Системы, противящейся истине

Ев. Ин. 11:45-57

(Общий план)

I. Религиозная система, противящаяся истине, притягивает нечестивых людей (ст. 45-46)

II. Религиозная система, противящаяся истине, отличается терпимостью к богословским заблуждениям и нетерпимостью к истине (ст. 47)

III. Религиозная система, противящаяся истине, считает самосохранение наивысшей ценностью (ст. 48)

IV. Религиозная система, противящаяся истине, пытается творить зло якобы во имя добра (ст. 49-52)

V. Религиозная система, противящаяся истине, преследует верных служителей (ст. 53-57)



Признаки религиозной системы,

Противящейся истине.

Ев. Ин. 11:45-57.

Вступление. Воскресение Лазаря было величайшим свидетельством истины, истины о том, что Иисус – это Бог и Мессия. Такое ясное и неоспоримое свидетельство вызвало негодование руководителей, управляющих религиозной системой Израиля.

В истории человечества наибольшими врагами истины были религиозные люди, находящиеся довольно близко к правильной религии.

Что еще интересно: религиозные люди, противящиеся истине, выступали, как правило, не в одиночку, а в согласии или даже от имени какой-то религиозной группы, имеющей нередко многолетние корни, свои традиции, свои устои, свою иерархическую структуру.

Главными противниками пробуждения всегда были представители религиозных систем, как в иудаизме в дни Христа, так и в христианстве. Очень часто сторонники этих систем со всей яростью ополчались против глашатаев истины.

· Именно первосвященники и фарисеи, члены Синедриона, представители отступнического иудаизма, религиозной системы, уклонившейся от истины, противились апостолам, запрещая учить Слову Божьему (Деян. 4:18).

· Именно представители отступнического иудаизма убили глашатая истины, первомученика Стефана (Деян. 7гл.).

· Именно представители отступнического иудаизма, считавшие себя сторонниками истинной религии, поборниками веры отцов, гнали и противились служению Смирнской церкви (Отк. 2:8-11), называя себя «собранием Господним», Иисус же объявил их «сборищем сатанинским».

Печальная картина противления истине наблюдалась и дальше на протяжении всей истории церкви.

Сразу же после окончания массовых гонений церковь, сблизившаяся с властью, превратилась в отступническую религиозную систему (я имею в виду только видимую церковь), которая противилась вестникам истины, прибегая даже к их физическому уничтожению. Отступившая от Бога церковь стала подобна жерновам, перемалывавшим проповедников истины, например, таких известных, как Савонарола, Ян Гус и многие другие, осмелившихся выступить против такой огромной религиозной системы, как

Римско-католическая церковь.

Внутри так называемого христианского мира множество религиозных систем, которые очень часто противятся тем, кто провозглашает учение Писания ясно и бескомпромиссно.

В конце XIX века Чарльз Сперджен практически в одиночку противостоял отступлению от истины в баптистском союзе в Англии. Он мужественно подал голос против набиравшего обороты либерализма, но оказался в меньшинстве.

Баптистский союз на одном из своих съездов в апреле 1888 года двумя тысячами против семи голосов делегатов принял резолюцию, не совместимую с теми истинами, которые отстаивал Сперджен. Результаты голосования были истолкованы как осуждение Сперджена большинством баптистов Англии.

Сперджен хотел изменить этот союз, но в результате был отвержен и принял решение выйти из него. Руководство союза опасалось, что призывы Сперджена уменьшают численность и ослабляют влияние союза, и не могло согласиться со знаменитым проповедником.

После этого противостояния некоторые люди высказывали порицание Сперджену, от него отвернулись многие, кто поддерживал его служение материально, в результате возникли финансовые проблемы в разных сферах его служения, некоторые студенты колледжа Сперджена покинули его, оставив учебу. Они не понимали ценность тех истин, которые он защищал, они не понимали глубину той опасности, от которой он предостерегал, они не понимали благородства его личности, они не понимали масштабы его труда в истории церкви. Нельзя сказать, что баптистский союз Англии был тогда отступническим полностью, но то, что он двигался по пути отступления, это точно, и время лишь доказало правоту опасений Сперджена.

Провозглашение истины многократно приводило к противостоянию религиозным системам, которые не держатся твердо учения Библии.

Форма противостояния изменялась в истории очень часто, двигаясь в широком диапазоне от попыток физически устранить того, кто говорит истину, до словесных заявлений, отлучений, жестких решений, различных порицаний и пр.

