Библейские женщины с дурной репутацией

В родословии Христа упоминаются пять женщин. В наши дни этот факт не кажется нам странным, но лишь потому, что мы не осведомлены о том, что имена Библейские женщины с дурной репутацией - student2.ru женщин никогда не упоминались в древних генеалогических списках — в них всегда указывались только мужчины: «отец того-то, сын того-то». Чтение библейских родословий можно сравнить с чтением списков бейсбольных команд — в них тоже не встретишь ни одного женского имени. И то, что евангелист Матфей добавил в этот «список избранных» несколько женских имен, — событие крупное и исключительно значимое. Эти женщины были столь важны для Бога, что Он вынуждает автора текста пренебречь современными ему культурными нормами, подставить себя под удар критики, рискнуть своей репутацией, лишь бы обратить на них наше внимание: «Взгляните, это действительно достойные женщины».

Конечно же, в приведенном Матфеем родословии упомянута Мария, мать Иисуса. Есть в нем и любимица учителей Библии Руфь. И еще две женщины — Раав и Фамарь. Чем же они отличились? Жизнь этих женщин, характер их послушания Богу сильно разнятся, и все же у них есть что-то общее: смелость, находчивость и потрясающая беззащитность. Итак, Мария — удивительная девушка. Приблизительно в пятнадцать лет ей было дано Божье поручение, и она прекрасно осознавала, что ей дорого обойдется его исполнение. Чего стоит хотя бы начало всей этой истории, когда будущий муж Марии узнает о ее беременности, а его невеста утверждает, что к ее «интересному положению» причастен Сам Бог? (Вы думаете, Мария не понимала: вероятность того, что ей поверят, равна нулю?) Выбор Марии обрекает ее на позор и поношение длиною в жизнь, при том что она была невиновна ни в одном из тех грехов, которые ей приписывали ее соплеменники. Благодаря верности Богу она не испугалась оказаться беззащитной, потрясающе беззащитной (ведь ее могли побить камнями или как минимум изгнать из сообщества правоверных иудеев).

История Фамари неоднозначна и в то же время прекрасна, но у нас нет времени рассматривать ее подробно, хотя этот сюжет стоит того, чтобы поломать над ним голову. (Вы можете прочесть эту историю в 38-й главе Книги Бытие.) Фамари пришлось перехитрить обманувших ее мужчин, чтобы раскрыть их грех и попросить их (не потребовать) сделать то, что они обязаны были сделать.

Раав — героиня еще одной скандальной истории. Ради того чтобы идти с Богом и спасти свою семью, она совершает предательство. (Прячет израильских соглядатаев, пришедших с разведкой в ее родной го­род Иерихон. Что это, как не открытое неповиновение властям?) Кстати, мы не слышали ни об одном посвященном этой теме уроке в библейской школе. А название его могло бы звучать весьма пикантно: «Когда для того, чтобы выжить, женщине необходимо предать».

И, наконец, Руфь — вот ее история, изложенная мной в книге «Необузданное сердце»:

Как вы помните, Руфь была невесткой еврейки Ноеминь. Обе потеряли своих мужей и находились в весьма плачевном положении; у них не было мужчин, которые бы опекали их, они практически нищенствовали, да и во многих других отношениях их положение было весьма уязвимым. Оно стало улучшаться, когда на Руфь обратил внимание состоятельный одинокий мужчина по имени Вооз. Нам известно, что Вооз был добродетельным человеком. Он предложил Руфи свою защиту и немного еды. Но Вооз не дал ей того, в чем она действительно нуждалась, — обручального кольца.

И как же поступила Руфь? Вот как было дело: чтобы собрать хороший урожай, люди работали с ранней зари до поздней ночи; закончив работу, они устроили праздник по этому поводу. Руфь же в это время умастила тело благовониями, надела сногсшибательное платье и стала ждать подходящего момента. Такой момент наступил поздно ночью, когда Вооз уже немного перебрал с выпивкой: «Вооз наелся, и напился, и развеселил сердце свое...» (Руфь 3:7). Выражение «развеселил сердце» употреблено здесь для консервативных читателей. На самом деле он был пьян, и доказательством тому было то, что он сделал после этого: он заснул в беспамятстве. «...И пошел и лег спать подле скирда» (Руфь 3:7). То, что произошло дальше, иначе как скандальным и не назовешь; в этом же стихе мы читаем: «И она [Руфь] пришла тихонько, открыла у ног его и легла».

