В его икономическом и мистическом аспектах

Автор:

_____________/Крылова Ю.О./

подпись
Дата_______________

Научный руководитель:

Доцент, зав. каф. теологии ФДО ПСТГУ,

Кандидат богословия

_____________/ Малков П.Ю./

подпись

Дата_______________

Москва

2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ ПО ПРП. МАКСИМУ ИСПОВЕДНИКУ.. 7

1.1. Бог есть Любовь. 9

1.2. Любовь человека к Богу. 11

1.3. Любовь к ближнему. 14

1.4. Ἀγάπη и ἔρως в трудах прп. Максима Исповедника. 17

1.5. Определения любви у прп. Максима Исповедника и блж. Диадоха. 20

1.6. Определения любви у других предшественников прп. Максима. 23

ГЛАВА 2. БОЖЕСТВЕННОЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ К СВОЕМУ ТВОРЕНИЮ.... 27

2.1. Понятие Божественного Домостроительства. 27

2.2. Проявление Бога в творении. 28

2.3. Действие благодати Божией как часть Божественного Домостроительства. 30

2.4. Божественный Промысл. 33

2.5. Искупление. 35

ГЛАВА 3. ВОСХОЖДЕНИЕ К МИСТИЧЕСКОМУ СОЗЕРЦАНИЮ БОГА В ЛЮБВИ КАК ПУТЬ К ОБОЖЕНИЮ.... 43

3.1. Ступени нравственного возрастания. 43

3.1.1. Деятельное любомудрие, или добродетель. 44

3.1.2. Созерцательное любомудрие, или ведение. 47

3.1.3. Познание Бога в мистическом богословии; связь с Богом в любви – высшее состояние. 51

3.1.4. Путь духовного возрастания в сравнении с предшественниками. 53

3.2. Роль молитвы в аскетической практике и стяжании любви. 58

3.2.1. Понимание роли молитвы Евагрием Понтийским и сравнение ее с учением прп. Максима Исповедника. 63

3.3. Любовь и обожение. 67

3.3.1. Обожение как призвание человека. 71

3.3.2. Обожение в понимании предшественников прп. Максима. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 77

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.. 79


ВВЕДЕНИЕ

Понимание истинной любви и стяжание ее всей своей жизнью является основной задачей каждого христианина. О первостепенном значении любви мы находим свидетельства в Евангелии и Апостольских Посланиях. Любовь – это одно из имен Божиих и есть Сам Бог (1 Ин. 4: 16). «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Господь воплотился по человеколюбию Своему, чтобы спасти человека; претерпев жестокие страдания на Кресте, Он до конца остался верным Своей любви (Ин. 13: 1).

Почему же любовь так важна, почему ее считают главной добродетелью еще со времен античности, а в христианстве стяжание ее приобретает возвышенный, духовный, Богоподобный смысл?! Евангелие емко отвечает на этот вопрос. Господь любит человека превыше всякого земного чувства и призывает его, воспитывает в нем, ждет от него ответной высокой, духовной любви. Не потому что нуждается в ней, а потому что, будучи совершенно благим, являясь самосущей Любовью и Благом, желает блаженства своему творению, которое достигается в приобщении Божественным свойствам, в Богоподобии, в обожении. Так, Господь говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного,… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 44-45, 48).

Истинная любовь усыновляет человека Богу. Отсюда, из этой высокой цели сыновнего призвания человека как образа Божия к Его подобию, усваивается необходимость для спасения человека в соблюдении главных заповедей - о любви к Богу и ближнему (Мф. 22: 37-40), ибо на этих заповедях зиждется все. Исполняя заповеди, совершенствуясь в добродетелях, человек приближается к Своему Творцу, возвращается в Отчий дом, соединяется с Богом в любви.

Понимание того, как стяжать, сохранить и приумножить истинную любовь, во все времена сохраняет свою исключительную актуальность, становясь жизненно важной необходимостью особенно теперь, в наши дни, когда по причине умножения беззакония, во многих эта любовь охладевает (Мф. 24: 12), разуверяется и теряется в пучинах греха. Господь промыслительно оставил нам сокровища Богословской мысли – творения святых отцов, чтобы мы искали и находили путь Истины.

Учение о любви прп. Максима Исповедника следует считать центральным, системообразующим компонентом его трудов. Любовь объединяет единой идеей большинство произведений святого. Прп. Максим указует путь возрастания в любви для достижения обожения – главной цели человеческой жизни и рассматривает средства к стяжанию такой любви. С другой стороны, он, с присущей ему богословской глубиной личного опытного познания Бога, анализирует Домостроительное значение Искупления Сына Божия и, в особенности, Боговоплощения как встречное проявление любви Господа к падшему творению.

Прп. Максим отмечает, что Бог предопределил для человека обожение – как состояние, спасительное не только для самого человека, но и объединяющее весь макрокосмос посредством преодоления разобщенности и возвращения к единству. Обожение определяет спасение человека для вечности. К обожению и Богоподобию человека приводит любовь. Однако после грехопадения он не способен достичь Богоподобия сам. И Господь промыслительно предусматривает свершение величайшей тайны Боговоплощения, предопределенной еще на Предвечном Совете. По Ипостаси Божественная природа соединяется с тварной, чтобы исцелить человеческое естество от греха.

