Если есть Св. Дары, и готовились причастники

ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ ПРИЧАЩЕНИЕ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫМИ СВ. ДАРАМИ.

Устав причащения: старший достает Частицы и возлагает их на раскрытое Евангелие, лежащее на столе, зажигается свеча. У причастников руки крестообразно сложены на груди. Причастники подходят, неспеша. Частицы принимаются устами. Хор в это время поет «Тело Христово приимите…», причастники отходят к запивке.

Бу=ди и=мя Госпо=дне благослове=но отны=не и до ве=ка. (трижды с поклонами)

Слава, и ныне:

Псалом 33

Благословлю= Го=спода на вся=кое вре=мя, вы=ну хвала= Его= во усте=х мои=х. О Го=споде похва=лится душа= моя=, да услы=шат кро=тцыи и возвеселя=тся. Возвели=чите Го=спода со мно=ю, и вознесе=м и=мя Его= вку=пе. Взыска=х Го=спода, и услы=ша мя, и от всех скорбе=й мои=х изба=ви мя. Приступи=те к Нему= и просвети=теся, и ли=ца ва=ша не постыдя=тся. Сей ни=щий воззва=, и Госпо=дь услы=ша и=, и от всех скорбе=й его спасе= и=. Ополчи=тся Ангел Госпо=день о=крест боя=щихся Его=, и изба=вит их. Вкуси=те и ви=дите, я=ко благ Госпо=дь: блаже=н муж, и=же упова=ет Нань. Бо=йтеся Го=спода, вси святи=и Его=, я=ко несть лише=ния боя=щимся Его. Бо=гатии обнища=ша и взалка=ша: взыска=ющии же Го=спода не лиша=тся вся=каго бла=га. Прииди=те ча=да, послу=шайте мене=, стра=ху Госпо=дню научу= вас. Кто есть челове=к хотя=й живо=т, любя=й дни ви=дети бла=ги? Удержи= язы=к твой от зла, и устне= твои=, е=же не глаго=лати льсти. Уклони=ся от зла и сотвори= бла=го, взыщи= ми=ра и пожени= и=. Очи Госпо=дни на пра=ведныя, и у=ши Его= в моли=тву их. Лице= же Госпо=дне на творя=щия зла=я, е=же потреби=ти от земли= па=мять их. Воззва=ша пра=веднии, и Госпо=дь услы=ша их, и от всех скорбе=й их изба=ви их. Близ Госпо=дь сокруше=нных се=рдцем, и смире=нныя ду=хом спасе=т. Мно=ги ско=рби пра=ведным, и от всех их изба=вит я= Госпо=дь. Храни=т Госпо=дь вся ко=сти их, ни еди=на от них сокруши=тся. Смерть гре=шников люта=, и ненави=дящии пра=веднаго прегреша=т. Изба=вит Госпо=дь ду=ши раб Свои=х, и не прегреша=т вси упова=ющии на Него=.

ОКОНЧАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ

Досто=йно есть я=ко вои=стину блажи=ти Тя Богоро=дицу, Присноблаже=нную и Пренепоро=чную и Ма=терь Бо=га на=шего. Честне=йшую Херуви=м и сла=внейшую без сравне=ния Серафи=м, без истле=ния Бо=га Сло=ва ро=ждшую, су=щую Богоро=дицу Тя велича=ем (поклон).

Слава, и ныне: (поклон). Господи помилуй. (трижды). Господи, благослови. (поклон)

Воскресы=й из ме=ртвых, Го=споди, Иису=се Христе= Сы=не Бо=жий, моли=твами Пречи=стыя Твоея= Ма=тери, святы=х, сла=вных и всехва=льных Апо=стол, преподо=бных и богоно=сных оте=ц на=ших, свята=го (празднуемого в этот день)[xxii] и всех святы=х поми=луй и спаси= нас, яко благ и Человеколю=бец.

Певцы:Ами=нь[xxiii]. Господи помилуй (трижды).

Многолетие

Спаси=, Го=споди, лю=ди Твоя= и благослови= достоя=ние твое=; побе=ды правосла=вным христиа=ном на сопроти=вныя да=руя, и Твое= сохраня=я Кресто=м Твои=м жи=тельство.

Необходимые пояснения

[i] По обычаю, после «Отче наш» миряне вместо священнического возгласа «Яко Твое есть Царство…» произносят Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.»