Поведение Руфи, описанное в этом отрывке, никак нельзя назвать «осмотрительным» или «приличным». Это чистой воды соблазн — но Господь считает его достойным подражания, ведь история Руфи выделена в отдельную книгу, вошедшую в Библию, и ее имя вписано в родословную Иисуса Христа. Конечно, найдутся люди, которые попытаются сказать вам, что для красивой женщины «того времени» было совершенно обычным делом подойти среди ночи к одинокому мужчине (который был пьян) и забраться к нему под одеяло. Эти же люди будут говорить вам, что Песня Песней Соломона не что иное, как «богословская метафора, показывающая нам отношения Христа и Его Невесты». Спросите их, как надо понимать такие стихи: «Этот стан твой похож на пальму, и груди твои — на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее...» (Песн. 7:8—9). Мы ведь разбираем Библию, не так ли?

Нет, я не думаю, что Руфь и Вооз занимались в ту ночь любовью; я не думаю, что они вели себя неподобающим образом. Но и не считаю, что той ночью у них был дружеский обед. Я хочу вам сказать, что церковь калечит женщин, когда говорит им, что их красота суетна и что лучше всего их женственность проявляется, когда они «служат другим». Женщина демонстрирует свои лучшие качества, когда она ведет себя как женщина. Чтобы Вооз начал действовать, его надо было слегка подтолкнуть, и у Руфи было несколько вариантов. Она могла поддразнить его: «Ты все работаешь и работаешь. Почему бы тебе не остановиться и не показать себя настоящим мужчиной?» Она могла слезно попросить его: «Вооз, пожа-а-а-луй-ста, не медли, женись на мне». Она могла усомниться в его мужественности: «Я думала, ты настоящий мужчина; наверное, я ошибалась». Но чтобы Вооз показал себя настоящим мужчиной, она повела себя как настоящая женщина. Она появилась перед ним, вдохновила, побудила к действию... соблазнила. Женщины, спросите своих мужчин, что бы они предпочли.

Предлагаю ли я незамужней женщине провести ночь в квартире своего молодого человека, чтобы подтолкнуть его к женитьбе? Ни в коем случае. Советую ли я замужней женщине не отказывать в сексуальной близости мужу, который жестоко с ней обращается? Никогда. Во всяком случае, не больше чем история об идущем по воде Петре рекомендует нам пройтись по поверхности какого-нибудь водоема. Смысл этой истории — вот что в данном случае имеет для нас значение. А смысл ее таков — Руфь идет на риск, известный каждой женщине, когда решается стать беззащитной и привлекательной в глазах Вооза. Когда она пробуждает в нем желание вести себя по-мужски, желание быть ее героем. Вот о чем я веду речь.

Властные Женщины

Женскую половину человечества можно поделить приблизительно на три категории: стремящихся главенствовать, несчастных и привлекательных женщин. Первые две возникли в результате грехопадения Евы, а третью составляют женщины, чья возрожденная Богом первозданная женственность проявляется в том, что они не боятся дарить окружающим свою красоту.

Я уже говорил об Энни из кинофильма «Заклинатель лошадей» как о властной, стремящейся к главенству женщине. Она не нуждается в помощи мужа и все держит под своим контролем. В их семье она является главой. Мотивация ее поведения очевидна: «Ты слаб и недостоин доверия, а я сильна. Позволь мне лидировать, и тогда все будет хорошо». Такая позиция женщины оказывает разрушительное действие на мужчину. Становясь властной и отказываясь быть беззащитной, женщина теряет свою привлекательность. Ее жизненное кредо можно сформулировать так: «Прочь, с этим я как-нибудь справлюсь сама». Ну и что удивительного в том, что мужчины сторонятся таких женщин?

Очень многие женщины страшатся необузданного сердца своего мужчины, забывая, что оно дано ему Богом. Привлеченные мужской силой, они тут же, как только им удалось «заарканить» мужчину, начинают его укрощать. «Я не хочу, чтобы ты водил мотоцикл. Зачем тебе этот риск? Я не хочу, чтобы ты так много времени проводил со своими друзьями». Это женщи­ны, заставляющие своих мужей мочиться, присев на корточки.

