Дальнейшее распространение и обновление христианства

Радикальные теологии, которые пытаются секуляризовать Церковь марксисткой экономикой и экзистенциальным ревивализмом, находятся в процессе распада, подобно либерализму и неоортодоксии в предыдущие десятилетия. Экуменизм испытывает сложности из-за того, что он в основном игнорировал благовестие, пытаясь начать радикальную социальную и политическую революцию. Безразличие и даже враждебность к новой «молодой поросли» привела к проблемам в его работе. Дин Келли в своей книге «Почему растут консервативные Церкви?» отмечает уменьшение прихожан в Церквах, поддерживающих радикальную теологию и экуменическое движение, и в то же время удивительный рост евангелических Церквей.

В отсутствие всемирных пробуждений со времени пробуждения 1901–1907 годов наблюдается ряд местных пробуждений, которые гораздо чаще происходили в аграрных районах, чем в индустриальных, урбанизированных нациях. Англиканская и другие Церкви в Кении и Уганде пережили период больших пробуждений и благовестия после 1930 года, причем пробуждение продолжается в этом районе до сих пор. Племена валламо в Эфиопии, где было очень мало христиан, когда миссионерам пришлось уехать оттуда из-за Эфиопской войны в середине 30-х годов, к 1964 году насчитывали их уже примерно 100 тысяч. Пробуждение в Индонезии, которое началось в 1965 году, было слишком широко разрекламировано, но тем не менее приблизительно 200 тысяч человек были обращены в христианство с 1965 по 1967 год на Тиморе. Пробуждение продолжается в Корее, где примерно 20% человек являются христианами.

В западном мире также были пробуждения. Пробуждение 1950 года в Уитон-колледже и в Асбери-колледже в феврале 1970 года оказали сильное влияние на другие колледжи через свидетельство студенческих групп. Пробуждение 1971 года, которое началось служением Рольфа и Лу Сутера в Баптистской Церкви с Саскатуне, распространилось по всем степным провинциям Канады. Служение Билли Грейма и многих других евангелистов, харизматическое служение в деноминациях, а также движение Иисуса свидетельствуют о продолжении работы Духа Святого в Церквах.

В Африке приблизительно 200 миллионов христиан, что составляет около половины ее населения, и число христиан там продолжает расти. Существует громадная потребность в образованных служителях, а также в развитии жизнеспособных Церквей у аборигенов. Возможно, миссионеры могут внести величайший вклад, свидетельствуя о Христе национальным лидерам государств.

Нефтяная сила мусульманского мира и пробуждение настунательных мусульманских миссий делают эту часть мира, где живет приблизительно 700 миллионов мусульман, недоступной для благовестия, однако видны и признаки перемен. Многие мусульмане Индонезии стали христианами, мусульмане в Африке все больше склоняются к христианству. Благодаря офтальмологической лечебнице в Кано, Нигерия, многие африканцы приняли Евангелие Христа.

Южная и Центральная Америка испытывают беспрецедентный рост Протестантских Церквей, особенно среди пятидесятников Чили и Бразилии. Луис Палау успешно провел многочисленные массовые городские крестовые походы в основных латиноамериканских центрах.

Христианство в Восточной Европе пока сходно с христианством, описанным в книге Деяний, однако там наблюдается постоянный и впечаляющий рост количества христиан. Баптистская Церковь бывшего Советского Союза насчитывает более 500 тысяч христиан. Дорога к благовестию открылась в последнее время в Китае.

Несмотря на все эти перемены христианство еще не является самой распространенной религией. В 1978 году христиан всех видов насчитывалось более 950 миллионов, мусульман – приблизительно 700 миллионов, индуистов – более 500 миллионов, а население мира превысило четыре миллиарда человек. Таким образом, хрисгиане имеют возможность благовествовать оставшимся трем четвертям населения земного шара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Церковь сталкивалась с трудностями во все времена, однако масштабы и сложность современных проблем не идут ни в какое сравнение с проблемами любого другого периода ее истории. Быстро растет население земного шара, набирают силу нехристианские религии, привлекающие к себе людей, которые могли бы стать христианами. Христианство становится религией меньшинства, но не надо отчаиваться: пробуждения придают Церкви гибкость для действия в новых условиях.

