Об излишествах в нарядах и самоукрашениях, столь распространившихся в современном иночестве

Красяй ризы своя — упасет мысли скверны (Сирах)

В последнем письме моем я довольно говорила тебе о высоте призвания певца или певицы. Все сказанное мною основано на Священ­ном Писании и учении святых отцов и на примерах потрудившихся в сем деле людей и угодивших Господу. Теперь хочу предупредить тебя от того страшного недуга, который почти всегда преследует певцов, а тем более певиц, сначала неприметным образом, под благовидными предлогами (аккуратности и чистоты) вкрадывается в сердца их, а затем, когда уже довольно завладеет ими, то делается как бы властелином их воли, направ­ляя ее к тщательному и внимательному самоукрашению.Юная и неопыт­ная инокиня легко поддается этой удочке врага, которою он так искусно уловляет ее в свои сети; ее душевное око, не просвещенное светом духов­ного разумения, не прозревает еще той глубины греховной, в которую влечет ее чрез это диавол, не подозревает, что, раз запутавшись в этих се­тях, она может погибнуть безвозвратно. Признаюсь, что, начиная писать тебе о сем предмете, я чувствую какую-то неловкость; словно стыдно ста­новится мне самой себя при мысли о том, «кому пишу?» и «о чем пишу?». Пишу инокине, презревшей мир, избравшей вольную нищету,— невесте нетленного, духовного Жениха-Христа,— пишу о роскоши в одежде, о са­моукрашении, об излишестве. Как противоположны, противоречащи эти два понятия! К прискорбию же, между современным иночеством так рас­пространился этот недуг, что не сказать о нем несколько слов в твое пре­достережение было бы грешно. Для более удобного и ясного понимания я буду говорить последовательно, как зарождается, крепнет и укореняет­ся в душе этот грех и какие пагубные последствия ведет за собою.

Юная инокиня, облекшись в монастырскую одежду, состоящую из черной рясы, подрясника и черного же головного покрова, вступает чрез то в общество инокинь, делаясь «сестрою» их по внешнему образу. Так как в женских общежитиях, по многочисленности населяющих их сес­тер (простирающейся нередко свыше трех-, четырехсот и более), не мо­жет быть выдаваема готовая одежда, то и предоставляется она произво­лу и возможности каждой сестры для себя. Видя на ком-либо из сестер одежду сравнительно лучшую, малодушная инокиня приходит в какое-то глупое соревнование и задается мыслиюприобресть и себе такую же рясу, а если можно, так и еще лучшую. Если она имеет к тому средства,

то этой ей удается легко, а если же их она не имеет и приобретает нужное путем заработка рукодельями, то она усиливает свой труд в рукоделии, всякое свободное от общественных послушаний время употребляет на рукоделие ради скорейшего скопления денег на предположенное приобретение; нередко даже, не удовлетворяясь только свободным временем, она жертвует для сего своим покоем, временным отдыхом, сном, старается сократить время общественных работ (или послушаний), попозже выйти из них, пораньше окончить и уйти в свою келью, чтобы скорее предаться своему делу. Скажу более: она оставляет келейное молитвенное правило, нередко и отходит ко сну вовсе без молитвы, потому что работает усидчиво до последней возможности, и когда уже откажутся ее силы и зрение, бросается на постель. Сколько тут греха?.. Молодые свежие силы, которые незадолго перед сим инокиня несла в жертву богоугождению, утрачиваются безвременно, беспроизводительно в угождение нелепой прихоти, ненужного, излишнего! Оставляется молитва, эта существенная пища души, которая, пребывая главною сегодня и завтра, незаметно черствеет, теряет навык молитвы, лишается внутренней теплоты, ибо производящий ее Дух Святой, оскорбляемый невниманием и нерадением души, удаляется от нее, оставляет ее. Пустота наполняет душу, — пустота, заглушаемая такою же пустою надеждою на приобретение чего-то мнимо хорошего, что в день последний послужит великим осуждением для инока. Но вот приобретена эта желанная вещь, ради которой так много потеряно драгоценного времени! Облеклась инокиня в новую лучшую одежду, явилась в ней среди своих сподвижниц, — и что же? Лучше ли от сего стала она сама? Или лучшими глазами стали на нее смотреть теперь ее старицы или сверстницы? Первые усмотрели в ней малодушие и мелочность, далеко не приличные инокине, а вторые, может быть, и сами заразились ее примером и задумали подражать ей, — тогда «горе ей, как произведшей соблазн», по слову Евангелия. А если еще в юной душе ее, по действию вражию, вкралось желание обратить на себя внимание посторонних или, попросту сказать, понравиться кому-нибудь, то суди сама, как тяжек этот мысленный грех, как велико это преступление! Это некоторым образом как бы измена души ее небесному Жениху – Христу. Не кстати ли будет обратить к ней слова великого отца-пустынника, взыскавшего иногда погибшую овцу: «что та бысть не угодно в нетлением чистейшем Женихе твоем Христе, яко тленному и земному умыслила еси угодною сотворитися?»





