Проявление противления (ст. 13-19)
Дополнительная деталь (ст. 20)
Признаки погибающего грешника.
Ев. Ин. 8:12-59.
Часть первая.
Ев. Ин. 8:12-20.
Вступление.Мы начинаем изучать большой отрывок Евангелия от Иоанна – 8:12-59.
Наш Спаситель продолжает Свое свидетельство на празднике кущей, одном из трех основных праздников иудеев, одном из самых многолюдных и самых радостных.
Как видно из 7-ой и 8-ой глав, Господь Иисус Христос был отвержен большинством из числа собравшихся на этот праздник. Особенно агрессивно по отношению к Иисусу были настроены религиозные начальники, замышлявшие даже убийство Сына Божьего.
Что же делать в такой ситуации?
О чем говорить, когда перед Тобой толпы народа, погибающие в своей самоправедности, в своем уповании на закон и происхождение от Авраама?
Именно в такой ситуации Спаситель решает в который раз прояснить путь спасения для всех этих людей. Он желает еще раз показать им, где путь спасения и где путь погибели.
Путь спасения и путь погибели раскрываются Господом при помощи трех сравнений:
Первое – свет и тьма:
«Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»» (ст. 12).
Путь спасения представлен здесь как следование за светом, путь погибели – как хождение во тьме.
Второе сравнение – свобода и рабство:
«Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»»
(ст. 34-36).
Путь спасения представляется как путь свободы от греха. Путь, ведущий в погибель, выглядит как жизнь в рабстве греха.
Третье сравнение – дети Бога и дети дьявола:
««Вы делаете дела отца вашего». На это сказали Ему: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»» (ст. 41-44).
Следовать путем спасения возможно, лишь имея отцом своим Бога и любя Его Сына Иисуса Христа; путем же погибели идут те, кто имеет отцом своим дьявола, противится Сыну Божьему и Его учению.
Очень важно отметить, что Иисус не просто отвлеченно говорит Своим упорствующим слушателям о жизни и смерти, о спасении и погибели, но Он именно подчеркивает, что большинство Его слушателей находится вне пути спасения, то есть на пути погибели, и движется в ад.
Сегодня для многих людей это кажется неправдоподобным: неужели Спаситель говорил иудеям прямо о том, что они идут в ад?
Может быть, я кого-то и разочарую, но это именно так!
Несколько раз на протяжении этого праздника Иисус объявляет Своим слушателям:
«Еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, [туда] вы не можете прийти» (7:33,34).
«Я иду к Отцу, но вы не сможете туда прийти».
Что это значит?
Это значит: «Вы идете в ад!»
Но иудеи еще не поняли Его и стали говорить, будто Он собрался покинуть родину и идти учить греческую диаспору (стих 35).
«Опять сказал им Иисус: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете прийти». Тут иудеи говорили: «Неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "Куда Я иду, вы не можете прийти"?» Он сказал им: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших»» (8:21-24).
«Умрете во грехах» – это было наихудшей перспективой в понимании иудеев, потому что согласно Иер. 18:21-23 это означало попасть в ад, так как покаяние после смерти считалось невозможным.
8-ая глава, начиная с 12-го стиха и до конца, описывает самые разные и очень красочные предупреждения Спасителя, обращенные к толпам религиозных грешников.
В Своих предупреждениях Спаситель определяет религиозных иудеев как погибающих.
На протяжении пяти проповедей мы сможем отметить девять признаков погибающих грешников, открывающихся в большом отрывке данного Евангелия – с 12-го стиха и до конца главы.
Изучая стихи с 12-го по 20-ый, мы отметим первый признак погибающего грешника – противление истине. Человек, который погибает в своих грехах, противится основным доктринам Библии.
Второй признак погибающего грешника описан в 21-22 стихах – уверенность в спасении, основанная на самоправедности:
«Опять сказал им Иисус: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете прийти».
