Глава 10. Жизнь за чертой: главные выводы
«…поток знания устремляется в направлении немеханической реальности. Вселенная начинает выглядеть более как великая мысль, нежели как великая машина. Разум представляется уже не как нечто случайно вторгшееся в материальный мир, его скорее следует называть создателем и правителем мира материи.».
Сэр Джеймс Джинс
Давайте подведем итог тому, что мы узнали из девяти источников, повествующих о жизни после смерти. Нижеследующие выводы не являются исчерпывающими, но они представляются мне наиболее важными и интересными.
1. Потусторонний мир не является фантастическим видением, в котором души замерли в состоянии экстаза, созерцая Господа. Никто здесь не парит в облаках, играя на арфе. Это место с морями и ландшафтами, городами и домами, напоминающее наш материальный мир, отличающееся лишь большей частотой вибраций. Здесь есть сады, университеты, библиотеки и приюты для вновь прибывших с Земли, но нет фабрик, пожарных станций, мусорных свалок и дымовых труб. Здесь не бывает грязной работы. Во всех рассказах описывается мир необыкновенной красоты.
2. Потусторонний мир начинается у поверхности Земли и уходит в бесконечность. Земля, как следует из описаний, является «центром» их мира.
3. Ушедшие обычно не называют свой мир «небесами». Их мир – это множество сфер, начинающихся от самых привычных и приятных для новичков, только что совершивших переход, до сфер неописуемого великолепия и совершенства, о которых они только слышали или в лучшем случае посетили, и мрачных, унылых зон, где обитают души низшего порядка.
4. Медленные земные вибрации притупляют нашу способность чувствовать присутствие духовного и Божественного. Более частые вибрации потустороннего мира, или того, что мы называем «астралом», повышают нашу восприимчивость к духовному. Божественное отделено от нашего мира не больше, чем от астрального, однако души более чутко его воспринимают.
5. Ушедшие люди остаются самими собой после того, как совершат переход. Их личность, привычки и характер, какими бы они ни были, плохими или хорошими, сохраняются. После перехода с ними не происходит никаких чудес. Астральное тело - это не «воскресшая» плоть, оно существовало всегда и служило «внутренней оболочкой» души, пока та была воплощена в физическом теле. Когда физическое тело умирает, внутреннее тело естественным образом становится внешним, подобно тому, как это происходит со змеей, когда она меняет кожу.
6. Души не являются всеведущими. После смерти они не получают ответов на все вопросы, которые занимали их на Земле. Многие даже не понимают, что с ними произошло. Некоторые, особенно те, которые были уверены, что смерть - это полное исчезновение, отказываются поверить, что они умерли, поскольку все, что их окружает в астральном мире, очень похоже на земной мир, который они только что покинули.
7. Хотя души остаются самими собой, жизнь в астральном мире – более яркая и насыщенная, и совсем не «призрачная». Астральные сущности не скованы никакими ограничениями. Они могут общаться телепатически с большей точностью, чем это позволяет неудобная речь. Они могут перемещаться с места на место силой мысли, хотя могут и ходить пешком, если того пожелают. Их разум острее, их эмоции более глубоко прочувствованы, как положительные, так и отрицательные. Они видят и слышат как прежде, но с большей остротой.
8. Старые, дряхлые или поврежденные тела, которые они покидают, не следуют за ними в потусторонний мир. И все же у них есть тело, которое делает их узнаваемыми для тех, кто знал их на Земле. Личность несет с собой «отпечаток» своей неповторимой вибрации, излучения ауры, по которому ее узнают другие.
9. Создатель ставит души в трудные условия на Земле, потому что любит их. Он хочет, чтобы они росли духовно, умножая свою мудрость, любовь и силу. Он знает, что единственный способ дать душе возможность проявить все лучшее, что в ней есть – это поставить перед ней трудные задачи, так же как это делает учитель в школе. В конечном итоге Создатель хочет, чтобы мы стали максимально похожими на Него богоподобными сущностями. Формирование души, развитие личности – это главная цель нашей жизни на Земле и в жизни за чертой. Возможность проявлять свободу воли совершенно необходима для прогресса души на всех уровнях.
