IX. Неправильное отношение к Иисусу Христу

Оскорбления (ст. 48-52)

Отрицание Его превосходства (ст. 53-55)

Отрицание Его безначальности (ст. 56-58)

4. Ненависть (ст. 59)



Признаки погибающего грешника.

Ев. Ин. 8:12-59.

Часть пятая.

IX. Неправильное отношение к Иисусу Христу.

Ев. Ин. 8:48-59.

Вступление. Сегодня мы заканчиваем изучать 8-ую главу, а вместе с ней заканчиваем рассматривать и девять признаков погибающего грешника.

Кстати, такая постановка вопроса некоторым вообще не нравится: проповедь о погибающих грешниках, о вечных муках нередко считают запретной темой либо вовсе неправдой.

Мне кажется, что перед нашим поколением в двадцать первом веке серьезно встает вопрос, связанный с необходимостью отстаивать доктрину о вечном наказании грешников, потому что это учение Библии наиболее несовместимо с мирской идеологией, воспевающей человека как наивысшую ценность во вселенной.

Аннигиляционизм – так в богословии называют учение, отрицающее вечные муки грешников – давно уже был «визитной карточкой» многих лжеучений, таких, как «Христианская наука», «Мормонизм», адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, «Движение новой эры» и другие.

Например, Джозефу Франклину Ратерфорду, второму президенту общества «Сторожевой башни», принадлежат такие слова:

«И кто же несет ответственность за это порочащее Бога учение? Его проповедником является сам сатана! Развивая это учение, он стремится отпугнуть людей от изучения Библии и вызвать в них ненависть к Богу».

Сторонники аннигиляционизма по-разному отрицают вечные муки грешников.

Одни считают, что грешники навечно исчезают после смерти, другие – что они, помучившись определенный отрезок времени, перестают существовать.

Появление аннигиляционистов среди влиятельных евангельских богословов – явление более опасное для церкви и более новое:

· К сожалению, такой всемирно известный богослов, как Джон Стотт

(книги и комментарии которого есть и в нашей библиотеке), несколько лет назад стал открыто отрицать учение о вечных муках нечестивых.

· Другой известный богослов, автор многих книг, Кларк Пинок, известен высказываниями против учения о вечном наказании грешников.

Я приведу только некоторые из них:

«Как только могут христиане представлять Бога таким жестоким и мстительным, приписывая Ему способность обрекать Свои творения на вечные муки независимо от степени их греховности? Бог, Который поступает так, несомненно, больше походил бы на сатану, чем на Бога – по крайней мере, с точки зрения нравственности и самого Евангелия».




Вот еще более эмоциональные слова:

«Учение о вечных муках непереносимо с точки зрения морали, поскольку оно превращает Бога в кровожадного монстра, сооружающего вечный Освенцим для жертв, которым не позволено даже умереть».

· Не миновали подобные идеи и нашу страну. Мне постоянно доводилось слышать насмешки и возмущения разных членов церкви и служителей, обеспокоенных тем, что я в своих проповедях говорю о вечных муках, которые ожидают всякого отвергающего Иисуса Христа.

Вот, почему данная серия проповедей называется «Девять признаков погибающего грешника», а не исчезающего грешника. И под «погибелью» мы, конечно же, понимаем вечные муки, приготовленные отвергающим спасение. Мы нуждаемся в том, чтобы церковь не только проверила свое состояние перед Богом, но еще и смогла утвердиться в учении Библии о вечной погибели грешников.

Прежде чем перейти к подробному изучению девятого признака погибающего грешника, нам необходимо освежить в своей памяти восемь предыдущих.

1-ый признак погибающего грешника – противление истине (ст. 12-20).

Не соглашайтесь со спасительной истиной Евангелия, противьтесь ей, спорьте с ней, и вы попадете сначала в ад, а затем после воскресения – в озеро огненное, где будете мучиться во веки веков.

2-ой признак погибающего грешника – уверенность в спасении, основанная на самоправедности (ст. 21-22).

Считайте себя заслужившим спасение, заработавшим его, достойным небес, не сомневайтесь в том, что за ваши религиозные достижения вы не можете находиться в вечности нигде, кроме рая, и тогда вы точно погибнете.

3-ий признак погибающего грешника – мирское мышление (ст. 23).