По мысли прп. Максима, тайна Боговоплощения делит всю историю тварного мира на два периода: период Боговоплощения и период обожения человека[1]. Боговоплощение, завершившись нисхождением Бога в мир, создает возможность восхождения человека к Богу. В Искуплении Господь завершает объективную сторону спасения, и начинается спасение субъективное, зависящее от воли самого человека и его духовно-нравственного возрастания: в доброделании, созерцаниях и, наконец, в мистическом, премысленном соединении с Божественным – то есть способности вместить Божественные свойства, главным из которых является Любовь. Прп. Максим Исповедник отмечает, что Бог продолжает вочеловечиваться в человеке в той степени, в которой сам человек способен усвоить Божественное. Бог воплощается по Своему человеколюбию, и человек обоживается по своему боголюбию.

Цель данной работы заключается в комплексном изучении трудов прп. Максима Исповедника в контексте его учения о любви, с раскрытием Домостроительного значения любви Божией и направленной навстречу Богу любви человека, проявляющейся в духовном возрастании, которое завершается мистическим соединением с Божеством в обожении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить круг сочинений прп. Максима Исповедника, в которых раскрывается учение святого о любви;

2. Сделать выборку цитат на интересующую тему;

3. Систематизировать выбранные цитаты согласно разработанному плану работы;

4. С учетом заявленной темы изложить идеи автора в виде целостной системы и разъяснить их;

5. Сравнить учение о любви прп. Максима (в разрезе глав или ключевых подпунктов) с основными предшественниками, которые оказали влияние на его мировоззрение: свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, псевдо-Дионисий Ареопагит, Евагрий Понтийский, блж. Диадох Фотикийский.

Практическая ценность аттестационной работы заключается в попытке более глубокого изучения сходств и различий учения о любви прп. Максима в сравнении с его предшественниками.

Обзор литературы по теме. При подготовке данной аттестационной работы привлекалась следующая основная литература, посвященная трудам прп. Максима Исповедника:

· Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Данное исследование следует считать основным при подготовке аттестационной работы; оно помогло разобраться в богословско-аскетической системе прп. Максима в целом и сформировать более осознанное понимание трудов святого.

· Флоровский Г.В. Прп. Максим Исповедник[2]. Данная работа использовалась в качестве дополнительной к предыдущему исследованию.

· Различные труды В.В. Лосского: Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Боговидение; По образу и подобию. В данных работах, помимо прочего, проанализировано Домостроительное значение подвига Искупления, и сравниваются труды святых отцов, в том числе прп. Максима, в контексте мистического Богословия.

· Минин П. Мистика прп. Максима Исповедника. Рассматривается мистическое богословие прп. Максима.

· Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество; также его комментарии к трудам прп. Максима[3]. Статьи и комм. этого автора к трудам прп. Максима, объясняющие значение принципиальных положений учения святого с учетом их перевода с греческого, помогли более точно понять исходные источники.

· Различные небольшие по объему статьи.

Необходимо отметить, что при написании аттестационной работы указанная литература являлась вспомогательным средством; в большей степени при ее подготовке привлекались и анализировались первоначальные источники – творения прп. Максима Исповедника. Среди них нужно особенно выделить следующие:

· «Вопросоответы к Фалассию», одно из позднейших творений святого, подведение итогов его подвижнической жизни[4].

· «Амбигва к Иоанну», первая часть «Амбигв»[5] - труд, написанный чуть раньше Вопросоответов, но не менее содержательный. Вопросответы к Фалассию и Амбигва к Иоанну в большей степени использовались при подготовке второй и третьей глав аттестационной работы, соответственно рассматривающих Домостроительный и аскетический аспекты учения о любви.

· «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви» - короткое, но емкое по содержанию произведение, объемлющее собой все ключевые мысли святого о роли любви в деле спасения человека и всего мира.

· Главы о любви, которые вследствие их относительной простоты для прочтения принято относить к наиболее ранним произведениям прп. Максима. Анализ данного творения нашел большее отражение в первой и третьей главе, в части учения о деятельном любомудрии, созерцании и молитве.

При написании аттестационной работы также анализировались (но в меньшей степени) такие произведения святого, как «Слово о подвижнической жизни», «Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Толкование на молитву Господню», «Умозрительные и деятельные главы»[6], «Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге».

Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается обобщающее понимание понятия любви в трудах прп. Максима, которое содержит трехсоставность и вместе с тем единство: нисходящую любовь Божию, восходящую любовь к Богу и любовь к ближнему. Во второй главе рассматривается учение прп. Максима о любви в его Домостроительном аспекте, что фактически представляет собой более детальное и системное раскрытие проявлений Божией любви к тварному миру. В третьей главе рассматривается путь возрастания в любви к Богу и ближнему, увенчиваемый мистическим соединением с Богом в обожении. В каждой из глав проводится сравнительный анализ учения о любви прп. Максима и его предшественников.


Наши рекомендации