Влияние высокомерия на поведение

1. Высокомерный отказ уверовать в Аллаха, поклоняться и подчиняться Ему. Всевышний Аллах сказал: «Ни Мессия, ни приближённые ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха. А тех, кто посчитает для себя унизительным поклоняться Ему и проявит высокомерие, Он соберёт к Себе вместе. Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна и даже приумножит его по Своей милости. А тех, которые считали для себя унизительным поклоняться Ему и проявляли высокомерие, Он подвергнет мучительным страданиям. Они не найдут себе вместо Него ни покровителя, ни помощника» (сура 4 «Женщины», аяты 172–173).

Всевышний также сказал: «Поистине, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко. Так Мы воздаём грешникам. Их ложа будут из Геенны, а над ними будут покрывала. Так Мы воздаём несправедливым» (сура 7 «Преграды», аяты 40–41).

2. Высокомерное отношение к людям и горделивая походка. Среди наставлений, которые мудрец Люкман давал своему сыну, было и следующее: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура 32 «Люкман», аят 18). Речь идёт о том случае, когда человек высокомерно и горделиво отворачивается от людей и походка его выражает высокомерие и кичливость.

«Поистине, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» — то есть всякого высокомерного, превозносящегося над остальными людьми. Подразумевается человек, который гордится и кичится своей силой, богатством или умом. Всевышний Аллах запретил шествовать по земле горделиво, сказав: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 37).

Если высокомерным людям свойственно ходить по земле горделиво, то праведные рабы Аллаха ходят по земле скромно: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура 25 «Различение», аят 63).

И наши праведные предки следили за своей походкой. Халид ибн Ми‘дан передаёт, что, выходя из мечети, ‘Амр ибн аль-Асвад аль-‘Анси, брался правой рукой за левую, а когда его спросили о причине этого, он ответил: «Я боюсь, что руки мои начнут лицемерить». Аз-Захаби сказал: «Он держал их так, потому что опасался, что будет размахивать руками во время ходьбы, а это — один из признаков горделивости» [Сийар].

‘Али ибн аль-Хусайн[54] ходил так, что рука его всегда находилась возле бедра, и не размахивал руками [Сийар].

3. Ношение длинной одежды, волочащейся по полу. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Не посмотрит Аллах на того, кто влачит свои одежды из высокомерия» [Бухари, 5783; Муслим, 2085].

Ан-Навави сказал: «Учёные сказали, что высокомерие, кичливость, гордыня, спесивость, надменность… всё это синонимы, и всё это запрещено» [Навави].

Сподвижник Джабир ибн Суляйм передаёт: «Я попросил: “Дай мне какое-нибудь наставление”. Посланник Аллаха r сказал: “Ты не должен никого поносить”. И с тех пор я не обругал ни свободного, ни раба, ни верблюда, ни овцу. И Посланник Аллаха r сказал: “Пусть никакое доброе дело не кажется тебе незначительным, даже если речь идёт всего лишь о том, чтобы у тебя было приветливое выражение лица, когда ты говоришь со своим братом. Это тоже доброе дело. Подними свой изар до середины голени, а если не желаешь так, тогда до щиколоток. И ни за что не опускай изар ещё ниже, ведь это — признак высокомерия, а Всевышний Аллах не любит проявления высокомерия. И если кто-то начнёт поносить тебя, попрекая тебя тем, что знает о тебе, не попрекай его тем, что знаешь о нём, и тогда грех за это ляжет на него”» [Абу Давуд, 4084].

В наше время появилось много новых проявлений высокомерия, касающихся одежды, помимо удлинения её — например, особые модели одежды, на которые тратятся огромные суммы и приобретается она только ради хвастовства и бахвальства. Это проявление высокомерия.

4. Высокомерный любит, когда люди стремятся к нему и встают ему навстречу. Абу Миджляз передаёт, что однажды Му‘авия[55] d вышел к Ибн аз-Зубайру и Ибн ‘Амиру, и Ибн ‘Амир поднялся, а Ибн аз-Зубайр остался сидеть. Му‘авия сказал Ибн ‘Амиру: «Сядь, ибо я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Кто желает, чтобы люди вставали ему навстречу, пусть готовится занять своё место в Огне”» [Абу Давуд, 5229].