Но существует и другая разновидность властных женщин. В кинофильме «Колдовской апрель» представлены четыре героини, две из которых — несчастные, а две другие — стремящиеся главенствовать и подавлять окружающих. Кэролайн — женщина, красота которой у большинства представительниц прекрасной половины человечества вызывает острое чувство зависти. Но ее красота жестока, она пользуется ею как оружием для получения того, что ей хочется получить, оставляя за собой множество разбитых сердец. Ей недостает мягкости. Мягкость — основное свойство женской натуры. Не слабость, а именно мягкость, нежность. Миссис Фишер, состоятельная вдова, — еще одна представительница властных женщин. Маленький диктатор, она руководит всем и вся, манипулирует своим ближним и дальним окружением. Она лишена каких-либо эмоций, кроме откровенного отвращения к чьей-либо слабости. Она и привлекательность — понятия несовместимые.

Властные, стремящиеся к главенству женщины всем, кто их окружает, ясно дают понять: «Я в вас не нуждаюсь. Я отказываюсь быть беззащитной и не приглашаю вас к общению с собой — вам нечего мне предложить».

Несчастные женщины

Лотти — еще одна героиня кинофильма «Колдовской апрель». Ее нельзя назвать ожесточившейся — просто за годы семейной жизни, проведенной в обществе эгоистичного и деспотичного мужа, обращающегося с ней по-свински, ее сердце почти окаменело. Выглядит она словно побитый щенок, спешащий всячески угодить своему хозяину, но не из любви, а из страха и довольно странного представления о послушании. Она постоянно пребывает в депрессии. Роуз, подруга Лотти, с которой та познакомилась в церкви, — глубоко религиозная женщина, типичная церковная активистка. Вообще-то она довольно привлекательна, но с помощью своих мешковатых нарядов и забранных в пучок волос ей удается прекрасно это скрывать. Сердце ее тоже наглухо закрыто. Она выстроила свое убежище из молитв и «добрых дел» и скрывается в нем, скучная и потерявшая интерес к жизни.

На первый взгляд несчастные женщины отличаются от властных женщин, которые подавляют окружающих. Они не критикуют, не стремятся к главенству, но они и не привлекают. Послание, которое они несут окружающим, звучит очень просто: «Вас здесь не ждут». Свет в их глазах погас, сияние лиц померкло, остыло и тепло душ. Рядом с такой женщиной мужчина чувствует себя... незваным и нежеланным. Это не что иное, как форма отвержения и, разумеется, подавления, но поскольку такое воздействие едва различимо, его труднее заметить.

К несчастным можно смело причислить и тех женщин, чье поведение определяет их душевная боль. Такие женщины готовы пойти на все что угодно, лишь бы не оставаться в одиночестве, лишь бы быть рядом с мужчиной. Прекрасным примером такой женщины является самарянка. Ее встреча у колодца с Иисусом описана в 4-й главе Евангелия от Иоанна. Одного за другим меняя любовников, она пытается заполнить вакуум в своей душе. Она доступна, но ужасно навязчива. Один наш знакомый назвал таких женщин раболепствующими и умоляющими о внимании, а через это — манипулирующими другими людьми. Как героиня Кэтрин Зета-Джонс из кинофильма «Терминал». Послание такой женщины звучит следующим образом: «Я отчаянно в вас нуждаюсь. Пожалуйста, скажите мне, кто я. Согрейте меня своим душевным теплом». Мужчины пользуются такими женщинами, но они их не любят, потому что те не оставляют им возможности почувствовать себя героями, завоевывающими сердце красавицы. Несчастные женщины не приглашают мужчин быть такими героями.

Привлекательные женщины

Будь любезным, и будешь любимым[34].

Овидий. «Наука любви»

История, лежащая в основе сюжета кинофильма «Колдовской апрель», повествует о том, как каждая из четырех вышеназванных женщин становится действительно прекрасной. Кэролайн успокаивается, став нежнее и беззащитней. Она больше не негодует на свою красоту, но предлагает ее мягко, почти робко — в этом проявляется ее покаяние. Лотти и Роуз обретают чувство собственного достоинства. Они становятся самостоятельными женщинами и равноправными супругами своих мужей, а не ковриками для вытирания ног. Они больше не несчастны, а привлекательны, потому что стали менее робкими. Они больше не прячутся от окружающих их людей — они открыты для общения. Мужчины не смогли не заметить этих разительных перемен. Эффекта, которого нашим героиням не удалось добиться ни жесткостью, ни желанием главенствовать, укрываться и жаловаться, они добиваются своей красотой. Раскаявшись, их избранники тоже становятся достойными мужчинами, настоящими героями.

