I. Вера в Сына, равная вере в Отца (ст. 1)

II. Ожидание благословений небес (ст. 2-3)



Источники утешения.

Ев. Ин. 14:1-31.

Часть первая.

Ев. Ин. 14:1-3.

Вступление. Сегодня утром мы приступаем к изучению 14-ой главы Евангелия от Иоанна.

В этой главе наш Спаситель сосредотачивается на утешении учеников.

Хочется напомнить вам, что последний вечер земной жизни Христа идет к завершению, общение в горнице еще продолжается. Иуда ушел осуществлять свои предательские замыслы. Господь остался с одиннадцатью учениками, сердца которых были разбиты более всего от того, что Иисус объявил о Своем уходе (стих 33).

Представьте себе какую-либо свою самую сокровенную, самую желанную мечту.

Вы мечтали о чем-то в течение долгого времени, вы надеялись, что ваша мечта станет реальностью. События жизни разворачивались так, что вам порой начинало казаться, будто осуществление заветной мечты совсем близко. И вдруг, в один день все ваши надежды рухнули. Вы осознали, что заветная мечта никогда не осуществится.

Когда такое происходит, обычно отчаяние и уныние охватывает человека.

Именно в таком состоянии оказались ученики.

В течение нескольких лет они ходили с Иисусом, ожидая установления Мессианского царства. И некоторые события, такие как торжественный въезд в Иерусалим всего несколько дней назад, насыщение многотысячной толпы и другие чудеса, казалось бы, подтверждали, что осуществление мечты учеников о наступлении земного царства Христа, в котором они будут занимать высокие государственные посты, не за горами.

Но в этот вечер надежды учеников вдруг рушатся.

Они ясно поняли, что Учитель уходит, а вместе с Ним уходят и их мессианские ожидания, связанные с изгнанием римлян и установлением земного царства Мессии при их жизни.

Сердца учеников в смятении, волнении, наполнены тревогой и беспокойством.

· Их земная надежда, заветная мечта разрушена.

· Их любимый Учитель должен уйти, и они не могут последовать за ним.

(Расставание с Иисусом было для них огромным горем, ведь они любили Его, они оставили все: дома, семьи, работу, чтобы последовать за Ним, а теперь Он оставляет их в окружении врагов).

· Только что ученики узнали, что один из них предатель.

· Петр часто обращается к Иисусу от имени всех учеников, но именно

он, самый ревностный и самый разговорчивый, трижды отречется от Учителя

(Ин. 13:38).

· Из Лк. 22:31-32 мы узнаем, что Иисус объявил ученикам о действии сатаны против каждого из них. Из Мф. 26:31 нам становится известно, что Иисус предупредил учеников о том, что все они «рассеются», то есть разбегутся, проявят неверность по отношению к Нему.




Мы можем только попытаться представить себе, как тяжело было ученикам, в каком отчаянии они находились, насколько тяжело им было с эмоциональной точки зрения.

Конечно же, всезнающий Спаситель видел смятение их сердец и предлагал источники утешения. Дважды Он повторяет в 14-ой главе:

«Да не смущается сердце ваше…» (стих 1).

«Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (стих 27).

Вся 14-ая глава посвящена утешению учеников.

В этой главе Иисус приводит доводы, понимание которых действительно способно было успокоить учеников, принести мир в их сердца, принести утешение.

Тема обретения душевного умиротворения, покоя, безмятежности становится сегодня все более популярной как среди верующих, так и среди неверующих.

Некоторые психологи называют наш век – веком стрессов и депрессий.

Для решения этих проблем человечество, в большинстве своем, обращается к ложным источникам утешения.

· Мир предлагает утешение в грехе: алкоголь, наркотики, азартные игры, аморальность. Все это должно хотя бы на время отвлечь человека, развлечь его, увести от угнетающей реальности.

· Психологи также, являясь частью противящегося Богу мира, предлагают ложные источники утешения. Отрицая библейские истины о грехе, порочности человека, искуплении, они дают советы, основанные на трудах «отцов» психологии.

Каждый из этих основателей стоял на атеистических позициях.

Обращающийся к психологам испытывает муки совести, вызванные жизнью в грехе. В таких ситуациях человеку предлагают переложить вину на кого-то другого:

«Вас мучает совесть, потому что вы изменяете мужу? Не мучайтесь, вы совершенно не виноваты, это происходит из-за того, что ваш отец не был ласков с вами в детстве, или из-за того, что ваш муж не был нежен после свадьбы, так что Вы не виноваты, виновны ваш отец или муж». Либо человеку вовсе говорят, что такого понятия как вина не существует, и это лишь плод его воображения.

