I. Препятствия для веры в воскресение (ст. 17-24)
Необратимые последствия смерти (ст. 17-19)
Недооценка всемогущества Христа (ст. 20-22)
Склонность к абстрактной вере более, чем к личной, конкретной
(ст. 23-24)
II. Гарантии для веры в воскресение (ст. 25-27)
Гарантии в личности Христа (ст. 25-26)
Гарантии в верном исповедании (ст. 27)
Вера в воскресение.
Ев. Ин. 11:17-27.
Вступление. Снова перед нами 11-ая глава, затрагивающая одно из важнейших учений Библии, учение о воскресении мертвых.
Слово Божье, как в Ветхом, так и в Новом Завете, многократно учит реальному будущему воскресению. Пророк Даниил писал в VI веке до рождества Христова:
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни – для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).
Да, действительно, будет время, когда все могилы откроются, когда даже все утонувшие и сгоревшие воскреснут: одни для жизни с Богом, другие для вечного проклятия, вечного мучения в аду.
Конечно, сейчас нам это трудно вообразить, но, читая Писание, мы можем представить картину будущего воскресения.
37-ая глава книги пророка Иезекииля открывает нам картину воскресения, которая служит иллюстрацией будущего пробуждения Израиля.
Удивительное дело! Ты можешь взять в руки Библию и «подсмотреть», как все это будет.
Вам не нужно что-то придумывать. Самое лучшее описание воскресения не в фантастической повести, не в фантастическом фильме, где вымысел переплетен с библейскими пророчествами, а в Слове Божьем, истинном и неизменном.
Посмотрите на эту картину:
«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей; и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне:
«Сын человеческий! Оживут ли кости эти?» Я сказал: «Господи Боже!
Ты знаешь это». И сказал мне: «Изреки пророчество на кости эти и скажи им: "Кости сухие! Слушайте слово Господа! Так говорит Господь Бог костям этим: "Вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь""». Я изрек пророчество, как велено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение – и стали сближаться кости, кость с костью своей. И видел я: и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне:
«Изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: "Так говорит Господь Бог: "От четырех ветров приди, дух, и дыхни на этих убитых, и они оживут""». И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:1-10).
Ошеломляющее зрелище, не правда ли?
Всемогущий Бог, великий в Своей силе и Своей славе, в одно мгновение совершает воскресение: кости поднимаются, восстанавливаются, обрастают жилами и мышцами.
Священное Писание дает нам возможность дополнить эту картину: воскресение святых церкви произойдет в момент ее восхищения.
Вот, как это будет:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит – и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор. 15:51-52).
Тела верующих, которые будут живы на момент воскресения, изменятся мгновенно, а умершие ранее воскреснут в новых, совершенных телах, пригодных для вечной жизни, не знающих болезней, страданий и смерти.
Вера в воскресение имела огромное значение и для учеников две тысячи лет назад.
Ученики Господа понимали, что враждебное отношение к Иисусу растет в Израиле, и это рано или поздно приведет к аресту и казни.
Мы говорили об этом подробно в предыдущей проповеди.
Ученики просят Иисуса не ходить в Иудею (стих 8).
Фома готов принять смерть вместе с Господом:
«…пойдем и мы умрем с Ним» (стих 16).
Более того, до крестной смерти Иисусу оставалось несколько дней.
Ученикам предстояло пережить массу труднейших событий: арест Господа, распятие, погребение, томительное время между Его смертью и воскресением.
Для того чтобы ученикам пережить те обстоятельства, в которых они находились и будут находиться, им нужна была твердая вера в воскресение.
Воскресение Лазаря было совершено в идеальное время с точки зрения поддержки и воспитания учеников. Воскресение Лазаря укрепило их веру в реальность воскресения.
По-человечески время воскресения Лазаря может казаться неудачным, поскольку оно было совершено в разгар противостояния между Христом и фарисеями.
