Знай свое призвание и иди к победе

Зимой 1966 года я сидел в кабинете Регги Уайта, слушая, как он и его товарищ по команде Грин Бэй Пакере обсужда­ли свою футбольную карьеру. Регги получил звание луч­шего защитника всех времен. Он был профи десять лет подряд и числился в сборной команде НФЛ всех времен, в которую входили самые лучшие игроки за всю семидесяти­пятилетнюю историю лиги. Его товарищ по команде тоже был выдающимся игроком последние десять лет. Во время беседы оба атлета сошлись в следующем: в каждом городе есть много молодых людей, которые могли бы стать вели­кими игроками, мечтают об этом, но никогда ими не стано­вятся.

Если говорить о раскрытии выдающегося дарования, то это относится не только к спортсменам. Многие потенци­ально великие музыканты всю свою жизнь только слушают, как играют другие. Многие потенциальные великие бизнес­мены, художники, ученые, государственные деятели, врачи, юристы, писатели или служители обычно заняты делами, вызывающими у них зевоту, вместо того чтобы развивать свои таланты. Это трагедия, но еще трагичнее положение христиан, которые не исполняют своего предназначения в Теле Христовом. Несмотря на это, к концу времен Церковь вырастет и превратится в великую объединяющую силу, ко­торую когда-либо знал мир. Если мы намерены быть частью ее, то должны понимать несколько основных принципов до­стижения победы.

Мы можем быть уверены, что не будем удовлетворены, если не реализуем свои естественные таланты и дарования. Еще большая опустошенность ожидает нас, если мы не ис­полним свое духовное предназначение. Разочарование мо­жет стать источником всевозможных разногласий в церквях, деноминациях и даже в наших семьях. Действительно, кру­шение надежд стало главной проблемой в Церкви, но после­дние стадии опустошенности — скука и равнодушие — мо­гут быть еще более разрушительными.

Злиться нехорошо, но это доказывает, что человеку еще не все равно. Я вижу больше потенциала в Церкви, раздирае­мой внутренними противоречиями, чем в церкви, которая просто уснула и спит. Тем не менее, если лидеры Церкви бу­дут тратить все свои усилия на подготовку святых для слу­жения (см. Еф. 4:12), масса энергии, которая сейчас уходит на трения, может быть использована производительно. И это главная причина, почему мы все еще находимся на этой земле:

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете мно­го плода и будете Моими учениками... Не вы Меня из­брали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан. 15:8, 16).

По словам Господа, главная наша задача — приносить плод, который останется, а это включает в себя не только личный рост в дарах Духа. Бог имеет в виду, что мы должны делать что-то или стать кем-то, чтобы наша жизнь продол­жала воздействовать на этот мир и после нашего ухода.

Каждый христианин имеет служение и имеет данную ему Богом цель в жизни. Писания утверждают, что Бог знал нас и у нас было призвание от Бога еще до сотворения мира. Кроме того, Писания учат, что «много званых, а мало избранных» (см. Мат. 22:14). Многие люди сегодня похожи на евреев, которые были призваны в землю обетованную, но провели всю свою жизнь, кружа по пустыне.

Бог не хочет, чтобы наша жизнь была наполнена разоча­рованием и скукой, которые неизбежны, если мы не ходим в Его воле. Он хочет для нас неописуемой радости от осозна­ния того, что мы исполнили Его предназначение. Первым шагом из нашей личной пустыни является вера в то, что Он приготовил нам что-то лучшее — и что Он способен привес­ти нас к этому.

Сколько вы знаете христиан, реализовавших свой потен­циал? А сколько церквей? Увы, мало. Именно поэтому Гос­подь вложил в наши сердца желание совершить нечто значи­тельное.

В жизни тех, кому удалось добиться серьезных достиже­ний, можно выделить пять основных черт.

Пять черт победителей

Эти пять отличительных черт могут быть прослежены в Пи­саниях по биографиям тех, кому удалось исполнить волю Господа в своем поколении:

1. Они ясно видели свою цель и предназначение.

2. Они были сфокусированы на своей цели.

3. Они обладали мудростью и решимостью получить необходимые ресурсы или навыки для достижения своей цели.

4. Они проводят время не с людьми, которые везде видят только проблемы, а с теми, кто находит решения проблем.

5. Они не позволили обстоятельствам или противостоянию остановить их. Они решительно шли к своей цели, несмотря на неудачи и разочарования.