10. Путешествие А. Д. Мэтсона к другим обитаемым планетам представляет нам Божественный замысел таким, каким мы его уже обрисовали в общих чертах. У меня нет абсолютной уверенности в том, что Мэтсон в действительности совершил это путешествие, но если это так, и оно не является плодом воображения медиума-посредника, то все, что он там обнаружил, это именно то, что и можно было ожидать. Потому что Божественный замысел, как мы полагаем, является общим для всей Вселенной.
11. Потусторонний мир – это пестрое сообщество, в котором представлены самые разные личности, большинство из которых небезупречны и несовершенны. Многие из них так же не заинтересованы в том, чтобы расти духовно, как они не интересовались этим на Земле, но лучшие из них стремятся к прогрессу.
12. Души в астральном мире могут находиться только там, где им позволено быть в данный момент. Их прогресс должен быть постепенным. Они не смогут пересечь границы сферы с более высокими вибрациями, если они не готовы к этому. Здесь царит справедливость. Это, несомненно, закон кармы. Они сами «притягиваются» к тому месту, где должны находиться по своему уровню развития. Они не могут продвигаться вперед, пока не изменятся настолько, чтобы сделать этот шаг.
13. Многие из них ставили перед собой амбициозные цели в плане саморазвития, пока не воплотились в физическое тело и плотность земной материи не заставила их забыть о том, ради чего они пришли на Землю. Подчиненные принципам материального мира, они потеряли ориентацию. После смерти они, к своему разочарованию, обнаружили, что не смогли достигнуть целей, к которым так стремились. Многие из них с этим смирились, потому что достигли роста другим путем.
14. Потусторонний мир предоставляет возможности для любых разумных интересов и увлечений: науки, музыки, теологии, астральной архитектуры, строительства, и многого другого. Это счастливый, увлекательный мир, полный трудных задач для тех, кто хочет расти духовно.
15. В астральном мире нет физических опасностей и болезней. Еда здесь не обязательна, а в сне нет необходимости. О естественных потребностях даже не упоминается.
16. Многие обитатели астрального мира проявляют живой интерес к событиям на Земле и стремятся содействовать ее прогрессу. Они утверждают, что многие или даже большинство самых гениальных земных изобретений было подсказано душами, передающими свои идеи телепатическим путем. Не забывают ушедшие и своих родных, которым они часто стараются помочь тем, что мы можем назвать «обратной молитвой».
17. Души окружены всепроникающим Божественным Светом, полным сочувствия и любви. Этот Свет не осуждает их, по крайней мере, так кажется. Скорее они судят сами себя. По мере того, как души продвигаются вперед в своем развитии, они становятся все ближе к сердцу своего Создателя.
18. Они прославляют Свет в торжественных церемониях, сопровождаемых величественной музыкой и световыми представлениями, которые описывают поражающим воображение языком. Похоже, музыка является высшим искусством астрального мира, при этом большинство духов-коммуникаторов отмечают ее вдохновляющее влияние. Как говорит Бенсон, музыка и свет тесно связаны между собой. Живопись, танец, театр и архитектура также находят достойное упоминание. Можно с уверенностью сказать, что чем более утонченным эстетическим вкусом обладает человек в этом мире, тем свободнее и комфортнее он будет чувствовать себя в высших сферах астрального мира.
19. Бенсон подробно рассказывает о театре астрального мира, особенно об исторических представлениях. Особое удовольствие доставляют постановки, в которых параллельно с историей, как ее представляют себе земляне, показывают то, что происходило на самом деле. Такое возможно только в астральном мире.
20. Важнейшее место в жизни душ занимает чтение. Знания, интуиция, мудрость — над этим в астральном мире нужно трудиться, это должно быть заслужено. С другой стороны, разум здесь приобретает большую остроту, обучение происходит быстрее, изученное остается в памяти и не забывается.
21. В астральном мире есть сферы мрака, где обитает большое число душ. То, что порой называют Страной Мрака, представляет собой огромный мир с различными условиями жизни. Пейзажи его варьируются от убогих грязных трущоб до мрачных безжизненных пустынь. Здесь нет света, царящего в высших сферах. Вместо этого все затянуто унылым сумраком. Здесь обитают заблудшие, сбившиеся с пути или упорно не желающие раскаиваться души.
22. Некоторые из них настроены агрессивно и пытаются навредить людям на Земле. Они собираются группами, чтобы мешать всему, что может принести пользу человечеству, как отмечает Император в главе 1.