5. Кичливость и неестественность в речах. Джабир d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, самыми любимыми для меня и сидящими ближе всех ко мне в Судный день окажутся самые благонравные из вас. И поистине, самыми ненавистными для меня и сидящими дальше всех от меня в Судный день окажутся болтливые (сарсаруна), кичливые в речах (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна)». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, мы знаем болтливых и кичливых в речах, но что такое разглагольствующие?» Он ответил: «Это высокомерные».

Ибн аль-Каййим сказал: «Сарсар — говорящий много и неестественно, муташаддик — превозносящийся над людьми посредством своих речей, которые он произносит, выговаривая каждое слово из стремления продемонстрировать своё красноречие и придать торжественность и важность своим словам. Мутафайхик — от слова фахак, означающего ‘наполненность’. Это человек, который наполняет свой рот словами и говорит пространно ради собственного возвышения и демонстрации своего превосходства над другими» [Мадаридж ас-саликин].

6. Издевательства и насмешки над людьми и придумывание обидных прозвищ. Высокомерный человек ставит себя выше других людей и относится к ним пренебрежительно, насмехаясь и издеваясь над ними.

7. Злословие. Высокомерный желает показать, что он выше остальных людей, и один из способов добиться этого — злословие, выставление на всеобщее обозрение чужих недостатков и изъянов.

8. Брезгливое отношение к бедным и слабым людям и нежелание контактировать с ними. Высокомерный человек питает отвращение к общению с теми, кто уступает ему в состоятельности или ниже его по своему происхождению или положению в обществе.

Именно это поведение удержало некоторых многобожников от принятия ислама. Благородный сподвижник Са‘д ибн Абу Ваккас передаёт: «Нас было с Пророком r шесть человек, и многобожники сказали Пророку r: “Прогони от себя этих, дабы они не вели себя дерзко по отношению к нам”. Это оказало определённое влияние на Посланника Аллаха r, и он задумался, и тогда Всевышний Аллах ниспослал: “Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику”» [Муслим, 2413].

От Хаббаба передаётся следующее сообщение, связанное со словами Всевышнего: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых» (сура 6 «Скот», аят 52). Аль-Акра‘ ибн Хабис ат-Тамими и ‘Уяйна ибн Хисн аль-Фаззари[56] пришли к Посланнику Аллаха r и обнаружили его сидящими в обществе Сухайба, Биляля, ‘Аммара и Хаббаба, то есть в окружении верующих, которые в обществе считались слабыми. Увидев их вокруг Пророка r, они отнеслись к ним презрительно. Они подошли к Пророку r и, оставшись с ним наедине, сказали: «Поистине, мы желаем, чтобы ты устроил для нас отдельное собрание, благодаря которому арабы знали бы о наших достоинствах, ибо, поистине, к тебе приходят делегации арабов, и нам стыдно показаться арабам в обществе этих рабов. Когда мы придём к тебе, прогони их от себя, а когда мы закончим, пусть они сидят с тобой, если хочешь». Он сказал: «Хорошо». Они сказали: «Напиши нам соответствующий завет». И он велел принести свиток и позвал ‘Али, чтобы он писал. Хаббаб сказал: «А мы в это время сидели в стороне. И снизошёл Джибриль u и передал: “Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых”. Потом он упомянул аль-Акра‘ ибн Хабиса и ‘Уяйну ибн Хисна: “Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: ‹Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?› Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?” А потом он сказал: “Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: ‹Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным›”. И мы приблизились к нему так, что наши колени соприкоснулись с его, и Посланник Аллаха r сидел с нами, а когда он желал подняться, то поднимался и оставлял нас. И Аллах ниспослал: “Будь же терпелив с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику”. И мы сидели вместе с Пророком r, и когда приходило время ему подниматься, мы поднимались и оставляли его, чтобы он поднялся» [Ибн Маджа, 4127].

