Ослепленные ложной религией, 8

Или признаки духовной слепоты

Ев. Ин. 9:13-34

(Общий план)

I. Ложные стандарты святости (ст. 13-16)

II. Имитация объективного поиска истины (ст. 17-25)

III. Самопревозношение (ст. 26-34)

Самопревозношение из-за принадлежности к особой религиозной системе (ст. 26-29)

Самопревозношение проявленное в презрении своих оппонентов

(ст. 30-34)



Ослепленные ложной религией,

Или признаки духовной слепоты.

Ев. Ин. 9:13-34.

Вступление.В прошлый раз, изучая начало 9-ой главы, мы говорили об исцелении физической слепоты.

В толковом словаре Даля слово «слепой» разъясняется следующим образом: темный, незрячий, безокий, безочный, кто не видит, лишен света, очей, зрения, потерявший чувство видения.

Таким был слепец, исцеленный Христом.

Его физическая слепота была печальной иллюстрацией еще более страшной слепоты, слепоты духовной, в которой находились религиозные лидеры богоизбранного народа.

Сегодня мы будем говорить о самом опасном виде слепоты, о слепоте духовной.

В том же словаре Даля есть и духовное значение слова «слепота»: нравственно или научно незрячий, непросвещенный, ослепленный убеждением, страстью, безрассудством.

Именно такими были фарисеи, проводившие расследование удивительного факта исцеления физической слепоты. Здесь есть даже определенная ирония: духовные слепцы расследуют факт исцеления слепого физически.

Сегодняшняя проповедь называется «Ослепленные ложной религией, или признаки духовной слепоты».

Мне больно видеть ослепленных ложной религией представителей язычества или псевдо-христианских культов. Но самую большую боль я испытываю, когда сталкиваюсь с духовными слепцами, которые, как я позже узнаю, считают себя членами церкви Христа. Казалось бы, именно эти люди должны иметь зрение, должны видеть духовные реалии, но многие из них не видят. Они радуются каким-то своим религиозным переживаниям, о которых, скорее, следует плакать.

· Они не видят, что их духовные наставники порой совершенно не соответствуют требованиям Библии.

· Они не видят, что их пастыри не проповедуют им Слово Божье.

· Они не видят важности правильного вероучения. Для них это вообще неважно, для них главное – человеческие отношения, а учение, доктрина не имеет значения.

· Они не видят, что многие их неписанные правила, соблюдения которых требуют их наставники в качестве способа достижения или сохранения спасения, – это абсолютное законничество и фарисейство ненавистное Богу, с которым Иисус Христос сражался и в борьбе против которого умер, так как именно фарисеи и первосвященники инициировали распятие.




· Они не видят, что вся их религиозная деятельность, не имеющая библейского основания, Богу не нужна, что их жизнь наполнена противоречиями и богословскими компромиссами.

Порой я встречаю людей из церкви, в которой…

…служители не имеют права на основании Библии быть служителями,

…нет библейской разъяснительной проповеди,

…нет верного и ясного вероучения,

…нет ясного понимания искупления,

…важное место в достижении спасения занимают дела и внешние правила,

…члены церкви заняты бесполезной для Бога религиозной деятельностью.

Я слышу от них: «У нас все хорошо и в личной духовной жизни, и в церкви.

Мы очень рады. Вчера слушали новый хор (или нас посетила известная христианская музыкальная группа). Как все прекрасно!»

Знаете, почему они такие?

Они ослеплены ложной религией своих традиций и предрассудков, не имеющих библейского основания.

Не знаю, как вы, но когда я думаю о фарисеях, об этих духовных слепцах, я не могу найти им более близкую аналогию, чем та, которую только что привел.

Не поймите меня неправильно, я не хочу ограничить применение этой проповеди только конкретной небольшой группой людей, но я также не хочу, чтобы вы прошли мимо применения, которое очевидно, думая, что для кругов близких нам это вообще неактуально.

Итак, вступление прозвучало. Ракурс, в котором я бы хотел, чтобы вы посмотрели на этот текст, ясно обозначен. И теперь у нас достаточно времени для изучения.

Наше внимание будет приковано к большому отрывку, начинающемуся с 13-го стиха и заканчивающемуся 34-ым.

Данный отрывок дает нам возможность определить признаки духовных слепцов.

Три признака духовной слепоты.

Знание этих признаков может помочь вам самим проверить свое сердце, а также может сделать вас более эффективным в оказании духовной помощи другим.

Первый признак духовной слепоты:

I. Ложные стандарты святости.

«Повели этого бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус

сделал брение и открыл ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел.