23. Души-миссионеры оказывают помощь обитателям Страны Мрака. Эти потерянные души могут стать свободными, если признают свои заблуждения и преступления и раскаются в них. Некоторые так и делают, и в конце концов так поступает большинство. Но многие лишь насмехаются над теми, кто желает им помочь, и предпочитают свою убогую жизнь возможности достигнуть прогресса в высших сферах, перед которыми они испытывают страх.
24. Одна из форм ощущений в низших астральных сферах – это погружение в грубые удовольствия, лишенные духовного содержания. Однако то, что начинается как удовольствие, в конце концов вызывает отвращение и отторжение.
25. Мы узнаем, что ни одна душа не обречена навечно находиться в сферах мрака. Однако Бог никогда не будет вмешиваться и препятствовать нашей свободной воле. Он будет без устали взывать к нам, но никогда не станет заставлять нас что-то делать.
26. Существуют три основных способа добиться прогресса в потустороннем мире: признание собственных недостатков, служение другим и стремление к продвижению в высшие сферы. Служение другим требует труда, усилий, жертвенности. Нигде речь не идет о божественной сущности, требующей, чтобы ее превозносили и прославляли в молитвах — это не поможет нашему прогрессу.
27. В астральном мире нет никаких строгих символов веры или религиозных доктрин, которые души должны признавать. Вы можете быть баптистом, католиком, мормоном, индуистом, буддистом, мусульманином или англиканцем — это не имеет никакого значения. В любом случае, многие из излюбленных земных религиозных догм ошибочны, и чем скорее мы это признаем, тем лучше это для нас. Опыт потустороннего мира, как правило, создает новую систему представлений, лучше отражающую порядок вещей, чем любая земная теология.
28. В астральном мире нельзя спрятаться под маской: характер ауры, которая Вас окружает, расскажет всем, кто вы есть. Даже дом, в котором живет душа, отражает ее положение в духовном мире. На первый взгляд, это может показаться унизительным, однако служит стимулом к тому, чтобы прилагать больше усилий для собственного совершенствования.
29. Ощущение земного времени быстро исчезает, Время здесь есть, но оно не похоже на земное с его датами, сроками и расписаниями.
30. Супруги, родственники, друзья, бывшие учителя и ученики, из недавних жизней, или давно забытые, могут снова встретиться и возобновить прежние отношения. Если два человека, любившие друг друга на Земле, хотят продолжить свои отношения после смерти, и они обладают сходными уровнями развития, ничто не может им воспрепятствовать.
31. Многие души являются членами больших духовных семейств — групп душ, ожидающих их после совершения перехода. Принятые в этой семье, они чувствуют, что вернулись домой.
32. Души в астральном мире встречают богоподобных сущностей, далеко продвинувшихся в своем развитии, учителей, которые спускаются из высших сфер, чтобы способствовать прогрессу к сферам несравненно большего знания и величайшего счастья.
33. Переходя в каждую последующую сферу, душа меняет свое тонкое тело так же, как это происходило в момент физической смерти. Она получает тело, обладающее меньшей плотностью и наделенное большей способностью воспринимать Знание и быть счастливой.
34. У душ есть одежды. Астральное одеяние создается разумом, гардероба как такового здесь нет.
35. Наши молитвы за ушедших очень действенны и встречаются с благодарностью. Души, забытые своими земными друзьями и родственниками, могут испытывать одиночество.
36. В астральном мире воспитываются дети всех возрастов. Они не превращаются волшебным образом во взрослых только потому, что умерли преждевременно. Одна из самых благородных профессий в астральном мире – воспитание сирот. Большое число душ занято этой работой, приносящей им большое моральное удовлетворение.
37. Астральный мир - это не унылое место, где не бывает смеха и радости. К примеру, астральный театр добродушно подшучивает над заботами земного мира, которые теперь кажутся забавными. Развлечения также имеют более духовный характер. Что касается душ маленьких детей, то им нравится слушать истории о загадочной планете Земля, которая чуть было не стала их домом.
38. Многие души продолжают отправлять придуманные человеком религиозные обряды, как это было на Земле, пока не открывают для себя более глубокую духовность, свободную от бессмысленных символов веры, доктрин и догм, говорит монсеньор Бенсон.
