Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации

Тревога за будущее заставила западных гуманистов выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, — от идеи «нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего ориентира — «устойчивого развития». Однако осново­полагающий принцип концепции «устойчивого развития» — огра­ничение потребления во имя стабильности в обществе — вряд ли реализуем. Чтобы ограничить потребление «всерьез и надолго», надо либо изменить потребности, либо применить силу.

Сознательное самоограничение во имя всеобщего блага, как показывает исторический опыт, не может быть массовым — то же самое христианство проповедует его на протяжении двух тысяче­летий, и не добилось каких-либо серьезных успехов, даже под стра­хом вечной потусторонней кары. Вместе с тем развитие, действи­тельно, не может остановиться, уж коли традиционализм на протяжении последних веков не выдержал давления Запада и чело­вечество сместилось с точки равновесного существования. Попыт­ки продлить прошлое в будущее несостоятельны, ни в виде рели­гиозного фундаментализма, противостоящего Западу, ни в виде

западного фундаментализма, выступающего ныне в качестве идеи «золотого миллиарда». Если, например, уничтожить индейцев во имя процветания США удалось, то уничтожить 4/5 человечества во имя процветания западного «золотого миллиарда» так называемых «цивилизованных народов» — это уже реакционная утопия, путь к гибели всего человечества. XX в. воистину стал временем обще­мирового кризиса традиционных религий, особенно западного христианства. Причин тому много. Здесь и архаичность культов, и архаичность догматики. Но главное, пожалуй, состоит во все более очевидной неспособности религии разрешить накопившие­ся цивилизационные проблемы, помочь западному обществу стать на путь обновления.

Осознание тупикового характера Западной цивилизации стало в XX в. лейтмотивом европейской общественной мысли — от «Зака­та Европы» Освальда Шпенглера, до работ «Римского клуба» и ряда других направлений, связанных с анализом глобальных проблем. Крупнейшие философы, такие как Эрих Фромм, Герберт Марку-зе, Теодор Роззак, многие экзистенциалисты, не говоря уже о зна­менитых эзотериках, таких, как мыслители-традиционалисты Рене Генон, Юлиус Эвола, Александр Дугин убедительно раскрыли вну­треннюю противоречивость, глубинную порочность западной цивилизации. Новейший этап ее развития — «постиндустриальное общество» — принес развитым странам более высокий уровень материального потребления, но лишь обострил духовные пробле­мы. Растущее чувство одиночества, отчуждение, неуверенность в будущем... А ведь в основе западного образа жизни лежат ценно­сти, сформулированные на языке религии — католичества и преж­де всего — протестантизма.

Разочарование в традиционных религиозных ценностях поро­дило поиск нетрадиционных форм религиозности, во многом построенной на заимствовании идей и мотивов восточных религий, а также на трансформации самого христианства. И, наконец, все возрастает роль духовных и практических форм, которые можно наз­вать парарелигиозными. У них нет церкви в обычном смысле слова, у них нет культов, опять-таки — в привычном понимании, хотя есть многочисленные приверженцы, есть свои формы организации. Сюда относятся всевозможные оккультные учения, как западные, так и восточные, а также основанные на них оккультные обще­ства, как открытые — экзотерические, так и закрытые — эзотери­ческие.

Однако все эти религиозно-духовные и организационно-прак­тические формы не помогли достигнуть процветания всем тем обществам, которые ими руководствовались и на них основывались. Прежде всего это касается ныне ведущей западной цивилизации. Более того, ее внутренние противоречия, а также противоречия с другими цивилизационными потоками привели к тому, что, нес­мотря на ее относительные успехи в материальном, чисто веществен­ном процветании, возник целый ряд духовных и так называемых глобальных проблем, которые угрожают самому существованию человечества. Эти проблемы в своей совокупности не могут быть решены на основе старых систем ценностей и выражающих эти цен­ности типов мировоззрения.

Следовательно, создание нового типа мировоззрения и распро­странение его в сознании миллионов людей становятся необходи­мой предпосылкой и средством выживания самого человечества. По старому дальше жить нельзя: или всемирная катастрофа, или новое качество развития общества, а для достижения этого нового качества нужно и новое качество сознания. То, что раньше выступало как поиск идеала, обусловленный непереносимостью настоящего, теперь выступает как императив, обусловленный невоз­можностью будущего. Чтобы этому императиву последовать, надо его осознать. А далее — еще более сложная духовная работа: найти, обрести, выстрадать новую систему ценностей, полностью ее осоз­нать и, наконец, сформулировать в виде, достаточно приемлемом для современников, с учетом двух основных моментов — обновле­ния и преемственности, так как, с одной стороны, речь идет о новом качестве общественной жизни и соответствующем качественно новом типе мировоззрения, а, с другой стороны, — переход к этому «новому» попросту невозможен без органической связи нового и старого: будущее возможно только тогда, когда оно естественно-исторически вырастает из прошлого и настоящего.