Давайте рассмотрим каждую из этих черт более подробно, как и возможные препятствия на пути достижения цели в нашей жизни.

ФАКТОР 1: ИМЕЙТЕ ЯСНОЕ ВИДЕНИЕ ЦЕЛИ

Я часто спрашиваю своих слушателей: «Кто из вас знает свое призвание?» Руки поднимают менее 10 процентов. Тог­да я спрашиваю: «Кто из вас следует своему призванию?» И большинство рук опускается. Обычно около одного процен­та аудитории не только знают свое призвание, но и реализу­ют его.

Как бы нам жилось, если бы функционировал лишь один процент нашего тела? Это одна из основных причин слабос­ти и неэффективности современной церкви. Каждый из нас должен четко знать свое предназначение и цель жизни.

В Писаниях говорится: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105), что означает: это воз­можно знать, куда мы идем. Однако поначалу мы видим цель лишь в общих чертах, и только по мере приближения к цели наше видение обогащается деталями. Соломон сделал такое наблюдение: «Стезя праведных как светило лучезар­ное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). Это значит, что наш путь становится яснее, когда мы идем по нему. Если же этого нет, то, вероятно, что-то не так с выбором направления.

Сверхзадача каждого христианина — уподобиться Иису­су, в котором собрались все новозаветные служения. Он был и апостолом, и пророком, и евангелистом, и пастором, и учителем. Когда Он вознесся, то оставил свои дары лю­дям (см. Еф. 4:8-12), и теперь у нас есть апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя. Для проявления Христа нужны все эти служения одновременно. Вот почему Павел сказал не «я имею ум Христов», а «мы имеем ум Христов» (см. 1 Кор. 2:16).

В Библии мы видим, что Бог всегда сначала открывал лю­дям их призвание и лишь потом ожидал, что они исполнят его. Многие из нас достаточно сильно хотят найти это пони­мание. Господь повелел нам просить, искать и стучаться, прежде чем мы получим. Вы можете обратить мое внимание на то, что Бог открыл апостолу Павлу его призвание, когда тот стал христианином, но, по словам самого Павла, он про­вел многие годы в поисках воли Божьей, причем существен­ную часть этого времени — в пустыне, в одиночестве. Наше призвание — это, наверное, наше самое большое достояние, а особенно ценным его делает редкость или труднодоступность. Тот, кто получает богатство слишком легко, вряд ли понимает его истинную ценность.

Будьте конкретны, спрашивая Господа. Тот, кто ставит слишком общие цели, редко достигает их. Тот, кто намерен углубиться в дела для себя, почти никогда не достигает цели. Тот, кто хочет быть просто музыкантом вообще или занять­ся каким угодно служением, почти никогда не начинает дви­гаться к цели, а если и начинает, то очень быстро терпит не­удачу и сдается. Однако тот, кто начинает заниматься чем- то, потому что ему нравится это дело, имеет на успех гораздо больше шансов. Тот, кто любит определенный музыкальный инструмент (например, скрипку) и пытается стать лучшим скрипачом, обладает еще более серьезными шансами. Тот, кто идет в служение, потому что у него сердце лежит к про­поведи Евангелия определенной группе людей, или имеет мощное желание основать церковь, или достучаться до под­ростков, тоже, скорее всего, добьется успеха.

На самом деле узнать наше призвание легко, заглянув в глубину нашего сердца, потому что реки воды живой проис­текают из сердца. И все же многим людям очень тяжело до­бираться до сокровенных желаний своего сердца, потому что они носят много масок и прячутся за всевозможными за­щитными механизмами. Эти маски позволяют нам выгля­деть так, как хотят люди, и тем самым избегать отверженнос­ти. Скинуть все маски — это иногда очень непросто, но мы должны сделать это, если хотим добраться до самых глубин своего сердца.

И еще: чтобы изменяться, приближаясь к образу Бога, мы должны созерцать Его славу открытым лицом (см. 2 Кор. 3:18), а это возможно, если с сердца сняты оболочки эгоцент­ричности и страха, последствий грехопадения, которые ме­шают нам видеть славу Божью и преображаться в Его образ.

Мы не призваны преображаться в образ другого человека или даже другое служение. Такая ошибка зачастую вкрады­вается в церковь или служение, возглавляемое динамичным лидером. Вскоре последователи принимают внешность и на­туру своего лидера за образец, забывая о Христе. Что бы вы подумали, если бы ваша жена рожала детей, похожих на ва­шего лучшего друга? Возможно, это в какой-то степени отра­жает чувства Господа, когда Его дети заглядываются на дру­гих Его земных детей, а не на Него.