Привлекательная женщина — это женщина, которая не боится быть самой собой, не прячет свою красоту и свое сердце, тем самым помогая мужчине полнее раскрыть свои качества. Одним словом, она ведет себя так, как это описано нами в предыдущей главе. В фильме «Прогулка в облаках» мы видим двух женщин, представляющих собой абсолютную противоположность друг другу. Одну из них, жену Пола Саттона (в исполнении Киану Ривза), трудно назвать привлекательной. Она бросает мужу в лицо: «Ты не тот, кем я хочу тебя видеть». Это предъявляющая претензии, манипулирующая людьми женщина. Их отношения заканчиваются тем, что он заводит любовную интрижку на стороне. Испанка, с которой наш герой знакомится в автобусе, очень привлекательна. Она сильная, уверенная в себе и в то же время кроткая и открытая для общения женщина. Ее отношение к нему можно выразить словами: «Ты изумительный мужчина».

Впрочем, как бы ни проявлялась ваша уникальная женственность, влюбленный Адам не пройдет мимо той женщины, которая

нуждается в нем. И верит в него.

Вот что больше всего хочет услышать мужчина из уст своей любимой: «Мне нужен ты и твоя сила. Тебе по плечу любые трудности. Я верю в тебя».

Любовь к мужчинам-грешникам

По-моему, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что далеко не все мужчины встали на путь искупления. Вокруг нас немало таких, чье общество нельзя назвать ни благотворным, ни безопасным. Некоторые из вас замужем за такими мужчинами. В любом случае всем нам рано или поздно придется столкнуться с ними в своей жизни. Как же любить таких мужчин? Здесь, думается, не обойтись без мудрости и... находчивости. Три последние главы из книги Дэна Аллендера «Дерзновенная любовь» — «Как любить злого человека», «Как любить глупца» и «Как любить "нормального" грешника» — могут оказаться для нас весьма полезными.

Вспомним, что говорил Иисус: «...не бросайте жем­чуга вашего перед свиньями...» (Мф.7:6). Конечно же, любому здравомыслящему человеку понятно, что под свиньями Иисус подразумевал людей. А если так, тогда речь идет вот о чем: «Будьте осторожны, не отдавайте свои драгоценности тому, кто в лучшем случае не сможет оценить их красоту, а в худшем — растопчет их». В контексте нашей книги под жемчугом и драгоценностями мы будем рассматривать женское сердце и его красоту. Женщина имеет право подвергнуть проверке как мужчину, так и серьезность его намерений по отношению к ней, предложив ему небольшую часть своих сокровищ, но ни в коем случае не отдавая ему все и сразу. В данном случае женщине уместно подражать Богу, Который, привлекая нас к Себе, ждет и смотрит, как мы будем действовать. Постараемся проиллюстрировать эту мысль несколь­кими примерами.

Муж Дженис — невероятно скучный и апатичный человек. Он настолько безучастен ко всему, что происходит вокруг него, что порой она начинает сомневаться, а билось ли вообще когда-нибудь в его груди сердце. Ее гнев и досада заставляют его лишь сильнее замыкаться в себе. Он не вспыльчив и, насколько ей известно, пагубных привычек у него тоже нет. Он просто необщительный человек, на все смотрящий отстраненно. Не человек, а живой труп. Он не живет, а существует, как хорошо отлаженный механизм, в лучшем случае годящийся на роль соседа, но никак не возлюбленного и уж тем более не героя. И вот Дженис решила последовать примеру библейской Руфи. Однажды, придя с работы домой, муж Дженис обнаружил, что детей дома нет (их отправили ночевать к бабушке), а стол в гостиной красиво сервирован и украшен зажженными свечами. (Дженис многому научилась и у Есфири.) Надев красивую блузку, она намеренно не застегнула верхние пуговки. К тому времени, когда ужин подошел к концу, количество незастегнутых пуговок увеличилось, и взору мужа предстало заблаговременно надетое Дженис очаровательное кружевное белье. Она предложила ему заняться любовью. Но кульминация ее плана пришлась на следующий день. Возвращаясь с работы, муж надеялся на повторение вчерашнего пиршества. В конце ужина он уже готовился перейти к «десерту», но Дженис обратилась к нему с вопросом, прямо скажем, его ошарашившим, несмотря на то, что задан он был мягко и спокойно:

— Дорогой, тебя волнует только мое тело или моя душа тебя тоже интересует?