«Прекратите воображать себя виновным, и муки совести прекратятся».

Среди методов борьбы с депрессиями и стрессами, предлагаемых психологами, существуют и те, что кажутся просто экзотикой. Например, некоторым прописывают прыжок с парашютом или лечение электрошоком.

Все это рассчитано на то, что человек, страдающий от проблем, связанных с одной тематикой, пережив стресс на другую тему, отвлечется и частично забудет о проблеме.

· Фармацевты работают над созданием все более и более совершенных антидепрессантов – лекарств, которые должны избавить человека от волнений и стрессов. Однако увлечение антидепрессантами не может принести подлинное утешение. Случаи самоубийств и помещения в психиатрическую клинику среди тех, кто принимает антидепрессанты, постоянно увеличиваются.

Когда люди, открыто отвергающие Бога и Его Слово, ищут утешения во всем перечисленном, это естественно.

Но когда называющие себя христианами делают то же самое – это выглядит противоестественным.

Мне известны случаи, когда даже пасторы евангельских церквей, унывая и находясь в депрессии, обращались за помощью к неверующим психологам.

Участились случаи, когда, так называемые, «христианские» психологи учат служителей, проводят конференции в церквях.

Все это примеры обращения к ложным источникам утешения:

Если люди, в которых вы вложили время и силы, не оправдали ваших надежд,

Если некоторые из ваших надежд не сбылись,

Если вы устали от борьбы то с одним, то с другим искушением,

Если вы расстались с дорогим для вас человеком,

Если вы устали от болезни, долгое время не оставляющей вас,

Если вы отчаиваетесь из-за проблем в семье (трудности в воспитании детей,

трудности во взаимоотношениях с супругом, супругой),

Если вам тяжело из-за материальных трудностей, из-за проблем с жильем,

Если вы чувствуете боль отвержения близкими людьми из-за истины, –

Вам необходимо подлинное утешение в Боге.

Вы нуждаетесь в том, чтобы Господь облегчил Ваше бремя, подарил Свой мир.

Все источники подлинного утешения находятся в Боге и Его Слове.

Исследуя 14-ую главу Евангелия от Иоанна, изучая, каким образом Христос утешал павших духом учеников, мы с вами можем отметить несколько источников подлинного утешения, два из них рассмотрим сегодня, а остальные будем рассматривать на протяжении нескольких богослужений.

Прежде всего, прочитаем 1-ый стих:

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте».

Первый источник утешения:

I. Вера в Сына, равная вере в Отца.

«Да не смущается сердце ваше»

– перестаньте беспокоиться, пусть ваше сердце покинут тревоги.

Первое основание для покоя в сердце звучит так:

«Веруйте в Бога и в Меня веруйте».

«Теперь после Моего отшествия, вы должны верить в Меня точно так же, как вы верите в Бога, никакой разницы, верьте аналогично».

Ученики всю свою жизнь, как и все другие евреи, верили в Бога, никогда Его не видели и не унывали из-за этого.

Теперь Иисус говорит: «После Моего отшествия верьте в Меня точно так же, как вы верите в Бога. Наши отношения не заканчиваются, а изменяются».

На место уныния по поводу ухода Иисуса Христа должна прийти вера в Него, несмотря на то, что физически Его не будет видно.

«Верьте в Меня после Моего ухода так же, как вы раньше верили в Бога».

Ученики должны были знать, что Иисус не просто уходит, не просто исчезает, оставляя их наедине с горем, Он будет строить отношения точно так же, как их строят с невидимым Богом.

Если ученикам велено верить в Иисуса так же, как они верят в Бога, значит, Иисус равен Богу.

А кто может быть равным Богу?

Только Бог!

Для учеников должен был начаться новый этап во взаимоотношениях с Иисусом.

Если раньше они видели Его, говорили с Ним, то теперь им предстояло научиться просто верить в Него и молиться, не видя Его, так же, как они верили и молились Богу.

Христос жив и присутствует физически на небесах, а Духом Святым пребывает с нами.

Это должно быть источником, утешающим нас в скорбях земной жизни.

Когда никто из людей вас не видит, и вы остаетесь один на один с искушениями, помните, что вездесущий Христос видит вас, сострадает вам.

Когда вы согрешаете, признаете свой грех, исповедуя его, помните, что Иисус ходатайствует за вас перед Отцом, находясь на небесах.