Когда мы стараемся походить на других, мы все еще пы­таемся разглядеть Господа сквозь толстое покрывало другого земного сосуда. Мы должны смотреть прямо на Христа, если хотим изменяться Его славой. Именно поэтому Суламита, представляющая невесту Христа в Песне Песней, спрашива­ла: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» (Песн. П. 1:6, курсив автора).

Это не значит, что мы не должны слушать и слушаться пастырей и учителей, которых Господь дает нашей Церкви, мы просто не должны стараться имитировать других людей.

Чтобы понять и исполнить свое служение, мы должны, и это самое главное, полюбить Бога. Только тогда мы продви­немся к определенным аспектам Его служения, к которому Он призывает нас. Получив призвание пастыря, мы увидим пастырское сердце Господа почти во всем, что Он делал на земле. Точно так же, получив призвание учителя, увидим Иисуса как Учителя практически во всех Его делах. Иногда следует искать дальнейших подтверждений.

Подтверждение нашего призвания

Дар пророчества иногда используется для подтверждения даров и служений (см. 2 Тим. 1:6). Однако мы должны быть осторожны с этим даром. Если через пророческое видение я узнаю о призвании кого-либо, то почти никогда не раскры­ваю эту информацию до тех пор, пока этот человек и сам не начнет видеть свое призвание. Когда видение приходит слишком рано или слишком легко, в лучшем случае это мо­жет стать причиной поверхностного служения.

Одна из главных целей новозаветного пророческого слу­жения — воодушевить членов церкви на исполнение их призвания. Однако неверно использовать пророчества в ка­честве предсказаний гуру, гадалок или как дешевый источ­ник сверхъестественных знаний. Члены церкви сильнее, ког­да получают откровения непосредственно от Бога, а пророки только подтверждают их.

О каждой из наиболее продуктивных сторон моего служе­ния я впервые узнавал от Бога, но начинал разрабатывать их лишь после получения подтверждения от своего пророче­ствующего друга. (Мне просто не хватало веры или смелос­ти, чтобы двигаться дальше.) Я не утверждаю, что так и дол­жно быть: одно из этих пророчеств упрекало меня за неверие в слово Господа, обращенное непосредственно ко мне, но я благодарен Богу за Его помощь в моем неверии.

Даже Давид, один из величайших пророков всех времен, часто призывал других пророков, чтобы удостовериться в правильном понимании слов Бога. Бывают времена, когда мы нуждаемся в помощи пророков, но иногда полезнее об­ращаться к Господу без посредников.

Чтобы исполнить Божье призвание на нашу жизнь, нуж­но сначала получить ясное видение своего предназначения, а затем сосредоточиться на достижении поставленной Богом цели.

ФАКТОР 2: СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА СВОЕЙ ЦЕЛИ

Отсутствие целеустремленности многих выводит из ря­дов победителей. Одни из нас за трудностями не видят путь к своей цели и поэтому выбирают цели полегче. Других же отвлекают успехи в достижении более простых целей. Гарри Трумен как-то заметил: «Некоторые терпят поражение от побочных успехов».

Одно из самых сложных испытаний, которое мы должны пройти, исполняя свое предназначение, — это не отвлекать­ся на другие вещи, которые делает Бог. Зачастую трудно со­противляться желанию войти в другое успешное движение Бога, особенно когда весьма доброжелательные люди гово­рят, что мы упустим Господа, если не примкнем к этому движению. Мы должны научиться отдавать себя лишь тому, к чему Бог нас призывает. Когда мы предстанем пред Его престолом суда, Бога не будет интересовать, участником скольких успешных церквей или движений мы были. Он спросит, исполнили ли мы Его волю.

Еще труднее искать Его волю, будучи активным участни­ком другого движения, когда Господь призывает вас подож­дать Его, пока Он не поведет вас к вашей конечной цели. Ав­раам не мог дождаться, когда Бог подарит обещанное дитя, и послушал Сарру, предложившую помочь Господу, что и привело к рождению Измаила Агарью, служанкой Сарры. Господь все-таки благословил Измаила и сделал его отцом великого народа, что нас несколько удивляет. Очень часто Бог благословляет наших «Измаилов», сотворенных по на­шей воле и нашему разумению. Но они никогда не станут истинной, данной Богом, целью нашей жизни. У Авраама был только один Измаил, у большинства из нас их много! Все же, если мы хотим получить Исаака, еще есть время удалить Из­маила из дома. Наследник — Исаак, а не Измаилы.