Он сказал им: «Брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».

Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» И была между ними распря» (стихи 13-16).

После того как чудо прозрения слепорожденного стало очевидным для некоторых из простых иудеев, его отвели к фарисеям, религиозным начальникам и духовным лидерам, чтобы эти ученые мужи смогли дать оценку всему произошедшему.

Фарисеи, допросив исцеленного, как все произошло, пришли к простому выводу:

«Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы».

Фарисеи создали свои собственные стандарты святости и в отношении заповеди о субботе, и в отношении многого другого.

Сначала они создали свои стандарты, а затем оценивали Иисуса, руководствуясь ими. Согласно стандартам фарисеев Иисус не мог быть человеком от Бога потому, что в исцелении, совершенном Им, они видели два нарушения:

1-ое нарушение в методе исцеления.

Иисус взял и смешал слюну с пылью, а это, согласно одному из тридцати девяти видов деятельности, считалось работой, которую определяли как замешивание; это касалось теста, а по аналогии, видимо, распространялось и на все остальное, в том числе и на замешивание глины, грязи и пыли.

2-ое нарушение в самом исцелении.

Я уже говорил в предыдущей проповеди о том, что медицинская помощь в субботу разрешалась фарисеями только по отношению к умирающим больным, эта помощь должна была лишь стабилизировать состояние больного, но ни в коем случае не вести к существенному улучшению здоровья.

Вот такие собственные стандарты святости создали фарисеи, и с помощью этих ложных стандартов они оценивали людей. Того, кто подходил под эти стандарты, могли считать человеком от Бога, того же, кто не подходил – человеком не от Бога.

Иисус не подходил под эти стандарты: Он смешал пыль со слюной в субботу и исцелил человека, который вовсе не умирал, причем, исцелил, не просто стабилизировав его состояние, а существенно улучшив его (слепого сделал зрячим).

Духовные слепцы отличаются тем, что выдумывают собственные стандарты святости, а затем оценивают окружающих по этим стандартам.

Это похоже на прокрустово ложе.

В греческой мифологии был такой великан-разбойник Прокруст.

Он насильно укладывал путников на свою кровать, тем, для кого эта кровать была короткой, обрубал ноги, а тем, кому была длинной, вытягивал ноги.

То же самое делают представители законнической религии: они создают собственные стандарты, а затем измеряют ими святость других людей.

Итак, фарисеи решили, что Иисус – человек не от Бога (то есть один из лжепророков, о которых сказано во Втор. 13). Таким образом, они решили быстро и просто расправиться с Христом, объявив Его лжепророком, достойным смерти.

Однако, избрав такую тактику, они сами себя загнали в угол.

Согласно учению многих иудеев и фарисеев, распространенному в те времена, только святой человек, посланный Богом, мог творить такие чудеса.

(Мы, конечно, понимаем, что это учение не совсем верно хотя бы потому, что в последние дни лжепророки будут творить великие чудеса, чтобы обмануть людей).

Но иудеи в те времена верили, что если человек творит чудеса, значит он от Бога.

Фарисеи оказались в тупике:

«Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» И была между ними распря» (стих 16).

Мнения самих фарисеев разделились: одна группа более законнических утверждала, что Он не от Бога, так как нарушает их правила; другая группа не могла считать Его грешником, так как грешник, по их мнению, не мог творить таких чудес.

Между сторонниками этих разных мнений возникла распря (ссора, разделение).

Согласно одному из их мнений Он был грешником, человеком не от Бога, поскольку нарушал правила о субботе, а согласно другому – был человеком от Бога, так как творил великие чудеса.

Духовные слепцы отличаются тем, что выдумывают особые стандарты святости, которые не только не имеют никакого библейского основания, но и могут даже противоречить самим себе. Духовные слепцы не видят истинные библейские стандарты святости, они далеки от религии сердца и благодати, поэтому они изобретают законнические стандарты духовности собственного сочинения.

Второй признак духовной слепоты:

II. Имитация объективного поиска истины (стихи 17-25).

Слово «имитация» означает подражание, в одном из значений его используют для описания искусной подделки.

На первый взгляд может показаться, что фарисеи ведут объективное расследование, чтобы найти истину, но все это не больше, чем имитация.

И вот, почему.

Во-первых, их поиск истины является не больше, чем имитацией, потому что они создали условия, при которых объективная дача показаний невозможна.

«Опять говорят слепому: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он открыл тебе очи?» Он сказал: «Это пророк». Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей этого прозревшего и спросили их: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто открыл ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет». Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Поэтому-то родители его и сказали:

«Он в совершенных летах; самого спросите»» (стихи 17-23).