[ii] Вместо сугубой ектении

[iii] Вместо просительной ектении

[iv] Богородичен – означает, что следующий тропарь посвящён Пресвятой Богородице (само слово «Богородичен» никак не произноситься)

[v] Имена святых, указанных на данный день в Православном церковном календаре.

[vi] Миряне чтение служб оканчивают не священническим отпустом, содержащим в себе благословение, а молением о помиловании и спасении: «помилуй и спаси нас», по образцу окончании молитв по прочтении Псалтири.

[vii] По обычаю, после «Отче наш» миряне вместо священнического возгласа «Яко Твое есть Царство…» произносят Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.»

[viii] Поклон полагается только после 1-го припева 1-ой и 9-ой песен.

[ix] Вместо ектении

[x] Вместо ектении

[xi] Вместо ектении

[xii] Вместо полиелея

[xiii] Здесь дано общее Евангелие для всех воскресных дней (Лк. 24:36‑53), но можно читать то Евангелие, которое указано в Церковном календаре для утрени данного дня и в таком случае произносится имя евангелиста, от которого оно написано.

[xiv] См. Церковный календарь

[xv] Вместо сугубой ектении

[xvi] Вместо просительной ектении

[xvii] Миряне чтение служб оканчивают не священническим отпустом, содержащим в себе благословение, а молением о помиловании и спасении: «…помилуй и спаси нас…», по образцу окончании молитв по прочтении Псалтири.

[xviii] Имена святых, указанных на данный день в Православном церковном календаре.

[xix] По обычаю, после «Отче наш» миряне вместо священнического возгласа «Яко Твое есть Царство…» произносят Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.»

[xx] Здесь дан общий Апостол (1 Кор. 15:1‑11) для всех воскресных дней, но можно читать тот Апостол, который указан в Церковном календаре для литургии данного дня и в таком случае возглас будет изменён (старшему следует возлашать именно читаемый Апостол).

[xxi] Здесь дано общее Евангелие (Мф. 18:23‑35) для всех воскресных дней, но можно читать то Евангелие, которое указано в Церковном календаре для литургии данного дня и в таком случае возглас будет изменён (старшему следует возлашать именно читаемое Евангелие).

[xxii] Имена святых, указанных на данный день в Православном церковном календаре.

[xxiii] Миряне чтение служб оканчивают не священническим отпустом, содержащим в себе благословение, а молением о помиловании и спасении: «Помилуй и спаси нас», по образцу окончании молитв по прочтении Псалтири.

[1] ВЕЧЕРНЯ – одно из суточных богослужений, совершаемое вечером, первая суточная служба, потому что церковный день начинается с вечера накануне. Причин этому несколько. В библейской истории сотворения мира вечер всегда упоминается прежде утра: «и бысть вечер и бысть утро, день един…» (Быт. 1:5) – то есть Сам Бог начинает день с вечера. На это указывает заповедь Господня Моисею, как праздновать субботу: «…никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога нашего… от вечера до вечера… празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:28‑32).

[2] Псалом назван предначертательным, так как с него начинается вечерня. Это псалом, «благословляющий Господа, повествующий о Его делах и благодарящий за все, ибо при окончании дня достойно благодарить Бога за все» (здесь и далее цитаты из книги «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского»).

[3] Чтение ПЕРВОЙ КАФИЗМЫ напоминает молящимся о блаженном состоянии наших прародителей в раю, а затем – о раскаянии согрешивших и их надежде на обетованного Богом Искупителя.

[4] «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» – это псалмы 140, 141, 129, 116; в них передан плач Адама, скорбь нашего падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от греховных падений.

[5] СТИХИРЫ – песни или гимны, составленные в честь Спасителя, Божией Матери или святых, они обычно соединяются со СТИХАМИ из псалмов, что означает исполнение Ветхого Завета в Новом Завете.

[6] ДОГМАТИК – стихира в похвалу Пресвятой Богородицы, содержащая догматическое учение о воплощении Господа и соединении в Нем двух естеств – Божественного и человеческого.

[7] «СВЕТЕ ТИХИЙ» – высокая и святая вечерняя песнь, прославляющая Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления, поется всегда на вечерне с особенным вниманием и благоговением. По другим источникам её автор – свщмч. Афиноген.

[8] ПРОКИМЕН (с греч. – положен впереди) – стих из псалмов Давидовых, сопровождаемый другими стихами, служащими ему пояснением.

