Жизнь в заблуждении (ст. 32-33)

Жизнь в грехе (ст. 34-36)



Признаки погибающего грешника.

Ев. Ин. 8:12-59.

Часть третья.

VII. Зависимость от греха.

Ев. Ин. 8:32-36.

Вступление. Итак, наше изучение 9-ти признаков погибающего грешника продолжается, и сегодня третья проповедь, посвященная этой теме.

В качестве наглядного примера здесь перед нами предстают не мытари, не блудницы, не безумные язычники, а именно самые, казалось бы, лучшие люди на земле, элита человечества, не просто богоизбранный народ, а его религиозно-активная часть, среди которой были и служители храма, и фарисеи – самые набожные, самые ревностные религиозные лидеры Израиля. Но так случилось, что именно эти люди оказались главными врагами Бога, убийцами Сына Божьего.

Именно они были погибающими грешниками, отличающимися,

во-первых, (стихи 12-20) противлением истине (вы помните их противление словам Господа?),

во-вторых, (стихи 21-22) гордой уверенностью в спасении, основанной на самоправедности: «Если Иисус идет туда, куда мы не можем прийти, значит, Он идет в самое темное место ада, предназначенное для самоубийц. Мы-то лучше Его, мы-то точно идем в рай»,

в-третьих, (стих 23) мирским мышлением (при внешней набожности их сердца насквозь были мирскими, завистливыми, конкурирующими, ненавидящими),

в-четвертых, (стих 24) непониманием важности правильного вероучения, необходимости верить в Сына Божьего,

в-пятых, (стихи 25-29) упрямым нежеланием понимать Божьи истины

(они не понимали не потому, что были глупыми, а потому, что не хотели понимать),

в-шестых, (стихи 30-31) заявлениями о вере во Христа без послушания Ему

(многие уверовали в Него, но Спаситель предупредил, что без послушания Слову вера не может быть истинной).

Была у них еще и седьмая отличительная черта: зависимость от греха.

Стихи 32-36.

Прочтем этот отрывок:

««… познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ему отвечали:

«Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «Сделаетесь свободными»?» Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»».

Зависимость от греха – признак погибающего грешника.

Всю сегодняшнюю проповедь мы посвятим изучению этого одного признака.

Мир, в котором мы живем, переполнен погибающими грешниками как религиозными, так и нерелигиозными. Большинство из них считает себя духовно и интеллектуально свободными и независимыми.

Общаясь с разными людьми, объясняя им Евангелие, я замечал, как только мне приходилось говорить о греховности человека и о его зависимости от своего бедственного положения, многие, доказывая обратное, говорили: «Я совершенно свободен, совершенно независим».

· Человек, закуривающий одну сигарету за другой, судорожно сжимая в руках заканчивающуюся пачку, может много рассуждать о своей свободе, находясь в никотиновой зависимости и выбегая каждые десять минут из помещения на улицу даже в самый морозный день, чтобы покурить.

Сестра, работавшая в онкологическом отделении одной из больниц, рассказывала мне о том, что, даже заболев тяжелой болезнью, которую мы называем рак горла (очень часто она является следствием табакокурения), многие больные продолжают курить. И даже после удаления гортани они закрывают рукой отверстие, которое им делают в шее и продолжают курить, хотя это им совершенно противопоказано.

Вот и вся свобода. Где она?

Почему она не проявляется в таких случаях?

· Представитель какого-нибудь религиозного культа, например, свидетель Иеговы, так же говорит о своей полной свободе и независимом мышлении, в то время как бедняге нельзя даже Библию читать по порядку без сносок, определяемых для него религиозными начальниками в религиозных журналах, издаваемых культом.

· Сторонники теории эволюции предлагают нам отбросить лишающее свободы библейское мировоззрение и порассуждать с независимой атеистической позиции, которая сама находится в рабстве противоречий, утверждает, что из камня за миллионы лет может появиться человек.

­ Отбросьте логику.

­ Отбросьте законы физики (особенно второй закон термодинамики, утверждающий, что мир движется от порядка к хаосу).

­ Отбросьте законы генетики, утверждающие, что мутации очень редки и происходят только внутри видов и никогда не создают ничего нового, а всегда лишь изменяют уже существующее (причем только в худшую сторону).

И когда вы отбросите все разумное, рациональное и логичное, у вас получится антинаучная антилогичная теория эволюции, которую многие называют «верхом свободомыслия».

· Религиозные фанатики живут в рабстве законнических традиций, ошибочно считая это путем к свободе или же самой свободой.