Когда мы ясно различаем свою цель и сконцентрирова­лись на ней, то, скорее всего, сможем понять, что нам потре­буется для ее достижения.

ФАКТОР 3: ОБЛАДАЙТЕ МУДРОСТЬЮ И РЕШИМОСТЬЮ

СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И

НАВЫКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ

С момента, когда Бог раскрывает нам Свое призвание, до начала служения всегда есть некоторое время на обучение и подготовку. Неспособность эффективно использовать это время привела многих к падению. Альберт Эйнштейн од­нажды сказал: «Преждевременная ответственность порожда­ет поверхностность». Мартин Ллойд-Джонс, известный тео­лог, полагал, что преждевременный успех — это самое опас­ное, что может случиться с человеком.

Павел был призван быть апостолом лет за одиннадцать- тринадцать до того, как он принял апостольское служение в Антиохии. Он не просто отсиживался и выжидал, а провел много времени в пустыне, прося Господа открыть цель своей жизни и дать глубокое понимание Евангелия, которое он должен был проповедовать (см. Гал. 1). Не надо быть нетер­пеливым, надо быть благодарным за время, данное нам для подготовки, и использовать разумно каждый его миг.

Пожалуй, отличие звезд спорта, искусства, выдающихся профессионалов в любой области деятельности от людей та­лантливых, но находящихся на обочине, в наибольшей сте­пени проявляется в самоотверженном отношении к трени­ровке, практике, подготовке. Игрок, вырывающий победу в Мировой серии по бейсболу единственным ударом биты, поражает нас. Кажется, что это случилось так быстро и так легко. Да, но этот отбивающий провел, вероятно, тысячи ча­сов, практикуясь с битой, превозмогая жару, скуку, боль от лопнувших мозолей день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом, чтобы выдать этот великолепный удар. Спортсмены тренируются ради быстро увядающего венца. Насколько большей должна быть наша самоотдача ради венца вечного?

Много лет назад Господь сказал мне, что некоторые из Его величайших церковных лидеров в последние дни будут вы­ходцами из профессионального спорта. Спорт — их семина­рия, как Он выразился. Там они изучают принципы, кото­рые не изучаются в обычных семинариях, но будут решаю­щими в конце времен. Это привлекло мое внимание. С тех пор, общаясь с профессиональными спортсменами, я пыта­юсь выудить из них всю информацию, какую только можно.

Однажды меня пригласили выступить перед «Иноходца­ми Денвера» до начала вечерней игры в понедельник. Сосре­доточенность, твердость и решительность на лицах этих иг­роков перед матчем читались гораздо отчетливее, чем в лю­бой другой аудитории. Когда я размышлял над этим, Бог проговорил ко мне: «Когда я увижу такую же сосредоточен­ность и решимость у Моего народа, значит, начало служения последних дней совсем рядом». Какой была бы сегодняшняя Церковь, если бы мы все отдали себя без остатка подготовке к выступлению в команде Бога, как готовились эти игроки? Вероятно, не было бы такого страстного увлечения спортом, потому что Церковь стала бы настолько волнующей, что у людей просто не оставалось бы времени на такое светское развлечение, как сидение на трибунах стадиона.

Такого рода решительность привела бы всех нас к тща­тельной разработке хорошо продуманного плана по сбору необходимых ресурсов и развитию навыков для достижения нашей цели.

В прошлом году я разговаривал со «Святыми Нью-Орлеана» в их командной церкви прямо перед игрой, и Бог снова использовал спортсменов, чтобы мотивировать меня под­няться на новый уровень посвящения. После игры меня при­гласили пообедать с командой. За столом я спросил несколь­ких игроков, как им удалось достичь таких высот в своем деле. Почти все они еще в детстве мечтали играть в профессиональ­ный футбол, ежедневно посвящали много времени трениров­кам, наращивали свою силу и скорость и изучали приемы и стиль выдающихся игроков. Я просто изумлялся, какой могла бы стать Церковь, если бы христиане с такой же самоотвер­женностью взялись за исполнение своего призвания во Хрис­те! Насколько более значимо наше призвание во Христе, чем у самых прославленных спортсменов! Редко кто из христиан тратит хотя бы один час в день, готовя себя к исполнению воли Бога. Это должно измениться.

