I. Истинный пастырь отличается тем, что несет служение в соответствии

С волей Божьей (ст. 1-2)

II. Истинный пастырь отличается особым методом руководства (ст. 3-5)

Руководство через личные отношения (ст. 3)

2. Руководство через личный пример (ст. 4-5)

Заключение (ст. 6)



Истинный пастырь

Ев. Ин. 10:1-6

Вступление. Первая половина 10-ой главы очень тесно связана с 9-ой.

Как вы помните, в 9-ой главе духовные лидеры Израиля, пастыри народа Божьего отлучили от синагоги человека, исцеленного Христом от врожденной слепоты.

Беседуя с этим человеком, фарисеи всячески хотели заставить его оклеветать Иисуса, но он, несмотря на все это, говорил о Спасителе только доброе.

Когда фарисеям не удалось заставить исцеленного свидетельствовать в их пользу, они оскорбили его и выгнали вон, отлучив от синагоги.

И вот теперь в 10-ой главе Господь говорит об истинных пастырях и лжепастырях.

Под истинным пастырем Спаситель подразумевает Себя:

«Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»

(стих 11).

Под лжепастырями Он подразумевает духовных лидеров Израиля, фарисеев, ведущих народ за собой в погибель.

В 10-ой главе Он сравнивает их с ворами, наемниками и разбойниками (ст. 1,10 ,12 ,13).

Фарисеи были действительно самыми настоящими лжепастырями, ведущими народ путем внешней праведности, законничества и религиозного лицемерия.

Они обходили море и сушу для того, чтобы обратить хотя бы одного человека.

И когда они его обращали, они делали его еще большим законником, еще большим ревнителем преданий и традиций, чем они сами (Мф. 23:15).

Они были слепыми вождями слепых.

Что бы там ни говорили о фарисеях, но они смогли отвратить целую нацию от своего

Мессии, хотя их было всего 6-8 тысяч человек. Значит, они были влиятельными пастырями, значит, люди им доверяли, значит, люди за ними следовали.

В контрасте с ними – истинный пастырь Иисус Христос.

Он находит отверженного фарисеями исцеленного слепца, милостиво протягивает ему руку общения и спасает его.

Называя Себя пастырем, Господь не вводит никакого нового понятия или сравнения в религиозный лексикон евреев.

Дело в том, что в Ветхом Завете руководители Израиля нередко назывались пастырями

(Иер. 23, Иез. 34).

Сам Бог также назывался пастырем:

«Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).

«Пастырь Израиля, внемли! Водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2).

«Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11).




Почему же так часто в Писании Бог назван пастырем, пастухом? Почему Иисус называет Себя пастырем?

Для того чтобы получить ответы на эти вопросы нам нужно ближе познакомиться с работой палестинского пастуха.

Как некоторые из вас знают, овцы являются полностью зависимыми от пастуха:

· Без него они не могут ориентироваться на местности, то есть не могут сами найти себе пастбище, а, потерявшись, не могут вернуться домой.

· Без пастуха они не могут даже передвигаться, так как небольшой шумный ручей способен стать для них непреодолимым препятствием.

Шум воды может пугать, и они не только не перейдут через ручей, но и не смогут напиться из него.

· Без пастуха овцы не могут защищаться от опасности.

Перед любым хищником они совершенно беззащитны.

Работа пастуха состояла в том, чтобы защищать овец от хищников и от воров,

чтобы переводить овец с одного пастбища на другое,

чтобы водить на водопой,

чтобы следить за тем, чтобы ни одна не потерялась и не поранилась.

Такая работа требовала терпения, мужества, бдительности, бесстрашия и любви к овцам. Пастух на работе никогда не был свободен, так как овец ни на мгновение нельзя оставить без присмотра.

Один писатель, путешествовавший по всей Палестине, так пишет о своей встрече с одним из пастухов:

«Когда он встретится вам на поросшем вереском бугре, где по ночам воют гиены, бдительный, дальнозоркий, обветренный, опирающийся на посох и надзирающий над своим стадом овец, которое разбрелось во все стороны, хотя ни одна овца не покинула его сердца, вы начинаете понимать, почему иудейский пастух оказался впереди еврейской истории, почему его именем назван их царь, почему он стал символом заботливости, и почему Христос взял именно его в пример самопожертвования».

Господь Иисус Христос – истинный пастырь.

Что же отличает истинного пастыря?

В первых пяти стихах 10-ой главы мы можем выделить две уникальные черты истинного пастыря.

1-ая черта истинного пастыря:

I. Истинный пастырь отличается тем, что несет служение в соответствии с волей Божьей.

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овечий, но перелезает иным путем, тот вор и разбойник; а входящий дверью – пастырь овцам» (стихи 1-2).