Нет сомнений в том, что воскресение Лазаря открыло прямой путь к Голгофе, вызвало еще больший гнев религиозных лидеров Израиля, создало прецедент для еще большей эскалации конфликта (Ин. 11:47-57).
Вера в воскресение имеет огромное значение и для нас:
- Наблюдая разрушение нашего тела, мы не унываем, так как знаем, что однажды получим новым прославленным.
- Вера в воскресение побуждает к жертвенному служению в настоящем.
- Вера в воскресение неотделима от истинного христианства.
Недостаток веры в воскресение или ее полное отсутствие – опасный симптом.
Во-первых, отрицание воскресения – признак лжеучителей.
«…и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2Тим. 2:17-18).
Именей и Филит утверждали, что воскресение уже произошло.
Скорее всего, под воскресением они понимали лишь духовное единение верующего с воскресением Господа.
«Мы уже воскресли», – говорят лжеучителя, – «Когда пришли к Христу.
Вот, как надо понимать воскресение».
Отрицание буквального телесного воскресения – признак лжеучителей.
Во-вторых, насмешка над воскресением – признак неверующих.
«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили:
«Об этом послушаем тебя в другое время»» (Деян. 17:32).
Слушатели Павла в Ареопаге смеялись над учением о воскресении, так как оно было совершенно несовместимо с их философией.
В-третьих, сомнения в воскресении – признак лжеверующих либо очень слабых верующих.
«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1Кор. 15:12).
Некоторые в коринфской церкви сомневались в воскресении.
В 34-ом стихе Павел делает заключение о духовном состоянии таких людей:
«Отрезвитесь, как должно, и не грешите. Ибо к стыду вашему, скажу: некоторые из вас не знают Бога».
«Среди вас есть неверующие».
Невозрожденные, лжеверующие члены церкви отрицают воскресение.
Обратите внимание, «некоторые», а не все, говорит Павел.
Даже слабые христиане, подпадая под влияние отрицающих воскресение, могут усомниться в этой истине:
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (стих 33).
Скорее всего, лжеверующие отрицали воскресение, а слабые верующие, просто подпадая под их влияние, начинали сомневаться.
Я хочу спросить вас, верите ли вы в реальное, телесное воскресение всех умерших? Предвкушаете ли вы это радостное событие?
Размышляете ли вы о нем вообще?
Живете ли надеждой на воскресение?
Принимаете ли вы решения, которые совершенно необъяснимы, иррациональны с точки зрения этой земной жизни, решения, которые можно объяснить только с позиции вечности, с позиции будущей жизни, с позиции воскресения?
Неверие в воскресение проявляется в том, что человек живет жизнью, полностью объяснимой с точки зрения обычной земной жизни. Он не принимает никаких решений, не совершает никаких жертв, кроме тех, которые можно объяснить с позиции земной жизни. Он далек от решений, объяснимых только вечностью, имеющих смысл лишь при условии реальности будущего воскресения.
Христиане, твердо верящие в воскресение, – великая сила!
Они совершают жертвы, объяснимые только будущей жизнью, и это потрясает мир, замечающий свет вечной жизни в таких жертвах.
Они готовы даже отдать жизнь, умереть мучительной смертью, демонстрируя тем самым, что ценят перспективу воскресения гораздо выше земных благ.
В связи с этим неудивительно, что дьявол, враг душ человеческих, делает все, чтобы уничтожить веру в телесное воскресение:
· Он посылает лжеучителей в церковь, атакующих эту доктрину.
· Он создает идеологии, теории, философские взгляды, наподобие теории эволюции, отрицающей все сверхъестественное, или учения, подобные гностицизму, определяющего все материальное злым, и потому исключающего возможность телесного воскресения.
· Он создает безбожную, мирскую систему ценностей таким образом, чтобы наивысшими ценностями были материальные, связанные только с этой земной жизнью.
Это ужасно, но огромное количество людей, называющих себя последователями Христа, запуталось в этих сетях.