39. И все же христиане в потустороннем мире продолжают отмечать Рождество и Пасху, однако интерпретируют их смысл в соответствии со своим новым пониманием личности Христа – не как Бога, а, по словам Бенсона, как великого Учителя, глубоко почитаемого во всех сферах. Некоторые говорят, что видели Христа. Раймонд рассказывает о его кратковременном видении на высших уровнях. Мэтсон видел его идущим по воздуху. Он подчеркивает, что каждый из нас видит Христа таким, каким его себе представляет. По-видимому, то же самое относится к личностям Спасителей в других религиях.
40. Когда человек совершает самоубийство, он отправляет себя в мир, где для него еще не приготовлено место, и уносит все свои негативные чувства и переживания с собой. Поэтому большинство источников предупреждают об опасности самоубийства. И все же для этих душ есть надежда, особенно если за них молятся на Земле. Самоубийство не может положить конец земному «аду» и не решает проблем.
41. В астральном мире возникают такие же человеческие дилеммы, как и на Земле. Хэтч рассказывает о человеке, которого добивались две его бывшие жены. Самого Хэтча часто зовут на помощь, когда требуется решить какие-то эмоциональные проблемы. Его навыки судьи, приобретенные на Земле, сослужили ему добрую службу в потустороннем мире. Возможно, вы помните про мать-еврейку, прикованную ненавистью к своему палачу. Задачей Фрэнсис Бэнкс было освободить ее душу и научить ее простить этого человека. Решение проблем в астральном мире так же необходимо, как и на Земле.
42. Души с удовольствием предаются своим увлечениям, которые могут быть самыми разными. В астральном мире много свободного времени, поэтому в рассказах иногда упоминаются скука и тоска по земному миру.
43. Будущее некоторых душ поражает воображение. Стоит повторить слова Майерса: Вы сохраняете свою индивидуальность и осознаете присутствие Бога. Вы в курсе всей земной истории от А до Я. Вам принадлежит все планетарное существование.
44. А что говорится о реинкарнации? Как мы уже видели, эта тема требует отдельного рассмотрения. Один из наших источников (Бенсон/Борджиа) ничего не говорит об этом и даже намекает на то, что подобное не происходит. В остальных рассказах реинкарнация упоминается, а пять из них подтверждают ее существование. Реинкарнация рассматривается как ключ к духовному росту и поэтому занимает важное место в Божественном замысле. Если это правда, то как мог монсеньор Бенсон оказаться «не в теме» по такому фундаментальному вопросу? Или, может быть, медиум Энтони Борджиа, «загрязнил» сообщения Бенсона своим предубеждением против реинкарнации? Но если это так, то почему Бенсон продолжает использовать его в качестве посредника? А может быть, все наоборот, и медиумы, через которых действуют другие духи, склонны верить в существование реинкарнации, и это влияет на сообщения, передаваемые из потустороннего мира?
Стоит отметить, что среди спиритуалистов вопрос реинкарнации всегда был весьма щекотливым, у нее есть множество как сторонников, так и оппонентов. Спиритуалисты – это профессионалы, от которых мы ожидаем единодушия во мнениях, если предположить, что в потустороннем мире действуют единые законы. Однако в действительности это не так.
Поэтому книга, подобная этой, просто необходима. Все наши источники единодушны во мнениях по большинству вопросов, и это крайне важно для того, чтобы составить представление о том, что происходит после смерти. Однако реинкарнация является в этом плане исключением. Почему же?
Один из возможных ответов следует искать в том, что души обращаются к нам из различных сфер, отличающихся друг от друга больше, чем мы можем это себе представить. Реинкарнация может быть обычным делом для индуистов, но не для душ христиан-протестантов. Последние никогда не верили в реинкарнацию будучи на Земле и не считают ее привлекательной возможностью выбора после смерти. Монсеньор Бенсон подчеркивает: Я представил вам некоторые факты, ставшие мне известными из моего собственного опыта, поэтому все, что я вам рассказал, касается только сферы, где я живу. Бенсон не отрицает реинкарнацию, фактически он даже не упоминает о ней ни единым словом. Он говорит лишь о том, что смерть - это расставание со старым телом и вступление навечно в мир духа. Это его точка зрения. Возможно, что когда-нибудь в будущем он изменит свое мнение и пожелает родиться заново. Души не утверждают, что могут видеть далеко вперед. Да и почему Бенсон должен знать о своем будущем больше, чем мы знаем о нашем? Мы не знаем, что произойдет с нами, и точно так же не знает этого и Бенсон.
