Самоотчет после совершения поступка
Самоотчет после совершения поступка разделен на три вида: учет минусов и недостатков, допущенных во время обрядов поклонения; учет в поступках, которые лучше не совершать; учет в обыденных дозволенных делах. Для чего они совершаются? Ради Аллаха и лучшей жизни после смерти? Или же для определенной выгоды? Или по привычке?
Во-первых: учет минусов и недостатков, допущенных во время обрядов поклонения. Итак, самоотчет после поступков – это контроль моментов поклонения, выполненных неполноценно, к примеру, отсутствие смиренности в молитве, нарушение поста грехами, различные препирательства во время совершения паломничества. Человек должен спрашивать себя: как я совершил поклонение? Соответствует ли мой поступок Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?
В поклонении существуют следующие шесть обязательств:
– чистосердечие;
– искренность ради Аллаха;
– следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует;
– хорошее выполнение;
– необходимость чувствовать милость Аллаха, предоставленную в том или ином поступке;
– необходимо понимать свою неполноценность, потому что как бы мы не благодарили Всевышнего, все равно мы не сможем отплатить за все блага в полной мере.
Все эти шесть моментов необходимы во всех богоугодных делах, этим мы доказываем, что самоотчет должен производиться не только после совершения грехов. Итак, совершая благой поступок, мы должны проявить искренность и чистосердечие. Изо всех сил мы должны стараться соответствовать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в этом деле, совершать его именно подобающим образом, чувствуя все блага, предоставленные нам Господом. Мы должны понимать, что если бы не помощь Аллаха, мы бы никогда не смогли совершить подобного. И, в итоге, необходимо смириться с тем, что в полной мере нам невозможно отблагодарить Аллаха.
Итак, самоотчет в поступках – это учет минусов и недостатков, которые были допущены.
Во-вторых: отчитывание себя после совершения поступков, которых лучше не совершать. Сюда можно приписать все греховные дела, а также дозволенные дополнительные поступки, отвлекающие от основных. К примеру, молитва в последнюю треть ночи, если она мешает совершать утреннюю. Либо поминание, которое отвлекает от чего-то, более важного. Данный вид подразумевает размышление над поступком: что лучше, его выполнение или оставление? Безусловно, грехи необходимо оставлять, а также поступки, которые отвлекают от основных видов поклонения.
В-третьих: самоотчет в обыденных дозволенных делах. Для чего они совершаются? Ради Аллаха и лучшей жизни после смерти? Или же для определенной выгоды? Или по привычке? Человек должен спрашивать себя даже в обыденных житейских делах, присутствует ли в душе благое намерение? Скажем, человек, который каждый день тратит деньги на свою жену и детей, пусть спрашивает себя, для чего он это делает? В результате человек получает огромную награду, в которой будет нуждаться в Судный День. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Воистину, если мусульманин, расходуя средства на свою семью, надеется на награду Аллаха, это считается его пожертвованием». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращает наше внимание на то, что растраты, которые люди обычно расходуют на свои семьи при благом настрое и намерении, становятся милостыней. Это побуждает людей к максимальному обеспечению семей и детей, разумеется, без расточительства и излишеств.
С чего начинается самоотчет
Ибн Аль-Кайим, р, говорил: «Вначале начинаем с обязательных видов поклонений. Если обнаружены недостатки, необходимо их восполнить. Затем рассматриваем запреты. Если таковые имеются, спешим их загладить и покаяться. После этого нам необходимо вспомнить, для чего мы созданы: если увидим, что отошли от цели, спешим к исправлению, поминая Аллаха и приближаясь к Нему. Затем необходим контроль над словами, походами, действиями, над глазами и ушами, для чего они были использованы и ради кого?»
Мы должны знать, что выполнение обязательств важнее оставления запретов. На вопрос от чего мы больше получаем награду, мы отвечаем, что оба очень важны. Однако выполнение обязательств – степенью и наградой выше, поскольку является изначальной целью, а запреты – это вытекающие ограничения. Если человек осквернился в молитве, ему необходимо ее перечитать, а если пропустил что-либо, он должен восполнить пропущенное. Если обязательный пост начат без намерения, его также необходимо восполнить другим днем.
Итак, результатом искупления за недостатки в поклонении является самоконтроль. Однако необходимо оценивать ситуацию, потому что в некоторых случаях восполнение не требуется. Например, если человек совместил свою послеполуденную молитву с пятничной, ему необходимо восполнить первую в установленное время. А если человек, будучи путником, совершит молитву за имамом, который не сокращает молитву, он должен всю молитву провести за имамом. Некоторые минусы в обязательных молитвах, такие как невнимательность, восполняются совершением дополнительных молитв.
Запреты и грехи. Совершая запретные поступки, необходимо резко остановиться, причем некоторые грехи требуют искуплений, таких как избавление от полученных запретным путем средств или возвращение чужого имущества. Некоторые грехи не стираются, кроме как после покаяния, с сожалением о случившемся и намерением больше к этому не возвращаться, загладив свои грехи перед другими, испрашивая у них прошение, а также совершая благие поступки, которые стирают скверные. Всевышний сказал:
«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – напоминание для поминающих»(сура «Худ», аят 114).
Человек должен быть далек от беспечности, он всегда должен помнить, для чего сотворен в этом мире. Пустое времяпровождение, игры, увлечения, несмотря на то, что это все не запретно, лучше, если эти минуты будут заполнены поминанием Аллаха и благими поступками.
Существует еще один метод самоотчета, особый спрос каждой части тела: что я натворил своей же рукой, куда я иду, что я слушаю, на что я смотрю, что я говорю? Это хороший метод самоотчета, побуждающий человека к богоугодным делам.
