Определение богобоязненности
Ученые давали много разных определений, вот некоторые из них:
Преграда, установленная между человеком и тем, что запретил Аллах.
Подчинение приказам Аллаха и отказ от запрещенного Им. Богобоязненные –это те, которых Всевышний видит поклоняющимися и оставляющими запретное.
Богобоязненность – это страх перед Величественным, это жизнь по Книге Аллаха, это довольствие малым, это готовность к следующей жизни.
Богобоязненность – это когда мусульманин ставит сохраняющую преграду между собой и тем, что вызывает гнев, негодование и наказание Аллаха. Это происходит путем выполнения обязанностей и оставления
запрещенного.
Умар, р, как-то спросил Убэя ибн Кааба о богобоязненности. Тот ответил: «О правитель правоверных! Приходилось ли тебе ходить по дороге, усыпанной колючками?» Умар ответил: «Да!» Убэй спросил: «Как ты продвигался вперед?» Умар ответил: «Я обычно поднимаю подол и смотрю на то место, на которое встану, и таким образом переставляю ноги, боясь повредить их». На это Убэй ибн Кааб сказал: «Это и есть суть богобоязненности!»
Важность богобоязненности
Это готовность к подчинению. Это видение дозволенного и запретного. Это боязнь допустить ошибку. Это страх перед Аллахом.
Богобоязненность есть основа религии, именно с ее помощью люди постигают абсолютную уверенность. Она неотъемлемая деталь сердец и душ, стремящихся к успеху.
Оставление грехов больших и маленьких
И есть суть богобоязненности.
Это словно идти по дороге с колючками,
Остерегаясь наступить даже на одну из них.
Не стоит пренебрегать маленьким,
Ведь даже горы собраны из камушков.
Ибн Раджаб, р, говорил: «Основа богобоязненности – это установление защиты между человеком и тем, чего он боится и остерегается». Часто богобоязненность встречается в словосочетании с именами Аллаха:
«И бойтесь Аллаха»(сура «Корова», аят 189).
В этом случае имеется в виду боязнь Его гнева и негодования, и никак не страх приближения к Нему и боязнь Его законов. Также подразумевается наказание в этой и будущей жизни:
«Аллах предостерегает вас от Самого Себя»(сура «Семейство Имрана», аят 28).
Всевышний сказал:
«Он – Тот, Кто достоин страха»(сура «Завернувшийся», аят 56).
Он достоин страха и боязни, подчинения и возвеличивания. Верующие должны возвеличить Его в себе, чтобы полноценно поклоняться и подчиняться Ему, поскольку лишь Он достоин этого, Он единственный обладатель настоящего величия, силы и мощи.
Иногда богобоязненность идет в контексте с наказанием, либо местом наказания:
«И бойтесь огня»(сура «Семейство Имрана», аят 131»,
либовременем наказания, как День Суда:
«Бойтесь Того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху»(сура «Корова», аят 281).
Выполнение обязанностей и оставление запретов и сомнительных вещей придают богобоязненности совершенство. Возможно, совершение желательного и оставление нежелательного также украшают богобоязненность человека, так как Аллах говорит:
«Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных»(сура «Корова», аят 1, 2).
Слова ученых, относительно богобоязненности
Ибн аль-Кайим в определении богобоязненности говорил: «Ее сущность – подчинение Аллаху с верой и надеждой, будь это приказы или запреты. Человек делает то, что ему приказал Аллах с верой и убежденностью в скором воздаянии. И оставляет все то, что Аллах запретил с верой и страхом наказания».
Талк ибн Хабиб говорил: «Если вас одолела смута, тушите ее богобоязненностью». Его попросили сказать о богобоязненности, он ответил: «Подчинение приказам Аллаха, согласно свету от Аллаха (Коран и Сунна), с надеждой на награду Аллаха. Оставление ослушаний Аллаха, согласно свету от Аллаха, боясь наказания Аллаха». Это наилучшее высказывание, определяющее богобоязненность.
Степени богобоязненности
Существует три степени богобоязненности:
Первая степень: спасение от вечного огня Ада, который ждет неверных и многобожников, путем следования словам единобожия. Всевышний говорит:
«…и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха)»(сура «Победа», аят 26).
Вторая степень: остерегаться всего, что может послужить причиной мучения в Аду, будь то большие или малые грехи.
Третья степень: отдаление от всего того, что отвлекает от Аллаха, даже если это дозволенные вещи. Это очень высокая и совершенная степень. Увлекаясь бесполезным, человек отвлекает себя от Аллаха, более того, это может привести к болезни сердца. Злоупотребляя бесполезными дозволенными делами, человек рано или поздно начинает совершать нежелательные поступки, что в конечном итоге может привести к грехам. Это цепочка, с которой мы очень хорошо знакомы. Из изречения проповедника: «Главное знай! Да благословит Аллах твою религию, и прибавит уверенности в ней! Богобоязненность с точки зрения борцов с ложью – это очищение сердца от грехов, до тех пор пока не возникнет отвращение от всего греховного».
Богобоязненность в Коране
В Священном Коране богобоязненностью наделены следующие понятия:
1. Страх и боязнь. Всевышний сказал:
«…и Меня Одного бойтесь»(сура «Корова», аят 41).
В другом аяте Аллах говорит:
«Бойтесь Того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху»(сура «Корова», аят 281).
Страшитесь этого Дня и того, что в нем будет. Из слов Аллаха:
«…и боятся Дня, зло которого разлетается»(сура «Человек», аят 7);
2. Повиновение и поклонение. Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом»(сура «Семейство Имрана», аят 102).
То есть повинуйтесь Ему настоящим повиновением и поклоняйтесь Ему истинным поклонением. Как говорил муджахид: «Ему должны повиноваться и не должны ослушиваться, Его должны помнить и не должны забывать, Его должны благодарить и не должны проявлять неверие»;
3. Очищение от грехов, что подтверждает само определение богобоязненности. Всевышний говорит:
«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех» (сура «Свет», аят 52).
Боятся, то есть оставляют греховное. Стоит заметить, что богобоязненность упомянута после повиновения и страха, это говорит о том, что богобоязненность отделена от этих двух поступков сердца.
4. Кроме этого под богобоязненностью подразумеваются опасение от многобожия, опасение от нововведений, опасение совершить грех. В одном из аятов Аллах упоминул богобоязненность трижды:
«На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Аллах любит творящих добро» (сура «Трапеза», аят 93).
Данное повторение неспроста, некоторые говорили, что в первом случае имеется в виду опасение совершить многобожие, во втором – боязнь нововведений, а в третьем – страх попасть в грехи. Также есть мнение, что под богобоязненностью в первом случае подразумевается единобожие, под вторым – Сунна, а под третьим – повиновение.