Проблемы

1.1. Войны и мирная жизнь в демократических государствах и государствах диктатуры

Хотя борьба нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии за мировую гегемонию с окончанием второй мировой войны прекратилась, в настоящее время существует ряд правых диктатур в южной Америке, Африке, Азии. Эти режимы лишают человека возможности свободно выражать свои мысли и исповедовать религию. Некоторые страны запрещают миссионерам работать на своей территории. Многие представители католического духовенства открыто отвергли эти режимы, попытались покончить с репрессиями и образовать новые, нередко марксистские, правительства. Теология освобождения, появившаяся в Латинской Америке, считает, что она опирается на деле нередко для восстановления справедливости использует марксистские идеи революции. Миссионеры, с одной стороны, испытывают сострадание к угнетаемым и бедным, а с другой, скованы рамками статуса «гостей» на территории государства, где они работают.

Контекстуализация (модификация, приспособление) богословия в попытке избежать «западного империализма» также наблюдается в Латинской Америке, Африке и Азии. Встает вопрос, должна ли контекстуализация быть применением библейских принципов к национальной культуре или, наоборот, теология должна приспосабливаться к условиям гонений и нового, иногда марксистского, порядка.

Коммунизм был и останется угрозой христианству. Это не только социальная, экономическая и политическая система. В нем присутствует и религиозный элемент, ибо люди посредством диктатуры пытаются построить новый мир, в возможности создания которого они уверены так же, как в том, что утром следующего дня взойдет солнце. В настоящее время более одной трети населения мира проживает в странах социалистического лагеря, в управлении которыми используются современные методы и средства массовой пропаганды. Их территория простирается от Эльбы до Тихоокеанского побережья Азии, от Балтийского моря до Адриатики и границы с Ираном и Индией.

Вследствие материалистической и атеистической направленности коммунизм противостоял христианству везде, где он приходил к власти, запрещая миссионерскую деятельность и осложняя жизнь церкви открыто или в скрытой форме.

1.2. Миссии

Распространение коммунистической идеологии осложняло работу миссий, которые закрывались, а миссионеры высылались из страны. Так было в Китае, когда в 1949 году там пришли к власти коммунисты.

Национальное движение против колониализма в Азии, Африке, Латинской Америке пыталось связать деятельность миссий с бывшими колонизаторскими режимами, независимо от той положительной роли, которую эти режимы сыграли в развитии экономики региона. Вследствие того, что договор в Тиенцине в 1858 году вынуждал Китай открыть границы для благовестия, миссионеры там продолжали считаться агентами западного империализма. Договор был аннулирован лишь после второй мировой войны. Многие азиатские и африканские нации получили свободу после 1945 года. Миссиям чинились препятствия, а в некоторые районы – например, в Индию или Саудовскую Аравию – был запрещен въезд миссионеров. Теология контекстуализации и теология освобождения представляли собой попытку создать богословские системы, учитывающие национальные потребности.

Возрождение буддизма и индуизма вело к ограничению миссионерской деятельности или к ее запрету. Ислам обрел второе дыхание, что в сочетании с многомиллиардными доходами от продажи нефти дало ему возможность не только закрыть миссии на Ближнем и Среднем Востоке, но и изыскать силы для организации собственных миссий и радиостанций. Примером исламской деятельности в Европе может служить величественный мусульманский храм в Лондоне.

Против консервативных миссионеров выступали либералы. В 1931 году было организовано межденоминационное общество Светской помощи зарубежным миссионерам (The Laymen's Foreign Missionary Inquiry), поддерживавшее миссии в Индии, Бирме, Китае и Японии. Доклад «Обновленные миссии», составленный в 1932 году под руководством Вильяма Хокинга, профессора философии в Гарвардском университете, показывал перспективы развития миссий и их общественной помощи – в медицинском обслуживании, образовании и т.п., – напрямую не связанной с благовестием. В докладе была выражена мысль, что миссионерам следует использовать во благо веры любые родственные взгляды, которых придерживаются языческие религии. Хендрик Кремер (1886–1965) осудил этот доклад в своей книге «Христианская весть в нехристианском мире» (1938) и выступил против синкретизма Евангелия с языческой религией.