Многие люди видимой церкви практически не живут перспективой воскресения.
Их жизнь вращается вокруг второстепенных, мелочных вопросов, их внимание поглощено ценностями этой жизни. Они духовно слабы, неразвиты и близоруки.
Каждый из нас нуждается в том, чтобы наша вера в воскресение была как можно сильнее. Церковь нуждается в том, чтобы жить перспективой воскресения.
Как же нам этого достигнуть?
Что же нам делать для того, чтобы иметь сильную веру в воскресение?
В качестве ответа на эти вопросы для меня очень волнительно и радостно представить вам замечательный отрывок Священного Писания, способный действительно возгреть нашу веру в воскресение, способный утвердить нас в надежде вечной жизни.
Вначале обратимся к стихам с 17-го по 24-ый. В этих стихах описываются…
I. Препятствия для веры в воскресение.
Для того чтобы ваша вера в воскресение укреплялась, вам необходимо понимать и преодолевать следующие три препятствия.
Первое препятствие для веры в воскресение:
1. Необратимые последствия смерти.
«Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня во гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их» (стихи 17-19).
Стих 17. Лазарь, близкий человек для Христа, умер.
Спаситель пришел в Вифанию спустя четыре дня после похорон.
Из предыдущих стихов 11-ой главы мы узнаем, что Он специально выждал время для того, чтобы смерть Лазаря ни у кого не вызывала сомнений, и этим чудо воскресения стало бы бесспорным.
Необратимые, с точки зрения законов природы, последствия смерти полностью вступили в свои права. Из-за теплого климата в Палестине даже весной умерших хоронили в день смерти. Тело покойного обычно обрабатывали ароматными пряностями и заворачивали в льняную ткань. Голову же обматывали отдельно отрезком ткани.
На похороны чаще всего приходили все, кто только мог. Покойного несли на одре, напоминающем современные носилки. Впереди траурной процессии обычно шла женщина для напоминания о том, что именно через женщину грех и смерть вошли в мир. Гроб, в который помещали тело умершего, представлял собой углубление в пещере или скале, вырубленное так, чтобы внутри были ступеньки и выступы, на которых можно было размещать тела, хоронить членов семьи. От проникновения диких зверей и грабителей вход в гроб закрывали большим, тяжелым камнем.
Скорее всего, в такой гроб, в такую могилу было помещено тело умершего Лазаря.
Четыре дня – это время, когда тело, разлагаясь, начинало издавать ужасный запах (стих 39). (Если вы были когда-либо в морге, вы лучше можете понять, о чем идет речь).
Медики говорят о том, что уже через 5-10 минут после остановки сердца в головном мозге человека происходят необратимые процессы, свидетельствующие о его биологической смерти.
После смерти мозга, который является наиболее активным, и остановки кровообращения наступает биологическая смерть органов и тканей.
Некоторые из них гибнут относительно быстро, например, сердце и почки приблизительно за двадцать минут. Через двадцать четыре часа после остановки сердца все ткани организма считаются полностью мертвыми.
Так что, четыре дня – это время, более чем достаточное для того, чтобы считать человека мертвым.
Стих 18. Вифания находилась на расстоянии пятнадцати стадий от Иерусалима, это около трех километров.
(Иоанн упоминает об этом, видимо, для того чтобы показать, в какой опасности пребывал Иисус, находясь в такой близости к Иерусалиму, городу, в котором Его несколько раз хотели убить).
Стих 19. По иудейским обычаям в первые дни после смерти человека каждый добропорядочный иудей стремился выказать свои соболезнования родственникам, понесшим тяжелую утрату. В связи с этим дом, где жил Лазарь, был переполнен людьми:
«И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их» (стих 19).
Лазарь уже четыре дня как похоронен, его тело разлагалось.
Дом был наполнен выражающими соболезнования.
По-человечески это – безнадежная ситуация.
