I. Воскресение открывает славу Сына (ст. 38-40)

II. Воскресение открывает единство Сына и Отца (ст. 41-42)

III. Воскресение открывает всемогущество Сына (ст. 43-44)



Открытия воскресения.

Ев. Ин. 11:38-44.

Вступление. Я надеюсь, что с изучением 11-ой главы Евангелия от Иоанна наше виденье библейского учения о воскресении становится более четким.

В предыдущих проповедях мы смогли отметить, что умерший Лазарь был близким и дорогим человеком для Христа (стих 5).

Мы смогли уяснить, что Иисус, зная о смерти Лазаря, специально не торопился в дом плача, потому что хотел сделать планируемое Им воскресение неоспоримым, очевидным для всех. Подойдя к Вифании, Иисус встретил сначала Марфу, затем Марию и следующую за ней группу скорбящих.

Согласно традициям того времени, в дни траура по умершему нанимались профессиональные плакальщицы, а также не менее двух музыкантов, играющих печальные мелодии. Все близкие и знакомые стремились посетить скорбящую семью в эти дни. Пришедшие в дом скорби старались плакать как можно сильнее, потому что глубина скорби свидетельствовала, по их мнению, о глубине уважения к покойному.

Близкие родственники, особенно женщины, согласно традиции бегали к гробу плакать в течение первой недели после похорон.

Вот, почему, когда Мария пошла навстречу Христу, многочисленные иудеи пошли за ней, думая, что она пошла к гробу плакать о своем брате.

Взору Христа предстала печальная картина: сначала плачущая Марфа, затем плачущая Мария, обе верящие в то, что Он мог исцелить Лазаря при жизни, но теперь после смерти воскресение стало невозможным для Него (стихи 21 и 32).

Вслед за Марией шла толпа плачущих и причитающих друзей, родственников, знакомых.

Все это возмутило Господа (стих 33)! Иисус был возмущен их чрезмерной скорбью, которая была косвенным свидетельством их неверия в воскресение.

Они плакали так, будто их вера в воскресение – не более чем интеллектуальное знание, не имеющее ничего общего с реальной жизнью.

Это было короткое описание предыдущих событий.

И вот теперь мы вплотную подошли к самому воскресению.

Прочитаем стихи с 38-го по 44-ый:

«Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: «Уберите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он умер». Иисус говорит ей:

«Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божью?»

Итак, убрали камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [это] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! Выходи».

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет»».

Данное чудо воскресения Лазаря подобно биноклю.

Бинокль приближает образы и дает возможность увидеть то, что находится на расстоянии, воскресение Лазаря также дает нам возможность увидеть реалии будущего воскресения.

Не стоит относиться к воскресению Лазаря, как к единичному событию, стоящему где-то вдалеке от перспективы будущего воскресения.

В истории человечества очень часто какое-то одно единичное событие является началом целой серии подобных событий.

Например, первый полет человека в космос – это не просто единичный случай, а свидетельство начала новой эры в космонавтике, начала целой серии космических полетов с участием человека.

Точно так же следует смотреть и на воскресение Лазаря, которое является не просто частным, единичным случаем, произошедшим с одним человеком 2 000 лет назад и не имеющим к нам никакого отношения.

Это свидетельство о приближении новой эры, эры воскресения, когда все умершие услышат будящий голос Иисуса Христа и воскреснут: одни для вечной жизни, другие для вечных мучений.

Воскресение Лазаря открывает величие Бога, которое по-особенному будет явлено в будущем всемирном воскресении.

Спаситель задумал это воскресение как свидетельство, демонстрацию славы и величия Бога. Обратите внимание на последние слова 40-го стиха:

«…увидишь славу Божью»…

Интересно, каким образом воскресение Лазаря открывает нам яснее величие личности Бога?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Слову.

Прочитаем внимательно стихи с 38-го по 40-ой:

«Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: «Уберите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он умер». Иисус говорит ей:

«Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божью?»»