Спаситель входит через двери, законным путем.

Для того чтобы современники Иисуса понимали то, о чем Он говорит, не нужно было никакой дополнительной исторической информации.

Господь приводит пример из обыденной жизни еврейского народа.

Большая часть Палестины в основном пригодна не для земледелия, а для скотоводства, разведения овец. Овец было действительно очень много. Только в иерусалимском храме их ежегодно приносили в жертву в огромном количестве десятками, сотнями тысяч.

Очень трудно было найти деревню, где не разводили овец. Практически в каждой деревне имелся загон для овец, овечий двор. Он был огорожен высокими стенами, обычно это были высокие каменные стены. Сверху они были защищены ветвями колючего кустарника от воров и хищников. Каждый вечер пастухи приводили свои стада в этот загон и оставляли на ночь под присмотром привратника. Ночной сторож овец охранял двери до утра, отворяя их только для пастухов, когда они приходили за своими стадами, чтобы вновь вывести их из загона на пастбища.

Вот, как действовал пастух.

Он приходил утром к загону, привратник открывал для него двери, пастух вызывал овец и уводил их пастись.

Воры и разбойники действовали совершенно иначе.

Они действовали незаконно: они проникали в овечий двор обычно ночью, тайно, не через двери, а перелазили через высокую ограду для того, чтобы украсть овцу.

Войти через двери, открытые сторожем, и позвать овец было законным путем, этим путем приходил истинный пастух.

Перелезть через ограду было незаконно, этим путем проникал преступник.

Под истинным пастырем, приходящим законно через дверь, Иисус имеет в виду Себя.

Он был действительно тем, кого послал Сам Бог, уполномочил Бог.

Он был пастырем от Бога, действующим в соответствии с Божьей волей.

Под ворами и разбойниками, приходящими незаконно не через дверь, а иным путем, Господь подразумевает фарисеев, духовных лидеров Израиля.

Они не были действительно уполномочены Богом, Бог их не посылал.

Они не были законными пастырями, Бог не доверял им овец.

Они и сами не входили единственной дверью нового рождения и препятствовали в этом другим, так как вели народ «окольными путями» человеческой религии, законничества, церемоний и традиций.

С точки зрения официальной религии именно фарисеи казались законными пастырями, сидящими на «Моисеевом седалище», именно они казались хранителями отеческих преданий, историческими преемниками веры отцов.

Иисус же выглядел незаконным пастырем, разрушающим многовековые устои древней веры. Но на самом деле все было наоборот.

Сегодня так же существуют истинные пастыри, несущие служение в соответствии с волей Божьей, и лжепастыри, несущие служение не по воле Божьей, незаконно.

«Как их отличить»? – Спросите вы.

Очень просто, по Слову Божьему: и 1Тим. 3, и Тит. 1 ясно описывают признаки истинного пастыря.

Откройте, пожалуйста, вместе со мной Послание к Титу 1:6-9.

в этих стихах описываются три сферы жизни, которые либо подтверждают, что пастырь несет служение по воле Божьей, либо говорят об обратном.

1-ая сфера – это семья:

«…если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (стих 6).

2-ая сфера – это характер и поведение:

«Ибо епископ должен быть непорочен как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (стихи 7-8).

3-я сфера – это учение:

«…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (стих 9).

Если пастор имеет благочестивую семью, отличается благочестивым поведением и истинным учением, которое он не только преподает, но и защищает, в таком случае он – пастырь по воле Бога.

· Если пастор не имеет благочестивой семьи (его дети укоряемы в «распутстве» или «непокорности»: «распутство» – это невоздержанность, включая блуд и пьянство; «непокорность» – касается агрессивного неверия, сознательного противления Евангелию), в таком случае он – пастырь не по воле Божьей.

· Если пастор не имеет благочестивого поведения: вся его жизнь наполнена грехом, аморальностью, проблемами с женщинами и деньгами, он – пастор не по воле Божьей.

· Если пастор не проповедует истину, искажает Евангелие, или не защищает истину, он – пастырь не по воле Божьей.

Меня удивляют люди говорящие: «У нас прекрасный пастырь, только жаль, не проповедник, он не любит проповедовать и не может это делать, всячески избегает того, чтобы учить».

Сказать «Хороший пастор, который не умеет проповедовать» так же нелепо, как и сказать «Хороший хирург, который неспособен оперировать больных».

Сегодня очень много пасторов, которые несут служение не по воле Божьей.

· Они разводятся с женами и продолжают служение.

· Они живут с женами в постоянном конфликте, который часто становится достоянием всей церкви.

· Дети некоторых из них не просто грубо нарушают Слово Божье, а нарушают уголовный кодекс, совершают преступления.