Когда мы видим похоронную процессию или размышляем о необратимых последствиях смерти, нам может показаться чудо воскресения каким-то невероятным.
Вера в воскресение может претыкаться о наше понимание неизменности законов природы. Для того чтобы этого не происходило, нам стоит помнить, что Христос, установивший все законы мироздания, способен их отменять, способен действовать вопреки им, как Ему угодно. Не законы природы ограничивают Христа, а наоборот, Он ограничивает их.
Воскресение – это действие Бога вопреки необратимым последствиям смерти.
Второе препятствие для веры в воскресение:
2. Недооценка всемогущества Христа.
«Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Но и теперь знаю: все, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог»» (стихи 20-22).
Марфа, известная читающим Новый Завет тем, что была более активная в приготовлении обеда, чем Мария (Лук. 10:39-42), спешит навстречу Иисусу.
Встретив Его, она сразу же говорит о происшедшем:
«Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».
Марфа признает Иисуса Господом и признает Его способность исцелять больных, однако сомневается в Его способности воскрешать мертвых.
Прочитаем 22-ой стих:
«Но и теперь знаю: все, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог».
Может показаться, что Марфа признает Его способность воскрешать, но дальнейшие ее высказывания показывают, что она сомневалась в способности Господа воскресить Лазаря.
Взгляните на следующие стихи:
«Марфа сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день»»
(стих 24).
«Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он умер»» (стих 39).
Марфа мыслит лишь земными категориями: пока человек болен, его еще можно вылечить, но если уже умер, то ничего нельзя изменить.
«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Это не упрек, а скорее, сожаление.
Марфа верила в то, что Иисус способен совершить чудо исцеления, но она не предполагала, что Его власть распространяется так далеко. Она считала, что вместе с возможностью врачебного исцеления прекратились и возможности Господа.
Недооценка всемогущества Христа – вот, что мешало Марфе верить в возможность мгновенного воскресения ее брата.
В книге «Сеется семя» (эта книга представляет собой сборник иллюстраций для проповедников) автор Яков Левин приводит интересную заметку из жизни великого ученого, химика Майкла Фарадея.
«Случайно его сотрудник уронил серебряную ложку в сосуд с кислотою.
Ложка растворилась, кислота ее «съела». В это время в лабораторию вошел Фарадей, увидел своего сотрудника смущенным и сказал: «Не беда, мы вернем эту ложку».
Он бросил в сосуд с кислотою нужные элементы, и через несколько минут серебро осело на дно. Фарадей достал бесформенную массу серебра, отдал серебро мастеру, и тот выплавил из нее ложку. Во сколько раз легче всесильному Богу будет собрать пылинки нашего тела, преданного земле, воскресить его и прославить!
И Бог это сделает».
Не сомневайтесь во всемогуществе Христа. Христос сотворил миллионы галактик, землю, животный и растительный мир. Бог сотворил человека из праха земного (человек состоит из тех же химических элементов, что и пыль, и грязь). Поверьте, для всемогущего Христа воскресить разложившееся тело нисколько не труднее, чем создать совершенно новое из куска грязи. Не будьте среди тех, кто недооценивает, кто ограничивает всемогущество Христа.
Третье препятствие для веры в воскресение:
3. Склонность к абстрактной вере более, чем к личной, конкретной.
«Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Марфа сказала Ему:
«Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день»» (стихи 23-24).
Заметив недостаток веры Марфы, ее недооценку Своего всемогущества, Иисус говорит ей прямо:
«Воскреснет брат твой»,
– имея в виду то конкретное, личное воскресение Лазаря, которое Он собирался совершить в этот же день.
На это Марфа отвечает:
«Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день».
Иисус говорит о конкретном, личном воскресении Лазаря, Марфа думает лишь об общем воскресении в последний день.
Марфе трудно поверить в воскресение, которое произойдет с ее братом прямо сейчас, ей легче думать о далеком общем воскресении в конце веков.