Итак, первое открытие, показывающее величие Бога:

I. Воскресение открывает славу Сына.

«Скорбя внутренне», речь идет о той же скорби, что и в 33-ем стихе, она связана с неверной реакцией окружающих на смерть Лазаря.

Чрезмерный плач, открывающий недостаток веры в воскресение, возмутил Господа. Испытывая внутреннее возмущение, Спаситель приходит к гробу, месту захоронения.

Гробами в Палестине обычно называли пещеры, вырубленные в мягких известняковых скалах, либо пещеры естественного происхождения. Вход в такую гробницу обычно заваливали тяжелым камнем, защищая захоронение от проникновения диких животных или грабителей. Некоторые гробницы представляли собой уходящие вниз пещеры, в которые спускались по лестнице. Возможно, Лазарь был похоронен именно в такой пещере.

На это предположение наталкивает тот факт, что «камень лежал на ней», как сказано в

38-ом стихе: камень лежал сверху, а не стоял рядом.

Иисус отдает повеление:

«Уберите камень».

Как нам видно, данное повеление не вселило надежды в сердце Марфы, она и не думает о возможности воскресения. Марфа лишь предупреждает о том, что в этом нет никакого смысла, так как труп уже давно начал разлагаться.

В теплом палестинском климате спустя четверо суток после смерти труп, как всем было известно, быстро разлагался, издавая отвратительный запах.

Любой, кто когда-либо чувствовал запах разлагающегося человеческого тела, понимает, что он не оставляет никакой надежды на сохранившуюся жизнь.

Услышав повеление «Уберите камень», толпа плачущих наблюдает в изумлении, что произойдет дальше?

Марфа же протестует, понимая, что тело ее брата разлагается.

Все это указывает на то, что даже тогда, когда Иисус повелел убрать камень от гроба, Марфа продолжала не верить в возможность мгновенного воскресения.

(Некоторые исследователи Писания считают, что Марфа подумала, будто Иисус желает последний раз взглянуть на Лазаря, и стала отговаривать Его).

В 40-ом стихе Господь напоминает Марфе обещание, данное Им ранее в стихах 25-26:

«Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Веришь ли этому?»»

Если она будет веровать в способность Иисуса творить чудеса, которые посильны лишь Богу, что Он Сам – воскресение и жизнь, тогда она увидит славу Божью в воскресении.

Согласно учению Библии Бог являет Свою славу многогранно и многообразно.

Например, Бог являет Свою славу …

…в творении,

…в спасении грешников,

…в наказании грешников,

…в воплощении Своего Сына,

…в осуществлении Своего плана!

Одни грани Божественного величия заметить легче, другие – труднее.

Например:

· Для того чтобы видеть величие славы Бога в творении, христианам достаточно лишь физического зрения, открывающего синеву небес и океана, зелень травы, высоты гор, красоту цветов.

· Для того чтобы видеть величие Бога в спасении, необходимо серьезно изучать Писание и обнаружить логичность и эффективность Божьего плана, начинающегося с избрания в вечности прошлого и продолжающегося до вечности будущего в прославлении.

Но увидеть славу Божью в воскресении очень непросто: помимо интеллектуального знания об этой истине, необходимо глубоко верить в его реальность.

Христос имеет всю славу и как Творец, и как Спаситель, и как воскрешающий мертвых:

«Я есмь воскресение и жизнь» (стих 25).

Наша проблема лишь в том, что недостаток веры мешает нам видеть какие-то грани Его славы.

Недостаток веры мешал Марфе верить в то, что Иисус сейчас воскресит ее брата.

Недостаток веры мешал коринфянам верить в воскресение (1Кор. 15гл.).

Недостаток веры мешает видеть славу Бога в воскресении точно так же, как физическая слепота мешает видеть славу Бога в творении.

Вера в воскресение дает возможность увидеть, одну из прекрасных и удивительных граней славы Христа, способного вдохнуть жизнь в разлагающееся, мертвое тело.

Итак, воскресение открывает славу Сына.

Прочитаем теперь стихи 41-42:

«Итак, убрали камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [это] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня»».