Тут иудеи говорили: «Неужели Он убьет Сам Себя, что говорит:
"Куда Я иду, вы не можете прийти"?»»
Когда Иисус сказал фарисеям о том, что Он идет туда, куда они не могут прийти, фарисеи решили, что Он хочет совершить самоубийство и попасть в самое худшее место ада.
Они настолько были самоправедны и считали себя спасенными, что просто решили:
«Он, наверное, хочет убить Себя и попасть в ад, в то место, в которое мы не сможем никогда прийти. Мы ведь точно идем в рай».
Третий признак погибающего грешника – мирское мышление (приземленность мышления):
«Он сказал им: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира»» (стих 23).
Фарисеи были ослеплены мирской системой ценностей: гордой самоправедностью, самоуверенностью, надменностью, желанием быть лучше других, святее всех.
К тому же, они любили деньги и ради этого обманывали даже вдов (согласно Мф. 23): их чаши были наполнены продуктами, которые они добывали хищением и лукавством.
Четвертый признак погибающего грешника – непонимание важности правильного вероучения:
«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (стих 24).
Для фарисеев это было неприемлемое заявление: «Неужели мы, обрезанные по закону Моисея, наследники завета Бога с Авраамом, всю жизнь старающиеся соблюдать многие тонкости закона, молящиеся и жертвующие десятину с аниса и мяты, можем попасть в ад только из-за того, что не верим в учение, излагаемое этим молодым Человеком из Назарета?»
Вторя фарисеям, и в наши дни многие люди говорят: «Неужели набожный человек может попасть в ад только из-за того, что он не верил в какие-то доктрины Писания?»
Пятый признак погибающего грешника – непонимание духовных истин (стихи 25-29). Будучи душевными, плотскими грешниками, они неспособны воспринимать верой духовную реальность, излагаемую в Слове Божьем:
«Не поняли, что Он говорил им об Отце» (стих 27).
Шестой признак погибающего грешника – заявление о вере во Христа без послушания (стихи 30-31).
«Когда Он говорил это, многие уверовали в Него» (стих 30).
Предупреждения об аде и смерти в грехах оказались эффективными, и множество народа уверовало.
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики»» (стих 31).
Спаситель знал, что среди новообращенных могут быть люди, ошибочно считающие себя учениками Иисуса, но при этом их жизнь не будет отличаться послушанием Его Слову.
Седьмой признак погибающего грешника – зависимость от греха (стихи 32-36).
Иудеи считали себя свободными, духовно независимыми, в то время как находились в рабстве греха.
Восьмой признак погибающего грешника – ложная надежда наследия (стихи 37-47).
Они считали своим отцом Авраама и гордились этим, в то время как их духовным отцом был сатана.
Девятый признак погибающего грешника – неправильное отношение к Иисусу Христу (стихи 48-59). Это оскорбление, отрицание Его превосходства, непонимание Его безначальности, ненависть к Нему.
Скорее всего, у кого-то из вас может возникнуть вопрос: «Зачем мне знать все эти признаки погибающего грешника? Каким образом это может быть важным для меня, верующего человека? Какое значение это имеет для церкви?»
Я надеюсь, что данная серия проповедей будет очень и очень важной для всей церкви, для каждого из нас, и вот, почему:
· Во-первых, изучая признаки погибающего грешника, лжеверующего, религиозного лицемера, мы сможем путем сравнения еще лучше научиться понимать, кем является христианин.
· Во-вторых, каждый верующий может проверить себя, насколько он хорошо подражает Христу, насколько он отличается от нечестивых иудеев, враждебных по отношению к нашему Господу.
· В-третьих, изучая эти признаки, лжеверующие (если они присутствуют в церкви) могут увидеть себя, свое плачевное состояние и обратиться к Богу за спасением.