Человеку легче верить во что-то общее, абстрактное, чем в личное и конкретное. Абстрактная вера проще личной. Она может быть даже препятствием для личной.
Для того чтобы ваша вера в воскресение укреплялась, вам необходимо воспринимать воскресение не просто как общее, абстрактное событие, но, прежде всего, как индивидуальное. Воскресение должно быть для вас личным: «Я воскресну. Я обрету новое тело». Склонность к абстрактной вере в воскресение более, чем к личной, конкретной, может затуманивать данную перспективу.
Для того чтобы ваша вера в воскресение укреплялась, вам необходимо не только преодолевать препятствия, но еще и быть уверенным в определенных гарантиях.
Прочитаем все вместе стихи с 25-го по 27-ой:
«Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?» Она говорит Ему: «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»».
В этих стихах нам явлены…
II. Гарантии для веры в воскресение.
Отметим два вида гарантий.
Будущее воскресение гарантировано, прежде всего, самим Господом, это первый вид гарантий.
1. Гарантии в личности Христа.
«Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?»»
(стихи 25-26).
Заметив абстрактность веры Марфы, Иисус направляет ее к более конкретной.
Воскресение – это не какая-то далекая абстрактная туманность.
«Воскресение – это Я Сам!» –
«Я есмь воскресение и жизнь…»
Это пятое из семи великих утверждений Евангелия от Иоанна, раскрывающих личность Христа:
1-ое – «Я есмь хлеб жизни» (6:35,41,48,51).
2-ое – «Я есмь свет миру» (8:12).
3-е – «Я есмь дверь овцам» (10:7,9).
4-ое – «Я есмь пастырь добрый» (10:11,14).
И вот теперь 5-ое утверждение:
«Я есмь воскресение и жизнь» (11:25).
Каждое их этих утверждений означает «Я – Бог, Я – Иегова».
«Ты размышляешь о далеком всеобщем воскресении. Ты сожалеешь о том, что Меня не было, пока твой брат был жив, подразумевая, что при его жизни Я бы еще смог помочь, а теперь уже нет. Но знаешь ли ты, что воскресение – это Я Сам!!! Я всемогущий Бог, способный воскресить твоего брата не только в последний день, но и прямо сейчас!» – Вот, чему Христос учит Марфу.
Христос есть воскресение! Вне Христа нет воскресения!
25-ый стих: «…верующий в Меня, если и умрет, оживет».
Здесь речь идет о физической смерти, а не о духовной, так как верующий не может умереть духовно (см. 10:28).
«Верующий в Меня, даже если умрет физически, оживет (то есть вновь воскреснет)».
А в 26-ом стихе речь уже идет о духовной смерти:
«И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек…»
Здесь не может идти речь о физической смерти, так как физически верующие умирают, но духовно – нет, поэтому слова «не умрет вовек» относятся только к духовной смерти и указывают на доктрину о сохранении святых, о вечной безопасности верующих, так как слова «не умрет вовек» означают «не погибнут вовек, никогда не лишатся дарованного Христом спасения».
Друзья! Воскресение – это не просто событие, это сущность Христа.
Вот, почему воскресение гарантировано Его личностью.
Иисус Христос – истинный Бог.
Он не обманщик – вот гарантия нашего воскресения.
Это гарантия в Его неизменной сущности.
Это гарантия в Его истинной личности.
Это гарантия в Его абсолютной честности и правдивости.
Однако будущее воскресение гарантировано не только личностью Христа, но и верным исповеданием.
2. Гарантии в верном исповедании.
«Она говорит Ему: «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»» (стих 27).
В конце 26-го стиха Иисус спрашивает Марфу:
«Веришь ли этому?»
– «Веришь ли ты, что Я, стоящий перед тобой учитель и друг, олицетворяю воскресение Своей личностью?»