В этой связи следует обратить внимание на отмечаемый мно­гими учеными-естествоиспытателями факт стирания границ между мистическим и естественнонаучным пониманием Мироздания. Особенно ярко это проявляется в современной физике, которая ока­зала влияние почти на все стороны общественной жизни. Физика является основой для всех естественных наук, а союз естественных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни на планете, что привело как к положительным, так и к отри­цательным последствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль

промышленности, не использующую достижений атомной физи­ки, и нет нужды говорить об огромном влиянии последней на поли­тику. Однако влияние современной физики сказывается не толь­ко в области производства. Оно затрагивает также всю культуру в целом и образ мышления в частности и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Изуче­ние атома и субатомного мира неожиданно ограничило область приложения идей классической механики и обусловило необходи­мость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи, например, в субатомной физике абсолютно непохоже на традиционные представления о материальной суб­станции в классической физике. То же самое можно сказать о поня­тиях пространства, времени, причины и следствия. Однако эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения и в случае их ради­кального пересмотра изменяется вся картина мира. Эти изменения, привнесенные современной физикой, широко обсуждались физи­ками и философами на протяжении последних десятилетий, при этом все чаще обращалось внимание на то, что эти изменения приближают нас все больше к восприятию мира, сходному с кар­тиной мира мистиков Востока.

Было отмечено, что два краеугольных камня современной физи­ки — квантовая теория и теория относительности — лежат в осно­ве мировоззрения, очень похожего на мировоззрение индуизма, буд­дизма или даосизма, особенно если обратиться к недавним попыткам объединить две эти теории в целях описания явлений микроско­пического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из которых состоит вся материя во Вселенной. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом практи­чески доходят до полного совпадения, и сплошь и рядом имеют место такие высказывания, относительно которых практически невозможно сказать, кем они сделаны — физиком или восточным мистиком. Один из крупнейших физиков нашего времени, «отец» ядерного оружия Роберт Оппенгеймер писал по этому поводу: «Общие законы человеческого познания, проявившиеся в откры­тиях атомной физики, не являются чем-то невиданным и абсо­лютно новым. Они существовали и в нашей культуре, занимая при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской и индуистской философии. То, что происходит сейчас, — подтвер­ждение, продолжение и обновление древней мудрости». (Капра Ф. Дао физики. СПб.: «ОРИС», 1994. С. 13). Таким образом, совре-

менная физика, идущая в авангарде естественных наук и опреде­ляющая все научное мировоззрение в целом, все более и более в понимании Мироздания смыкается с мистикой Востока — науч­ная и мистическая картины мира с каждым новым научным откры­тием становятся все более неразличимыми. Впрочем, это вполне естественно: Восток является метафизическим центром человече­ства — именно здесь аккумулирована многовековая мировоззрен­ческая мудрость и то, к чему современная наука начала приближать­ся только лишь в XX в., на Востоке являлось сакральной истиной тысячелетия тому назад. В силу всех этих обстоятельств, с точки зре­ния необходимости осуществления нового мировоззренческого синтеза, восточные учения приобретают в настоящее время всевоз­растающее значение.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ № 1.Религия как форма

общественного сознания ....................................................................... 3

1. Религия в структуре общественного сознания ................... 3

2. История религии как раздел религиоведения .................... 5

ЛЕКЦИЯ № 2.Основные концепции,

объясняющие сущность

и происхождение религии .................................................................... 6

1. Объективно-идеалистическая концепция ............................ 6

2. Субъективно-идеалистическая концепция ......................... 8

3. Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии 10

4. Атеистическая концепция религии .................................... 12

ЛЕКЦИЯ № 3.Эзотерическая

концепция происхождения

высших знаний ....................................................................................... 15

1. Эзотерическая и экзотерическая составляющие духовных знаний 15

2. Основные этапы истории эзотеризма ............................... 16

3. Эзотерические традиции Востока и Запада ................... 16

4. Эзотеризм и религия ............................................................... 17

5. Научные знания ....................................................................... 18

6. Сверхчувственные знания ..................................................... 19

7. Высшие Знания ........................................................................ 19

8. Традиционализм ...................................................................... 20

ЛЕКЦИЯ № 4.Мифолого-религиозное сознание ..................... 22

1. Многообразие форм мифолого-религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика) . . 22

2. Содержание мифолого-религиозной картины мира ..... 25

3. Мифологическое и религиозное сознание ....................... 26

4. Различие между мифологией и фольклором .................... 28

5. «Предмифы»: архетипические доязыковые структуры сознания 29

6. Мифологическое и художественное (эстетическое) начала в фольклоре 31

ЛЕКЦИЯ № 5.Первобытные формы

религиозных верований и их роль

в становлении этносов и государств ............................................ 35