Если рядом с Христом на празднике кущей находились толпы религиозных людей, которые старались соблюдать закон, не употребляли в пищу то, что Бог запрещал в Ветхом Завете, не носили одежду из разных видов ткани, соблюдали праздники, приносили жертвы, жертвовали деньги на содержание храма и на многое другое, но при этом были неспасенными, погибшими грешниками, находящимися под гневом Божьим, то почему некоторые думают, что в видимой церкви не может быть внешне нравственных, внешне поклоняющихся, молящихся, поющих, но погибших, духовно мертвых людей, направляющихся с церковных залов прямо в ад?
Спасение таких людей, наверное, является основной целью данной серии проповедей.
Одно из самых больших для меня переживаний связано с тем, чтобы люди, посещающие церковь, слушающие проповеди, не оказались в числе погибающих, упорствующих в грехе, чтобы никто из вас не оказался плевелом, лжеверующим лицемером, маскирующимся под дитя Божье.
Итак, приступим к изучению первого признака погибающего грешника.
Для этого будем рассматривать стихи с 12-го по 20-ый.
Первая проповедь из этой серии будет посвящена только одному первому признаку.
I. Противление истине.
В 12-ом стихе мы встречаем очень ясное изложение истины.
1. Изложение истины.
«Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»» (стих 12).
Заявление Иисуса «Я свет миру» следует рассматривать как вытекающее из образной системы праздника кущей, который считался праздником воды и света.
Если сказанное Иисусом в 37-ом стихе 7-ой главы «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» было связано, скорее всего, с торжественной процессией излияния воды в храме, то заявление
«Я свет миру» имело взаимосвязь с другим торжественным событием, совершаемым в храме – зажиганием огней.
Одним из самых впечатляющих событий праздника было знаменитое яркое зажигание огней. В женском дворе храма устанавливались четыре огромных светильника, и при наступлении темноты на глазах множества зрителей эти светильники зажигались и заливали светом не только весь храм, но и всю округу. Их свет был виден во многих районах города, который был сравнительно небольшим (по современным меркам) и темным.
Ночное освещение города сильно отличалось от современного, и поэтому огни храма были самым мощным источником света, видимым с любой части Иерусалима.
Толпы религиозных иудеев видели свет храма, восхищались им, радовались ему, но при этом с безразличием, или даже с агрессией относились к Тому, Кто Сам был светом миру! Объявляя Себя светом миру, Спаситель этим прямо и недвусмысленно указал на Себя как на Мессию и Сына Божьего.
Для знакомых с Ветхим Заветом евреев такое понятие, как свет, было тесно связано с Богом и всем, что исходит от Него.
«Господь же шел перед ними днем в столбе облачном, показывая им путь, а ночью в столбе огненном, светя им, чтобы идти им и днем, и ночью»
(Исх. 13:21).
«Господь – свет мой и спасение мое…» (Пс. 26:1).
Откройте, пожалуйста, вместе со мной книгу пророка Исаии:
«Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобой. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его явится над тобой. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию» (Ис. 60:1-3).
В сознании иудеев век Мессии был веком света.
По словам известного комментатора Библии Мэтью Генри
«один из раввинов говорил, что свет – это имя Мессии, как написано: «Свет обитает с Ним» (Дан. 2:22)».
Называя Себя светом, Иисус говорит этим: «Я – Мессия».
Сказать «Я свет» и «Я Мессия» означало одно и то же.
«Я есмь свет миру». В греческом «Я есмь» – «Эго эйми».
Это одно из семи знаменитых заявлений Христа, встречающихся в Евангелии от Иоанна:
- «Я есмь хлеб жизни» (6:35).
- «Я есмь свет миру» (8:12, 9:5).
Хотя в нашем переводе слово «есмь» опущено, в оригинале оно присутствует.
- «Я есмь дверь овцам» (10:7).
- «Я есмь пастырь добрый» (10:11,14).
- «Я есмь воскресение и жизнь» (11:25).
- «Я есмь путь и истина и жизнь» (14:6).