Кто проваливает планирование — планирует провал

Коварное заблуждение, что планирование не имеет отно­шения к духовной жизни, охватило значительную часть Тела Христова. Многие всерьез убеждены, что если ты знаешь, что собираешься делать в ближайшем будущем, то Бога в этом быть не может. Это еще более удивительно потому, что нашей целью должно бы быть преображение в Его образ, а отказ от планирования противоречит основам Его характера. Раскрытие Его планов — одно из самых прекрасных откро­вений Его характера. Христа распяли еще до сотворения мира, и Он призвал нас, когда мир еще не существовал. Это и есть планирование!

Становясь похожими на Него, мы должны расти в нашем умении планировать. Можно даже утверждать, что уровень планирования служит мерилом нашего будущего успеха. Именно во время подготовки должны составляться самые четкие планы вашей жизни и вашего служения. Огромный смысл кроется в старинной пословице «Кто проваливает планирование — планирует провал».

Я пилот и знаю, что безопасность каждого полета предоп­ределяется качеством моей предполетной подготовки. Часто приходилось вносить в план изменения во время полета, но поскольку предполетное планирование включало в себя не­сколько вариантов действий, например, выбор другого аэро­порта посадки в случае аварии, то я менял планы своих дей­ствий с легкостью. За время своей летной карьеры мне дове­лось пару раз совершить аварийную посадку, причем один раз ситуация потребовала всего моего внимания, так что у меня не было возможности достать карты и найти запасной аэродром. Я обязан был знать, где он находится, потому что надо было садиться немедленно. Нет никакого сомнения, что жизнь среднего человека была бы значительно продуктив­ней, не говоря уже о легкости и безопасности, если бы он или она развивали навыки планирования.

На чем спортсмены сосредоточиваются перед игрой? На плане игры. Хороший тренер знает сильные и слабые сторо­ны своей команды вплоть до состояния ног игроков. Такие же сведения он старается заполучить и о команде противни­ка. Тренер составляет план, чтобы усилить достоинства и скомпенсировать недостатки своей команды, ослабляя при этом сильные стороны и используя слабости соперника. На­конец, команда тренируется в реализации этого плана, что­бы каждый член команды усвоил свою роль и смог испол­нить ее точно и эффективно.

Тренеры и игроки знают, что в план игры придется вно­сить коррективы. Однако само наличие плана носит решаю­щий характер, потому что задает некоторые основополагаю­щие направления развития. Наиболее успешны те команды, которые играют по лучшим планам, а в случае необходимос­ти, из-за изменяющейся ситуации на поле, вносят в него ре­шительные изменения. Это справедливо и для пилотов, и для любых других лидеров.

Хотя я служил в морской авиации, однажды я был на­правлен на переподготовку в сухопутные оборонительные части и должен был пройти учебный курс морских пехотин­цев. Мы изучили множество различных планов боя и манев­ров. Мы тренировались в их реализации снова и снова. За­тем нам сказали, что ни один бой не проходит по плану. Наш командир сказал: «Единственное, на что вы можете рас­считывать во время боя, так это на полный хаос. Сторона, которая быстрее справляется с этой неразберихой, а это на­прямую связано с предварительной подготовкой планов боя, обычно и одерживает победу. Справиться с этим замеша­тельством помогает быстрая разработка новых эффектив­ных планов непосредственно во время их осуществления».

Поскольку мое основное призвание — подготовка верую­щих к их служению, я старался как можно лучше понять лю­дей. Делая это, я обнаружил, что 90 процентов из нас допус­кают очень высокий уровень неразберихи в своей жизни. Для меня стало также очевидным и то, что эта путаница на­прямую связана с тем, насколько ясно и четко человек пони­мает свое призвание или, если это неверующие, с тем, на­сколько четко поставлены цели. Ясно, что умение составлять понятные и эффективные планы — достаточно редкое чело­веческое качество, которое практически всегда отличает ли­деров от последователей.

Мы должны наметить этапы развития, которые шаг за шагом вели бы нас к конечной цели и одновременно не дава­ли нам попасть в западню излишнего планирования. За дол­гие годы я не раз видел, как самые чудесные стремления и мечты приводили только к разочарованию, упадку духа и поражению, потому что мечтатели либо плохо умели плани­ровать, либо слишком увлекались планированием, так что их сверхсложные планы оказывались невыполнимыми. Как гласит пословица: «Ямы есть по обеим сторонам дороги жизни».

Победители ясно видят свои цели, победители держат цели в центре внимания, победителю хватает ума и опыта для концентрации необходимых ресурсов в достижении этих целей, и еще победители окружают себя правильными людьми, которые нацелены на поиск решений.