На это Марфа отвечает верным исповеданием, в котором называет Иисуса,
во-первых, Господом (то есть признает, что Он Бог: «Так, Господи!..»),
во-вторых, Христом (то есть Мессией: «Я верю, что Ты Христос…»),
в-третьих, Сыном Божьим («…Сын Божий, грядущий в мир»).
Друзья! Верное исповедание – это один из признаков истинного спасения.
А обладание спасением, основанным на верном исповедании, гарантирует воскресение со всеми святыми.
Об этом уже говорилось ранее.
Откроем и прочитаем Ин. 6:39:
«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».
Отец дает Сыну всех спасенных (все спасенные имеют верное исповедание), и Сын твердо гарантирует их сохранение и воскресение со всеми святыми.
Взгляните далее:
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).
Здесь, как вы видите, говорится то же самое.
Сын гарантирует воскресение всех верующих.
Верное исповедание – признак истинного спасения.
Истинное спасение неизбежно ведет к воскресению для вечной славы.
Вот, каким образом наше будущее воскресение связано с верным исповеданием, и не просто связано, а гарантировано им.
Заключение.
Вера в будущее воскресение, преодолевающая все препятствия и утверждающаяся на только что перечисленных гарантиях, обязательно будет производить жертвенное служение в настоящем.
Если я верю в то, что в будущей жизни меня ждет воскресение в новом прославленном теле.
Вы знаете, это все меняет:
это меняет мое отношение …
…к работе, деньгам, материальным ценностям,
…к отдыху,
…к другим людям –
в общем, ко всей жизни, более того, не только к жизни, но и к смерти.
Если там есть жизнь в новых телах, тогда это все меняет:
· тогда я не буду слишком печалиться и унывать, видя разрушение и старение этого земного тела,
· тогда я не буду вкладывать свои деньги ни в какие проекты, ни в какие покупки, которые не прославляют Бога и не способствуют накоплению небесных ценностей,
· тогда я не буду тратить свое время на занятия, не имеющие ценности с позиции вечности,
· тогда я не буду расходовать никакие ресурсы на то, что бесполезно в глазах Господа.
Вот, как вера в воскресение меняет жизнь.
Если вы говорите, что верите, но это не меняет всю вашу жизнь, не меняет отношения к деньгам, работе, отдыху, служению, это значит, что вы не верите так, как должно верить.
Закончим иллюстрацией:
«Пожилой христианин однажды возразил Джону Пейтону, собиравшемуся отправиться миссионером на острова в Южных морях, сказав: «Но вас съедят каннибалы!» На что Пейтон ответил: «Господин Диксон, вы уже в преклонном возрасте, и в недалеком будущем вас ожидает могила, где тело ваше съедят черви; должен признаться, если все, что я могу, – это жить и умереть, славя Господа Иисуса, то мне совсем неважно, кто съест мое тело – каннибалы или черви; и в Великий день мое новое тело будет таким же прекрасным, как ваше, уподобившись воскресшему Искупителю»». (См. Дж. Пайпер «Да веселятся народы!» (С.-Петербург, издательство «Мирт» 2006г., стр. 115)).
Если в будущем нас ожидает воскресение в новых телах, то не так уж важно, кто съест эти тела: черви или каннибалы. Если съедение их каннибалами больше прославит Бога, чем съедение червями, тогда лучшим является именно этот путь.
Вера в воскресение побуждает избирать такой образ жизни, и даже такой путь смерти, который наиболее прославляет Бога.
Вот, каким образом вера в воскресение побуждает к жертвенному служению.
Вера в воскресение и наша 18
реакция на смерть верующих
Ев. Ин. 11:28-37
(Общий план)
I. Как нельзя реагировать на смерть верующих (ст. 28-33)
II. Как можно реагировать на смерть верующих (ст. 34-37)
Вера в воскресение
и наша реакция на смерть верующих.
Ев. Ин. 11:28-37.
Вступление. В прошлый раз мы говорили о том, каким образом вера в будущее воскресение влияет на наше отношение к собственной жизни и смерти.