Во-вторых:

II. Воскресение открывает единство Сына и Отца.

После того как гроб был открыт, Иисус совершил молитву, в которой Он не просит Отца воскресить Лазаря, а благодарит за то, что Отец уже Его услышал.

Глагол, переведенный как «услышал», в оригинале находится в особой форме аорист, в изъявительном наклонении и активном залоге.

Это указывает на следующее: Иисус благодарит Отца за будущее воскресение Лазаря, будучи абсолютно уверенным в нем в настоящем. (См. «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета» Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III, стр. 358).

Как сказано в 42-ом стихе, Спаситель не сомневается в том, что Отец услышит Его.

Его молитва была вызвана не сомнениями в том, что Отец Его слышит, а желанием засвидетельствовать народу о Его единстве с Отцом, о полной гармонии двух личностей Троицы.

Будущее воскресение Лазаря должно было явить окружающим полное единство Отца и Сына, удостоверить, что Сын равен Отцу.

Ранее Господь уже говорил об этом:

«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21).

Быть единым с Отцом в воскресении мертвых – это значит быть Кем?

Богом! Богом, абсолютно равным Отцу и находящимся с Ним в полном единстве.

Итак, молитва совершена, могила открыта, и если сейчас из нее выйдет Лазарь, это будет неопровержимым доказательством того, что Христос – Бог и Мессия Израиля!

Воскресение, описанное в 11-ой главе, открывает нам следующие истины о величии Христа:

во-первых, воскресение открывает нам славу Сына (стихи 38-40),

во-вторых, воскресение открывает единство Отца и Сына (стихи 41-42).

В-третьих:

III. Воскресение открывает всемогущество Сына.

«Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! Выходи». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет»» (стихи 43-44).

Камень отвален, гроб открыт, молитва благодарности Отцу, свидетельствующая о единстве Отца и Сына, совершена…

Можете себе представить напряжение этих мгновений ожидания?

Итак, Спаситель кричит:

«Лазарь! Выходи!»

(В других переводах: «Лазарь! Выйди вон!» или «Лазарь! Выходи сюда!»).

Повинуясь голосу Творца вселенной, Того, Кто Своим словом мир вызвал из небытия, мертвая материя оживает, и душа Лазаря возвращается в тело во мгновение ока.

Обвитый по рукам и ногам, с лицом, обвязанным платком, он выходит из могильной тьмы к свету. Все законы мирозданья обращаются вспять, повинуясь своему Создателю.

В отличие от многих других народов евреи не бальзамировали тела усопших, а просто обворачивали их льняной тканью, пропитывая ее особыми ароматами и пряностями, нейтрализующими запах разлагающегося тела. Голову же обвязывали отдельным платком, который поддерживал нижнюю челюсть покойного.

Хотя евреи и не обматывали умершего так плотно, как при мумификации в Египте, тем не менее, даже традиционное покрытие серьезно сковывало движения, поэтому Иисус сказал:

«Развяжите его, пусть идет».

Некоторые исследователи считают, что тела умерших в Израиле заворачивали более плотно, настолько плотно, что ходить было бы совершенно невозможно, так как для фиксации прямого положения тела ноги крепко связывали, а руки прижимали к торсу.

Если допустить, что Лазарь был связан именно так, тогда сам его выход из гробницы был бы еще одним чудом.

Но мы, честно говоря, уверены лишь в том, что он был мертв, воскрес и вышел обвитый погребальными пеленами. Более ничего мы с уверенностью добавить не можем.

Воскресение Лазаря открывает всемогущество Христа более и более, но честно говоря, это лишь маленькая демонстрация силы Того, Кто однажды раскроет могилы всех живших когда-либо на земле.

Это лишь маленькое вступление к великому событию будущего.

Вспомните сказанное Христом ранее:

«Не удивляйтесь этому; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божьего; и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29).

Тот, Кто воскресил Лазаря, воскресит и нас в предопределенный Им день и час.

Заключение.

Воскресение Лазаря делает явным …

…славу Сына Божьего,

…единство Отца и Сына,

…всемогущество Сына.