ФАКТОР 4: ОКРУЖИТЕ СЕБЯ ЛЮДЬМИ, НАЦЕЛЕННЫМИ НА ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Получив права руководителя, успешные лидеры прежде всего избавляются от тех, кто больше склонен рассуждать о проблемах, чем искать их решение. Не поэтому ли Сам Гос­подь Иисус потратил массу времени для развития веры в тех, кто должен был стать Его лидерами? Возможно, в этом причина того, что нельзя без веры быть угодным Богу (см. Евр. 11:6). Тот, кто ищет решение проблемы, имеет веру.

Необходимый фактор

Главное, что отличает добивающихся своих целей от тех, у кого это не получается, — это вера. Говоря о целях, я не го­ворю о вере в Бога, я говорю о вере вообще. Вера есть у каж­дого, всякий верит во что-то. Некоторые принципы веры работают у любого, кто их использует, независимо от того, верят они в Бога или нет.

Если мы верим в свои таланты, то, скорее всего, пустим их в ход. Но если мы больше верим в свои слабости, чем в дарования, то слабости победят, и мы станем вечными не­удачниками. Точно так же, превознося тяжесть обстоя­тельств, мы позволяем им диктовать нам. Предмет нашей веры определяет качество наших достижений. Если мы дей­ствительно верим в Бога, то добьемся цели, Им поставлен­ной. Глубина нашей веры определяет количественные харак­теристики наших достижений.

Испытание веры

Апостол Павел призывал: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Истинная вера — это не вера в себя, не вера в свою веру, а вера в Бога и Его характер. Единственный способ добиться цели своей жизни — сосредоточиться на Нем. Даже Иисус на Своем земном пути не сосредоточивал внимание на Себе Са­мом. Он смотрел на Отца. Он говорил, что ничего не делает от Себя, но все по воле Отца. Мы должны поступать так же.

Как христиане, мы не только лично знаем Творца, но Он живет в нас: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не мо­жет приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4, 5).

Мы можем проверить свою веру, задав себе вопрос: «Мно­го ли плода я имею?» Уровень нашей плодоносности всегда зависит от степени нашего единения с Лозой. Бог любит ис­пользовать обычных людей и совершать необыкновенное. Он использует людей, которые украсили бы любой список не­удачников, и с их помощью переворачивает мир. Наш Гос­подь не изменился. Он и сейчас с удовольствием использует немудрое, чтобы поставить в тупик мудреца, и слабое, чтобы победить сильное. Таким образом, слабость и неразумность могут стать нашим допуском к участию в великих делах Бога. Это не означает, что мы останемся слабыми и глупыми, — мы просто научимся ходить в Его силе и мудрости.

Мы никогда не исполним свое призвание, если будем много вздыхать по поводу своего несоответствия поставлен­ным задачам. Когда Моисей узнал о своем призвании у горя­щего куста, то запротестовал по причине своей полной не­пригодности. Бог не обрадовался по поводу его скромности. В Писаниях сказано, что «возгорелся гнев Господень на Мои­сея» (см. Исх. 4:14). Самоуничижение не есть настоящая скромность. Это опустошительный грех эгоизма, за кото­рым кроется скрытая гордость. Отговорки Моисея подразу­мевали, что его неадекватность была больше, чем способнос­ти Самого Бога. Господь призывает нас исходя не из наших способностей или неспособности, но зачастую из-за нашей доступности.

Люди, ориентированные на поиск решений, верят, что Бог их призвал. Если мы хотим исполнить предназначенное нам Богом, то должны собрать вокруг себя людей, предпочи­тающих обсуждать возможные решения, а не застревать в проблемах, страхах и опасениях.

Когда генерал Грант получил управление объединенной армией во время Гражданской войны, эта армия уже прошла через ряд поражений от генерала Ли и армии конфедератов. Офицеры и рядовые настолько привыкли быть побежденны­ми, что, когда генерал Грант впервые выступил против кон­федератов, даже штабные офицеры предрекали ему пораже­ние. Во время первого столкновения с Ли в битве в пустыне Грант получил из каждого подразделения своей армии донесе­ние о поражении. Целый день офицеры уговаривали Гранта отойти на север к безопасному Вашингтону, пока Ли не отре­зал пути к отступлению. Наконец, когда даже Гранту стало ясно, что они потерпели поражение в этой битве, он удивил всех, приказав повернуть на юг и наступать на Ричмонд!