Роскошные одежды и убранства девственницы (тем более инокини) свидетельствуют о пустоте ее ума и о нечистоте ее сердца и в других могут возбудить нечистые мысли. Ты называешь себя богатою; но инокине прилично лишь богатство духовное. Чистая душа должна гнушаться богатством тленным – роскошными и мягкими одеждами, коими обычно украшаются нечистые блудницы. Вот до каких великих грехов доводят нередко, по мнению вашему, малые отступления и погрешности! Писа­ла я тебе и еще раз повторяю, что и во всякий грех враг нас вовлекает по­немногу, незаметно для нас самих, чтобы мы, подметив его козни, не вооружились бы против него и не посрамили бы его; притом вовлекает под благовидными предлогами, которые весьма осторожно представля­ет нам. Посему и мы должны быть весьма осторожны и осмотрительны во всех путях наших, не исключая и самомалейших случаев внешней жизни и самых тонких помышлений ума. Излишнее самоубранство, са­моукрашение неприлично не только инокине, но и светским благочес­тивым женщинам. И им святой апостол Петр советует украшать себя «не внешним плетением влас или одеянием риз лепотных, но кротостию и молчаливостию духа, еже есть пред Богом многоценно» (1 Пет. 3, 3). А загляни в святоотеческие книги; что они тебе скажут о том, какова должна быть одежда инока или инокини? Монах должен носить такую одежду, говорят отцы, что когда он «бросит ее, то не нашлось бы желаю-щаго поднять ея по ее ветхости и непригодности»1. О, как далеки мы от такого состояния! Сколько в нас малодушия, мелочности! Мы вышли из мира: стены каменной ограды отделили нас от него; но в душе нашей еще живет мир со всеми его обольстительными приманками, и не толь­ко живет, но и обладает нами; не мы победили его, а он побеждает нас ежеминутно; не мы посмеялись ему, а он «посмеялся нам,— нашей пад­кости, мелочности и справедливо корит нас за это». Много бы примеров из святоотеческих книг привела бы я тебе по сему поводу, но ты сама мо­жешь прочесть их; здесь же скажу тебе лишь два случая из современной нашей иноческой жизни, могущие дать тебе хорошие уроки: один — то­го, как смотрят на наши иноческие наряды благоразумные миряне, а другой — того, как смотрят на них сами благочестивые инокини, разум­но и сознательно проходящие свое звание. Оба эти случаи из моего соб­ственного опыта, потому привожу их буквально. В обители, в которой я полагала начало монашеской жизни, было правило, чтобы все певчие се­стры, прежде чем идти на клирос, подходили «на поклон», то есть на благословение, к матери игуменье. Чтобы не утруждать матушку ответ­ными поклонами каждой из нас порознь, мы поджидали друг друга в ар­ке пред солеёй, чтобы идти вместе по две или по три. Однажды, в какой-то праздник, собрались мы в арке, несколько человек; по случаю празд­ника все мы были принаряжены, то есть одеты в лучшие наши рясы и камилавки с красивыми на руках четками (которые, если сказать прав­ду, тоже нередко эксплуатируются нами, отступая от своего прямого на­значения для молитвы). В той же арке стояла одна пожилая благородная

1Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник.

дама, молча следившая за нами. Вероятно, не понравилось ей наше внешнее убранство (которое, конечно, на глаз всякого благоразумного христианина не украшает, а безобразит инока), и она громко с горестью воскликнула: «Ах вы, матушки, матушки! оставили вы кусочки, а не ос­тавить вам лоскуточков; уж хоть бы шли себе с Богом на место, — людей бы не соблазняли!» Во всю жизнь мою не забыть мне этих слов, хотя, по совести говоря, не могла я принять их на свой счет, так как с первой ми­нуты своего вступления в иночество строго держалась простоты в одеж­де и во всем, ибо все сие имела я, но добровольно оставила, вступив в обитель; одежда моя, может быть, и производила соблазн на кого-ни­будь, только не изысканностью своею, а, напротив, небрежностью и про­стотою; тем не менее, услышав столь меткий урок из уст светской дамы, я глубоко прониклась им и укрепилась еще более в нерадении об одеж­де, в чем нередко обвиняли меня мои сверстницы и даже смеялись надо мной.Вспоминай и ты почаще этот мудрый урок; не помышляй о нем в сердце с пренебрежением, как сказанном мирскою женщиною, не по­ставленною учить и назидать инокинь, коих образа жизни с ее строго­стями или послаблениями она не ведает; она знала и высказала сущест­венную обязанность инокини «нестяжательность», ясно отрицающую всякое излишество, в чем бы оно ни проявлялось. Господь всякими пу­тями и способами вразумляет нас, нередко и самые ничтожные орудия употребляет для нашего спасения; не слушаем мы наставлений наших руководителей и наставников, не внемлем читаемому в святоотеческих книгах, и посылает нам Господь вразумление чрез тех, кто, по мнению нашему, стоит ниже нас, да смирится гордыня наша, и да узрит «студ ли­ца своего» (Пс. 43, 16).

Да как и не узреть его? Как не ужаснуться нам своего внутреннего без­образия, если взглянем поглубже и беспристрастно, без самооправдания на своего внутреннего человека, то есть на свою душу? Какую страшную противоположность найдем мы, когда сравним, сколько попечений, за­бот, сколько внимания оказываем мы своему телу, и наоборот — как ма­ло уделяем всего этого на долю души. Между тем, нам хорошо известно, что тело, как бы оно ни было украшаемо, восхолено, должно сделаться пищею червей могильных, добычею тления, по писанному: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3,19), а душа, как бессмертных дух бессмерт­ного, превечного Творца, должна унаследовать бессмертие или в наслаж­дении бесконечного блаженства, или в нескончаемых муках, смотря по тому, что она уготовит себе здешнею жизнию и чего окажется достойною. Итак, не лучше ли обратить побольше внимания на душу, чем на тело, или, как поет святая Церковь: «презирати плоть, преходитбо, а прилежати о душе, как о безсмертной» (Тропарь Преподобной).

В сем да укрепит нас Господь!

Письмо восьмое

Наши рекомендации