Вместо того чтобы признать свои стандарты благочестия ложными, фарисеи пытаются вновь спросить исцеленного, надеясь, что тот запутается и скажет что-то более удобное для них. Но вместо этого исцеленный дает еще более неудобное для фарисеев свидетельство:

«Я думаю, что Он пророк».

Тогда фарисеи, которые несколько минут назад признали факт исцеления и даже хотели инкриминировать Христу это исцеление в субботу как грех, резко меняют свое мнение и заявляют: «А никакого исцеления не было!»

Далее они призывают родителей исцеленного и допрашивают их.

Родители подтверждают факт исцеления, но боятся говорить о том, как это произошло, и кто это сделал. Родители предлагают расспросить самого исцеленного.

«Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (стих 22).

Обратите внимание, фарисеи уже все решили: они уже решили отлучать от синагоги любого, кто признает Иисуса Мессией. А теперь, запугав простых людей, они допрашивают их.

Отлучение было страшным наказанием в те времена в Израиле.

Самая строгая форма отлучения от синагоги, о которой здесь, скорее всего, идет речь, предусматривала пожизненное изгнание из жизни израильского общества.

Если вас сегодня отлучат от церкви, вас могут легко принять на работу, вы можете покупать и продавать, вас даже могут в таком состоянии принять в члены какой-нибудь другой церкви.

Но в случае отлучения от синагоги, вас бы публично предали анафеме; вы бы потеряли право на получение наследства, от вас бы отвернулись все близкие и знакомые, вы бы не могли участвовать в религиозной жизни общества, вы бы не могли ничего купить на рынке, и почти никто из иудеев не хотел бы брать вас на работу.

Короче говоря, вы на всю жизнь стали бы изгоем.

В дни Христа такая форма отлучения применялась крайне редко.

Все понятно, фарисеи сначала создали условие, при котором свидетельство об истине невозможно, а затем ведут расследование: «Расскажи-ка нам, что это за человек.

Но если ты нам скажешь правду, мы тебя сделаем изгоем общества».

Во-вторых, их поиск истины является имитацией (подделкой) объективного расследования, так как они преднамеренно искажали очевидные факты.

«Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему:

«Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек тот грешник». Он сказал им в ответ: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу»» (стихи 24-25).

Так как первая беседа закончилась явно не в пользу фарисеев, они во второй раз вызвали исцеленного и потребовали, чтобы он объявил Иисуса грешником.

Слова «воздай славу Богу» звучат не радостно и не прославляют Бога.

Эти слова таили в себе угрозу для исцеленного.

В книге Иисуса Навина 7:19 Иисус Навин использовал такие же слова по отношению к виновному Ахану.

Используя эти слова, фарисеи указывали исцеленному на то, что он находится в разряде подозреваемых в лояльности по отношению к Иисусу.

«Ты слишком лоялен к Этому Человеку. А мы знаем, что он грешник».

«Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу», –

«Вы говорите, что он грешник, но чудо исцеления указывает совсем на другое».

Обратите внимание, исцеленный был прямым, смелым, честным и непредвзятым человеком, несмотря на свою неграмотность.

Фарисеи были полной противоположностью: лукавыми и предвзятыми, несмотря на свою ученость.

И этот простой, необразованный, неученый (даже еще и неспасенный) человек, испытывая огромное давление всей этой религиозной машины, не сдается и вновь загоняет фарисеев в тупик.

Ослепленные ложной религией могут казаться ищущими истину, однако, очень часто это не так. Они создают условия, при которых утверждать истину невозможно, а также намеренно искажают очевидные факты, подстраивая их под свои интересы.

И здесь возникает вопрос: почему духовные слепцы имитируют поиск истины, а не ищут ее реально?

Ответ: потому что им так выгодно!

· Фарисеям признание Иисуса Христом (Мессией) было крайне невыгодно, так как Он обличал их грех и разоблачал их заблуждения. Такое признание означало бы потерю религиозной власти, положения и всего того, что они так ценили.

· Современным духовным слепцам истина так же невыгодна!

- Если признать истину, значит, нужно признать себя заблуждающимся на протяжении многих лет.

- Если признать истину, значит, нужно меняться: менять свои взгляды, привычки, образ жизни.

- Если признать истину, значит, придется отказаться от чего-то:

от какого-то своего положения, от каких-то неугодных Богу развлечений, занятий, от материальных ценностей, от денег и пр.

Духовные слепцы могут показаться ищущими истину, изучающими Библию, на самом же деле они даже в Библии ищут не истину, а подтверждение выгодных им заблуждений, позволяющих спокойно продолжать жить в грехе.