Самое сильное противостояние глашатая истины и религиозной системы произошло в дни Христа:

· с одной стороны, сложившаяся веками религиозная система, сторонники которой были богоизбранным народом:

они верили в Бога, сотворившего небо и землю, а не в языческих идолов;

весь народ не сомневался в правильности их религии, обычаев, обрядов и традиций;

люди были уверены в том, что их религия от Бога и угодна Ему;

· с другой стороны, вдруг появляется Человек, совершенно не вписывающийся в эту систему:

Он говорит проповеди, непохожие на проповеди книжников и фарисев, как власть имеющий (Мф. 7:27-29);

Он обличает лучших представителей религии того времени, фарисеев

(Мф. 23гл.);

Он исцеляет по субботам (Ин. 5, 9 гл.).

Для сторонников этой религиозной системы все ясно:

«Наша система от Бога, а Он не вписывается в эту систему, значит, Он не от Бога».

Все ясно! Но тут возникает проблема…

Дело в том, что Этот Человек, не вписывающийся в эту религиозную систему

(из чего следует, что Он не от Бога), творит великие чудеса, указывающие на то, что Он Сам Бог и Мессия Израиля!

Что же это получается?

Неужели система не от Бога?

Воскресение Лазаря было мощным и неоспоримым свидетельством божественности Христа.

Конфликт между Христом и религиозной системой Израиля достигает здесь максимальной точки.

Первосвященники и фарисеи понимают, что их религиозная система не выживет, если признать истину.

Это ужасное противостояние, огромный конфликт.

Вопрос здесь стоит ребром:

либо Иисус будет жить, и это принесет смерть религиозной системе Израиля

(Ин. 11:48-50),

либо Иисус должен быть убит, чтобы сохранить жизнь их религиозной системе

– вот, каким образом выглядит ситуация в конце 11-ой главы.

По Божьему плану (так уж задумано) истина ярче всего провозглашается в момент наиболее сильного противостояния Божьих людей отступнической религиозной системе!

Так было в дни Христа, так было в дни Реформации.

Мир, в котором мы живем, называет себя христианским.

Нас окружает большое количество различных религиозных организаций, деноминаций, конфессий, связывающих себя с Христом. К сожалению, немалое количество данных религиозных систем не придерживается библейского учения о спасении, искажает Евангелие. И если мы хотим провозглашать истину, быть верными учению Библии, мы в любом случае начнем жить, верить и учить иначе, чем сторонники этих религиозных систем. И в жизни каждого верного христианина, каждого верного пастора этот конфликт может повториться. Я даже думаю, что непременно будет повторяться, вопрос лишь в масштабах: кому-то может противостоять многочисленная религиозная система, а кто-то столкнется с небольшой оппозицией.

Если мы только будем верными и бескомпромиссными в учении Писания, противостояние придет обязательно!

Неизбежно оно ложится тяжелым бременем на плечи верных последователей Библии.

С учетом всего сказанного я надеюсь подойти к этому тексту с особым интересом и предвкушением открытий, содержащихся в нем.

Нам предстоит выделить основные признаки религиозной системы, которая противится Слову Божьему (мы, конечно, понимаем, что противостояние истине состоит в противодействии конкретным людям, утверждающим истину).

Итак, что же отличает большую или маленькую религиозную группу, систему, которая противится Писанию?

Рассмотрим признаки религиозной системы, противящейся истине.

Первый признак:

I. Религиозная система, противящаяся истине, притягивает к себе нечестивых людей.

«Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (стихи 45-46).

Свидетельство Иисуса Христа о Себе как о Боге, явленное в воскресении Лазаря, было такой яркой вспышкой истины, что многие обратились, уверовали.

Некоторые же были настолько упрямы в своем неверии, что отказались веровать даже после неоспоримого свидетельства. Можно представить, что это были за люди.

Вместо того чтобы радоваться чуду воскресения, они идут и доносят на Христа фарисеям. Они злобно свидетельствуют против Того, Кто творит великие чудеса.

Фарисеи же принимают их свидетельство.

Нечестивые люди, упрямо не желающие преклониться в смирении пред Богом, льнут к отступнической религиозной системе.

И вы знаете, почему? Она их принимает, потому что она наполнена такими же нечестивыми людьми. Нечестивые религиозные люди находят друг друга, сближаются.