[9] СТИХИРА НА СТИХОВНЕ, или СТИХОВНЫ, – так называются стихиры, перед которыми поются каждый праздник различные, соответствующие именно этому празднику стихи из псалмов. В воскресный день поются воскресные стихи – «Господь воцарися…»

[10]Отходя ко сну, как от жизни к смерти, с благоговением произносим благодарственную песнь «Ныне отущаеши…», в которой повествуется о сретении праведным Симеоном Богоприимцем Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалимском храме (Лк. 2:25‑32). «Святой Симеон просил разрешения души от тела, увидев спасение Божие, мы же просим разрешения души от страстей, от вражиих искушений и сугубых недугов, душевных и телесных».Эта молитва говорит нам также о необходимости постоянного памятования о часе смертном.

[11]ТРОПАРЬ – краткая песнь, в которой прославляются дела Божии или святых Его. Воскресный тропарь воспевает славу и величие воскресшего Христа.

[12] ПОВЕЧЕРИЕ – вечернее богослужение бывает великое и малое: великое совершается в Великий Пост и в некоторые великие праздники, малое положено в будни ежедневно. Повечерие совершается во благодарение Господа за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, и за все то, что случилось с нами в прошедший день – за нашу жизнь, пищу, мысли и дела. Мы просим, чтобы Господь ниспослал нам ночь мирную и безгрешную. На повечерии творим благодарение за начало ночи, за успокоение от трудов дня и ради воспоминания смерти, которая должна постигнуть каждого – да не застанет нас неготовыми.

[13] 50-й ПСАЛОМ – покаянный, в нем «изображается исповедание грешника и испрашивается, чтобы Бог умилостивился над ним, простил его и чтобы Дух Святый не отступил от него».

[14] КАНОН (с греч. – правило) – соединение по определенному правилу и размеру многих священных песней в один стройный состав. Обыкновенно состоит из девяти песен.

[15] ИРМОС (с греч. – связь, соединение) – первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни.

[16] КОНДАК – краткая священная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых.

[17] Повечерие и полунощница в храме заканчиваются взаимным испрашиванием прощения священника и молящихся, а на «едине в келии» вместо этого читается молитва «Ослаби, остави», поэтому она обычно носит название «Прощение» или «Вместо прощения».

[18] ПОЛУНОЩНИЦА ВОСКРЕСНАЯ – совершенно особая церковная служба – она полностью посвящена Пресвятой Троице. Святитель Афанасий (Сахаров) объясняет это тем, что воскресное утро мы должны предварять «прославлением Святой Троицы, тайна Которой нам была открыта Воскресением Христовым. Святая Церковь, устанавливая празднования седмичного круга, считала необходимым установить ежеседмичное празднование Святой Троице, но, посвятив первый день седмицы воспоминанию Воскресения Христова, именно в этот день совершившегося, она не почла удобным нарочитое прославление Святой Троицы в один из будничных дней, но внесла его в праздничное богослужение воскресного дня».

[19] СЕДАЛЕН – славословия, во время которых позволено сидеть, хотя в основном православные христиане не сидят во время славословия, по слову Тертуллиана: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицем того, кого ты боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицем Бога живаго, Которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

[20] УТРЕНЯ – церковное богослужение, совершаемое утром. Утреня совершается ради настоящего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет и Разрушившего тьму. Утреня обычно соединяется с полунощницей и первым часом. В молитвах и песнопениях утрени мы исповедуем свою греховность, испрашиваем милостей Божиих, вспоминаем пришествие Спасителя в мир и Его славное Воскресение, славословим Господа и святых угодников Его.

[21] ШЕСТОПСАЛМИЕ – это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. В храме гасится свет и даже свечи, чтобы молящегося ничто не отвлекало от слушания псалмов. Это также напоминание о состоянии души во грехе. В то время темнота в храме и мерцание лампад символизирует ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием: «Слава в вышних Богу…» В первых трех псалмах шестопсалмия передается скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Во второй половине – моления души раскаявшейся и примирившейся с Богом. Есть церковное предание, что Страшный Суд будет столько времени, сколько читается шестопсалмие.

[22] Пение «БОГ ГОСПОДЬ…» напоминает о спасении, совершенном явившемся в мир Спасителя, и прославляет два пришествия Христова: первое – во плоти и второе – во славе, когда Господь придет судить живых и мертвых.

[23] Чтение кафизм призвано напоминать нам о тяжких скорбях Господа нашего Иисуса Христа.