Ясно одно: другие наши источники признают существование реинкарнации и встречались с ее примерами. Возможно и то, что эта кажущаяся определен-ность является результатом влияния медиума-посредника.
Исследования Яна Стивенсона представляются мне в этом смысле очень важными. Стивенсон, парапсихолог из университета Вирджинии, получивший известность благодаря своим исследованиям маленьких детей с воспоминаниями о якобы своей прошлой жизни, обосновывает реинкарнацию с научной точки зрения. Каждый, кто прочитает его книги, задумается над тем, каким образом тысячи детей по всему миру могли обладать информацией, соответствующей фактам, относящимся к якобы прошлой жизни. Помимо Стивенсона существует медиумическая литература, опубликованная во второй половине XX века, подтверждающая существование реинкарнации. Главы 8 и 9 являются типичными в этом плане.
Мои представления по этому вопросу наилучшим образом обобщил А.Д. Мэтсон:
Вы можете принять решение не возвращаться, и многие так и поступают, достигнув определенного уровня духовного прогресса. Однако физический мир – это своего рода школа для обучения и развития, и многие души выражают желание вернуться, чтобы пройти несколько реинкарнаций.
Души, решившие реинкарнироваться, понимают, что новое рождение не будет для них праздником. Они хотят вернуться в условия земного мира не потому, что так будет легче и приятнее для них, а потому что надеются, что земные трудности и препятствия помогут им проявить себя. Для более зрелых душ возвращение на Землю будет напоминать ощущение преподавателя, начинающего новый семестр после летних каникул.
Я хотел бы, чтобы по этому вопросу существовало единодушное мнение, однако факты говорят против этого. Поэтому я допускаю возможность – хотя и совсем незначительную – того, что литература по этой теме является скорее плодом подсознания медиума, нежели исходит из потустороннего мира. Есть множество причин думать иначе, и они впечатляют меня гораздо больше, чем эта ложка дегтя в бочке меда, но от этой ложки не отмахнуться.
Иногда я задаю себе вопрос, а должны ли мы знать, что произойдет с нами после смерти? Может быть, часть Божественного замысла состоит именно в том, чтобы мы этого не знали? Может быть, души, которые рассказывают нам о своем мире, нарушают этот план? Не облегчают ли они нам жизнь таким образом? И не является ли Земля тем местом, где ничего не должно доставаться легко, даже правда о нас самих и о нашей судьбе?
Души не согласны с этим мнением. Напротив, они считают, что жизнь на Земле даже в самых лучших условиях достаточно трудна. Добавлять к этому больше испытаний, чем это необходимо – значит задерживать наше развитие, а не способствовать ему. Наше невежество относительно Божественного замысла нежелательно. Оно оставляет нас в неведении по поводу того, зачем мы боремся, почему страдаем, терпим поражения и наконец умираем. Не проникнув в эти тайны, мы встаем на путь отчаяния и дезинтеграции характера. Души об этом знают и поэтому всеми силами стремятся установить с нами контакт. Для них совершенно естественно то, что мы должны представлять себе в общих чертах, что лежит за чертой смерти; это является частью Божественного замысла. И то, что лишь немногие из нас знают об этом, идет вразрез с планами Бога.
Скептик может заметить, что если мы будем знать, какая награда в будущем ждет нас за наши добрые дела в этой жизни, мы будем творить добро с корыстным умыслом. Мне так не кажется. Если я поступаю правильно, я делаю это потому, что считаю это правильным. Вера в то, что за этим последует какая-то кармическая награда, всего лишь облегчает дело. Это не определяет моих действий, а лишь служит дополнительным импульсом. Величие матери Терезы не становится меньше оттого, что она знала, что своими делами она угождает Господу и готовит себе место на небесах, и эту веру разделяли сотни монахинь ее ордена. Ее отличало отсутствие эгоистического расчета, ясность ее видения и щедрость ее души. Она делала это, потому что ясно представляла себе, что творит праведное дело. Ее награда на небесах представлялась лишь приятным побочным эффектом, но она не являлась определяющим мотивом ее героических усилий.