Это была искусная и грамотно расставленная ловушка. Растерявшись, муж Дженис промолчал, хотя ответ и без того был очевиден.

— Я страстно желаю принадлежать тебе и душой и телом, — продолжала она, — но такой же отдачи я жду и с твоей стороны. Я хочу, чтобы наш брак открыл мне доступ к твоему сердцу, а не только к стирке твоего белья.

Пробудив в нем желание, в ту ночь Дженис уклонилась от близости с мужем. Она ждала, когда в нем проснется не только физическое, но и эмоциональное влечение к ней. Поначалу его шаги в этом направлении были довольно неуклюжими, но обнадеживающими и в самом ближайшем будущем обещающими подлинную близость.

Муж Бетси — настоящий грубиян. Будучи старей­шиной, в церкви он демонстрировал себя с самой лучшей стороны, но дома был настоящим тираном. Бетси решила, что не будет от него отстраняться и постарается достучаться до него, чтобы вместе с ним найти выход из сложившегося положения. Она предложила ему проконсультироваться у психолога, что он и сделал... но как только в беседе со специалистом была затронута тема его недостойного поведения в семье, он просто сбежал.

В конце концов, не выдержав, Бетси оставила его, но не для того, чтобы добиться развода, а чтобы он осознал последствия своего неблаговидного поведения и необходимость покаяния. Она постилась и молилась, но он, лишь ожесточившись, всю вину за проблемы в их семье свалил на нее, опорочив ее и перед детьми, и перед церковью. Бетси же продолжала настаивать на своем. С прискорбием мы вынуждены сообщить, что ее муж подал на развод. Она много раз пыталась ему показать, как сложилась бы их семейная жизнь, покайся он в своих грехах, но он не захотел этого сделать. И так же, как Иисус при встрече с юношей, не пожелавшим расстаться со своим большим имением, она позволила ему уйти.

Как щедр и расточителен Господь в проявлении Своей красоты! Благодаря Ему солнце каждый день дарит нам свое тепло, Он наполняет наши сердца музыкой и прочими знаками Своей любви. Но в то же время Он говорит: «...и взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13). Вот прекрасный пример для подражания, который должна взять на вооружение каждая женщина. Вместо того чтобы бегать за мужчиной или, наоборот, скрываться от него, достаточно, оставаясь привлекательной и открытой для общения, дожидаться того, кто будет готов открыть вам свое сердце.

Одинокие женщины

Мария, Раав, Фамарь и Руфь на том этапе своей жизни, о котором в Библии повествуется как о времени достижения ими своего величия, были не замужем, и знание этого обстоятельства может нас ободрить. (Да, Мария была помолвлена, но она не сомневалась, что ее помолвка будет расторгнута, как только она ответит Богу согласием.) Эти женщины — убедительный пример того, что подобного величия и красоты можно достичь, будучи одинокими. К тому же их пример резко контрастирует с некоторыми представлениями о «непорочности», навязываемыми одиноким женщинам в наши дни. Как выразилась одна написавшая нам молодая особа, «боюсь, что я и множество других женщин превратно истолковали понятие женской непорочности как "абсолютное игнорирование понравившегося вам мужчины до той поры, пока он не сделает вам предложение руки и сердца"».

Одно непонятно, с какой стати ему в таком случае делать вам подобное предложение?

Конечно, женщина должна стремиться быть привлекательной в глазах понравившегося ей мужчины. Улыбка, нежность, неявное проявление интереса к нему и тому делу, которым он занимается, — все это естественно и позволительно. Нет ничего преступного в том, чтобы при встрече с любимым стремиться выглядеть как можно лучше и пробуждать в нем ответные чувства. Да, вы можете дарить ему свою красоту, но не сразу, а постепенно и только в том случае, если он ухаживает за вами и проявляет заинтересованность в вашем обществе. Но, конечно же, какую-то часть своих сокровищ вы должны держать в тайне до тех пор, пока его решение не расставаться с вами всю свою жизнь не будет оформлено соответствующим образом. Только тогда, в вашу первую брачную ночь, вы можете вручить ему их без остатка. Женщина не должна предлагать «всё», но не предложить ничего она тоже не может.

Так сколько же своих сокровищ ей подарить и когда? На этот вопрос невозможно ответить одной главой. Будьте близки с Богом, будьте мудры и проницательны. Вы должны разобраться в себе, понять, что именно заставляет вас быть чрезмерно сдержанной или, наоборот, форсировать развитие отношений с мужчиной. Необходимо также разобраться в его мотивах: почему он активно добивается вашего внимания или почему в вашем обществе он чувствует себя словно парализованным. Будьте общительной, привлекательной и цельной личностью.