1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм ............................................ 35

2. «Книга Велеса» — «Священное Писание» славян .......... 38

3. Надэтнические религии ........................................................ 39

4. Пророческие и апостольские языки ................................... 40

5. Этносы и религиозная принадлежность .......................... 42

6. Конфессиональный признак в самоидентификации государств 44

ЛЕКЦИЯ № 6.Древнегреческая

мифология ............................................................................................... 45

1. Мифология Гомера .................................................................. 45

2. Орфизм ....................................................................................... 45

3. Гесиод ........................................................................................ 45

4. Ферекид и Эпименид ............................................................... 46

ЛЕКЦИЯ № 7.Древнекитайская мифология .............................. 48

1. Обожествление природы ....................................................... 48

2. Культ предков ........................................................................... 48

3. Классические книги китайской образованности ........... 49

4. Принципы Инь-Ян ................................................................... 51

ЛЕКЦИЯ № 8.Конфуцианство ...................................................... 53

1. Конфуций ................................................................................... 53

2. Мэн-цзы ..................................................................................... 55

3. Сюнь-цзы ................................................................................... 56

ЛЕКЦИЯ № 9.Даосизм ..................................................................... 58

1. Лао-цзы. «Дао-дэ-дзин» ......................................................... 58

2. Главная жизненная задача человека ................................. 59

3. Чжуан-цзы ................................................................................. 60

4. «Ле-цзы» ..................................................................................... 60

ЛЕКЦИЯ № 10.Ведическая религия ............................................ 62

1. Ведическая литература ........................................................ 62

2. Религия Вед ............................................................................... 63

3. Ведический культ ..................................................................... 64

ЛЕКЦИЯ № 11.Джайнизм и буддизм .......................................... 66

1. Условия возникновения новых религий в Индии . . 66

2. Джайнизм .................................................................................. 66

3. Буддизм ....................................................................................... 69

ЛЕКЦИЯ № 12.Зороастризм ......................................................... 73

1. Авеста — священная книга зороастризма ........................ 73

2. Зороастризм — предтеча монотеизма .............................. 73

ЛЕКЦИЯ № 13.Иудаизм ................................................................... 75

1. Иудаизм как мировая религия ............................................. 75

2. Иудейский канон ...................................................................... 75

3. Апофатические тенденции в «Талмуде» ............................ 77

4. Комментаторская культура иудаизма ............................. 79

5. Еврейская религиозная философия ..................................... 82

ЛЕКЦИЯ № 14.Христианство ....................................................... 83

1. Структура Откровения в Священном Писании христиан 83

2. Канонизация христианских текстов .................................. 84

3. Святые отцы церкви и Патристика. Писание или Предание 85

4. Христианская богословская мысль и догматическое богословие 87

5. Что каждый христианин должен знать ............................. 91

6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник 94

7. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия 96

8. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири 98

9. Судьбы канонического права в христианстве .............. 101

10. Догмат о Святой Троице
и «арианская ересь» ................................................................... 102

ЛЕКЦИЯ № 15.Ислам ..................................................................... 105

1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба .. 105

2. Коран — «завершенное пророчество» ........................... 106

3. «Собиратель Корана» Осман (856 г.) ............................. 107

4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы ........................ 108

5. «Духовная броня» исламской теологии .......................... 110

6. Как принимают ислам .......................................................... 112

7. Молитвенный канон ислама .............................................. 114

8. «Арабский судебник» Коран и хадисы ........................... 115

9. Арабская религиозная философия .................................... 118

ЛЕКЦИЯ № 16.Религиозная эсхатология ................................. 121

1. Понятие эсхатологии ............................................................ 121

2. Царство Антихриста ............................................................. 121

3. Апофеоз Зла ........................................................................... 122

4. Второе пришествие Христа и Страшный Суд .............. 124

ЛЕКЦИЯ № 17.Религиозный мистицизм ................................... 126

1. Мистический выход за пределы слова: «мрак, который выше ума» 126

2. Каббала — «душа души Закона» Израиля ................... 128

3. Суфизм — исламский мистицизм ..................................... 132

4. Исихазм в Византии и у православных славян . . . . 133

ЛЕКЦИЯ № 18.Религиозный канон ........................................... 136

1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания 136

2. Кодификация Священного Писания ................................. 137

3. Принцип ipse dixit (сам сказал) .......................................... 141

4. Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, даосизме и буддизме 142

5. Общая типология книжных жанров в религиях Писания 144

ЛЕКЦИЯ № 19.Современный

духовный кризис и его преодоление ........................................... 147

1. Господство официозного атеизма в советской России .......... 147

2. Внутренняя и внешняя духовная свобода ...................... 148

3. Современный цивилизационный кризис ........................ 149

4. Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации 150

Наши рекомендации