Я не вижу причины сохранять тайну об откровениях, которые доходят до нас из потустороннего мира. Яснее, чем любая религия, которую я изучал и преподавал, они показывают мне, для чего мы живем на планете Земля, и что нам нужно сделать, чтобы достигнуть цели.
Даг Хаммершельд, второй генеральный секретарь ООН и человек большой святости, писал: «Только тот, кто смотрит за горизонт, найдет правильный путь». Горизонт — это духовный мир, и то, что ожидает нас там, зависит от того, какой путь мы выберем.
Последний вопрос, который может быть интересен для многих читателей: каким образом то, что мы прочитали в этой книге, соотносится с христианской доктриной потустороннего мира? Если все это правда, есть ли смысл ожидать «рая» или «ада» после смерти, как тому учат большинство христиан-протестантов? И правильно ли рассматривать их как статические миры, где не существует никакого продвижения вперед ни для осужденных, ни для спасенных? Когда я задаю этот вопрос своим студентам, многие их них отвечают, что не заинтересованы в дальнейшем прогрессе. Для них небеса — это место вечного покоя, а это все, чего все они хотят. Прогресс? Но ведь для этого, видимо, придется потрудиться, а они покончат с работой раз и навсегда! Другие придерживаются иного мнения. Они говорят, что такой конец через некоторое время может показаться невыносимо скучным, пусть даже и «божественным».
В литературе, которую мы рассматриваем, нет подтверждения таким представлениям о потустороннем мире. На каждом этапе предполагается движение вперед. Человек обладает свободной волей как до смерти, так и после, и существует бесконечное множество возможностей для того, чтобы душа могла развиваться дальше. Протестанты со своим представлениями в духе «все или ничего» и «или здесь или там», заблуждаются.
А как насчет католиков с их чистилищем? Как это согласуется с тем, о чем говорят души? Не похож ли потусторонний мир больше на чистилище, нежели на ад или рай? Ведь чистилище — это все-таки процесс, а не конец всего. Это место, где душа очищается от своих дурных привычек и склонностей и раскаивается в своих ошибках. Католики старшего поколения вспомнят, что чистилище преподносилось их учителями как «ад, имеющий конец», не просто как процесс, а процесс долгий и мучительный, классически описанный Данте в мрачных и ужасающих деталях. Такое чистилище совершенно не соответствует тому, о чем рассказывают нам души в этой книге.
Ни одна из классических религиозных версий состояния души после смерти не является убедительной. Все они указывают на некую Божественную справедливость, но все они наивны в своих представлениях о примитивности и грубости ее исполнения. Все это недостойно мудрого и любящего Бога, который желает только одного — чтобы мы обратились к Добру, Красоте и Истине и собственными усилиями проявили свое внутреннее величие, которое так долго было скрыто в теле, физическом, астральном и тонком. Души, а особенно Император в главе 3 и Майерс в главе 6 подчеркивают, что мы обладаем потенциалом для того, чтобы стать могучими, милосердными и счастливыми, отличающимися от тех, какие мы есть сейчас, как бабочка от куколки. Однако процесс этой эволюции занимает очень много времени и требует постоянных усилий. Ни одна душа не принуждается к тому, чтобы совершить этот переход, но жаждущие испытать Божественную жизнь во всей полноте, доступной созданию, выбирают самый трудный путь к цели. Есть ли у него конечный пункт? Наступает ли когда-нибудь момент, когда душа сливается с Богом, какой бы смысл не вкладывался в это, и обретает вечный покой? Существует ли такая перспектива? Майерс задается этим вопросом, но не знает ответа на него. Все, что можно себе представить – это растущее величие человеческой души, отвечающей на зов своего могущественного и милосердного Создателя.
Представьте себе, каким мог бы стать наш мир, если бы молодые люди получали представление о том, о чем идет речь в этой книге. Авраам Линкольн без устали трудился над тем, чтобы продемонстрировать молодым американцам, что демократия превосходит все известные миру формы правления. Его цель состояла в том, чтобы сделать счастливыми массы народа — бывших рабов, иммигрантов, католиков, евреев. Души, с которыми мы познакомились в этой книге, вдохновлены подобной целью. Они знают, как сделать наш мир лучше, как поднять массы из бездейственности и бесцельности их бытия и указать им цель, достойную их внутреннего величия. И я надеюсь, им это удастся.