ЛЕКЦИЯ № 10. Ведическая религия

1. Ведическая литература

Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных памят­ников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500—1700 лет до н. э.), кото­рые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества — так называемая ведиче­ская литература. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500—600 лет до н. э.). Однако и в более поздний период создаются произведе­ния, которые по своему содержанию относятся к этой литературе.

Ведические тексты— это литература преимущественно рели­гиозного содержания,хотя ведические памятники не только являют­ся ценным источником информации о духовной жизни своего вре­мени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.

Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с прихо­дом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселе­нием страны (сначала северных и средних областей) и завершается воз­никновением первых государственных образований, объединяю­щих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские пле­менные общества ариев превращаются в классово дифференциро­ванное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре глав­ные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торгов­цы) и шудры (масса непосредственных производителей и преиму­щественно зависимого населения).

При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического перио­да участвуют различные этнические группы жителей Индии тех вре­мен. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально «веде­ние» — отсюда и название всего периода и его письменных памят­ников); старейшая и важнейшая из них — Ригведа (знание гимнов) — сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э.

Несколько более поздними являются Брахманы (возникающие примерно с Х в. до н. э.) — руководства ведического ритуала, из которых важнейшее — Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для поз­нания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь только Ригве-да содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.

Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длитель­ного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения, мысли и взгля­ды от архаических мифологических образов, литургического обра­щения к богам, различных религиозных (частично и мистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгля­ды на мир и место человека в нем.

Религия Вед

Ведическая религия— это сложный, постепенно развивающий­ся комплекс религиозных и мифологических представлений и соот­ветствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскаль­зывают частично архаические индоевропейские представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей тер­ритории) индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям).

Завершается формирование этого комплекса на фоне мифоло­гии и культов туземных (не индоевропейских) обитателей Индии.

Ведическая религия является политеистической, для нее харак­терен антропоморфизм, причем иерархия богов не является зак-63

рытой, одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписы­ваются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра — бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значи­тельное место занимает Агни — бог огня, посредством которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам. Продолжают список божеств ригведского пантеона Сурья (бог солнца), Сома (бог одноименно­го опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас (богиня утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и мно­гие другие.

Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брах­ма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Мир сверхъестественных существ дополняют различные духи — враги богов и людей (ракшасы и асуры).

В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со стремле­нием найти общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом явля­ется универсальный космический порядок (рта), который властву­ет над всем, ему подчинены и боги. Благодаря действию рта дви­жется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года; рта — это принцип, который руководит течением человеческой жизни: рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта — безличный принцип, иногда его носителем и хранителем выступа­ет бог Варуна, наделенный огромной и неограниченной силой, который «поместил солнце на небо».

Ведический культ

Основой ведического культа является жертва, посредством кото­рой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и если она правиль­но принесена, то положительный результат обеспечен, ибо в веди­ческом ритуале работает принцип «даю, чтобы ты дал». Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических текстов, в част­ности брахманы, где отдельные аспекты разработаны до мельчай­ших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех сфер жизни людей, гарантирует особое положение брахма­нам, бывшим исполнителям культа.

Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам и воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в необходимости жертвы, в силе богов, сомнению под­вергается и само их существование.

Важным в этом отношении является гимн, в котором выступает первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают земля, небо, солнце, луна, растения и живот­ные, люди и, наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами гимны. Пуруша описывается как косми­ческий гигант огромных размеров, который является «всем — про­шедшим и будущим». В послеведический период его образ теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направлениях заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимне основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих кончается вопросом: «Кому приносить жертвы?», и только последний стих (который является более поздним прибавлением) на этот вопрос отвечает.

Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персо­нифицированный символ первичной силы творения.

Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста про­являются в заключении, где автор спрашивает: «Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились [только] с созданием этого [мира]... Откуда все возникло, откуда все образовалось? Воз­никло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?». Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало широкие возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом толкуют этот гимн и совре­менные исследователи.

И в более поздних ведических текстах — Брахманах — встре­чается высказывание о происхождении и возникновении мира. В неко­торых местах развиваются старые положения о воде как первосуб-станции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезиса часто сопровождается спекуляция­ми о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишен антропоморфных черт.

Брахманы являются прежде всего практическими руководства­ми ведического ритуала, культовая практика и связанные с нею мифологические изложения — это их главное содержание. В брах­манах мы не находим никакой целостной религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.


Наши рекомендации