Будьте мирским, земным, с головой погруженным в заботы этого века; уважайте мнение людей больше, чем мнение Бога, изложенное в Библии; цените материальное больше духовного, посвящайте этому жизнь, время, силы, все Богом данные ресурсы, привязывайте к ним сердце; живите в соответствии со своими плотскими желаниями, гордитесь, хвалитесь, превозноситесь, и вы погибнете навечно.

Потому что «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).

4-ый признак погибающего грешника – непонимание важности правильного вероучения (ст. 24).

Будьте религиозным, посещайте служения, молитесь, пойте, проповедуйте, но считайте правильное вероучение чем-то не очень важным, незначительным, отрицайте божественность Христа, или учение о Троице, или учение о спасении по благодати, и вы никогда не войдете в жизнь вечную, потому что без правильного вероучения относительно основных доктрин Евангелия невозможно спастись.

5-ый признак погибающего грешника – непонимание духовных истин (ст. 25-29).

Упрямо не воспринимайте духовные истины Слова Божьего, и вы не спасетесь.

6-ой признак погибающего грешника – заявление о вере во Христа без послушания Его Слову (ст. 30-31).

Называйте себя христианином, имейте вид благочестия, но не живите в послушании Слову Божьему, говорите, что принадлежите Господу, но отрекайтесь от Него всей своей жизнью, поведением, и вы никогда не достигнете небес.

7-ой признак погибающего грешника – зависимость от греха (ст. 32-36).

Живите в серьезных богословских заблуждениях, живите в рабстве греха, но при этом считайте себя духовно свободным, независимым, и вы погибнете в этом самообмане навечно.

8-ой признак погибающего грешника – ложная надежда наследия (ст. 37-47).

Надейтесь на свои родственные связи с какими-то христианами, надейтесь на принадлежность к какой-то религиозной группе, братству, надейтесь на участие в религиозных церемониях, и если вы будете думать, что все это приведет вас в небо, то вы, скорее всего, никогда туда не попадете.

9-ый признак погибающего грешника, на котором мы сегодня остановимся, – неправильное отношение к Иисусу Христу (стихи 48-59).

Погибающие представители отступнического иудаизма, мягко говоря, неправильно относились к Иисусу Христу:

· они оскорбляли Господа (стихи 48-52),

· они отрицали Его превосходство (стихи 53-55),

· они сомневались в Его безначальности (стихи 56-58),

· они были наполнены глубокой ненавистью, желанием убить Спасителя (стих 59).

Вот, в каких ужасных формах может выражаться неправильное отношение к Иисусу.

Поговорим об этом более подробно.

1-ое проявление неправильного отношения к Иисусу:

1. Оскорбления.

«На это иудеи отвечали и сказали Ему: «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе?» Иисус отвечал: «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы. Есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Иудеи сказали Ему: «Теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек»» (стихи 48-52).

В 46-ом стихе Иисус спросил:

«Кто обличит Меня в неправде?»

И на этот вопрос иудеи не могли дать вразумительного ответа.

Они не могли атаковать безупречную жизнь нашего Господа, поэтому они решили просто очернить Его самыми дерзкими, самыми наглыми оскорблениями.

«Ты самарянин…» Самаряне были презираемыми людьми в глазах иудеев, предателями истинной веры. Некоторые иудеи настолько ненавидели самарян, что даже обходили стороной землю, на которой те жили.

Называя Иисуса самарянином, они хотели сказать: «Он еретик, он вероотступник, предатель истинной веры, он сомневается в том, что мы дети Авраама и наследники всех благословений, заработанных им. Он так же, как и все самаряне, сомневается в том, что мы истинные дети Авраама».

Вторым оскорблением было следующее:

«…бес в Тебе…».

«Он не только предатель истинной веры, Он еще и одержимый нечистой силой.

Бесы живут в нем как в доме и управляют Им и Его поведением».

Только одержимый, по их мнению, мог сомневаться в принадлежности иудеев Аврааму и в их спасении на основании этого.

В ответ на эти обвинения Иисус произносит удивительные слова.

Господь полностью игнорирует первое обвинение и дает ответ только на второе:

«Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня»,

– спокойно и уверенно возражает Спаситель.

«Я не одержим, Я почитаю Бога, а вы позорите и оскорбляете Меня».

Отражая эти обвинения иудеев, Иисус напоминает им:

«Я не ищу Моей славы. Есть Ищущий и Судящий».

«Я не пытаюсь сейчас защитить Себя, утвердить Свою славу и осудить вас, в данный момент это не входит в Мою миссию».