Генералы Гранта умоляли его изменить свое решение, по­тому что Ли сможет перекрыть все пути к отступлению и ар­мия попадет в окружение. Тогда Грант отпустил генералов и уединился в своей палатке. Обдумывая их аргументы, Грант вдруг понял, что, если Ли действительно попытается отре­зать пути к отступлению, это даст Гранту возможность сде­лать то, что пытался сделать каждый генерал объединенной армии, но у них это не получилось. Он мог бы расположить свою армию между Ли и Ричмондом, угрожая наступлением на столицу южан. Когда отряды объединенной армии двину­лись на юг, огромное воодушевление охватило всю армию. Впервые нашелся генерал, который осмелился наступать. «Поражение» Гранта в битве в пустыне открыло для него ве­ликолепную возможность, и он воспользовался ею. Позже Грант признался репортерам, что никогда не участвовал в битвах, которые хоть когда-нибудь не выглядели как полный провал. «Я верю, что возможность к успеху может быть най­дена в любом кризисе», — сказал он.

Когда генерал Ли узнал, что Грант не отступил, а пошел на юг, то объявил своим генералам, что конец конфедерации уже близок. Ли выиграл много сражений, но генерал Грант и не думал отступать. Он не обращал внимания на вопли по­раженцев. Возможно, Грант не победил Ли ни в одном не­посредственном столкновении, но он шел к цели, пока не выиграл войну.

Один из основных принципов, которого придерживаются все успешные лидеры, заключается в следующем: для дости­жения цели следует избавиться от людей, занятых не поис­ком решений, а раздуванием проблем. Вспомните о десяти шпионах в Кадес-Варни. Отрицательные слова этих десяти соглядатаев оставили без наследства целое поколение. Если не удается изменить таких людей, то их лучше отстранить, иначе они ослепят вас.

Наконец, чтобы стать победителем, надо не позволять об­стоятельствам или противостоянию останавливать вас.

ФАКТОР 5: НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЮ ОСТАНАВЛИВАТЬ СЕБЯ

Некоторые из факторов, позволяющих личности доби­ваться невероятных достижений, можно контролировать, а некоторые — нельзя. Упорный труд, определение целей, концентрация на целях, подготовка необходимых ресурсов для их достижения — всем этим можно управлять. Однако мы не можем контролировать — и обычно делаем все, чтобы его избежать, — один фактор, который, на самом деле от­крывает величайшие возможности для достижения более высокого уровня, этот фактор называется оппозиция.

Одно из лиц Бога в Писаниях — лицо орла. Сказано, что все живое страшится урагана, кроме орла. Уже в молодом возрасте орлы усваивают одну важную вещь: если встать к встречному ветру под некоторым углом, то он поднимет еще выше. Встречные ветры позволяют забираться в самую высь. Это касается и тех, кто набирает высоту в духовной жизни. Любой встречный ветер поможет взлететь выше, если выб­рать нужный угол или правильное положение.

Некоторые из нас обманываются, когда думают, что люди, достигшие успеха, поднялись на такие высоты из-за благоприятных обстоятельств. По этой причине многие тер­пят поражение. Обстоятельства, с которыми сталкивался Регги Уайт и почти любой игрок НФЛ, были не менее, а ско­рее более трудными, чем у других. Эти люди не получали особых поблажек. Более того, когда поблажки делаются лю­дям с большими способностями, то это ведет к снижению их потенциала.

Александр Солженицын, известный писатель, выживший в советских концлагерях, однажды сказал: «Даже биология наталкивает нас на мысль, что вечное благоденствие вредит любому существу». Противостояние помогает нашему раз­витию гораздо сильнее, чем какой-либо другой фактор. Не­счастья мобилизуют нас, помогают освободиться от ненуж­ного, фокусируют на действительно важном. Препятствия заставляют преданных делу людей работать еще упорнее, а это дает им еще больше силы. Если успех приходит слишком легко, мы становимся слабее.

Это не волшебство

Я не раз наблюдал, как мои друзья, играющие в гольф, меня­ют один за другим гольф-клуб или мяч в попытках найти магическое средство для улучшения своей игры. Один извес­тный игрок в гольф в рекламе нового мяча сказал: «Этот мяч заметно улучшит качество вашей игры, если вы будете сту­чать по нему триста раз в день!» Когда у того же игрока спро­сили насчет «удачных ударов», он ответил: «Чем больше я тренируюсь, тем удачливее становлюсь».

