I. Школа Арканов - это школа тренинга для учеников
К концу Мировой Войны (1914-1945 гг.) Школа Арканов существовала уже около двадцати пяти лет, и в ней прошли обучение свыше 20000 человек. Её программа расширяется; шаг за шагом углубляются исследования и интенсифицируется медитативная работа, по мере того как учащийся переходит с курса на курс.
О развитии психических способностей никакого учения не даётся; людей не учат быть ясновидящими или яснослышащими; нет тренинга в магии или в использовании магических ритуалов, ничего никогда не преподаётся и по части сексуальной магии. Весь упор делается на духовном образе жизни, на ментальном понимании оккультного учения, на правилах и процессах, определяющих правильные отношения со своими ближними, правильное отношение к собственной душе, правильное отношение к Духовной Иерархии (Верховным Главой которой является Христос) и правильное отношение к Учителю и Его Ашраму, или группе.
Поскольку Школа Арканов предназначена только для того, чтобы учить людей быть сознательными действующими учениками, её программа рассчитана на неизбежный отсев обучающихся. Работа, которую вас просят исполнять, непростая, да и не может быть простой. Поддерживаемый желательный стандарт высок, работа планируется таким образом, что те, чья ментальная оснащённость и духовное устремление неадекватны требованиям, автоматически отсеиваются; они сами обнаруживают, что не справляются с работой. Мы никогда не поощряем людей продолжать участвовать в работе, если они не демонстрируют своей пригодности, иначе они лишь разочаровываются, трудятся с чувством тщетности, а это плохо для всех.
Ученичество подразумевает наличие любящего сердца и острого, бдительного ума. Любящее сердце наряду с преданностью всегда подчеркивались церквями и эзотерическими группами. Эти качества фундаментально ценны и необходимы, однако острый, бдительный и тренированный ум не менее важен. Учителя пробиваются к миру людей через Своих учеников; именно так Они предпочитают действовать. Поэтому Они ищут мыслящих, контролирующих себя мужчин и женщин - обладающих видением и добровольно подчинившихся духовной дисциплине, — через которых работа могла бы проводиться. Иными словами, мы намеренно делаем работу трудной и удерживаем высокий стандарт требований, поскольку отыскиваем тех, кто способен пользоваться своим умом или по крайней мере демонстрирует готовность развивать и задействовать свои ментальные процессы. Потребности людей более эмоционального и устремленного типа, так называемых преданных, вполне могут удовлетворяться, и удовлетворяются, в других группах и эзотерических школах.
Через всю работу Школы Арканов проходит тема служения. Служение своим собратьям - это отличительная черта ученика и ключ, открывающий для него дверь посвящения. Поэтому всем, вступающим в Школу и начинающим новый цикл тренинга, мы говорим: исследуйте, думайте и доказывайте себе и нам то, что вы усвоили учение - своими письменными исследовательскими работами; учитесь медитировать, тем самым устанавливая контакт со своим истинным духовным "Я", душой, и делайте служение выражением того, что вам известно. Эти три направления должны быть вашими основными духовными занятиями во время учебы на начальных курсах. Вы обнаружите, что по мере того как проходит год за годом, вы всё дальше продвигаетесь по дороге к Иерархии, и вся ваша жизнь обретает более полный и глубокий смысл. Именно в мир смысла мы и пытаемся проникнуть. Потом вы увидите, что и последующие курсы готовы открыть вам своё содержание, поскольку вы доказали, что исполнили требуемую подготовительную работу, усвоили определённый объём технического и академического знания, добились определённых духовных касаний и подошли к определённым большим распознаваниям.
II. Школа Арканов тренирует зрелых мужчин и женщин,
подводя их к следующему шагу вперед по Пути Эволюции
Поступая в Школу Арканов, вы участвуете в новом эксперименте по обучению зрелых людей. Этот эксперимент основан на трех главных предпосылках:
1. Каждый учащийся дает обет оккультного послушания.
2. Каждый учащийся совершенно свободен в том, осваивать ли ему, и в какой мере, программу Школы.
3. Каждый учащийся может при желании стать работником в Школе Арканов.
Ведь что такое зрелый человек? Это — с нашей точки зрения — мужчина или женщина, добившиеся некоторой базовой интеграции или интеграции, либо сознательно пытающиеся их достичь. Зрелость не имеет ничего общего с возрастом. Мы полагаем (как и современная психология), что человеческое существо — это синтез физической природы, жизненной активности, суммы эмоциональных состояний и ощущений, и ума. Эти различные аспекты подчас не связаны между собой, в большинстве случаев эмоциональная природа господствует над всеми остальными, и ум имеет мало возможностей показать свое присутствие. Когда же достигнута определённая степень баланса, или равновесия, когда ум, эмоциональная природа и жизненное физическое тело образуют функциональное единство, тогда человек — зрелое существо. Он заслуживает названия "личности" и осуществил в себе (в результате эволюционного процесса) ряд интеграции.
Многие учащиеся Школы Арканов работают над проблемой личностной интеграции или над задачей развития ума, чтобы он мог эффективно контролировать эмоциональную природу и направлять деятельность человека на физическом плане. Другие добились ощутимой меры личностной интеграции и работают над ещё большим синтезом, синтезом души и личности, или высшего я и низшего я . Когда последняя интеграция произойдёт, человека можно считать "насыщенной душой личностью". На этом этапе или при его завершении он может стать принятым учеником — в техническом понимании.
