Вопрос 28. В чём смысл свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник Аллаха?

Ответ. Такое свидетельство подразумевает исходящее из глу­бины сердца подтверждение заявления о том, что Мухаммад -раб Аллаха и Его посланник ко всем людям и джиннам, о чём Аллах Всевышний говорит так:

«свидетеля, и вестника радости, и увещателя, и призываю­щего к Аллаху с Его дозволения и яркого светильника».

(См.: "Сонмы", 45 - 46 )

Следует верить всему сообщавшемуся им о том, что было прежде и что произойдёт потом, что является дозволенным, а что - запретным, и следует подчиняться его велениям и отка­зываться от того, что он запрещал, и следует соблюдать его шариат и неуклонно придерживаться его сунны тайно и явно, соглашаясь с тем, что он решил, и повинуясь этому, как следует верить и тому, что повиноваться ему значит повиноваться Аллаху, а ослушаться его значит ослушаться Аллаха, ведь это он довёл до сведения людей Его послание. И Аллах упокоил его только после того, как Он через Своего посланника довёл эту религию до совершенства, и после, того, как этот посланник ясно передал людям всё то, что ему было поручено передать, оставив свою общину на совершенно ясном пути, с которого после этого может свернуть только совсем пропащий[48]. И к этому же имеет отношение множество других вопросов, которые мы рассмотрим позже, если это будет угодно Аллаху.

Вопрос 29. Каковы необходимые условия свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), - посланник Аллаха, и будет ли первая часть свидетельства принята без этого?

Ответ. Раньше мы уже говорили о том, что раб Аллаха не может начать исповедовать религию, если не принесёт двух этих свидетельств, и что они взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, условия первого свидетельства в то же время являются и условиями второго, а условия второго - условия­ми первого.

Вопрос 30. Что указывает на необходимость молитвы и выплаты закята?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать занят, то не становитесь у них на пути.. .»

Покаяние, 5

« А если они принесут покаяние, станут совершать молитвы и выплачивать закят, то они - ваши братья в религии...»

Покаяние, 11

Аллах Всевышний также сказал:

«А велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя вер­ность Ему в религии и будучи ханифами[49], совершать молитву и давать закят.»

Явное доказательство, 5.

И указанием на необходимость молитвы и выплаты закята служат также и многие другие аяты.

Вопрос 31. Что указывает на необходимость соблюдения поста?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он пред­писан жившим до вас...»

Корова, 183

Аллах Всевышний также сказал:

«И пусть постятся те из вас, кого застанет месяц (рамадан)...»

Корова, 185.

А в том хадисе, где говорится о том, как пророк, (с.г.с.), настав­лял бедуина в вопросах шариата, сообщается, что этот бедуин ска­зал: "Скажи мне, что Аллах вменил мне в обязанность из поста?"

Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«(Пост в течение) месяца рамадан, если ты сам не захочешь какое-то время (поститься) дополнительно»,

Аль-Бухари, Муслим

Вопрос 32. Что указывает на необходимость совершения хаджжа?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«И совершайте хаджж и умру ради Аллаха.»

Корова, 196.

Аллах Всевышний также сказал:

«И обязанностью людей перед Аллахом (является соверше­ние) хаджжа к Дому (, если) они будут в состоянии сделать (это)...»

Семейство Имрана, 97.

Что же касается указаний сунны, то сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды послан­ник Аллаха, (с.г.с.), обратился к нам с проповедью, сказав:

«О люди! Поистине, Аллах вменил вам в обязанность хаджж, так совершайте же его...»"

Муслим, Ахмад

Раньше нами был цитирован хадис о вопросах Джибрила и тот хадис, в котором сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Ислам основывается на пяти столпах....»,- можно было бы привести ещё много подобных примеров.

Вопрос 33. Что такое вера?

Ответ. Вера есть слово и действие. Имеются в виду слова, произносимые сердцем и языком, и действия, совершаемые сер­дцем, языком и прочими частями тела. Вера увеличивается бла­годаря проявлению повиновения и уменьшается вследствие ос­лушания, и в этом отношении одни верующие могут превосхо­дить других.

Вопрос 34. Какие указания имеются на то, что вера пред­ставляет собой сочетание слова и действия?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«... однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах...»

Комнаты, 7

« И уверуйте в Аллаха и посланника Его...»

Преграды, 168

Именно в этом и заключается смысл принесения обоих свиде­тельств, так как без этого раб не может начать исповедовать рели­гию. Если говорить о наличии определённых убеждений, то эти свидетельства относятся к действиям сердца, с другой же стороны, они относятся к действиями языка, выражающего эти убеждения, и свидетельства эти могут пойти на пользу человеку, приносящему их, только при условии наличия согласия между сердцем и языком.

Аллах Всевышний также сказал:

«И не пристало Аллаху губить вашу веру...»

Корова, 143

Здесь под верой подразумеваются молитвы, которые до изме­нения киблы мусульмане совершали, обращаясь в сторону Байт аль-Макдис[50]. Таким образом, молитва в целом была названа ве­рой в том смысле, что она объединяет в себе действия сердца, языка и прочих частей тела.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то он относил к вере совер­шение молитв и прочих дел поклонения в ночь предопределе­ния, и соблюдение поста и ночных молитв во время рамадана и совершение пяти обязательных ежедневных молитв, а когда про­рока, (с.г.с.), спросили: "Какое дело является наилучшим?", - он ответил:

«Вера в Аллаха и Его посланника».

Аль-Бухари, Муслим.

Наши рекомендации