Для достижения этих целей работает Бог Отец, Он – «Ищущий и Судящий».

Именно Бог Отец ищет славы для Своего возлюбленного Сына, именно Бог Отец осудит всех, кто оскорбляет посланного Им Мессию.

Сказав о грядущем осуждении иудеев, оскорбляющих Его, Господь не оставляет их в безвыходном положении, Он показывает им свет и дает надежду спасения:

«Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (стих 51).

«Если вы уверуете в Меня, и будете соблюдать Мое Слово, вы не умрете вовек, вы не погибнете, вы избежите Божьего суда».

Однако иудеи опять проявляют упрямство и мыслят лишь земными материалистичными категориями:

«Теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек»» (стих 52).

Иисус говорил о духовной смерти, иудеи думали лишь о физической, в связи с чем заключили: «Он точно одержимый, раз говорит о возможности не умирать, когда даже Авраам умер физически, и пророки также умирали. Он говорит какие-то вздорные, нелепые вещи: сначала Он говорил о том, что мы не являемся детьми Авраама, а теперь Он говорит, что не умрете, когда все лучшие люди Израиля умерли. Теперь все ясно, больше нет никаких сомнений, Он одержимый. Он – самарянин и вероотступник!»

Вот, в каких ужасных оскорблениях проявлялось их неправильное отношение к Сыну Божьему.

Любой человек, который оскорбляет Иисуса Христа, унижает Его божественную или человеческую природу, пишет какие-то книги или создает фильмы (типа «Код да Винчи», в которых Спасителя обвиняют в сожительстве то с Марией Магдалиной, то еще с кем-то), является погибающим грешником.

Так же погибающими грешниками, оскорбляющими Господа, являются те, кто смеется над непорочным зачатием или считает Иисуса восточным учителем, набиравшимся мудрости до тридцати лет где-то в Китае или Индии, и кто создает или рассказывает анекдоты и пародии, оскорбляющие Сына Божьего.

Первое проявление неправильного отношения к Иисусу – оскорбления.

2-ое проявление неправильного отношения к Иисусу:

2. Отрицание Его превосходства.

««Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли.

Чем Ты Себя делаешь?» Иисус отвечал: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его»» (стихи 53-55).

После того как Иисус сказал, что верующий в Него не умрет вовек, иудеи поняли это не в духовном, а в физическом смысле.

Превратно истолковав слова Христа, они, пользуясь логикой, возмутились:

«Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер?

И пророки умерли. Чем Ты Себя делаешь?» (стих 53).

«Если наш «духовный гигант», Авраам, умер, а Ты говоришь, что верующий в Тебя не умрет вовек, значит, Ты считаешь Себя большим, нежели Авраам».

«Чем Ты Себя делаешь?»

– Другими словами: «Да что Ты о Себе возомнил?

Да кто Ты такой?»

На это Господь дает следующий ответ в 54-ом и 55-ом стихах: «Я не возвеличиваю Сам Себя. Я не превозношу Сам Себя, над Авраамом, например. Я не прославляю Сам Себя

(в таком случае Моя слава была бы ничем). Меня прославляет Отец Мой…

Кстати, вы говорите о Нем, что Он – ваш Бог, но вы, на самом деле, Его не познали.

Вы хотите, чтобы Я не называл Себя равным Отцу, знающим Его лучше всех, вы хотите, чтобы Я не называл Себя большим, чем Авраам. Но если Я буду так поступать, Я буду лжецом, Я уподоблюсь вам. Но для Меня это невозможно, потому что Я знаю Отца и соблюдаю Его слово».

Всякий, кто считает, что Иисус равный среди великих людей или даже меньший, чем они, не понимает Его бесконечного превосходства, не понимает Его божественности и этим показывает, что на самом деле является погибающим грешником.

3-е проявление неправильного отношения к Иисусу:

3. Отрицание Его безначальности.

««Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой – и увидел и возрадовался».

На это сказали Ему иудеи: «Тебе нет еще пятидесяти лет – и Ты видел Авраама?» Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь»» (стихи 56-58).

Как вы видите, третий пункт очень тесно связан со вторым, я даже хотел их объединить, но затем все-таки решил оставить все так, как есть.

Конечно же, отрицая превосходство Христа над Авраамом, иудеи показывали этим свое неверие в то, что Иисус – Бог, и не могли согласиться с Его предвечным существованием.