Кризис 1980 года и постоянный высокий уровень инфляции в сочетании с увеличением цен на энергию привели к необходимости усилить экономическую поддержку зарубежных миссий, поскольку курс доллара падал. Сейчас США дают половину общего количества миссионеров всего мира, которые взывают к родной стране о помощи.

1.3. Падение нравов

Половая распущенность, пьянство, разводы, совместная жизнь без регистрации брака, низкий моральный уровень многих радио- и телепрограмм представляет угрозу стабильной семейной жизни на Западе. Моральный облик людей, несущих общественное служение, также невысок. Снизился возраст преступников, и сейчас в США большинство правонарушений совершается молодыми людьми, многие из которых не вышли еще из подросткового возраста. С 1961 до 1976 года уровень преступности возрос вдвое. Более 10 млн. американцев болеют алкоголизмом, из них около 3 млн. женщин, и эти проблемы вряд ли отличают Америку от других западных государств.

1.4. Урбанизация

Отток населения из сельской местности в города, а вместе с тем и уменьшение служащих в церкви представляют еще одну проблему церковной организации. Жизнь в пригородах изолирует и отделяет людей от городских проблем. Население Токио с пригородами в 1980 году составляло 20 млн. человек, Мехико – 14 млн., Нью-Йорка – 18 млн. Две пятых населения земного шара живут в городах или пригородах. Это вело к развитию преступности к перенаселению в трущобах и до недавнего времени заставляло средний класс перебираться в пригороды. С увеличением количества негров, а также других этнических групп среди горожан Южной Африки и Соединенных Штатов возникают расовые противоречия. Церковь же, к счастью, быстро создает новые направления городской деятельности. Христиане с новым рвением пытаются использовать Евангелие не только для личного спасения, но и для разрешения расовых проблем и проблем урбанизации.

1.5. Бюрократизация

Тенденция бюрократизировать Церковь и сделать ее лишь частью культуры представляет еще одну угрозу распространению христианства. Гражданская религия в ослеплении шовинистическим патриотизмом с его ложной этикой и националистическим богословием пытается ограничить определенными рамками деятельность Церкви в государстве и опорочить ее в глазах тех, кто действительно нуждается в ее помощи.

Перспективы

Каковы же перспективы развития христианства, перед которым стоят только что перечисленные проблемы? В истории Церкви были периоды, когда казалось, что трудности и противники веры неизбежно возьмут верх, однако Церковь находила силы одерживать победу и над еретичеством ариан, и над языческим нашествием варваров 375–500 годов, и над исламом в VII–VIII веках.

2.1. Пробуждения и евангелизм

Постоянные пробуждения в Атлантической цивилизации во времена кризисов обновляли Церковь и помогали ей служить «своему поколению». Хотя в наше время не наблюдается пробуждений, подобных Великим пробуждениям на континенте, в Англии, в Америке мы видим много признаков того, что силы пробуждения действуют. Билли Грейм лично по радио, по телевидению свидетельствовал о Благой Вести большему количеству людей, чем кто-либо иной за всю историю. Набирает силу благовестие среди молодежи, призывающее ее к миссионерству, а также благовестие среди узких групп людей. Предпринимаются попытки развивать благовестие в основных деноминациях, несмотря на их лечение социальным Евангелием.

2.2. Возрождение библейского богословия

Возрождение интереса к библейскому богословию – чему в либеральных Церквах до некоторой степени содействовал Карл Барт – вселяет чувство уверенности. Все больше внимания уделяется изучению Библии в колледжах и семинариях. Тем самым улучшится обучение в Церквах, которое будет опираться на здравое библейское богословие, призывающее к благовестию и эффективной социальной деятельности.