Все это относится и к нашим дарам, и к нашему призва­нию. Люди часто просят меня помолиться, чтобы они полу­чили писательский дар. Это напоминает мне случай, когда один начинающий пилот просил меня помолиться, чтобы он смог обрести «летный дар» и мог бы пилотировать самолеты без прохождения курса обучения. Вы полетите с тем, кто име­ет лишь «дар пилотирования»? Сомневаюсь. Вы предпочтете, чтобы пилот прошел самое лучшее обучение и, кроме этого, чтобы у него за плечами были тысячи летных часов.

Я верю в пророческое вдохновение, но, боюсь, очень не­многие правильно понимают это. Даже духовные дары пере­даются в зародыше, за которыми надо ухаживать, которые надо развивать с великим терпением и полной самоотдачей. Для меня просьба помолиться о «писательском даре» означа­ет суд тому человеку, который просит, ведь если он похоро­нит свой дар, то Бог будет его судить за это. Если он не жела­ет платить цену трудолюбия для развития этого дара, то об­речен на суд. Наличие даров или призваний не производит на меня никакого впечатления. Развитие и мудрое их ис­пользование действительно ценно.

Хотите знать, как я получил свой писательский дар? Когда я был совсем маленьким, то уже понимал, что буду писате­лем. Я не знал никого из писателей, и поэтому мне не к кому было обратиться за помощью и советом, и я занялся тем единственным, что, по моему мнению, могло развить мое писательское мастерство, то есть чтением. Я прочитал не не­сколько книг, а тысячи и тысячи книг.

Я чувствовал, что для того, чтобы хорошо писать, мне нужно прочитать самые лучшие книги, и поэтому я начал с классиков. Во-первых, это сильно дисциплинировало, а во-вторых, вскоре меня это захватило. Затем я стал изучать все от психологии до семантики. Через много лет, став хрис­тианином, я проводил более сорока часов в неделю за изуче­нием Библии. Еще я читал книги по истории Церкви и тру­ды великих пророков, определивших эту историю. Более тридцати пяти лет я прочитываю хотя бы одну книгу каж­дую неделю, иногда больше чем одну.

Я собирался поступить в школу журналистов, но когда это стало невозможно, потому что меня вот-вот должны были забрать в армию (а это было во время войны во Вьет­наме), то я все равно не оставил своих усилий. Я решил, что буду учиться технике письма самостоятельно, и мне удалось выполнить свой план. Практически все свои знания, кроме умения пилотировать, я получил именно таким образом — через самообразование. Я понимаю, что моя манера письма сыровата из-за отсутствия формального образования, но я не позволил этому обстоятельству остановить меня. Напро­тив, я стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы мудро распорядиться тем, что у меня есть.

Писать для меня всегда было тяжелой работой, и это до сих пор дается мне нелегко. Уверен, что тот, кто получил фор­мальное образование в этом направлении, смог бы писать го­раздо быстрее и не тратил бы на это так много усилий, но я все равно счастлив: я делаю то, к чему Бог призвал меня. По­этому я с трудом сдерживаюсь, когда меня просят о передаче писательского дара. Словно достаточно коротенькой молит­вы, чтобы все, что я имею, перешло к просителю! Я с удоволь­ствием бы молился о том, чтобы люди мгновенно станови­лись «зрелыми», но не нахожу в Писаниях такого чуда.

Если вы мечтаете о мощном даре, то нужно очень ценить его, чтобы развивать до желаемого уровня. У меня было много друзей, которые были умнее меня и более одарен­ные — духовно и физически, — чем я. У некоторых из них схожее призвание, и они смогли бы сделать гораздо больше меня, если бы могли дисциплинировать себя и совершить необходимые приготовления к своему служению.

Хотя мне не довелось учиться в школе журналистов и даже в библейской школе, я не поменял бы свое образование на чье-либо другое. Как Павел, я могу утверждать, что полу­чил свои знания не от людей. При этом я стараюсь облегчить путь тем, в ком вижу преданность делу. Самодисциплина, сосредоточенность, решимость, необходимые для успеха, — всего этого заслуживает наше высокое призвание в Иисусе Христе. Если мы хотим исполнить свое предназначение в этой жизни, то должны решительно и неудержимо «идти в Иерусалим» (см. Лук. 9:51), место нашего высокого призва­ния и судьбы.

Глава 6

Знать голос Божий

Я читал заметки человека, путешествовавшего по Среднему Востоку. Однажды он сидел на с<

Наши рекомендации