Если вы видите церковь, религиозную группу, которая притягивает в свои ряды нечестивых людей, любящих грех и заблуждения, упрямо не желающих меняться, оставаясь в ней, знайте, это признак нечестивой группы, которая не держится истины Писания,

противится ей.

Второй признак:

II. Религиозная система, противящаяся истине, отличается терпимостью к богословским заблуждениям и нетерпимостью к истине.

«Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «Что нам делать?

Этот Человек много чудес творит»» (стих 47).

Первосвященники – это те, кто занимал пост первосвященника до Каиафы, и члены их семей.

Совет, о котором идет речь, – это заседание Синедриона, состоявшего из семидесяти человек, большую часть которых представляли первосвященники и меньшую – фарисеи. Интересно, что первосвященники были саддукеями, а это значит, что они исповедовали богословские позиции, не совместимые с позициями фарисеев.

Фарисеи, несмотря на все их недостатки, верили в духовный мир, ангелов, воскресение после смерти.

Саддукеи же не верили ни в духовный мир, ни в воскресение мертвых.

Как вы видите, это две совершенно несовместимые, противоположные, взаимоисключающие богословские позиции.

Кстати говоря, фарисеи и саддукеи нередко конфликтовали друг с другом, но в данный момент мы видим, как они объединяются в общей ненависти к нашему Господу, проповеднику истины, Тому, Кто Сам был олицетворением истины (Ин. 14:6).

Представьте себе религиозный совет, состоящий из людей, исповедующих разные богословские позиции, и не просто разные, а взаимоисключающие.

И этот совет собирается, на нем что-то решают, конфликтуют, но перед лицом общей опасности противоборствующие стороны объединяются.

Богословие неважно, доктрины неважны, главное – одолеть общего врага, Иисуса Христа, Сына Божьего!

Вот, что отличает представителей отступившей от истины религиозной системы: они способны жить, терпя в своих рядах богословские заблуждения; они способны жить в доктринальной путанице долгое время, но при этом они не могут терпеть (знаете что?) истину!

Подумайте только, какими же ужасными, развращенными и нечестивыми людьми были фарисеи, способные находить точки соприкосновения с саддукеями, явными безбожниками, отрицающими даже будущее воскресение мертвых, но при этом неспособные терпеть истину, провозглашаемую Христом.

Они признают, что Иисус творит чудеса:

«Этот Человек много чудес творит».

Они больше не оспаривали чудеса, как это было в 9-ой главе.

Если раньше враги пытались бороться с Христом, отрицая Его чудеса (Ин. 9:18), называя Иисуса одержимым и сумасшедшим, то теперь они уже не используют все эти методы и задаются вопросом:

«Что нам делать?»

К сожалению, последнее время я все чаще и чаще слышу о религиозных группах, общинах в среде евангельского движения России, которые очень дружелюбны и открыты по отношению к представителям самых разных богословских течений, но закрыты и нетерпимы к истине.

Я знаю одну общину,

в которой работают телеканалы, транслирующие программы с проповедями харизматических лидеров, многих из которых можно смело назвать лжеучителями;

в которой несколько раз проповедовал раввин, еврейский учитель, вообще неверующий, не принимающий Иисуса Христа;

в которой детская образовательная школа при церкви обучает детей ко всему прочему трудам Елены Уайт, лжепророчицы, одной из основоположниц такого ложного учения, как адвентисты седьмого дня.

Но при этой их открытости и полной богословской терпимости к ужасным заблужденим, они нетерпимы, знаете к чему?

К истине.

Совет этой церкви запрещает распространение книг и кассет служителей, исповедующих консервативное евангельское богословие.

Открытость к богословским заблуждениям, терпимость к ним и при этом закрытость и нетерпимость к истине – вот признак духовного разложения, духовной катастрофы!!!

Третий признак религиозной системы, противящейся истине:

III. Религиозная система, противящаяся истине, считает самосохранение наивысшей ценностью.

«Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» (стих 48).

Итак, религиозные начальники признают, что Иисус творит множество чудес, и не спорят с этим, не оспаривают чудо воскресения Лазаря.

Ну, вот и все, как может показаться!

Теперь уже не нужно ни в чем сомневаться и можно согласиться с тем, что Иисус от Бога, так как согласно их пониманию никто не может творить великих чудес, если Сам Бог не будет с ним!