Нельзя не упомянуть о наличии эмоциональной распущенности у некоторых в общем-то неплохих молодых людей. И вот как это выглядит. Осознавая смутное сердечное волнение, юноша стремится найти себе собеседницу, готовую с ним это сердечное волнение разделить. В свою очередь, девушка, преисполненная благодарности за то, что на нее обратили внимание, открывается для общения. Молодые люди делятся друг с другом самыми интимными подробностями своей жизни, рассказывая о своих душевных ранах и близких отношениях с Господом. Но при этом молодой человек не торопится связать себя со своей подругой какими бы то ни было обязательствами. Он наслаждается обществом понравившейся ему девушки... а потом оставляет ее. В результате женскому сердцу наносится еще одна рана: «Что я сделала не так?» Девушка не разглядела пассивности своего молодого человека, не поняла, что он не собирается ни жениться на ней, ни обещать это сделать. Точь-в-точь как Уилоби из кинофильма «Разум и чувства» обошелся с Мариан.

Будьте осторожны: вам действительно не стоит отдавать всю себя без остатка мужчине, не доказавшему своей благонадежности и серьезности своих намерений. Обратите внимание на то, как складывались его отношения с другими женщинами. Нет ли в этих отношениях чего-то настораживающего? Если есть, обязательно обсудите с ним то, что вызывает у вас беспокойство. Выясните, есть ли у него близкие друзья среди мужчин и какие это мужчины. Как он зарекомендовал себя на своем рабочем месте? Искренни или формальны его отношения с Богом? Как он реагирует на свои собственные душевные раны, готов ли он покаяться в своей пассивности или агрессивности — наследии Адама? Есть ли в его жизни цель? Как видим — вопросов множество, но ваше сердце — настоящее сокровище, и мы хотим, чтобы вы вручили его лишь тому, кто достоин принять этот дар и готов распорядиться им самым наилучшим образом.

Хорошие, но чужие мужчины

Путь, которым женственность пробуждает мужественность и, наоборот, мужественность выявляет женственность, в отношениях между мужчинами и женщинами, не связанными узами брака, может быть вполне невинным и благочестивым. Слишком долго мы жили в культивируемом церковью страхе, опасаясь, что любые контакты между мужчиной и женщиной чреваты романтическими связями. К несчастью, мы отказались от стольких возможностей выявить друг в друге замечательные достоинства, свойственные каждому из двух полов.

Как-то раз Джон не смог присутствовать на одном из семинаров для женщин, посвященном молитвенному уединению с Господом. Буквально на следующий день у меня (Стейси) произошел неприятный инцидент с одной из дам, приехавших на семинар. Ее негативное отношение к происходящему ранило меня в самое сердце, вынудив меня в одиночку противостоять духовной атаке врага. С просьбой помолиться за меня я обратилась к Моргану, одному из членов нашей команды, что он и сделал искренне и весьма охотно. Он вступился за меня и приказал врагу убираться вон. Его молитва и обращенные ко мне теплые слова позволили мне воспрянуть духом и преодолеть все выпавшие в тот день на мою долю испытания. Я, не скрывая своей беззащитности, бесхитростно и просто обратилась к нему с просьбой о помощи. Он, проявив свою силу, бесхитростно и просто предложил мне ее. А моя благодарность ему нашла свое выражение в следующих словах: «Морган, в трудную минуту на тебя можно положиться». Разве это не было для него ободрением?

То же самое можно сказать и о принимающих участие в нашем служении женщинах, не раз поддерживавших меня (Джона) заботливым участием и словами ободрения. Они выражали мне свою признательность за мое влияние на их жизнь, за проявленную к ним чуткость и оказанную им поддержку. Надо сказать, что их благодарность согревала меня в те минуты, когда я чувствовал, что оказался никудышным мужем для своей дорогой Стейси. Их дружеская поддержка была своего рода свидетельством: «Джон, ты хороший и сильный мужчина, и мы признательны тебе как женщины». Но сказанные ими вдохновляющие слова не пробуждали во мне желания вступать с ними в романтические отношения — как ни странно, их теплые отзывы лишь разжигали во мне желание быть рядом со Стейси.