Упомянутое оккультное послушание — это послушание человека, личности, собственной душе. Это не послушание какому-либо наставнику или своду доктрин. В Школе Арканов ни от кого ни на какой стадии не требуют обетов или клятв послушания. После того, как учащиеся добровольно поступили в Школу, мы предполагаем, что они (тоже добровольно) постараются исполнять требования. Наше ожидание подкрепляется не оккультным послушанием, а исходит из простого здравого смысла. Оккультное послушание — это спонтанная реакция ума на желания или волю души. Это значит, что стремящийся к ученичеству тренирует себя на то, чтобы стать восприимчивым к впечатлениям, приходящим от своей души, и затем подчиняется ей. Цель медитации, прежде всего, - добиться восприимчивости, чтобы учащийся работал в свете водительства души. С её помощью, идя по пути оккультного послушания, личность становится всё более восприимчивой к впечатлениям, приходящим от души.
Работники и секретари Школы — ив штаб-квартирах, и вне их — никогда не пытаются вмешиваться в духовную жизнь и усилия учащегося. Предлагаемые помощь в медитативной работе и рекомендации относительно духовной жизни ни к чему не обязывают. Требования нельзя навязать. Если учащийся извлекает пользу из работы и принимает нашу помощь, мы рады, но это (в конечном счёте) его дело, как её использовать; если он не задействует предоставляющихся возможностей, это, опять же, его дело.
Предоставить учащемуся полную свободу — фундаментальная задача Школы Арканов. Без этого не обойтись, если он собирается познавать себя и духовно расти. Учащийся волен работать или нет — как ему больше нравится; он вправе оставить учебу, когда пожелает. Естественно, если он не работает, не занимается исследованиями, не посылает отчетов о медитации, мы вынуждены в конце концов заключить, что у него нет интереса, и вычеркнуть его фамилию из нашего активного списка. Мы оставляем за собой право исключить учащегося из списка, если чувствуем, что он не извлекает пользы из того, что мы стараемся ему дать.
Наша политика заключается и в том, чтобы предоставлять учащемуся полную свободу в отношении его частной жизни. Школа Арканов не налагает на учащихся никаких физических дисциплин; мы не требуем от человека стать вегетарианцем, не курить, не употреблять алкогольных напитков, как нередко практикуется в оккультных школах. Мы считаем, что это исключительно его собственное дело, так как чувствуем, что, получая правильное учение, он сам урегулирует такого рода вопросы. Мы знаем: душа накладывает собственную дисциплину на своего агента, личность. Наша задача — тренировать его познавать собственную душу и слушаться её. Мы, следовательно, не выдвигаем перед учащимися никакого стандарта жизни, не вторгаемся в их личную жизнь; со временем душа выдвинет свой стандарт, коль скоро учащийся ведёт себя искренне и серьезно. Мы не задаем вопросов и не слушаем сплетен. Мы понимаем: всем нам приходится учиться становиться Мастерами, достигая мастерства, чтобы Единый Учитель (или Мастер) в сердце мог обрести контроль. Наше назначение — помогать учащемуся осуществить этот контроль, наставлять его древним правилам, которые обусловливают Путь Ученичества, адаптируя их к современным условиям, с учетом более продвинутого ментального восприятия современного стремящегося.
Мы также предоставляем нашим учащимся служить так, как им нравится и где им нравится. Мы не требуем от них браться за ту или иную деятельность, в отличие от некоторых эзотерических групп. Мы — как организация — не требуем от них никакого служения; не ждём от них посещения каких-либо лож, центров или встреч; предоставляем им работать в любой группе, церкви, организации, заниматься общественной деятельностью или улучшением культурно-бытовых условий — от них зависит, что больше всего их привлекает. Мы верим, что, если дадим им нечто духовно ценное, они его примут и применят в том окружении (каким бы оно ни было), которое их интересует или нуждается в их внимании. Абсолютная свобода работать и служить eue Школы Арканов — вот чем объясняется наше активное взаимодействие с учащимися самых разных убеждений и интересов, которые в то же время участвуют и в других группах. Вы обнаружите, что в Школе Арканов работают теософы и розенкрейцеры, представители Христианской Науки и церковнослужители всевозможных конфессий — протестанты и католики, а также мужчины и женщины любых религиозных и политических воззрений. Они чувствуют себя свободными, и они на самом деле свободны.
Опять-таки, учащиеся Школы Арканов могут формировать собственные группы и облекать в выражение собственные идеи и способы служения — без нашего вмешательства. И они это делают. Однако мы не берём на себя совершенно никакой ответственности за такие группы, они не считаются частью Школы Арканов или каким-либо образом причастными к нам; мы их никогда не опекаем. Мы не несём ответственности за них и за то, чему они учат; в то же время мы приветствуем эту деятельность, как поле служения учащегося, и одобряем попытки распространять учение Вневременной Мудрости. Если учащийся старается действовать подобным образом, мы считаем это хорошим знаком, ибо нужда мира в этом учении очень велика, и до многих сотен можно достучаться таким способом.
Наконец, наш эксперимент по обучению зрелых людей уникален тем, что старшие учащиеся могут становиться школьными работниками, наставниками, курируя в качестве секретарей работу младших учащихся. Они к этому способны, если демонстрируют понимание учения, умны и любят своих собратьев. В 1947 году у нас было больше 100 секретарей, их число естественным образом увеличивается с ростом Школы, а растет она очень быстро. Секретари эти - самых разных национальностей. Работа учащихся продвинутых курсов курируется двумя группами штаб-квартиры в Нью-Йорке.