Когда вы духовно ослабеваете, просите всесильного Бога Христа поддержать вас, и Он поддержит через Слово и через Свою церковь.

Когда вы унываете и скорбите, просите Христа утешить вас через посланный Им Дух Утешитель (Ин. 14:16) – Он утешит.

Итак, вера во Христа, равная вере в Отца, надежда на Христа, равная надежде на Отца – это первое основание для утешения христианина, первый источник утешения.

Второй источник утешения:

II. Ожидание благословений небес.

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам:

«Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (стихи 2-3).

Желая ободрить унывающих учеников, Иисус объясняет одну из целей Своего ухода:

«Я не просто ухожу, оставляя вас наедине с фарисеями и первосвященниками. Я ухожу, чтобы приготовить вам место, обитель, и после того как приготовлю вам жилище, Я вернусь за вами ».

«Я ухожу, готовлю жилище, а затем возвращаюсь за вами…» – так поступал каждый жених в Израиле перед свадьбой. Сам Петр, женившись ранее, делал то же самое.

Для того чтобы сформировать у учеников правильный взгляд на Его уход, Иисус использует сравнение, хорошо известное для каждого еврея.

Каждый еврей знал, что бракосочетание в их культуре состояло из трех основных этапов: обручение, брачная церемония и брачный пир.

1-ый этап – обручение.

На этом этапе жених и невеста заключали официальное соглашение, согласно которому стороны обещали вступить в брак.

После обручения жених уходил, временно оставлял невесту для того, чтобы приготовить комнату, жилище для совместного проживания в браке.

Если у отца был очень большой дом, сын мог привести невесту в одну из комнат этого дома.

Также сын мог построить отдельный дом и привести невесту туда.

Но такую возможность имели лишь богатые люди.

Бедные, коих было большинство, жили в маленьких домах, представляющих собой всего лишь одну комнату, где жила вся семья. Когда один из сыновей хотел жениться, он пристраивал к дому еще одну комнату. Если у отца было много сыновей, то все они, женясь, пристраивали свои комнаты к комнатам друг друга, образуя полукруг или квадрат, внутри которого располагался общий двор.

После обручения жених уходил, оставляя невесту на срок от нескольких недель до года.

Как только жилище было готово, жених возвращался и забирал невесту.

Далее жених с невестой уединялись в приготовленном жилище.

Это был 2-ой этап бракосочетания – брачная церемония.

После этого наступал 3-ий этап – брачный пир.

Пир для гостей и молодоженов.

Ученики должны были понять, что их расставание с Иисусом временно, оно подобно расставанию жениха и невесты после обручения и перед брачной церемонией, оно подобно уходу жениха, готовящего жилище для невесты, чтобы потом, возвратившись, забрать ее.

Такое понимание, такой взгляд на предстоящее расставание с Учителем должен был утешить отчаявшихся учеников.

Конечно же, и мы с вами должны черпать утешение в данных истинах.

В Новом Завете Христос сравнивается с женихом, а церковь – с невестой несколько раз

(Ин. 3:29, 11:2).

Какие бы скорби мы сейчас не переживали, нам всегда стоит помнить, что они временны, совсем скоро придет Господь и заберет нас в небесные обители, в жилище, приготовленное верующим.

Я помню времена особых испытаний в моей жизни, мысли о небесном доме всегда были для меня отдушиной и утешением.

У каждого из нас есть стремление к дому, в котором будет комфортно, уютно, безопасно, спокойно, тихо, к дому, в котором будет царить мир.

Небеса являются таким домом.

Некоторые из вас живут в тяжелых жилищных условиях.

Возможно, вы устали от переполненных квартир, домов, в которых мало места (несколько лет я жил со своей семьей в комнате площадью 12 кв. м). На небесах такого не будет.

Там нас ждут просторные, светлые, совершенные жилища.

Недавно я слышал о том, что российский миллиардер Роман Абрамович приобрел себе еще один дом в штате Колорадо, США.

Стоимость жилища 36 300 000 долларов. Площадь – 14 300 кв. футов.

В этом доме одиннадцать спален, двенадцать ванных комнат, домашний кинотеатр, джакузи, бассейн, комната для хранения вин с климатическим контролем, зона для дегустации вин, вся мебель сделана на заказ.

Знаете, что я вам скажу?