Но здесь возникает еще один их интерес, соблюдение которого делает невозможным согласие с истиной о том, что Иисус из Назарета – Бог и Мессия.

Знаете, что это за интерес?

Это сохранение собственной религиозной системы.

Первосвященники и фарисеи прекрасно понимают, что, если все уверуют в Иисуса, тогда их религиозная система разрушится, тогда они потеряют свои религиозные посты, и власть, и влияние.

Вот, почему они заботятся о сохранении своей религиозной системы, даже несмотря на то, что это требует отвержения истины.

Религиозное руководство Израиля признает факт чудес, что свидетельствует о божественности Христа, но не может официально согласиться с тем, что Иисус от Бога, так как, по их мнению, это приведет к тому, что многие люди пойдут за Иисусом как за политическим лидером, и римские власти посчитают это восстанием и пошлют свои войска, которые отберут у нынешнего Синедриона контроль над храмом и вообще лишат свободы и прав на поклонение согласно нормам их религиозной системы.

Религиозное руководство Израиля как бы говорит: «Да, мы действительно не спорим с тем, что Этот Человек творит чудеса, но мы не можем себе позволить то, чтобы люди беспрепятственно шли за Ним. Иначе вся наша религиозная система будет разрушена».

Обратите внимание, сохранение религиозной системы для них важнее истины.

Они согласны отвергнуть персонифицированную истину Иисуса Христа ради того, чтобы только сохранить свою религиозную систему, свою власть!

Вот это и есть самый яркий признак отступившей от Бога религиозной системы.

Самое страшное, когда пасторы церквей, руководители религиозных союзов, организаций, деноминаций и миссий понимают, что их группа уклоняется от Писания, но при этом ради сохранения религиозных структур отвергают истину: «Ну, может быть, это и правильно, но если мы так будем проповедовать, то вся наша система разрушится.

И поэтому ради сохранения системы мы этого говорить и делать не будем».

Все это является отвержением истины ради сохранения религиозной системы.

Знаете, почему они так делают?

Да потому, что для них наивысшая ценность – сохранение религиозной системы, а не истина!

Печальная ирония истории, контролируемой Богом, состояла в том, что, пытаясь сохранить религиозную систему Израиля путем отвержения истины, они ее потеряли.

В 70г.н.э. римляне действительно окружили Иерусалим и разрушили храм, а вместе с ним и всю его религиозную систему, ради сохранения которой был отвержен Мессия.

Читающие Евангелие от Иоанна, написанное приблизительно в 90-е годы первого столетия, уже могли, оглянувшись назад, посмотрев на судьбу Израиля, сделать для себя ясный вывод: проблемы, которых человек пытается избежать путем отвержения истины, рано или поздно настигнут его.

Обратимся теперь к следующим стихам, описывающим четвертый признак религиозной системы, противящейся истине:

IV. Религиозная система, противящаяся истине, пытается творить зло якобы во имя добра.

«Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им:

«Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Это же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных детей Божьих собрать воедино» (стихи 49-52).

Члены Синедриона озадачены, они понимают, что с Иисусом что-то нужно делать, но никто прямо не осмеливается сказать, что.

Вдруг Каиафа, «будучи на тот год первосвященником», говорит:

«Вы ничего не понимаете, нечего здесь сидеть и дискутировать. Его нужно просто убить независимо от того, что Он творит чудеса, оспорить которые невозможно.

Его нужно убить ради сохранения всей нашей нации. Пусть лучше Он один умрет, чем вся нация пострадает от рук римских оккупантов. Если Его не убить, тогда на рост Его популярности обратят внимание римские власти, сочтут все это мятежом, восстанием и захотят подавить его».

Хотя Каиафа и выглядит борцом за защиту Израиля от власти языческих оккупантов, тем не менее, он сам находится под колпаком у этой власти.

Слова «будучи на тот год первосвященником» приведены здесь неслучайно.

Этими словами Иоанн показывает зависимость Каиафы от римской власти.

Дело в том, что пост первосвященника занимался пожизненно, а назначение нового преемника должно было проходить без всякого участия язычников.

Но Каиафа, как и предыдущие первосвященники, был назначен римскими властями.

Так, например, Анна, тесть Каиафы, был первосвященником с 7-го по 14-ый год по РХ, а сам Каиафа был назначен римским префектом Валерием Гратом в 18г. по РХ.

