Признаки, указывающие на любовь человека к Аллаху.

Любовь – скрытое поклонение сердца, поэтому ее очень легко имитировать. Аллах говорит в Коране:

«Иудеи и христиане сказали: „Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные“. Скажи: „Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил“»(сура «Трапеза», аят 17).

Человек не должен поддаваться козням Шайтана и обманывать самого себя, притворяясь любящим Аллаха. Любовь – это крепкое дерево, корни которого прочно опущены в землю, а ветви уходят далеко в небо, плоды проявляются в сердцах и в поступках. Признаков любви много, вот некоторые из них:

• Желание встретиться с Аллахом.

Любовь невозможно представить без желания скорой встречи с Возлюбленным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним, что же касается нежелающего встречи с Аллахом, то и Аллах не желает встречи с ним». Истинно любящий человек постоянно вспоминает своего Возлюбленного, и всегда помнит о встрече с Ним. Что же это за встречи? Их несколько: смерть, День Суда и встреча в Раю. Смерть – это первый шаг на пути к Всевышнему. Но это не означает, что мы все должны желать для себя смерти, просить и мечтать о ней. Мы должны быть готовы к ней, и когда она приходит, мы радуемся скорой встрече с Аллахом и скорой награде за терпение. В Коране сказано:

«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек, на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (сура «Месяц», аяты 54, 55).

Человек желает быть ближе к своему Господу, он хочет быстрее насладиться теми наградами, которые уготовлены для него после смерти, не считая того, что ему уготовлено в Раю. Учитывая любовь и стремление праведных рабов, Аллах определил первый шаг навстречу к Нему, –и это смерть. Он сказал:

«Если кто-то надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит» (сура «Паук», аят 5).

• Склонность человека к уединению и тайному общению с Аллахом, читая Коран и выстаивая молитвы.

Мы должны наслаждаться общением с Господом. Как может человек любить Аллаха, если сон или разговоры важнее, чем общение с Ним?! Любовь украшает прислуживание Возлюбленному: чем сильнее любовь человека, тем его поклонение и внимание совершеннее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне привили любовь в этом мире к благовониям и женщинам, а услада моя – в молитве».

Ибн Аль-Кайим говорил: «Услада выше любви, и если благовония и женщины были любимы для него, то радостью его глаз, желанием сердца, усладой и счастьем была молитва, которая является связью с Аллахом и приближением к Нему. Для кого молитва была усладой глаз при жизни, для того после смерти будет усладой глаз встреча с Господом. Для кого усладой глаз является Аллах, тот будет усладой для всех глаз. Тот, чьи глаза не радует Аллах, будет предан этому миру, и потеряет сладость поклонения, будет подобен поклоняющемуся принудительно, под гнетом и унижением…».

Итак, есть люди, которые стараются из любви, и есть те, кто подчиняется, вынуждая себя. Когда человек любит Аллаха, он с легкостью, наслаждаясь, подчиняется Ему.

Учитывая сказанное выше, что можно сказать о человеке, который тяжело просыпается на утреннюю молитву, иногда заставляет себя совершать те или иные виды поклонения? Означает ли это то, что он не любит Аллаха?

Ответ – нет! Наши поступки можно сравнить с водой, текущей по склону. К идеальному поклонению человек пробирается через упорные тренировки, старание и трудности. Именно поэтому на первых порах наслаждение от молитвы достигается терпением и принуждением самого себя. Один из праведных предшественников говорил: «Двадцать лет я заставлял себя выстаивать ночную молитву тахаджуд, затем я всю жизнь наслаждался ею».

Важно осознать путь к любви Всевышнего от самого начала и до конца, что же предстоит вынести и перетерпеть. Человек, движущийся по этому направлению, не застрахован от неудач и провалов, вплоть до самой цели. Иногда человеку кажется, что он уже получает удовольствие, однако это лишь временно, в таком состоянии он продолжает двигаться вперед, пока не достигнет совершенства. Теперь понятно, что дела, выполненные ради Аллаха, имеют степени и уровни –кому дано это понять, тому легко этого достигнуть. В противном случае, человек просто занимается подражанием, он постится со всеми, совершает паломничество как все, не проявляя никаких инициатив.

Итак, благом для человека на этом пути, является наслаждение от молитвы, а бедой и неудачей –торможение и прерывание поклонения. Любовь проявляется тогда, когда человек сожалеет о том времени, которое было потрачено впустую. Именно поэтому некоторые праведники очень сильно переживали болезни не из-за самого недуга, а из-за упущений в уже привычном поклонении. В этом случае любые пропуски обрядов поклонения становятся самой ненавистной вещью для таких людей, именно из-за этого Аллах сполна воздает наградой за болезни. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек заболеет, либо отправится в дорогу, ему будут зачтены все те дела, которые он совершал во здравии и будучи дома».

• Признаком любви к Господу является терпение в трудностях.

Терпение –прочнейшая ступень на пути к любви, это самое необходимое для любящих. Какова же связь между любовью и терпением? Ответом на данный вопрос является та самая изюминка, из-за которой определяется важность терпения в любви. Дело в том, что терпением определяется истинность любви. Многие делают вид, что любят Аллаха, однако при первых же трудностях они срываются и показывают свое истинное лицо. Итак, мы выяснили, что самые любящие рабы Аллаха –это те, кто наиболее терпелив. Именно этим качеством Аллах описал Своих приближенных рабов. Так Аллах сказал о Пророке Айюбе, мир ему, испытав его болезнью:

«Воистину, Мы нашли его терпеливым»(сура «Сад», аят 44).