Я думаю, что мы смогли еще больше утвердиться в перспективе воскресения, еще яснее увидеть ее глазами веры!

Перспектива будущего воскресения святых действительно прекрасна.

Но вокруг нас множество людей, не живущих такой перспективой.

Мы постоянно встречаем десятки, сотни, тысячи тех, кто погружен лишь в мелочные, второстепенные вопросы, касающиеся только этой жизни.

Все их интересы связаны только с землей, они не видят дальше тленных вещей этого мира.

Это говорит о том, что они неспасены!

Как сделать так, чтобы окружающие увидели перспективу воскресения в нашей жизни?

Как сделать так, чтобы мы были современными «Лазарями» свидетельствующими о будущем воскресении?

Как явить миру надежду вечной жизни?

Вот, как: необходимо жить так, чтобы окружающие видели…

…что смысл нашей жизни не ограничен земным существованием,

…что наше счастье отличается от привычных для мира представлений,

…что наше отношение к смерти верующих, близких нам людей, совсем другое, нежели в мире (мы не прощаемся со святыми навсегда, а говорим:

«До свиданья»),

…что наше отношение к собственной смерти наполнено предвкушением будущей славы,

…что наша уверенность в завтрашнем дне не объясняется количеством денег, властью, положением в обществе, стоимостью нашего имущества или человеческими связями.

Если окружающие нас люди заметят, что наша надежда в корне отличается от их надежды, что наша жизнь какая-то «странная» (с точки зрения одних лишь земных ценностей), когда они не смогут объяснить нашу жизнь, наши решения, наши надежды, наши жертвы ничем земным, тогда они увидят в нас мощное свидетельство о будущем воскресении.

· Когда неверующий муж заметит любовь, нежность, внимание и служение ему верующей жены, когда он заметит, что жена служит ему, не надеясь получить что-то от него на земле, но, ожидая воздаяния в будущей жизни, именно таким образом она засвидетельствует своей жизнью о будущем восересении.

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь» (1Пет. 3:1,2).

· Когда наши окружающие увидят нашу особую искреннюю любовь к Богу, необъяснимую с позиции этой земной жизни, независимую от успеха этой жизни, вот тогда они захотят узнать о нашей надежде будущей жизни:

«Почему вы живете так, как живете? Объясните нам, мы вас не понимаем?»

· Когда неверующие люди заметят, что мы расходуем деньги, в первую очередь, надеясь получить благословения в будущей жизни, а не сиюминутную выгоду, что мы делаем добро ради Господа, а не ради самих себя, вот тогда они прославят Бога, как сказано в Евангелии от Матфея 5:16, они будут приобретаться богатством неправедным.

· Даже после нашей смерти окружающие могут вспомнить, как наша жизнь и смерть мощно доказывали нашу веру в воскресение, и, будучи тронуты нашим свидетельством о воскресении, придут к Господу.

«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1Кор. 15:29).

В этом стихе Павел выступает против тех, кто сомневался в будущем телесном воскресении. Аргументация Павла не очень проста, но все же может быть понятна: «Если вы не верите в воскресение, тогда зачем неверующие люди приходят к спасению и крестятся, вспоминая свидетельство тех христиан, которые уже умерли?

Какой смысл наследовать надежды умерших, если нет надежды воскресения?»

Другими словами, если бы не было воскресения мертвых, то те неверующие, которые слышали Евангелие от своих знакомых, не стали бы приходить в церковь после их смерти. Неверующие люди смотрели на жизнь христиан, необъяснимую с точки зрения только этой земной жизни, они видели в их жизни перспективу воскресения, и когда верующие умирали, то неверующие приходили в церковь, спасались и крестились ради, или (некоторые переводят) из-за свидетельства мертвых, которое они видели еще при их жизни.

Я хотел бы, чтобы после этой серии проповедей о воскресении Лазаря, каждый из нас принял решение являть своей жизнью свидетельство будущего воскресения.

Для этого наша жизнь должна быть наполнена жертвами, решениями и движима ценностями, объяснимыми только надеждой вечной жизни.



Признаки религиозной 20

Наши рекомендации