетелей веры.
В апостольском послании Porta fidei Папа Бенедикт XVI писал: Мария молится о нас постоянно, непрерывно, но прежде всего она просит и нас не только молиться, но жить делами милосердия и быть активными свидетелями достоверности Евангелия: Благой Вести о мире, о терпимости, но также и Благой Вести о том, кем мы являемся на самом деле: детьми Божиими во Иисусе Христе. Об этом напоминает нам Богородица, об этом напоминают современные мученики, жертвы неприемлемого, бесчеловечного и антирели-гиозного фундаментализма.
Подлинное почитание Девы Марии превосходит все границы веры, разума и чувств. Истинное благочестие – поясняет отец Перрелла – порождается истинной верой, а истинная вера – это не что иное, как приобщение разумом и сердцем к Богу, Который открыл нам Себя. Образцом такой всецелой веры и стала для нас Дева Мария: «душой» почитания Богородицы является именно эта гармония всех человеческих аспектов, в которых мы встречаемся с Господом. Между разумом, верой и чувствами нет противоречия: все они вовлечены в общение с Богом, все они принимают Божественное Откровение.
Особенно – говорит отец Перрелла – это касается чувств: Иисус – кроткий и смиренный сердцем, а значит, сердечность, любовь и милосердие являются неотъемлемой частью нашего религиозного опыта и благочестия, умеющего отличать Создателя от создания. Именно этому, заключает отец Сальваторе Перрелла и учит нас Святейший, Отец Бенедикт XVI.
o.Ежи Ягодзиньски, SVD
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!
Явления – дело обычное
«Дева Мария явилась толпам верующих!» «Тайна Фатимы раскрыта!» «Мистические откровения!» Думаю, каждый из нас видел в религиозных (и не слишком) медиа подобные заголовки, выделенные крупным шрифтом и броскими иллюстрациями. В современной массовой культуре ближайший синоним слова «явления» - «сенсация». Исповеди, проповеди, катехизис, воскресная Месса – это привычно и немного скучно. А явления – так необычно! И все же сегодня, в столетнюю годовщину явлений Богородицы в Фатиме, мне хотелось бы поговорить о том, что явления – в том числе и явления Девы Марии – органичная часть христианской традиции, и в каком-то смысле явления – дело обычное.
Как все мы прекрасно помним, в Эдемском саду Бог ходил и непринужденно беседовал с Адамом между кустами райских яблок. С момента грехопадения человек неизбывно тоскует по тому прерванному разговору, и всякая молитва, всякое вслушивание в голос Божий - попытка возобновить эдемскую беседу. Мы ищем способы «достучаться до небес»; возможно, иногда наш слишком сильный стук в небесную дверь мешает услышать голос Бога, обращенный к человеку. Вся история – непрекращающееся явление Бога своему творению. Он стремится возобновить диалог, являясь нам бесконечным количеством способов: в громе и молнии, в дуновении тихого ветра, в слове Писания, в произведениях искусства, в верности супругов, в милосердии ближних, в Таинствах Церкви, в красоте природы... То, что мы привыкли называть «явлениями» - лишь один из таких способов общения, один из «языков», на котором Бог обращается к человеку и призывает его к Себе.