[24] НЕПОРОЧНЫ – это 17-я кафизма, состоящая полностью из 118-го псалма, в которой пророк Давид воспевает Божественный закон, спасающий человека в этой жизни и по смерти, а соблюдающих его называет блаженными. Непорочны – торжественная, праздничная кафизма, исполненная глубочайшего смысла и обильного назидания для верующих, поэтому Устав церковный назначает их для торжественного пения на утренях большей части воскресных дней года. Завершаются непорочны тропарями по непорочных «Ангельский собор удивися…» – о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

[25] ИПАКОИ – (с греч. – повиновение, послушание и внимание) это тропарь, достойный и требующий особого внимания.

[26] СТЕПЕННЫ – песнопения, составленные на основании псалмов (119–133), именуемых «Песнь степеней», то есть ступеней, знаменующих собой восхождение верующих от земли на Небо, от места странствования в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою. Степенны предваряют чтение Евангелия, как бы приготовляя, возводя нас к слушанию слова Божия. По способу исполнения именуются АНТИФОНАМИ (с греч. – противогласие), т.е. песнопения поемые на обоих клиросах попеременно.

[27] КАТАВАСИЯ (с греч. – схождение, выход, соглашение) – ирмос, который поется в конце каждой песни; для его торжественного исполнения певцы с обоих клиросов сходились на середину церкви.

[28] ИКОС – пространная священная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых. Икос всегда читается после кондака.

[29] ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (с греч. – высылаю) тропарь, читаемый в воскресный или праздничный день на утрени, после канона. Прославляет послание апостолов на проповедь, тесно связан с содержанием утреннего Евангелия.

[30] ХВАЛИТНЫ ­– так именуются псалмы 148, 149 и 150 по частому в них повторению слова «хвалите». В них содержится славословие и хвала Богу от всей твари.

[31] Евангельская стихира напоминает содержание прочитанного Евангелия.

[32] СЛАВОСЛОВИЕ ВЕЛИКОЕ «...издревле составлено отцами... и всякому верному надобно поучаться в нем и знать его, и воссылать его к Богу всякий День, утром и вечером». Начинается оно со славословия Ангелов при Рождестве Христове.

[33] ЧАСЫ – так называются молитвословия, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующие каждой четверти дня и творимые в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.
ЧАС ПЕРВЫЙ – славословие первого часа соединяется с утреней, так как этим часом начинается день и он приносится вместе с утренею как дар и жертва хваления Господу. «Читаются три псалма в честь Троицы, изреченные некогда Давидом поутру, содержащие благодарение Богу и молитву о том, чтобы пришел на нас Его Божественный свет, чтобы наши дела были благопоспешны, и мы оставили всякое зло, исполнились же всякого добра».

[34] ЧАС ТРЕТИЙ – это славословие совершалось по прошествии первой четверти дня. В час третий иудеи обвинили Спасителя и решили убить Его. В третий же час Святой Дух сошел на апостолов. В псалмах третьего часа говорится о коварстве иудеев и их замысле против Христа, а в последнем из них, 50-м, – о сошествии Божественного Духа.

[35] Прошла еще четверть дня, ЧАС ШЕСТОЙ – это середина дня. В этот час Господь наш Иисус Христос был распят на Кресте. «Псалмы шестого часа указывают на восстание иудеев, их покушение на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, на их оскорбления Ему – насмешки и ругательства, на их ярость и гнев, на бывшее землетрясение, мрак, покрывший тогда землю, и прочее, – так как иудеи распяли Господа в шестом часу».

[36] ЧАС ДЕВЯТЫЙ – это славословие совершалось при приближении конца дня: окончилась еще одна его четверть. Девятый час в честь Пресвятой Троицы, так как девять часов троекратно указывают на троичность лиц. В девятом часу распятый за нас Господь наш Иисус Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенной жертвой за нас, людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и многие усопшие святые восстали, сущие во аде сделались свободными. В псалмах девятого часа мы благодарим Того, Который за нас умер плотию, Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который Своей смертью оживил нас, разрушил нашу смерть.

[37] ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ – богослужение, совершаемое вместо литургии, когда, по церковному Уставу, Литургии быть не положено, также и на келейной молитве. Название изобразительны дано сему последованию потому, что оно есть изображение, т.е. некоторое подобие, или образ Божественной литургии. Литургию называют также обедней, а изобразительны – обедницей.

[38] БЛАЖЕННЫ – заповеди блаженств из Евангелия (Мф. 5:3-12), которые читаются с тропарями из Октоиха.

Наши рекомендации