Это связь между терпением и любовью:

«Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху»(сура «Сад», аят 44).

Всевышний приказал Своему самому любимому созданию проявлять терпение:

«Терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься оттого, что они ухищряются» (сура «Пчелы», аят 127).

• Никто и ничто не должно затмевать любовь к Аллаху.

Всевышний и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должны быть самыми любимыми. Умар как-то сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не станет вера твоя совершенной) пока не станешь ты любить меня больше самого себя!» Тогда Умар сказал ему: «Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!» И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сейчас, о Умар!»

Любовь к Аллаху должна быть безраздельной, даже если это родители, жены или дети. Кто предпочитает Аллаху кого-то или что-то, тот имеет в груди больное сердце. Человек, любящий Аллаха больше всего, с легкостью побеждает личные страсти и лень, он постоянен в поклонении.

Важное примечание

Для нас важно знать, что грехи не влияют на основу любви, они влияют на ее совершенство. И когда человек принимает спиртное, мы не имеем право говорить, что он не любит Аллаха. Любовь подобна вере, у нее есть основа и предел совершенства, и чем больше грех, тем слабее любовь. Лишь только когда человек начинает сомневаться и лицемерить, он лишается основы любви и веры.

Недопустимо говорить грешникам, что у них нет любви к Аллаху, она у них есть, однако она на слабом уровне, и доводом для этих слов может послужить следующий хадис. Однажды Нуэймана привели к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в пьяном виде. Тогда было решено наказать его, так как это прописано в шариате. Во время наказания один человек проклял его и сказал: «Как часто его приводят в таком состоянии?!» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не проклинай его, поистине он любит Аллаха и Его посланника».

Иными словами, у него имеется основа любви, однако сама любовь неполноценна из-за наличия больших грехов. Это сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому мы не имеем права обсуждать его действия, мы берем во внимание то, что грехи не влияют на любовь в целом. Возможно, этот сподвижник совершил покаяние, кроме того, наказание полностью избавляет человека от греха.

Это одно из правил поведения со сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, даже если нам известны их ошибки, тем не менее, они у Аллаха на особом месте. Нет сомнений в том, что их благие поступки затмевают собой прегрешения.

5. Человек проявляет свою любовь к Аллаху частым Его поминанием. Язык и сердце должны быть занятыми этим постоянно. Частое поминание доказывает наличие любви, и кто часто поминает Господа, тот любит поклонение, Его слова, праведников. Всевышний приказывает нас часто вспоминать Его:

«Будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (сура «Добыча», аят 45). Поминание должно быть всегда и при любых обстоятельствах. Человек, который начинает свой день с поминания и заканчивает его поминанием, доказывает наличие любви в сердце.

6. Истинно любящий человек, вспомнив Аллаха в одиночестве, чувствует трепет в сердце, и его глаза заливаются слезами из-за страха перед Всевышним, Который говорит:

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа»(сура «Добыча», аят 2).

А что можно сказать о любви мирской, между мужчиной и женщиной? Как сильно начинают биться их сердца при упоминании друг друга! Так каково же будет состояние верующих, любящих Аллаха, при упоминании имени Его?!

7. Любящий раб проявляет свою ревность, когда дело доходит до ослушаний Аллаха, либо до Его прав. Религия вся тесно связана с этой ревностью –самые крепкие в Исламе те, кто сильнее любит Аллаха, кто более ревнив по отношению к запретам Аллаха. Именно это толкает их на порицание запретного. Все потому, что Любимый Аллах этим недоволен, и они также неравнодушны к этому.

8. Любовь к словам Аллаха. Можно легко определить уровень любви как у себя, так и у других. Стоит лишь пересмотреть отношение сердца к Корану. Известно, что если один любит другого, он любит общение с ним, его речь становится самой сладкой речью на земле. Именно поэтому истинно любящие рабы Аллаха много времени уделяют Корану, читают его, разбирают пояснения, размышляют над ним, используют как довод. Необходимо читать и заучивать слова Аллаха, и чем больше нашего времени будет уходить на это, тем сильнее будет проявляться наша любовь к Всевышнему.

9. Человек должен проявлять чувство сожаления, когда пропускает что-либо из поклонения. Самое страшное для него – это потеря времени впустую. Пропустив вирд, человек страдает больше, чем тот, кто потерпел неудачу в торговле. Поэтому он старается как можно быстрее возместить упущенное. Так делал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Передается со слов Аиши, (Р): «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если делал поступки, делал их постоянно, а когда просыпал или пропускал из-за болезни, совершал днем двенадцать ракаатов».

10. Человек должен смотреть на свои поступки с пренебрежением, как будто ничего не сделал. Даже проявив максимальное терпение в поклонении, он должен смотреть на это как на должное. Мы должны воспринимать Господа выше всего того, что сделали ради Него, и считать наши поступки непринятыми или несовершенными, что вынуждает нас просить у Него прощения и способствует раскаянию. После молитвы мы говорим: «Прошу прощения Аллаха». Мы постоянно просим у Него прощения. Чем больше мы любим Аллаха, тем лучше понимаем свои обязанности. Всевышний говорит:

«…которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу…»(сура «Верующие», аят 60).

Наши рекомендации