Вера в воскресение меняет наше отношение к работе, деньгам, материальным ценностям. Осознавая перспективу воскресения, мы не будем вкладывать свои средства ни в какие проекты, ни в какие покупки, которые не прославляют Бога и не способствуют накоплению небесных ценностей.
Вера в воскресение меняет даже отношение к отдыху, цель которого состоит в первую очередь в том, чтобы прославить Бога и накопить сил для более эффективного и жертвенного служения.
В общем, вера в воскресение меняет отношение ко всей нашей жизни, более того, не только к жизни, но и к смерти.
Сегодня же мы будем говорить о том, каким образом вера в воскресение влияет на наше отношение к смерти других христиан.
Отрывок, который мы будем исследовать сегодня, показывает отношение самых разных людей к смерти Лазаря.
Конечно же, Лазарь был истинно верующим, близким человеком для Господа.
Взгляните на 5-ый стих 11-ой главы:
«Иисус же любил Марфу и сестру ее, и Лазаря».
В связи с этим для нас очень интересна реакция Христа на смерть близкого верующего человека. Интересна и реакция сестер Лазаря, Марфы и Марии, а также тех людей, которые пришли к ним в дом для того, чтобы высказать свои соболезнования.
Вера в воскресение должна оказывать огромное влияние на наше отношение к смерти других верующих. Она должна проявляться тогда, когда Господь призывает в небеса вашего дорогого мужа, или дорогую жену, или ребенка, или близкого друга, подругу, брата, сестру.
Смерть наших близких верующих – вот настоящий экзамен нашей веры в воскресение, в будущую жизнь.
Исследуя прочитанный в самом начале текст, я предлагаю задаться следующими вопросами:
Как нельзя реагировать на смерть верующих?
Как можно реагировать на смерть верующих?
Итак, вопросы определены.
Ответом на них будет вся сегодняшняя проповедь.
Начнем с первого вопроса:
I. Как нельзя реагировать на смерть верующих?
Прочитаем все вместе стихи с 28-го по 33-ий:
«Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Иудеи, которые были с ней в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за ней, полагая, что она пошла ко гробу – плакать там.
Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился…»
Перед нами картина великой скорби по умершему Лазарю.
Практически у всех восточных народов существовали определенные формы плача по умершему.
В доме плача израильтян соблюдались твердо установленные обычаи.
Пока тело покойного находилось в доме, запрещалось употреблять в пищу мясо и пить вино, надевать хранилища, повязки с текстами Писания и учиться чему-либо.
Как только тело выносили, всю мебель в доме поворачивали к стенам, и плачущие садились на пол или на низкие скамеечки.
После возвращения с похорон подавался поминальный обед, приготовленный друзьями семьи. Он состоял из хлеба, крутых яиц и чечевицы. Яйца и чечевица символизировали жизнь, которая постоянно катится к смерти.
Глубокий траур продолжался в течение семи дней, из которых первые три были днями плача.
В эти семь дней не разрешалось мазаться мазями, надевать ботинки, заниматься учебой, делами или даже умываться. (См. В. Баркли «Толкование Евангелия от Иоанна», том 2).
Неписаные иудейские традиции требовали того, чтобы на похоронах и в дни траура присутствовали профессиональные плакальщицы, которых нанимали за деньги.
Даже самая бедная семья должна была нанять не менее двух музыкантов, играющих печальные мелодии на свирели, и плакальщицу.
Пришедшие в дом плача близкие и знакомые также своим плачем выражали уважение к покойному, считалось, что чем больше человек плачет и причитает, тем большее уважение к покойному он демонстрирует.
Большинство исследователей Писания считают, что семья Лазаря была богатой и известной, поэтому она могла себе позволить нанять более чем двух музыкантов и большую группу плакальщиц.
Печальная музыка вкупе с причитанием плакальщиц создавали тяжелую атмосферу траура, оказывая сильное эмоциональное воздействие на всех присутствующих.