Многие женщины в нашей общине чувствуют поддержку и искреннее участие со стороны Джона: он чуток к их нуждам, помогает им обрести свою индивидуальность и яростно сражается за их освобождение из сетей дьявола. Рядом с ним, сильным и отзывчивым мужчиной, они чувствуют себя красавицами. В каком-то смысле с его помощью Бог ободряет каждую из них: «Не отчаивайся, и ты можешь повстречать в своей жизни такого же хорошего мужчину, как Джон. Разве эта надежда не окрыляет твое женское сердце?»

Жизнь дарит нам разнообразные возможности реализации этой мечты. По правде говоря, ее исполнение просто неизбежно. Когда мужчина обретает свою первозданную мужественность, окружающие его женщины не могут не заметить его силы и остаться к ней равнодушными. Когда женщина обретает свою первозданную женственность, окружающие ее мужчины не могут не заметить ее красоты и остаться к ней безучастными. Да, обретение истинной силы и подлинной красоты станет для вас настоящим испытанием. Когда в нашем сердце благодаря другому человеку, мужчине или женщине, что-то всколыхнется, мы-с вами окажемся перед выбором — рассматривать ли пробуждение собственной души как приглашение вступить в сферу неизведанного вместе со своим мужем или со своей женой или, в том случае, если мы не состоим в браке, принять решение молиться о том, чтобы благодаря Божьему промыслу такой человек, мужчина или женщина, появился в нашей жизни. Общение с представителями противоположного пола гарантирует нам подобное испытание. Единственная возможность его избежать — закутаться, как женщины-мусульманки, в паранджу. А это, прямо скажем, довольно грустный и уж тем более небиблейский поступок.

Помните наш ответ на вопрос, как женщине доказать мужчине свою любовь? Пленить его своей красотой! Некоторых из вас может смутить сексуальный оттенок глагола «пленять», особенно в том случае, когда речь идет о таких отношениях между мужчиной и женщиной, в которых абсолютно неприемлем малейший намек на интимную близость. Но, говоря о пленительности женщины, мы подразумеваем некий принцип того, как разными способами женственность способна пробуждать мужественность.

Возможно, вам знакома старинная притча о споре между северным Ветром и Солнцем, авторство которой приписывают Эзопу. Она могла бы развеять ваше беспокойство на этот счет.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал — и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом[35].

Матери, дочери, сестры

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо

она стала матерью всех живущих.

Быт. 3:20

Какими глубокими, сладостными и захватывающими могут быть чувства матери и сестры.

Ребекка Уэллс

Каждому из нас знакомо слово «мать» - его значение многообразно и прекрасно. Мать-земля — источник всего растущего и цветущего; мать-природа — источник непредсказуемых тайфунов и торнадо; «мать-заноза», невзирая на протесты с нашей стороны, в полдевятого отправляла нас в постель; а родина-мать олицетворяет ту землю, за которую мы готовы отдать жизнь. Мать — это источник жизни. Мать могущественна и сильна, она способна вскармливать, но способна и разрушать. В зависимости от личного опыта человека слово «мать» может ассоциироваться у него либо с сердечной гостеприимной женщиной, а может, лишь прозвучав, заставлять стынуть в жилах кровь.

Позитивные или негативные, спасительные или разрушительные, наши отношения с матерями оказали на нас сильнейшее воздействие и помогли нам стать такими женщинами, какие мы есть. Вот что по этому поводу говорит Дина, героиня фильма «Красная палатка»: «Хотите понять женщину? Попросите ее рассказать о своей матери и внимательно выслушайте ее рассказ».

Не все женщины становятся матерями, но у всех была мать или желание ее обрести. Отношения, связывающие мать и дочь, сокровенны, полны нежной заботы и страсти, а также подводных течений. Порой они напоминают пуповину, удушающую обе стороны семейного тандема. Желание дочери угодить матери уступает разве что желанию этого юного существа отделиться от своей матери. Почти всем матерям приходится сталкиваться с нелегким периодом взросле­ния своих дочерей-подростков. Бушующие в крови девочек-подростков гормональные бури и шквал их немотивированной раздражительности в первую очередь обрушиваются на головы несчастных матерей. Бездумно брошенные резкие слова и взаимные обвинения оставляют шрамы в сердцах обеих участниц конфликта.

«Надеюсь, ты не собираешься надеть на себя вот это?» Слишком многие матери задавали своим дочерям этот вопрос и с ужасом обнаруживали, что именно в этом их дочь и собирается выйти из дома. «Ну что ты в этом понимаешь!» — таким чаще всего бывает брошенный их дочерями ответ.