· Можно встретить и тех, кто проповедует спасение, зависящее от достижений человека.

Совсем недавно в большой евангельской церкви произошел крупный скандал.

Пастор, с которым я лично знаком, будучи в конфликте с женой, хватался за нож и гонялся за ней, что было достоверно установлено. Когда церковь об этом узнала, пастор продолжил свое служение в связи с тем, что сейчас строится большой Дом молитвы, а без него эта стройка может остановиться.

Очень печально, но истинные пасторы – большая редкость.

Сегодня слишком много людей и называется пастырями, и несет служение пастырей, являясь при этом самозванцами, так как они совсем не соответствуют тем требованиям, которые Библия предъявляет к служителю.

Итак, 1-ая черта истинного пастыря: истинный пастырь несет служение в соответствии с волей Божьей, то есть он не самозванец, он уполномочен Богом.

2-ая черта истинного пастыря:

II. Истинный пастырь отличается особым методом руководства.

«Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (стихи 3-5).

Что же это за особый метод руководства?

1. Это руководство через личные отношения.

«Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их» (стих 3).

Перед нами обычная сцена, которая разворачивалась каждое утро у дверей загона для овец на Ближнем Востоке.

Ранним утром пастух приходил к дверям загона, привратник, сторож открывал ему двери, и пастух при помощи своего особого голоса звал овец, и они откликались на голос именно своего пастуха и выходили к нему.

Не стоит придавать образу привратника особый символический смысл.

Это просто деталь, помогающая понять основной смысл сказанного Иисусом.

Обычно несколько пастухов стояли на расстоянии друг от друга у дверей загона и звали каждый свое стадо. Овцы, зная голос своего пастуха, выходили и собирались у ног именно своего пастуха.

Один человек, побывавший в Вифлееме, рассказывает о подобной сцене:

«Два пастуха загнали свои стада в пещеру на ночь. Как могли они потом разделить эти два стада? Один пастух отошел на расстояние и позвал голосом, который был знаком только его овцам. Вскоре все это стадо выбежало к нему, потому что знало голос его. Они не пошли бы ни на чей другой зов, потому что знали только зов их пастуха».

У пастуха и овец складывались особые личные отношения. Овцы знали его голос.

Он руководил овцами, вызывая их из загона при помощи своего голоса.

Слыша голос, овцы выходили сами.

Воры и разбойники тащили овец силой, совершая кражу.

Пастырь просто звал.

Более того, пастырь даже знал каждую овцу по имени.

В.Баркли поясняет, какие это могут быть имена:

«Имена эти обычно наглядные, соответствующие виду животного названия, как, например: "Коричневая нога", "Черное ухо", и т.д.».

Пастух знал овец по имени, овцы откликались только на его голос.

Вот, как он выводил их из загона.

Истинный пастырь Иисус Христос выводил Своих истинных овец из рабства отступнического иудаизма, человеческой религии, фарисейской праведности, к свободе в спасении по благодати через веру в Божьего Сына.

Делает Он это через установление личностных отношений со спасенными (в 9-ой главе Он нашел и привел к спасению бывшего слепца).

Современные пастыри должны брать пример с Иисуса Христа.

Должны строить личные отношения с теми, кем хотят руководить.

Конечно, это не всегда возможно, так как даже в маленьких церквах не все люди идут на контакт. Но с теми, с кем установлен личный контакт, служить будет гораздо легче, и эффективность руководства намного повысится.

В больших церквах невозможно установить со всеми близкие взаимоотношения, но это необходимо сделать в кругу ближайших сотрудников, в своей малой группе, в братском совете.

Истинный пастор – это не просто лектор.

Это человек, живущий среди людей и строящий близкие отношения с теми, кто находится рядом.

Если вы хотите быть пастором для своих детей, для своей жены, вам необходимо не просто издавать директивы, но общаться с ними, знать их, любить их.

Кто-то сказал:

«Если мы хотим, чтобы люди принимали близко к сердцу наши слова, нам необходимо принимать близко к сердцу их самих».

Истинный пастырь руководит не только через личные отношения, но еще и через личный пример:

2. Руководство через личный пример.

«И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (стихи 4-5).

Пастухи на Ближнем Востоке, в отличие от пастухов на Кавказе, не использовали овчарок для того, чтобы пасти овец. Они сами шли впереди и своим голосом призывали следовать за собой.

Некто X. В. Мортон описывает, каким образом пастух в Палестине говорит со своими овцами:

«Иногда он говорит с ними громким, нараспев, голосом, пользуясь странным языком, какого я никогда в жизни не слышал. Впервые я услышал этот козлиный и овечий голос за Иерихоном.