Так что, находясь на этом посту более десяти лет, Каиафа научился ладить с Римом.

Он уже понял особенности римской политики и не сомневался в том, что возмущенные римские власти пресекут с особой жестокостью любое движение в Израиле, которое они посчитают восстанием.

По сути, Каиафа говорит следующее: «У нас нет выбора, Этот Человек должен умереть во имя сохранения нации».

Хотя Каиафа и преследовал свои корыстные цели, тем не менее, он произнес вопреки своей воле пророчество, не понимая, что он говорит (стихи 51-52).

Желая уничтожить Иисуса, унизить Его, Каиафа произнес слова, прославляющие Господа, свидетельствующие о том, что Иисус один, умерев на кресте, спасет от погибели всех тех, кто уверует в Него.

Все истинно верующие соберутся в одно тело – церковь.

Призыв Каиафы был воспринят Синедрионом с полным согласием.

Членам Синедриона такие размышления действительно показались очень логичными.

И опять история, управляемая Богом, все расставила на места.

Они творили зло, решили убить Мессию якобы во имя добра, во имя сохранения Израиля, на самом же деле они прикрывали благородными идеями свое желание остаться у власти, но из этого ничего не вышло.

После крестной смерти Иисуса Христа римские начальники сняли Каиафу с должности первосвященника, кстати, сняли вместе с Понтием Пилатом, согласившимся распять Иисуса ради сохранения своего положения.

А в 70г. по РХ римляне, захватив Иерусалим, уничтожили сотни тысяч евреев.

Так что, с убийством Мессии они не смогли достичь своих целей: первосвященник со своим окружением потерял власть, народ не был спасен, а, наоборот, через короткое время был ввержен в кровавую бойню, храм не был сохранен, он был сожжен и полностью разрушен.

Любая религиозная система, пытающаяся творить «меньшее» зло якобы ради «большего» добра, идет путем противления истине. И это противление может ей дорого стоить.

И последнее – пятый признак религиозной системы, противящейся истине:

V.Религиознаясистема, противящаяся истине, преследует верных служителей.

«С этого дня решили убить Его. Поэтому Иисус уже не ходил явно между иудеями, а пошел оттуда в местность близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхой, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: «Как вы думаете? Не придет ли Он на праздник?» Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, чтобы взять Его» (стихи 53-57).

Члены Синедриона согласились с Каиафой в том, что убийство Иисуса – это лучшее из того, что можно предпринять в данной ситуации, и приняли решение убить Господа.

Понимая, что время крестных мук еще не настало, Иисус удаляется в безопасное место близ пустыни, в город, называемый Ефраим.

Предположительно этот город находился на расстоянии 13км от Иерусалима, там, где сейчас расположено селение Эт-Тайбе.

Однако приближалась Пасха, и Иисус должен был вновь прийти в Иерусалим для того, чтобы быть арестованным и распятым.

Видимо, о заговоре членов Синедриона стало широко известно, и простые люди рассуждали между собой, осмелится ли Иисус прийти на праздник.

Первосвященники и фарисеи пользовались праздником Пасхи, словно ловушкой для Иисуса, так как, надеясь на Его приход, постарались наполнить общественные места тайными осведомителями.

Религиозная система, отступившая от истины, ненавидит и преследует тех, кто обличает ее заблуждения.

Ненависть, злоба, клевета, ложные обвинения, оскорбления и угрозы жизни по отношению к глашатаям истины – вот признак религиозной системы, противящейся Богу.

Заключение.

Помните, что отличает религиозную систему, противящуюся истине.

Не путайте ее со здоровой церковью.

Она притягивает к себе нечестивых людей.

Она отличается терпимостью к богословским заблуждениям и нетерпимостью к истине.

Она считает самосохранение большей ценностью, чем истину.

Она пытается творить зло якобы во имя добра.

Она преследует, атакует верных глашатаев истины.

Понимая признаки противящейся истине религиозной системы, нам нужно не переставать восхищаться теми, кто, утверждая истину, противостоит ей.

И среди них самым ярким воином является Иисус Христос, Который мужественно в одиночку противостоит хорошо организованной системе, имеющей деньги, влияние, контакты с оккупационными властями.

По-человечески силы неравны.

Спаситель погибает в этом сражении, но это не поражение, а победа, потому что в Его смерти жизнь всем верующим в Него.



Наши рекомендации