Как человек должен отчитывать себя?
Человек должен признать недостаток своей души, ее низость и скверность, признать, что она призывает к дурному, отвлекает от поклонения и обязанностей перед Аллахом.
Польза самоанализа
Можно вывести массу различных польз, связанных с самоотчетом. К примеру, человек рассматривает свои недостатки и обнаруживает для себя поразительные вещи. Абу Дарда говорил: «Человек не сможет до конца понять суть религии, до тех пор пока не почувствует отвращение ко всем людям из-за их отношения к Аллаху. Затем задумается о себе и, увидев себя далеким от Аллаха, почувствует еще большее отвращение». Мухаммад ибн Васиа (р) говорил: «Если бы грехи имели запах, никто не смог бы сидеть со мной». Он был одним из выдающихся ученых своего времени.
Йунус ибн Убэйд говорил: «Я знаю сто хороших качеств, и не уверен, что в моей душе есть хотя бы одно».
Хаммад ибн Сальма явился к Суфьяну Ас-Саури, когда тот лежал на смертном одре: «О, Абу Абдуллах! Ты обезопасил себя от того, чего боялся. И приблизился к Тому, к Кому стремился, Милостивейшему из милостивейших». Суфьян сказал: «О Абу Сальма, ты действительно желаешь, чтобы такой как я спасся от огня?» Хаммад ответил: «Да! Я действительно желаю тебе этого».
Джаафар ибн Зейд говорил: «Мы находились в военном походе, с нами был Саля ибн Ашиям. Когда мы остановились на ночлег, все совершили молитву и улеглись спать, я решил проследить за Саля: он выбрал подходящий момент и незаметно от всех скрылся в гуще деревьев неподалеку. Когда Саля совершил омовение и принялся за молитву, появился лев и приблизился к нему, я со страху залез на дерево и стал наблюдать за происходящим сверху. Закончив молитву, Саля, спокойно сказал: „О, хищный зверь! Ступай, ищи пропитание в другом месте“. Рыча, лев ушел восвояси. До самого рассвета он молился Аллаху, а под конец сел, восхвалил Всевышнего и сказал: „ О Аллах! Я прошу Тебя, спаси меня от огня. Ведь подобные мне должны стесняться просить у Тебя Рая“. Затем он вернулся на место и как ни в чем не бывало сделал вид, что только что проснулся. Что касается меня, то только Аллах знает мое состояние от увиденного».
Умар ибн Хаттаб, р, говорил: «О Аллах! Прости мне мою несправедливость и неблагодарность». Кто-то спросил: «О правитель правоверных! Несправедливость понятна, но какая неблагодарность?» Умар ответил: «Всевышний сказал:„Воистину, человек несправедлив и неблагодарен“»(сура «Ибрахим», аят 34).
Проанализировав данные истории и высказывания, мы чувствуем большое расстояние между нами и нашими праведными предшественниками.
Человек должен учитывать свои минусы, а совершая благие поступки, им не должны овладевать лесть и самодовольство. Сколько бы мы ни творили, в любом случае мы не в состоянии возместить все сполна. Хорошо помогает для самоанализа чувство постоянного контроля. Всевышний постоянно всех нас видит, и ничто не сможет скрыться от Его взора:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена»(сура «Каф», аят 16).
Также Аллах сказал:
«Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его» (сура «Корова», аят 235).
Для самоанализа очень важно помнить о вопросах Судного Дня, о том, что мы за все будем спрошены в этот День. И это касается не только грешников, Всевышний говорит:
«…чтобы Он спросил правдивых об их правдивости»(сура «Сомны», аят 7).
Если правдивые будут спрошены, то что можно сказать обо всех остальных?!
«Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников»(сура «Преграды», аят 6).
Даже посланники будут нести ответ.
Необходимо помнить о спросе за каждую часть тела:
«Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу»(сура «Аль-Исра», аят 36).
Если человек задумается о том, что за все будет отвечать наравне с пророками и праведниками, каково будет его состояние? Кроме того, мы будем держать ответ за полученные блага:
«В Тот День вы будете спрошены о благах»(сура «Охота к умножению», аят 8).
Даже за стакан прохладной воды мы будем спрошены. Размышление над вопросами Судного Дня и их утверждение обеспечивают человеку приближение к Аллаху, исправление в лучшую сторону, помогают противостоять невежеству и страстям, укрепляя человека на выполнении предписаний и оставлении запретов.
Картинки самоанализа из жизни праведников