Таким образом, приближаясь к дому известного состоятельного человека в дни траура можно было услышать крики, плач и причитания большого количества людей.
Если человек умирал и не был оплакан достойным образом, это считалось большим неуважением к покойному и вообще большим несчастьем.
Именно в такой обстановке оказался Господь, придя в дом Лазаря в дни траура по нему. Марфа, сестра Лазаря, вышедшая навстречу Иисусу первой, теперь возвращается за Марией, желая «тайно» (то есть незаметно для многочисленных друзей, родственников и знакомых) позвать ее для беседы с Учителем.
Иисус не входил в селение, а ожидал Марию за его пределами.
Узнав от сестры то, что Иисус ожидает ее, Мария стремительно пошла к Нему.
Вслед за ней пошли все находившиеся в доме плача, считая, что она пошла к гробу брата.
В дни траура скорбящие нередко ходили к могиле близкого человека, а плачущие сопровождали их.
Вот, почему вслед за Марией, идущей к Христу, двинулась целая процессия.
Можете себе представить встречу Марии с Христом?
Плачущая женщина, Мария в слезах падает к ногам Иисуса и, причитая, говорит:
«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».
Эти слова с одной стороны выражают веру в то, что Господь способен исцелять болезни, а с другой – неверие в то, что Он может помочь и после смерти, воскресив Лазаря.
Вслед за Марией следует целая толпа плачущих, рыдающих, причитающих…
Когда же Иисус увидел всех этих плачущих, услышал их крики и причитания, Он «восскорбел духом и возмутился».
«Восскорбел» – в буквальном переводе на русский язык с греческого означает «зарычал».
Это слово в оригинале происходит от глагола «эмбримаомаи», означающего фыркать, выражая гнев, глубоко переживая, быть очень взволнованным.
«Возмутился» – взволновал себя. Слово, переведенное как «возмутился», происходит от греческого глагола «тарассо», означающего трясти, беспокоить, тревожить, волновать.
Спаситель сильно возмущен!
Спаситель разгневан! Стон, полный возмущения, вырвался из Его груди.
Что же Его так возмущает?
Что провоцирует Его гнев?
Я думаю, нам понятно: Иисус разгневан чрезмерной эмоциональной реакцией иудеев на смерть Лазаря. Они плакали так, как будто в вечности нет надежды, нет воскресения.
Иисус собирается воскресить Лазаря, а встречающая Его Мария и плачущие иудеи своим поведением демонстрируют неверие в воскресение.
Иисус возмущен излишней эмоциональной реакцией на смерть Лазаря!
Понятно теперь, как нельзя реагировать на смерть верующего.
Мы не должны плакать так, как будто с этой жизнью все заканчивается.
В 1Фес. 4:13 Павел повелевает христианам не скорбеть об умерших верующих так, как это делают неверующие, язычники:
«Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды».
Один из церковных писателей II века говорил:
«Если кто праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое».
Позднее, когда траурные языческие церемонии стали все сильнее и сильнее проникать в церковь, то запрет на услуги плакальщиц стал даже сопровождаться угрозой отлучения от церкви, потому что, по словам Иоанна Златоуста, «плач по умершему несовместим с надеждой воскресения».
Чрезмерная скорбь по покойному строго настрого была запрещена в Ветхом Завете.
Некоторые евреи чрезмерно плакали об умерших, переняв языческие обычаи: надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины, порезы и татуировки.
Дабы остановить эту излишнюю истерию Бог дал несколько постановлений:
«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19:27,28).
Подобный запрет содержится и в книге Второзаконие 14:1.
У язычников порезы лица, рук и ног были не только выражением уважения к умершим, но и средством задабривания идолов, которые, по их мнению, контролировали смертность.
Первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикасание к умершим
(Лев. 21гл.).
То же самое запрещалось посвященным Богу на