Несколько недель назад совершая утреннюю пробежку, я остановился возле двух молодых людей. Бедняги в столь раннее время находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Один лежал в грязи неподалеку от бассейна с родниковой водой, другой пытался сидеть, но все время падал, между ними была пустая бутылка из-под какого-то крепкого алкогольного напитка. Они выглядели слабыми, жалкими, беспомощными и пораженными грехом.

Я стоял и смотрел на них, с печалью размышляя о том, что грех сделал с человеком, считающим себя свободным. И я уверен, что если бы эти молодые люди протрезвели, они бы с легкостью могли поспорить с тем, что являются по библейскому определению рабами греха.

Погибающие грешники считают себя свободными, и если не экономически и не политически, то духовно и интеллектуально, или даже морально.

«Хочу, грешу; хочу, не грешу», – говорят многие из них.

Знаете ли вы, каковы основные признаки зависимости от греха?

Рассматривая изучаемый сегодня отрывок Евангелия от Иоанна, отметим два признака.

Первый признак зависимости от греха:

1. Жизнь в заблуждении.

««… познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ему отвечали:

«Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «Сделаетесь свободными»?» (стихи 32-33).

Продолжая мысль о подлинном ученичестве, начатую в 31-ом стихе, Спаситель говорит теперь об освобождающей силе истины:

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Этими словами Господь очень сильно оскорбил Своих слушателей, потому что объявил их несвободными, заблуждающимися и нуждающимися и в свободе, и в освобождении от заблуждений.

Неудивительно, что иудеи не могли оставить такого заявления без внимания.

Они тут же возразили:

«Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «Сделаетесь свободными»?»

Из истории и Писания мы знаем, что евреи очень часто находились под властью других народов:

· Они были 400 лет в египетском рабстве.

· Находились вод властью Ассирии.

· Долгие десятилетия вавилонского пленения также были частью истории Израиля.

· Греческая империя, получившая власть над Израилем при Александре Македонском, также подчинила себе с политической точки зрения народ Божий.

· Сирия господствовала над Израилем.

· В дни жизни Христа Израиль входил в состав Римской империи и находился под гнетом Рима.

Поэтому, когда иудеи говорили: «Мы… не были рабами никому никогда», – это могло означать либо то, что они лгут, либо то, что они имеют в виду не политическое, а духовное понимание свободы.

Лично я более склонен ко второму варианту. Скорее всего, речь идет о свободе в духовном смысле этого слова. Несмотря на свою политическую зависимость от разных государств и народов, иудеи верили в какую-то свою собственную духовную независимость.

«Восстания вспыхивали снова и снова, когда какой-нибудь пылкий вождь вставал и утверждал, что иудеи не могут подчиниться земным царям, потому что Бог их единственный Царь. Историк Иосиф Флавий писал о последователях Иуды Галилеянина, который возглавил восстание против римлян: "У них нерушимая привязанность к свободе, и они уверяют, что только Бог может быть их единственным Вождем и Господом". (См.Иосиф Флавий "Иудейские древности" 18:1,6). Когда иудеи сказали, что они никому не были рабами, они выражали нечто такое, что было основным пунктом их жизненного устава».

(См. Баркли, толкование Евангелия от Иоанна, том 2 главы 8-21, БСБ 1985г. стр. 26).

Считая себя потомками Авраама, иудеи были убеждены в своей духовной свободе, какой-то особой внутренней независимости: «Мы свободны, а основанием для нашей свободы является связь с Авраамом».

Конечно же, сравнивая себя с язычниками, многие иудеи могли считать себя свободными и от греховного рабства.

«Еврейские учителя были убеждены, что, поскольку Израиль имеет закон, дурные побуждения, которые превращают язычников в злостных грешников, никогда не смогут поработить Израиль». (См. Крейг Кинер «Библейский культурно-исторический комментарий» часть 2, Новый Завет (С.-Петербург, издательство «Мирт» 2005г., стр.238)).

«Мы – особая нация, духовно независимая и свободная!»

Как вы видите, евреи жили в заблуждении. Они думали, что связь с Авраамом и обладание законом являются особой гарантией их свободы. Будучи погибающими религиозными грешниками, отвергающими своего Мессию, бесконечно запутавшимися в своих традициях, обрядах и ритуалах, они были оскорблены тем, что Иисус назвал их заблуждающимися и несвободными.

«Вам нужно познать истину, и только истина даст вам настоящую свободу», –

«…и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Здесь под «истиной» имеется в виду учение Христа и правильное понимание Его Личности как Бога и Мессии Израиля.

Как видно из 7-ой и 8-ой глав, иудеи сильно противились всему этому.

Истина имеет силу освобождать от заблуждений.

В момент возрождения истина освобождает от всех обольщений, противоречащих основным положениям Благой вести. И далее в процессе духовного роста истина освещает темные уголки человеческого сердца, порабощенного различными заблуждениями.