В небесах каждого из нас будет ожидать дом, который будет бесконечно лучше всех самых дорогих домов мира. Когда я говорю лучше, я не имею в виду, что у нас будет вместо одиннадцати спален двенадцать.

В небесах не будет ночи, а мы в прославленных телах вообще не будем уставать и спать, так что спальни нам не понадобятся.

Красота, комфорт, удобство, прочность и долговечность небесного жилища, приготовленного для нас совершенным Богом, будет бесконечно превосходить лучшие земные жилища, которые были созданы несовершенными людьми.

Что мы сейчас знаем о нашем небесном доме?

Согласно 21-ой и 22-ой главам книги Откровение этот дом будет расположен на новом небе и новой земле в совершенном городе – Небесном Иерусалиме.

Этот город настолько огромный, что в нем с большим комфортом смогут проживать несколько миллиардов человек.

Площадь города в 5 000 раз превышает площадь Москвы и составляет 5 млн. кв. км.

Если людей в этом городе размещать с той же плотностью, как в Москве, в нем могут жить 50 млрд. человек.

Город имеет форму куба с одинаковой шириной, высотой и длиной, составляющими соответственно около 2250 км.

Художник и строитель этого города – Сам Бог (Евр. 11:10).

В этом городе протекает чистейшая река жизни (Отк. 22:1).

Там растет чудесное дерево жизни (Отк. 22:2).

В этом городе нет преступности, болезней, больниц, кладбищ (Отк. 21:4).

Это святой город (Отк. 21:2), в нем нет греха и грешников.

Здесь двенадцать прекрасных ворот, стены из драгоценных камней, улицы из цельного золота.

Красота города не поддается описанию.

Свет Славы Божьей заливает город прекрасными лучами.

Самые красивые улицы самых красивых городов мира никак не смогут сравниться с красотой небесного Иерусалима.

Это огромный и красивый город, но не холодный город, сияющий чуждыми огнями.

Это очень родной город.

Как только увидите его, сразу поймете, что вы дома.

Небесный дом, небесная квартира, приготовленная для нас Христом, будет расположена в этом городе. У нас нет подробного описания этой квартиры, но мы точно знаем, что она будет превосходить самые лучшие земные жилища.

Кто-то скажет, что все настолько прекрасно, что в это даже трудно поверить.

Взгляните еще раз на 2-ой стих:

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам:

«Я иду приготовить место вам»».

Иисус говорит в этом стихе следующее:

«Верьте Мне, Я говорю истину, недостатка с небесными квартирами не будет».

«А если бы не так, Я бы сказал вам».

(По мнению некоторых исследователей Писания, после этих слов нужно поставить не двоеточие, а точку).

Иисус уверяет учеников о достаточности небесных жилищ и говорит о том, что если бы их не хватало, Он сказал бы об этом и не стал бы никого вводить в заблуждение.

Мы должны верить Иисусу.

Мы должны верить Библии.

А если мы не верим, нам необходимо задуматься о своем спасении.

Человек, который не верит Библии, не верит словам Христа, не может быть с Христом.

Мы знаем о нашем небесном доме.

Мы знаем, что Иисус готовит его для нас.

И теперь последний вопрос.

Когда и как мы попадем в этот дом?

Читаем 3-ий стих:

«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

Попадание в этот дом связано с возвращением Христа.

Речь идет о восхищении церкви.

Он просто поднимет Свою церковь в небеса, когда вернется за ней.

Ранее умершие воскреснут в новых небесных телах.

Верующие, живущие на момент воскресения, изменятся, их смертные тела мгновенно превратятся в бессмертные.

Когда Христос заберет нас на небеса, мы будем с ним вечно: семь лет скорби на земле, а мы с Христом на небесах, тысячелетнее царство Христа на Земле, а мы с Ним.

Затем на Новом Небе и Новой Земле мы поселимся навечно.

Мы будем жить в Небесном Иерусалиме, в приготовленных Христом жилищах.

Заключение.

Какие бы разочарования и скорби ни посещали вас…

…не пытайтесь искать утешение в грехе, в обольстительных советах психологов,

…ищите утешения в Боге, в учении Иисуса Христа:

верьте в Бога Сына так же, как вы верите в Бога Отца,

ожидайте небесного дома, приготовленного для вас Христом.

Осталось немного – потерпите, и наш Господь вернется совсем скоро за Своей церковью, чтобы забрать ее домой.



Источники утешения 36

Ев. Ин. 14:1-31

Часть вторая

Ев. Ин. 14:4-11

(Общий план)

Наши рекомендации