1-ый признак духовной слепоты – ложные стандарты святости.

2-ой признак духовной слепоты – имитация объективного поиска истины.

3-ий признак духовной слепоты:

III. Самопревозношение(стихи 26-34).

Отметим два проявления самопревозношения.

1. Самопревозношение из-за принадлежности к особой религиозной системе.

«Снова спросили его: «Что сделал Он с тобой? Как открыл твои очи?» Отвечал им: «Я уже сказал вам, и вы не слушали. Что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Они же укорили его и сказали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он»» (стихи 26-29).

Опять, надеясь поймать исцеленного на каком-нибудь противоречии, фарисеи спрашивали его об одном и том же.

Они уже спрашивали у него ранее несколько раз, они допрашивали его родителей, и теперь опять задают вопросы.

Устав от необъективности фарисеев, и обладая здравой долей сарказма, прозревший говорит:

«Я уже сказал вам, и вы не слушали. Что еще хотите слышать?

Или и вы хотите сделаться Его учениками?»

(Как говорится, лучшая защита – это нападение).

Вот таким простым вопросом он перевел разговор совсем в другую плоскость, заставив фарисеев оправдываться:

«Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (стихи 28-29).

В этом оправдании мы видим гордое заявление:

«…мы Моисеевы ученики»,

- то есть «Мы принадлежим к известному духовному направлению, а Кто Это такой?

Мы… не знаем, откуда Он».

Духовные слепцы наполнены гордостью из-за принадлежности к какой-то религиозной системе, группе, союзу, деноминации.

«Мы в направлении, в котором были наши предки» – по их мнению, это очень весомый аргумент, доказывающий их правоту.

2-ое проявление самопревозношения:

2. Самопревозношение в презрении своих оппонентов.

«Человек [прозревший] сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто открыл очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего»» (стихи 30-34).

Исцеленный, пользуясь логикой и здравым смыслом, стыдит фарисеев:

«Вы начальники Израиля, вы знаете закон, а рядом с вами ходит Тот, кто исцеляет слепых, и вы Его не знаете. Вот и позор вам!»

Необразованный человек поставил ученых фарисеев в тупик, последовательно доказывая, что Тот, исцеляюший слепорожденных, не может быть грешником, но наоборот, является посланником Бога (такого мнения тогда придерживались в Израиле).

Фарисеи проиграли эту словесную дуэль. Им нечего больше сказать, поэтому они переходят к прямым оскорблениям самого исцеленного:

«Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»

Этими словами они подтвердили, что исцеленный действительно родился слепым.

Они верили, что рождение слепым может быть доказательством внутриутробного греха человека.

«Ты грешил еще в утробе матери, и Бог за это поразил тебя слепотой. И ты собираешься нас учить? Да кто ты такой?»

Фарисеи запутались в собственной лжи:

В 16-ом стихе они говорили: «Да, исцеление было, и было в субботу – это грех».

В 18-ом стихе они говорили: «Нет, исцеления не было, мы не верим».

И в 34-ом стихе в порыве гнева они называют прозревшего рожденным в грехах, то есть признают этим факт исцеления (родился в грехах слепым, теперь видит, значит, кто-то его исцелил).

Они не только оскорбили прозревшего, но и отлучили его от синагоги.

«Выгнали вон» – в оригинале эти слова имеют значение «отлучили от синагоги».

Его прямота обошлась ему дорого: он был выброшен из общественной и религиозной жизни общества.

Духовные слепцы, наполненные самопревозношением, презирают своих оппонентов, они считают их ничтожеством.

Заключение.

Вы видите, друзья, насколько ослепляет ложная религия, до какого безумия она доводит! Ослепленный этим обманом неспособен даже видеть то, что видят другие неспасенные люди.

Исцеленный слепец еще даже не был спасен, но проявил гораздо больше проницательности, чем религиозные лидеры нации.

Законничество – это наихудшая форма зла, она ведет к наивысшей степени духовной слепоты.

Давайте молитвенно проверим свои сердца:

· Не оцениваю ли я других по своим выдуманным стандартам святости?

· Не ищу ли я в Библии истины для подтверждения своих небиблейских критериев благочестия?

· Не отличаюсь ли я самопревозношением над другими людьми?

Помните, духовные слепцы – это не просто далекие персонажи Библии и представители современных лжеучений, это те, кто может быть рядом с нами, и нам нужно быть такими внимательными в проверке своего сердца, чтобы не быть в их числе.

Возникновение и 9

Проявление духовного зрения

Ев. Ин. 9:35-38

(Общий план)

Наши рекомендации