Отчет в намерениях и желаниях – это когда человек спрашивает себя: что я желаю от этого поступка, какое у меня намерение. Несмотря на то, что сердце – это одна из частей тела, оно нуждается в особом контроле, ему свойственно часто колебаться. Каждый человек с утра должен наметить себе время в конце дня для отчета за все поступки и дела. Подобно тому, как поступают бизнесмены в своей работе, в конце года, либо месяца или дня они устраивают учет, чтобы сполна расплатиться со всеми по счетам. Ученые сравнили самоотчет с претензиями скупого компаньона, то есть здесь необходима настойчивость. Это очень важный момент в самоконтроле, человек должен предвзято относиться к себе, проверять, анализировать. Человек не должен проявлять слабость по отношению к себе, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)». Да, человек должен быть обходительным с окружающими, но не с собой! Ему необходимо быть максимально строгим по отношению к себе. Он должен спрашивать себя: выполнил ли он обязанности, совершал ли греховные поступки, был ли беспечен, использовал ли части тела по назначению, благодарил ли Всевышнего за блага?
Очень важно наказывать себя за совершенные грехи, заставляя совершать обязательные и желательные поступки. Удивительно то, что человеку легко наказать за плохой нрав свою супругу, детей, прислугу или водителя, но не самого себя.
Виды наказания
Наказание. Это очень громко сказано, тут мы подразумеваем принуждение к выполнению дополнительных видов поклонений. Приведем пример тех, кто жил до нас, как они наказывали самих себя.
Умар ибн Хаттаб, р, подверг себя наказанию, после того как упустил возможность выполнить предвечернюю молитву с людьми в мечети. Он пожертвовал землей, стоимость которой оценивалась в тысячу дирхемов.
Ибн Умар, р, когда не успевал на совместную молитву, всегда проводил ночь после этого дня в молитвах. А если он затягивал с вечерней молитвой, так что на небе уже появлялись первые звезды, он освобождал двух рабов, несмотря на то, что время молитвы еще не вышло.
Ибн Аби Рабия освободил раба из-за того, что пропустил утреннюю дополнительную молитву.
Стоит заметить, что наши праведные предшественники наказывали себя за минусы, допущенные во второстепенных делах, и за нежелательные поступки. Их высокий нрав и вера не позволяли им даже приближаться к грехам и беспечности.
Человек не сможет удержаться на правильном пути без трех вещей – это старание, самоотчет и самовоспитание. Жизнь и поведение праведных мусульман, живших задолго до нас, помогает нам понять, как правильно наказывать самих себя за упущения и беспечность. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершит ночную молитву, прочитав в ней десять аятов, будет избавлен от беспечности, кто прочитает сто аятов, будет записан как набожный. А кто прочитает тысячу аятов, тот будет засчитан как несметно богатый человек».
Поведение праведных предшественников по сей день является исключительным примером для подражания. Размышляя над их жизнью, человек должен прийти к методу воспитания себя путем наказания, обязывая себя как можно больше и лучше выполнять обязательные и дополнительные предписания. Жена Масрука говорила: «Ступни моего мужа всегда были покрыты трещинами от частых молитв. Всегда когда я сидела позади него, я плакала из жалости к нему».
Абу Дарда говорил: «Если бы не три вещи, я бы не смог прожить в этой жизни даже одного дня: терпеливое перенесение жажды ради Аллаха в полуденный зной, поклон Всевышнему посреди ночи и компания, в которой избираются наилучшие слова для разговора, как избираются наилучшие плоды для еды».
Мать Рабии ибн Хусейма часто жалела своего сына, видя, как тот рыдает и проводит много времени в молитвах. Она спрашивала его: «Сынок, ты, наверное, убил кого-то?» Он отвечал: «Да, о моя матушка!» Она продолжала: «Скажи, кого? Мы попросим прощения у его близких. Клянусь Аллахом! Если они увидят твое состояние, они простят тебя». Он говорил: «О матушка, это моя душа!»
Не сравнится эта чистая и добрая душа с душой черствой и неверующей, с душой человека, который не верит в Аллаха. Он говорит своему сыну, который старателен в поклонении: «Я советую тебе чересчур не увлекаться поклонением». «Но почему?» «Возможно, там ничего нет!» Это сомнение в пророчестве, испытании и возмездии. Несомненно, это неверие.
Касим ибн Мухаммад говорил: «Я вышел утром, и решил пройти мимо дома Айши, Р, чтобы поприветствовать ее. Когда я пришел к ней, она совершала молитву восхода солнца, она читала слова Аллаха:
„Аллах же оказал нам милость и уберег нас от мучений знойного ветра (или мучений в Аду)„(сура «Гора», аят 27).
Рыдая и умоляя Аллаха, она повторяла этот аят. Я устал ждать, и решил отправиться на рынок, вернувшись, я увидел ее в том же состоянии. Затем я снова отлучился, а когда вернулся, она еще рыдала и повторяла этот аят».
Наши сердца склонны к грехам, поэтому мы должны их раскрывать и изучать то, что в них находится.
Правила самоанализа
Одним из основных правил анализа является порицание души. Учитывая то, что она призывает нас к дурному, она другого отношения не заслуживает. Всевышний приказал нам очищать и выпрямлять душу, поэтому мы должны приготовить для нее цепи и силу для принуждения к поклонению и запрету к греховным страстям. Если оставить душу на произвол судьбы, она будет следовать своим прихотям и в результате собьется. А если ее постоянно одергивать, порицать и принуждать, она станет упрекающей и в итоге поднимется до степени успокоенной души.