От того, как справится мать с этим сезоном бурь и штормов, сопровождающим переходный возраст ее дочери, во многом зависит, как в дальнейшем сложатся их отношения.

Немало добрых и любящих женщин ошибочно полагают, что их дочери являются отражением и продолжением их самих и, следовательно, тем самым невольно подтверждают их состоятельность в роли жены и матери. Нередко они бывают ошеломлены, разочарованы, а порой и глубоко уязвлены, когда их «маленькая девочка» делает свой собственный, абсолютно чуждый материнскому, выбор. В результате неумения воспринимать себя отдельно от дочери в душе женщины происходит серьезный надлом, осложняющий и без того запутанные отношения. Пытаясь «все привести в порядок», мать лишь подталкивает стремящуюся обрести индивидуальность дочь к еще большей обособленности.

Матери вправе обучать своих дочерей тому, как себя вести и во что верить, но решение придерживаться того, чему их научили, принимают взрослеющие дочери. Матери надеются, что период взросления дочерей будет для них нелегким, но все же радостным временем. Однако нередко на сглаживание острых углов, возникающих в отношениях между матерями и дочерьми, уходят годы, говорить же о том, что для кого-то из них этот период был радостным, и вовсе не приходится.

Девичьи сердца расцветают в тех семьях, где они окружены заботой и где ничто не препятствует проявлению их индивидуальности. Любящие своих дочерей родители преподносят им, а вместе с ними и всему миру огромный подарок. Роль матери в воспитании дочери трудно переоценить — именно ей поручено быть для нее проводником, указывающим путь в мир женственности и помогающим раскрыть свою уникальную красоту.

Мне (Стейси) неведомо, что значит иметь дочь, — у меня нет подобного опыта. Мой муж и трое наших сыновей прямо сейчас во дворе нашего дома затевают какие-то взрывные работы. Разбирая на части ручной пулемет М-60 и смешивая весь имеющийся в их арсенале порох, они готовятся произвести по-настоящему запоминающийся взрыв. Званые вечера и чайные церемонии у нас не в чести. Ни один из них не позволяет мне прикасаться к своим вихрам. Но хотя у меня и нет дочери, я сама ею являюсь.

Долгая дорога домой

Надо признать, что мои (Стейси) отношения с матерью нельзя было назвать ровными. Для нас обеих они были крайне болезненными и осложнялись постоянными недомолвками и разногласиями. Помните, какие послания принесли с собой мои душевные раны? В какой шок мою маму ввергло известие о том, что у нее родится еще один ребенок? Этим ребенком довелось стать мне, и я чувствовала, что вызываю ее недовольство и тем, во что я верю, и тем, как я одеваюсь, и своим образом мыслей, и самим фактом своего существования. Лишь когда мне исполнился сорок один год, я смогла понять, что по отношению ко мне мама чувствовала то же самое.

Вы помните, я рассказала вам о том, как мое появление на свет осложнило и без того тяжелую жизнь мамы. Я оказалась для нее слишком большой обузой, поэтому мне пришлось спрятать свои истинные чувства и приложить все силы, чтобы стать самой послушной дочерью, о которой она могла только мечтать. Мне так хотелось, чтобы мама искренне интересовалась мной, чтобы ей хотелось со мной играть. Мне очень нравилось перед отходом ко сну целовать ее в щеку, вдыхая аромат нанесенного ею на кожу ночного крема (я до сих пор вспоминаю об этом с удовольствием). Я уже упоминала о том, что завела привычку притворяться больной, для того чтобы обратить на себя ее внимание, потому что «заболевшей» Стейси она читала вслух книги, а еду приносила прямо в постель. Наличие у меня высокой температуры скрашивалось тем, что к маминой заботе добавлялась еще и газировка «7 Up», и ванильное мороженое. (Кстати, болеть в обществе Джона далеко не так приятно, как было в обществе мамы. Его сочувствие ко мне обычно выражается в том, что на тумбочке рядом с моей кроватью вырастает гора витаминов и ужасных на вкус, но очень полезных для моего здоровья напитков.)

Когда моя сестра училась в начальной школе, она придумала сказать нашей маме, что, мол, учительница требует от родителей каждый вечер читать вслух заболевшим детям учебники, дабы они не отставали от своих одноклассников. Конечно же, требование строгой учительницы было все

Наши рекомендации