Стадо коз спустилось в долину и начало взбираться на склон холма на другой стороне. Пастух увидел, что некоторые из коз отстали, задержавшись у какого-то вкусного кустарника. Обратившись к козам, он заговорил с ними громким голосом на языке, на котором, вероятно, Пан говорил когда-то в горах Греции.

Голос был животными звуками, произнесенными в особом порядке.

Не успел он окончить свое обращение, как ответное блеяние прозвучало из стада, и два или три животных повернули головы в его сторону. Однако, они не послушались его. Пастух выкрикнул одно слово и подобное смеху блеяние, и сразу же козел с колокольчиком на шее перестал жевать и, покинув стадо, побежал с холма вниз, через долину на другой холм на ее другой стороне. Пастух в сопровождении козла пошел дальше и исчез за холмом. Вскоре в стаде началась паника, козы перестали щипать кустарник, как бы забыв о нем, искали глазами пастыря.

Но его не было видно. Они поняли, что вожак с колокольчиком на шее не был больше с ними. Издалека донеслось странное, подобное смеху, блеяние пастуха, и тогда на этот звук все стадо помчалось в долину и из нее на холм, где их ожидал их вожак и пастух». (См. Х. В. Мортон "По следам Учителя" стр. 154-155).

Пастух шел впереди, и вел за собой стадо, иногда ему приходилось проявлять особую смекалку, чтобы заставить овец следовать за собой.

«Один путешественник видел однажды, как пастух перевел стадо через ручей.

Овцы упрямились, боясь переходить. Тогда он взял одного ягненка на руки и перенес его на другую сторону. Когда мать увидела его на другой стороне, она охотно перешла туда сама, а за ней и все стадо. Совершенно верно, что овцы знают и понимают голос восточного пастуха, и что они ни за что не откликнутся на голос чужого им человека». (См. Баркли «Комментарии к Новому Завету»).

Овцы знали голос своего пастуха и следовали именно за этим голосом.

Они не пошли бы ни за кем, кроме своего пастуха.

«В. М. Томсон, в своей книге "Земля и книга" говорит то же самое:

"Пастух громко выкрикивает время от времени, чтобы напомнить овцам или козам о своем присутствии. Они знают его по голосу и идут за ним, но если позовет кто чужой, они настораживаются, смотрят тревожно по сторонам, и если повторится, поворачиваются и пускаются в бегство, потому что они не знают чужого голоса.

Я проверил это на опыте несколько раз"». (См. Баркли «Комментарии к Новому Завету»).

Согласно всей 10-ой главе «овцы» – это избранные, предопределенные к спасению.

Овцы – это те, кто еще не спасен, но будут спасены:

«Есть у Меня и другие овцы, которые не этого двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (стих 16).

Слово «овцы» описывает избранных как из евреев, так и из язычников.

Иисус Христос был пастором, Который спасал овец.

Овцы шли за Ним, но не шли за голосом чужаков, фарисеев.

Исцеленный от слепоты услышал голос Христа и пошел за Ним, несмотря на все опасности и угрозы, он не пошел за фарисеями.

Все избранные услышат голос Христа и пойдут за Ним.

Быть пастором, лидером – это, значит, быть примером.

Вы не можете призывать к посвященности, если сами ленивы и нерадивы.

Вы не можете призывать к жертвенности, если сами не жертвуете.

Вы не можете призывать к труду, если сами едва трудитесь для Бога.

И т.д.

Вы не имеете права сказать: «Не смотрите на мою жизнь, просто слушайте, что я вам говорю!»

Заключение.

Когда фарисеи слышали слова Христа, они могли осознать ужас своего положения, они могли увидеть себя лжепастырями, ворами, разбойниками, губящими души тех, кто за ними следует.

Когда простые люди слышали эти слова, они могли догадаться, за кем идут.

Они могли понять, что их духовные лидеры являются лжепастырями, ворами и разбойниками, отвергающими истинного пастыря Иисуса Христа.

Но они ничего не поняли, ни о чем не догадались:

«Эту притчу сказал им Иисус, но они не поняли, что такое Он говорил им» (стих 6).

Я надеюсь, что вы сегодня поняли слова Христа.

Поняли, что отличает истинного пастыря.

Поняли, что отличает лжепастырей.

Поняли, за кем следовать стоит, а за кем нет.

Поняли, какими лидерами в семьях вас желает видеть Бог.

Бог желает видеть вас руководителями, которые:

во-первых, несут служение по воле Божьей, то есть законно, согласно требованиям Библии, предъявляемым к учению и поведению лидера;

во-вторых, руководят, идя впереди, через личные отношения и через личный пример.

Уникальный пастырь 12

Ев. Ин. 10:7-10

(Общий план)

Наши рекомендации