Что нужно, чтобы быть спасённым. Притча о милосердном Самарянине
§226.Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне." Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным? или в темнице, и пришли к Тебе?". И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне." Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня." Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! Когда же мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?". Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне." И пойдут сии в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную. ("Еванг. от Матф.", гл. XXV, ст. 31-46.)
§227. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: "Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?". Он же сказал ему: "В законе что написано? Как читаешь?" Он сказал в ответ: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя." Иисус сказал ему: "Правильно ты отвечал: так поступай, и будешь жить." Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: "А кто мой ближний?". На это сказал Иисус: "Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился, и подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе." Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" Он сказал: "Оказавший ему милость." Тогда Иисус сказал ему: "Иди, и ты поступай так же." ("Еванг. от Луки", гл. X, ст. 25-37.)
§228. Вся мораль Иисуса заключается в милосердии и смирении, то есть в двух добродетелях, противоположных эгоизму и гордыне. Во всех своих поучениях он указывает на эти добродетели как на путь к вечному блаженству. Блаженны, говорит он, нищие духом, то есть смиренные, так как Царство Небесное им принадлежит; блаженны чистые сердцем; блаженны кроткие и миротворцы; блаженны милостивые; люби ближнего своего, как самого себя; поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой; люби врагов своих; прощай обиды, если желаешь быть прощённым; твори добро без хвастовства; осуждай себя раньше, чем осуждать других. Смирение и милосердие - вот что он постоянно советует и чему сам даёт пример; гордыня и эгоизм - вот против чего он постоянно борется; но он не просто учит быть милосердным в ясных и вполне понятных выражениях, а даже ставит милосердие необходимым условием для будущего счастья.
В картине Страшного Суда, данной Иисусом, как и во многом другом, надо видеть аллегорию и образность. Людям, ещё неспособным понимать вещи сугубо духовные - а именно таковы были его слушатели - он должен был представлять образы матерьяльные, захватывающие и способные производить на них впечатление; чтобы быть лучше понятым, ему приходилось не слишком уклоняться от идей, уже усвоенных; что же касается формы, то он всегда откладывал на будущее время истинное объяснение своих слов, которые не мог выразить яснее. Но рядом с образностью картины в его словах всегда видна преобладающая идея: счастье, ожидающее праведных, и горе, ожидающее злых.
Каков побудительный повод в этом высочайшем Суде? На что обращено внимание следствия? Спрашивает ли Судья о соблюдении той или иной формальности, об исполнении той или иной внешней обрядности? Нет. Он справляется только об одном - о применении милосердия, и произносит приговор, говоря: "Вы, помогавшие вашим братьям, идите направо; вы, бывшие с ними суровы, идите налево." Справляется ли Он о их правоверии? Делает ли Он различие между верующими различных вероисповеданий? Нет. Иисус ставит Самарянина, считавшегося еретиком, но любящего ближнего, выше правоверного, не оказавшего милосердия. Иисус считает милосердие не как одно из условий спасения, но единственным его условием; если бы для достижения спасения нужны были другие условия, он бы их изложил. Он ставит милосердие во главе всех добродетелей, так как оно заключает в себе все добродетели: смирение, кротость, доброжелательство, снисходительность, справедливость и т.д., и так как оно является доказательством отсутствия гордыни и эгоизма.
Наибольшая заповедь
§229.А фарисеи, услышавши, что Он привёл саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: "Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?". Иисус сказал ему: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." ("Еванг. от Матф.", гл. XXII, ст. 34-40.)
§230. Милосердие и смирение, стало быть, являются единственным путём спасения; эгоизм и гордыня - единственным путём гибели. Этот принцип сформулирован в точных терминах в следующих словах: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, а ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." Чтобы не было сомнения относительно толкования о любви к Богу и к ближнему, он прибавляет: "Вторая же подобная ей"; это значит, что нельзя действительно любить Бога, не любя ближнего, и нельзя любить ближнего, не любя Бога; стало быть, всё, что делают против ближнего, делают против Бога. Нельзя любить Бога, не будучи милосердным к ближнему; все обязанности человека резюмируются в следующем правиле: вне милосердия нет спасения.