- «Я есмь истинная виноградная лоза» (15:1).
Каждое из этих заявлений не только раскрывает новую грань Его личности, но еще и подчеркивает Его божественность.
Выражение «Я есмь» означает «Я Бог».
«Я есмь свет» – «Я Бог и Мессия».
«Кто последует за Мною…», то есть станет учеником с полной посвященностью и отдачей делу ученичества.
Сказанное здесь Господом находится в резком контрасте с современными идеями «легкого» ученичества – без посвященности, без жертвенности, без преклонения перед господством Христа.
«…тот не будет ходить во тьме…». Тьма – это символическое описание жизни в грехе без понимания истины, жизни, которая в конечном итоге ведет в погибель.
Единственное спасение от греха и ада – это жизнь подлинного следования за Христом.
«…но будет иметь свет жизни» – это обетование, указывающее на безопасность спасения, а также на гарантию его получения для всех верующих.
(Каждый верующий получает спасение. Всякий, кто последует за Иисусом Христом, посвятит Ему жизнь, непременно получит вечную жизнь).
После того как Иисус очень ясно изложил истину о спасении в Нем, враждебно настроенные к Нему иудеи стали высказывать свои мнения относительно подлинности Его слов. Изложение истины вызвало противление.
2. Проявление противления (стихи 13-19).
Стих 13: «Тогда фарисеи сказали Ему: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно»».
«Твое свидетельство не может быть истинным, потому что Ты свидетельствуешь Сам о Себе», – другими словами, – «Ты лжешь, называя Себя светом мира».
Возможно, иудеи здесь со злой иронией напоминают Иисусу сказанное Им же ранее:
«Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» (5:31).
«Ты Сам Себе противоречишь!»
К тому же, согласно Втор. 17:6 закон требовал наличие не одного, а двух свидетелей для удостоверения подлинности свидетельства.
Стих 14: «Иисус сказал им в ответ: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду»».
На это обвинение в несостоятельности собственного свидетельства Иисус говорил, что Его свидетельство истинно.
Стихи 31-ый 5-ой главы и 14-ый 8-ой на самом деле не противоречат друг другу.
В 5:31 Господь, скорее всего, имел в виду, что Его собственное свидетельство о Самом Себе выглядело неподлинным в глазах религиозных начальников: «Для вас Мое свидетельство не выглядит истинным». А в 8:14 Иисус говорит о том, что Его собственное свидетельство о Самом Себе истинно, потому что только Он один знает, откуда пришел и куда идет, а другие, включая фарисеев, не знали этого.
Стих 15: «Вы судите по плоти; Я не сужу никого».
Это обличение фарисеев в том, что они оценивали Иисуса неверно, лишь по плоти, по внешним признакам, и в результате видели только обычного человека, сына плотника из Назарета, в то время как перед ними был Сын Божий.
Стих 16: «А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня».
Находясь в уникальном положении полного единения с Отцом, Господь уточняет:
«А если Я и сужу, то Мой суд, мои оценки абсолютно истинны».
Стихи 17-18: «А и в законе вашем написано, что свидетельство двух человек истинно.
Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует обо Мне Отец, пославший Меня».
Спаситель подтверждает учение закона о необходимости двух свидетелей и объясняет, что Он и Отец как раз и являются двумя свидетелями.
Стих 19: «Тогда сказали Ему: «Где Твой Отец?» Иисус отвечал: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего»».
Иудеи мыслят по-мирски, приземленно, человеческими понятиями.
В этом, как мне кажется, скрыта определенная ирония: считая себя Божьими людьми, они спрашивают у Сына Божьего, где Его Отец, расписываясь тем самым под тем, что не знают Бога, Отца Господа Иисуса Христа.
Несмотря на ясное свидетельство Иисуса о Самом Себе, несмотря на чудеса, которые Он уже до этого сотворил, слухи о которых распространялись – несмотря на все это, иудеи противились истинам, проповедуемым Им.