Вспомните себя!

От каких заблуждений освободила вас истина Евангелия, когда вы получили спасение?

· Кто-то из вас был атеистом и жил в одном из самых нелепых дьявольских обманов.

· Кто-то считал себя христианином и так же жил во лжи, не являясь им на самом деле.

· Кто-то склонялся к восточным религиям.

· Кто-то считал, будто инопланетяне организовали жизнь на земле.

· Кто-то считал человека добрым по природе и невиновным перед Богом.

· Кто-то считал, будто к Богу существует много путей, а Иисус Христос – только один из них.

Спасающая истина принесла вам освобождение от заблуждений такого рода.

Но сколько заблуждений вы имели после спасения?

· Кто-то в течение определенного времени не мог простить кого-то из своих давних обидчиков.

· Кто-то считал, что можно быть христианином-одиночкой без интеграции в церковь, без служения друг другу дарами Святого Духа (тихие молитвы дома, редкое посещение церкви, жизнь, обособленная от церковной семьи).

· Многие заблуждались в отношении природы церкви, служения церкви, ее устройства.

· Конечно же, были проблемы с пониманием некоторых атрибутов Бога и глубины греховности человека, с пониманием величия спасения.

· Кто-то не понимал, учение Библии о материальных ценностях, не понимал, для чего жертвовать, для чего поддерживать служителей.

· А скольких идолов сердца вы лелеяли в своем сознании, поклоняясь мечте …

… о совершенном здоровье,

… о лучшей внешности,

… о спокойной жизни,

… о браке с христианином,

… о материальных ценностях (домах, автомобилях, одежде и т.д.),

… об успехе в работе, служении, музыке, спорте

и еще о многом другом.

Истина Слова Божьего даже уже после вашего спасения освобождала и продолжает освобождать вас и от всех этих заблуждений, направляя путем духовного роста в освящении.

Во 2Кор. 10:4-5 Павел говорит:

«Оружия воинствования нашего не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: [им] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Оружием, с помощью которого Павел вел духовную битву, была истина, Слово Божье.

Полем битвы был разум грешника. Именно в разуме грешника дьявол построил «твердыни» (то есть крепости) «замыслов» (безбожных идеологий), которые порабощают человека.

Только истина Слова Божьего освобождает наше сознание из плена заблуждений, разрушая крепости сатанинских идеологий.

Человек может считать себя свободным, независимым, каким угодно, но если он живет в заблуждениях относительно спасения, относительно личности Христа, жизни и смерти, вечности, своего положения перед Богом, он раб заблуждений и невольник дьявола.

Жизнь в заблуждении – первый признак зависимости от греха.

Второй признак зависимости от греха:

2. Жизнь в грехе.

«Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»» (стихи 34-36).

Как вы видите, Спаситель объявляет иудеев не только нуждающимися в свободе через познание истины (то есть заблуждающимися), но еще и рабами греха.

«Вы находитесь в рабстве греха, вы совершенно несвободны».

Смотря на утопающих в грехах язычников, нетрудно понять, почему Библия называет их рабами греха. Но, смотря на внешне благочестивых и набожных иудеев, на первый взгляд трудно понять, в чем выражается их зависимость от греха.

Хотя иудеи и не совершали особо безнравственных действий, хотя они и знали о живом Боге, тем не менее,

· они находились в рабстве своей ложной законнической религии, отступнического иудаизма,

· они были наполнены грехом изнутри (хотя внешне выглядели благопристойно),

· они замышляли убийство Сына Божьего (хотя сами ратовали за соблюдение постановлений Бога).

«Вы – рабы греха, и это не просто мелочь, это серьезная проблема».

Последствия этой проблемы могут быть следующими:

«Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (стих 35).

Слушателям Христа такое сравнение было очень понятным. Они знали, как был изгнан из дома Авраама раб Измаил, а сын Исаак остался. Они могли провести аналогию.

Они могли понять, Бог однажды отвергнет их, как рабов, изгонит прочь подобно тому, как когда-то был изгнан Измаил.

Последствие жизни в рабстве греха – изгнание от Божьего присутствия, потеря обетований, которые они могли иметь как часть Божьего народа, и вечная погибель.

Иудеи считали себя сынами Авраама, людьми, которым обеспечено вечное спасение, но на самом деле они были рабами греха, и единственной надеждой для них была не родственная связь с Авраамом, не ритуалы отступнического иудаизма, а живая вера в Сына Божьего.

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (стих 36).

«Единственный, Кто может дать вам свободу, – Сын Божий, истинную свободу, свободу от греха и заблуждений».