2.3. Экуменическое движение

Можно удивляться, что экуменическое движение в лице Всемирного совета Церквей занимается чем угодно, но только не созданием единой церковной организации, однако евангельские христиане всего мира уже начинают осознавать свою общность в единственно истинном экуменическом и интернациональном организме – Церкви как Теле Христа. Всякое здравое экуменическое движение должно зиждиться на единстве духа, основанном на авторитете Библии, Слова Божьего, и на признании Христа единственным Спасителем от греха. А единство духа в свою очередь может выражаться в создании организации, которая служит интересам разных Церквей.

2.4. Миссии

Несмотря на то что приблизительно две трети населения земного шара живет в закрытых для благовестия государствах, в мире открываются большие просторы для миссионерской деятельности. Сорок миллионов китайцев, рассеянных по планете, привлекли внимание миссионеров, высланных из Китая в 1949 году, и многие из этих китайцев сейчас, обратившись, сами занимаются благовестием. Вдобавок в Китае были отменены некоторые ограничения религиозной деятельности. Вдохновляют победы христианства в Азии, Африке, Южной Америке.

Церковь с готовностью признает и приспосабливает к своим нуждам новые виды благовествования. Для возвещения Христа используются радио, телевидение, богословские курсы, фильмы. Самолеты дают возможность быстро попасть в любой конец земли, избавив миссионеров от необходимости тратить время на долгие, суровые путешествия к месту служения. Медицинское обслуживание, программы развития, образования, сельского хозяйства и многое другое не только открывают путь для свидетельства о Спасителе Христе, но и улучшают условия жизни.

Человек, имеющий представление о том, какое влияние оказывала преобразующая сила Евангелия в течение многовековой истории христианства на жизнь людей и целых наций, увидит в перечисленных проблемах лишь очередной выход Духу Святому, Которому предстоит совершить работу обновления. Такой человек полагается на Бога как на провиденциальную Опору вселенной и Искупителя через служение Иисуса Христа на Кресте. Он знает, что история и время ее завершения находится во власти Христа как Повелителя истории и Церковь, смиренно доверяющая своему воскресшему Господу, примет вызов настоящего так же уверенно, как делала это в прошлом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ (5 год до Р.Х. – 590 год) 12

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦЕРКВИ (590–1517 годы) 12

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ ПОСЛЕ 1517 ГОДА. 13

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ. 14

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 17

Раздел I. 18

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ДО 100 ГОДА. 18

Глава 1 ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ. 18

Глава 2 НА СЕМ КАМНЕ. 23

Глава 3 ВО-ПЕРВЫХ, ИУДЕЮ... 29

Глава 4 ... ПОТОМ И ЕЛЛИНУ. 32

Глава 5 КНИГИ И СВИТКИ. 37

АПОСТОЛЬСКИЕ УЧЕНИКИ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ. 38

Глава 6 С ЕПИСКОПАМИ И ДИАКОНАМИ. 42

Раздел II. 47

БОРЬБА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ЗА ВЫЖИВАНИЕ (100–313 годы) 47

Глава 7 ХРИСТОС ИЛИ КЕСАРЬ? 47

Глава 8 БАСНИ ИЛИ ЗДРАВОЕ УЧЕНИЕ? 52

Глава 9 ПОДВИЗАЯСЬ ЕДИНОДУШНО ЗА ВЕРУ. 57

Глава 10 КАНОНИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ. 64

Раздел III 68

ВОЗВЫШЕНИЕ РАННЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ИМПЕРСКОЙ ЦЕРКВИ