3. Дополнительная деталь.
«Эти слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (стих 20).
Эта дополнительная деталь говорит о том, что Иисус учил возле сокровищницы в храме, в очень многолюдном (особенно в дни праздников) месте. Но никто из Его противников не взял Его, так как согласно Божьему плану еще было не время для голгофского подвига.
Иисус излагал истину в многолюдном месте перед толпой слушателей и столкнулся с серьезным противодействием Своему учению.
Заключение.
Друзья, противление истине – признак погибающего грешника.
Иногда меня спрашивают: «Отрицание каких истин указывает на это?»
Вот некоторые из них.
· Если человек отрицает основные истины, касающиеся личности Христа, это говорит о том, что он неспасен. Всякий, кто отрицает, что Иисус – 100% Бог и 100% человек, находится на пути погибели, одним словом, неспасен.
То же самое можно сказать и о тех, кто отрицает непорочное зачатие, воскресение и вознесение.
Мы только что прочитали об иудеях, которые ставили под сомнение личность и свидетельство Христа, и это открывало, что они находятся вне пути спасения, погибают.
«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24).
· Если человек отрицает второе пришествие Сына Божьего, противится этому учению, это явный признак погибающего грешника.
«Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»» (2Пет. 3:3,4).
Одна женщина, член евангельской церкви, несколько лет назад написала мне письмо, в котором последовательно доказывала, что второго пришествия вообще не будет. При встрече я сказал ей: «Противление учению о втором пришествии Сына для суда указывает на то, что вы, скорее всего, неспасены и находитесь на опасном пути».
· Если человек не верит в спасение по благодати, не зависящее от дел, он неспасен.
· Если человек противится учению о Троице, не верит, что Бог триедин, или не верит, что Иисус – Бог или что Святой Дух – Бог, это признак погибающего грешника.
· Если человек не верит, что Библия – Слово Божье и что ей можно доверять, это опять-таки признак погибающего грешника.
То же самое можно сказать и о тех, кто смеется над чудесами Библии, не верит в них и пытается их объяснить так, чтобы исключить из Писания все сверхъестественное.
Человек может быть религиозным (он может быть членом церкви, служителем, даже известным богословом), но, если он противится основным истинам Писания, он неспасен.
Известный немецкий богослов, Давид Фридрих Штраус, родившийся в 1808г. и умерший в 1874г., был учеником Гегеля и Шлейермахера. По словам некоторых церковных историков его отличала особая искренность. В 1835г., когда ему было всего 27 лет, Штраус написал свою знаменитую книгу «Жизнь Иисуса».
В этой книге он изобразил Иисуса простым человеком, который пришел к вере в себя как в претворение мессианских надежд. Он произвел на Своих последователей такое сильное впечатление, что их воображение превратило Иисуса в божественного и совершенного Христа. Штраус отказывался от многих чудес Евангелия, считая их мифами.
В том числе он считал мифами непорочное зачатие и воскресение, и еще он противился детальному описанию распятия. В результате, живя в противлении многим истинам Писания, этот талантливый человек полностью отказался от христианства и превратился в пессимистичного материалиста.
Запомните, противление основным истинам Священного Писания является отличительным признаком погибающего грешника, движущегося к суду и наказанию за грех, независимо от того, кем он себя считает, и кем его считают другие.
Мне на память приходит одно очень серьезное предупреждение Писания, тесно связанное с темой нашей проповеди:
«…в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес. 1:8,9).
Сегодня мы изучили первый признак погибающего грешника, противление истине, остальные восемь продолжим изучать на следующих богослужениях.
Проверьте свои сердца и, если вы находите себя противящимся основным положениям Евангелия, серьезно задумайтесь над простым вопросом: «А христианин ли я?»
Признаки погибающего 3
Грешника
Ев. Ин. 8:12-59
Часть вторая
Ев. Ин. 8:21-31
(Общий план)