Слово «Сын» в 36-ом стихе без сомнений относится к Христу, только Он один может дать спасение и вечную жизнь.

Когда мы говорим о том, что человек является рабом греха и заблуждений, мы не имеем в виду, что он не может перестать верить в какую-либо ложь, например, не может разочароваться в какой-нибудь ложной идеологии, выйти из какого-либо культа, мы не имеем в виду, что человек не может перестать пьянствовать или употреблять наркотики.

Мы имеем в виду следующее: грешник, являясь рабом греха и заблуждений, может выбирать виды грехов и виды заблуждений, может от одних переходить к другим, но перестать делать грех вообще, перестать жить в постоянном грехе и, освободившись от всех заблуждений верить в истину, сам по себе человек без возрождающей силы Святого Духа не может.

В этом и заключается его рабство. Он свободен в выборе видов греха и заблуждений, но раб – в том, что вообще без греха и заблуждений жить не может.

Каждый из спасенных Христом является живым доказательством освобождающей силы Божьего Сына.

Кто-то утопал…

…в пороках пьянства,

…в сексуальных грехах,

…в наркотической зависимости

и пр.

Кто-то погибал в гордой самоправедности

(«Я – нравственный, культурный человек, я выше многих других»).

Но Божий Сын Иисус Христос освободил вас и от безнравственности, и от гордой самоправедности, возродил вас, спас для вечной жизни.

Заключение.

Несколько лет назад в прессе сообщалось о молодом человеке по имени Сергей, который после девяти лет зависимости от наркотиков благодаря силе воли прекратил их употребление и вернулся к нормальной жизни. Сергея посещали разные корреспонденты, съемочные группы, приглашали на разные телепередачи.

Его судьбе удивлялись: «Как ты сумел с этим справиться?» О нем даже писали в христианских журналах.

Сергей рассказывал, как страшно жить в наркотической зависимости:

«Над своей зависимостью я задумался, когда впервые не смог вовремя уколоться. Появились такой страх, беспокойство и боль в теле, о которых я раньше не знал».

Затем его выгнали из института, он бросил играть на гитаре, хотя у него хорошо получалось. Он продал все, что было: мотоцикл, музыкальный центр и т.д.

Попытки матери лечить его, были бесполезны, даже в больнице он доставал наркотики.

И так продолжалось долгие девять лет. И вдруг Сергей узнал о том, что его подруга ждет от него ребенка. Эта новость заставила Сергея задуматься, он решил, во что бы то ни стало бросить наркотики. Он перепробовал все методы: лечение, кодировку, подшивание, заговоры. Главное он понял: никто не поможет наркоману избавиться от зависимости до тех пор, пока он сам не захочет избавиться изо всех сил.

Вот, что говорил об этом Сергей:

«Этого зверя надо победить, а боится он только тебя самого – и больше никого.

Он вцепился в твое горло и грызет тебя. И до тех пор, пока ты своими руками не задушишь его, никто, и ничто тебе не поможет. Сила в твоих руках и в твоей голове. Конечно, помощь необходима, но 90% тяжести и боли ты должен нести сам.

Сегодня я уже могу спокойно говорить об этом – все прошло. Родилась наша Катюшка, я восстановился в институте, опять стал играть в группе на гитаре, проблемы со здоровьем, конечно, есть, но они вполне решаемые. Главная проблема – заполнить пустоту. Наркотики как будто выедают в твоей душе дыру, и ее надо постоянно чем-то заполнять. Я много читаю – Блаватская, Рерихи, Карнеги, Достоевский. Это только малая часть того, что я прочел и постоянно перечитываю в последнее время. Недавно взял почитать Библию, но пока еще не начал».

Журналисты и все знакомые Сергея восхищались им, ставили его в пример, говоря:

«Раз смог этот парень, значит, смогут и другие. Значит, возможно победить даже наркотики с помощью силы воли».

Через два года после этих блестящих интервью Сергей покончил с собой, оставив жену и дочку. Журналисты больше не приходили. Но один раз пришла съемочная группа и попыталась выяснить причину смерти.

Супруга дала такое объяснение:

«Сережа не смог уйти от пустоты, он так старался, но не смог. Пустота его погубила. Она ела его изнутри, я это видела в его глазах, но чем я могла помочь?»

(См. «Вера и жизнь» №5102, стр. 18-21).

Человек может уйти от одного греха и перейти к другому.

Человек может оставить религиозное заблуждение и жить в нерелигиозном, но освободиться от всего этого полностью он не может, потому что является рабом греха.

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Признаки погибающего 5

Грешника

Ев. Ин. 8:12-59

Часть четвертая

Ев. Ин. 8:37-47

(Общий план)

Наши рекомендации