В 56-ом стихе Иисус отвечает на вопрос, заданный Ему в 53-ем стихе

(«Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер?»):

«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой…»

– то есть Авраам радовался обещанию Бога о пришествии Мессии (Быт. 12:3).

Иудеи не поняли, что Иисус говорит об обетовании, им показалось, что Он говорит, будто бы видел Авраама. Конечно, они посчитали это невозможным, потому что Авраам жил за

2 000 лет до них:

«Тебе нет еще пятидесяти лет – и Ты видел Авраама?»

В 58-ом стихе Господь прямо говорит:

«…прежде нежели был Авраам, Я есмь».

«Я существовал до Авраама».

«Я есмь» означает «Я сущий, Я безначальный Бог»!

Человек, который не признает Христа вечно существующим, безначальным Богом, является погибающим грешником.

4-ое проявление неправильного отношения к Иисусу:

4. Ненависть.

«Тогда взяли камни, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (стих 59).

Конечно, Господь сильно оскорбил национальное и религиозное достоинство иудеев, объявив их не детьми Авраама, а детьми дьявола, но после этого они еще как-то сдерживали свой гнев: хотя и оскорбляли Господа, но не пытались Его убить.

Но после того как Он прямо объявил Себя Мессией и безначальным Богом, они перешли к попытке физически уничтожить Иисуса.

Весь этот диалог проходил на территории Иерусалимского Храма.

Храм находился на реконструкции уже несколько десятков лет, и поэтому в нем нетрудно было найти камни. Возможно, используя строительный материал не по назначению, иудеи хотели убить Мессию Израиля, как богохульника.

Они схватили камни – это было проявлением крайней ненависти, но Господь, час страданий Которого еще не настал, смог уйти от них невредимым.

Я думаю, всем нам совершенно ясно, что ненависть по отношению к Христу, выражающаяся сегодня в ненависти по отношению к Его последователям, является ярким проявлением злого, безбожного, греховного, развращенного сердца погибающего грешника.

Заключение.

Неправильное отношение к Христу – признак погибающего грешника.

Ими и являлись оппоненты Христа.

Противники учения о вечных муках нечестивых совершенно несогласны с тем, что человек может отправиться на вечные страдания из-за того, что он плохо относился к Христу или же был к Нему безразличным:

· Неужели человек, который делал грех на протяжении ограниченного отрезка времени своей жизни должен всю вечность мучиться за это в аду?

· Если человек старался жить по совести на протяжении ограниченной временем земной жизни, но считал Иисуса не тем, кем Он действительно является, неужели из-за этого человек отправится на вечные муки, не ограниченные временем?

Джон Стотт говорит, что если бы традиционное учение было правильным, то существовала бы серьезная «диспропорция между грехами, сознательно совершенными во времени, и мучениями, сознательно переживаемыми вечно».

Однако для сторонников библейского взгляда на вечную участь нечестивых отразить эти нападки не составляет большого труда.

Вот, как в основном разрушаются аргументы аннигиляционистов, считающих, что тяжесть греха определяется временем, на протяжении которого человек его совершал.

Например, если человек плохо относился к Христу семьдесят лет, то за это никак нельзя мучить его вечно.

Вот, какой ответ дают консервативные евангельские богословы: тяжесть греха определяется не отрезком времени, на протяжении которого он был совершаем, а величием личности, против которой он был направлен.

Любой грех, как мы знаем, направлен в первую очередь против Бога, следовательно, грех против бесконечно великого, святого и превознесенного Бога требует, с точки зрения справедливости, вечного наказания.

Один из богословов пишет по этому поводу:

«Кража уже сама по себе является преступлением, но воровать у своей матери еще более отвратительно, поскольку мы обязаны почитать своих родителей.

Издеваться над животными – преступление, но мучить человека – преступление в еще большей мере, достойное гораздо большего наказания. Состав преступления в обоих случаях одинаков (кража или издевательство), и совершает его в обоих случаях один и тот же человек. Но различная ценность и достоинство того, к кому обращено действие, определяют разницу в тяжести преступления».

Любой грех есть преступление против Бога.

Можете себе представить, насколько был ужасен грех иудеев против Христа, когда они

…оскорбляли Господа,

…отрицали Его превосходство над Авраамом,

…сомневались в Его божественности и безначальности,

…были наполнены ненавистью, желанием убить Христа?

Нет сомнений в том, что такой ужасный грех достоин, как и все другие грехи, вечного наказания.



Исцеление слепого 7

Ев. Ин. 9:1-12

(Общий план)

Наши рекомендации