(313–590 ГОДЫ) 68

Глава 11 ЦЕРКОВЬ СТАЛКИВАЕТСЯ С ИМПЕРИЕЙ И С ВАРВАРАМИ. 68

Глава 12 ПРИМИРЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРАБОТКА

СИМВОЛА ВЕРЫ. 72

Глава 13 ЗОЛОТОЙ ВЕК ОТЦОВ ЦЕРКВИ. 77

Глава 14 ХРИСТИАНСТВО В МОНАСТЫРЯХ. 83

Глава 15 ИЗМЕНЕНИЯ В ИЕРАРХИИ И ЛИТУРГИИ. 87

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 91

Раздел I. 92

ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ И ЛАТИНСКО-ТЕВТОНСКОЕ

ХРИСТИАНСТВО (590–800) 92

Глава 16 ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ. 92

Глава 17 НЕУДАЧИ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ. 95

Глава 18 ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ. 100

Раздел II. 105

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ (800–1054) 105

Глава 19 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. 105

Глава 20 ПРОБУЖДЕНИЕ И РАСКОЛ В ЦЕРКВИ. 109

Раздел III. 115

ПРЕВОСХОДСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. 115

Глава 21 ЗЕНИТ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. 115

Глава 22 КРЕСТОНОСЦЫ И РЕФОРМАТОРЫ. 121

Глава 23 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПОКЛОНЕНИЕ. 129

Раздел IV. 138

ЗАКАТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЗАРЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 138

Глава 24 ПОПЫТКИ ВНУТРЕННЕЙ РЕФОРМЫ. 138

Глава 25 ВНЕШНЯЯ ОППОЗИЦИЯ ПАПСТВУ. 146

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. 153

Раздел I. 154

РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ (1517–1648) 154

Глава 26. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ. 154

Глава 27. ЛЮТЕР И РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. 162

Глава 28. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. 170

Глава 29. РЕФОРМАТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШВЕЙЦАРИИ. 178

Глава 30. РЕФОРМАЦИЯ И ПУРИТАНТИЗМ В АНГЛИИ. 186

Глава 31. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ И ИТОГИ РЕФОРМАЦИИ. 196

Раздел II. 205

РАЦИОНАЛИЗМ, ПРОБУЖДЕНИЯ И ДЕНОМИНАЦИИ (1648–1789) 205

Глава 32. ХРИСТИАНСТВО В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ. 205

Глава 33. РАЦИОНАЛИЗМ, ПРОБУЖДЕНИЯ И КАТОЛИЧЕСТВО. 214

Раздел III. 224

РЕВИВАЛИЗМ, МИССИИ И МОДЕРНИЗМ (1789–1914) 224

Глава 34. ПОБЕДЫ И ПРОБЛЕМЫ КАТОЛИЧЕСТВА (1789–1914) 224

Глава 35. РЕЛИГИЯ И РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЕ. 228

Глава 36. ПРОТИВНИКИ ВЕРЫ. 236

Глава 37. АМЕРИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭРУ. 241

Раздел IV. 249

НАПРЯЖЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ОБЩЕСТВОМ ПОСЛЕ 1914 ГОДА. 249

Глава 38. ЦЕРКОВЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК. 249

Глава 39. ИЗМЕНЕНИЯ В БОГОСЛОВИИ И СТРУКТУРЕ. 256

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. 277

* Тем самым предполагалось, что Бог Отец в модусе Хрисга испытывал крестные страдания. Вследствие этого возникло еще одно название монархиан – патрипассиане («отец»+«страдания»).

* Никейский (325) – разрешить арианские разногласия. Константинопольский (381) –провозгласить личность Духа Святого и человеко-воплощение Христа, Ефесский (431) –подчеркнуть единство ипостаси Христа, Халкидонский (451) – определить отношения между двумя естествами Христа, Константинопольский (553) – борьба с монофизитами, Константинопольский (680) – осудить монофелитов, Никейский (787) – разрешить иконоборческие разногласия.

* Тем самым в противовес трэду цианизму развивается учение креацианизма (лат. creatio – «творить», aniraa – «душа»).

* Обе Церкви хотели называться вселенскими (в греческом произношении «кафолическими»), но когда за Римской Церковью утвердилась название «католическая», Восточная Церковь стала называться «православной», правоверной (лат. «ортодоксальной»)

* Консубстанциация («восуществление») – присутствие Тела и Крови Христа в хлебеи винебез всякого субстанциального изменения. Католическое пресуществление (транссубстанциация) означает, что субстанция хлеба и вина становится Телом и Кровью, тогда какакциденция (внешняясторона) остается без изменений, в результате чего вкус хлеба и вина не изменяется. – Примеч. пер.

Наши рекомендации