9. Наличие пороков и изъянов. Высокомерный человек дальше всех людей от изменения самого себя в лучшую сторону, потому что он считает себя достигшим совершенства, и не ищет в себе недостатков, и не принимает советов, а потому остаётся погрязшим в своих пороках и недостатках до конца дней своих, оказавшись одним из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия оказались напрасными в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?”» (сура 18 «Пещера», аяты 103–104).

10. Неприятие советов. Всевышний Аллах сказал: «Когда ему говорят: “Побойся Аллаха!” — гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» (сура 2 «Корова», аят 206).

11. Отказ от приобретения знания. Муджахид сказал: «Не сможет приобрести знание ни излишне стыдливый, ни высокомерный» [Хильйа].

Высокомерие побуждает своего обладателя гордиться собой и превозноситься над другими, и в результате он не приобретает от других знание, опыт, умения и навыки. Такой человек на протяжении всей своей жизни остаётся невежественным, ограниченным и узко мыслящим.

12. Он не приветствует людей первым. А если он и отвечает на приветствия других людей, то ему кажется, что он облагодетельствовал их своим ответом и сделал им величайшее одолжение. Он не улыбается людям, не бывает приветлив и радушен с ними. Он не считает, что кто-то имеет права на него, и при этом считает, что все ему чем-то обязаны. Он не допускает, что кто-то может превосходить его в чём-то, считая, что это он превосходит всех. И он всё больше отдаляется от Аллаха, а люди всё больше презирают и ненавидят его.

13. Он ходит только в сопровождении людей, которые ходят позади него. Он любит главенствовать на собраниях и быть известным среди людей. А скромные люди, напротив, бегут от всего этого.

‘Амир ибн Са‘д сказал: «Са‘д ибн Абу Ваккас был возле своих верблюдов, и к нему приехал его сын ‘Умар. И когда Са‘д увидел его, то сказал: “Прошу у Аллаха защиты от зла этого всадника”. Он спросил: “Ты находишься среди своих верблюдов и овец, оставив людей бороться за власть?!” Тогда Са‘д ударил его по груди и сказал: “Замолчи… Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: ‹Поистине, Аллах любит богобоязненного, состоятельного и незаметного раба›”» [Тибйан].

Ан-Навави сказал: «Под состоятельностью подразумевается духовное богатство. Это и есть желательное богатство, поскольку Пророк r сказал: “Однако истинное богатство — богатство души”. Что же касается незаметности, то подразумевается тихий человек, занятый поклонением и своими делами» [Навави].

Наказание за высокомерие

Если говорить о наказании в этом мире, то высокомерного ожидают следующие наказания.

1. Результат его высокомерия оказывается прямо противоположным ожидаемому: люди начинают презирать его и он становится ничтожным в их глазах. Это воздаяние от Господа и обычай Всевышнего в этом мире: кто скромен, принижая себя пред Аллахом, того Аллах возвышает, а кто превозносится над истиной, того Аллах унижает.

2. Лишение возможности извлекать для себя пользу, уроки и назидание из знамений Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путём, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это — потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (сура 7 «Преграды», аят 146).

Ас-Са‘ди, автор известного тафсира, сказал: «“Я отвращу от Моих знамений” — то есть от того, чтобы извлекать назидание из знамений, заключённых во Вселенной и в самом человеке, и от понимания аятов Корана. “Тех, которые возгордились на земле безо всякого права” — то есть превозносятся без права над рабами Аллаха, и над истиной, и над тем, кто пришёл с ней. Того, кто соответствует этому описанию, Аллах лишает великого блага и оставляет без помощи и поддержки, и он не понимает из знамений Аллаха то, что может принести ему пользу. Более того, может случиться так, что истины для него перевернутся, и он начнёт считать благим скверное» [Тафсир ас-Са‘ди].

3. Пророк r обещал высокомерному наказание в этом мире. Сподвижник Саляма ибн аль-Аква‘ d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Не перестанет человек превозноситься до тех пор, пока не будет записан в числе высокомерных тиранов, и тогда его постигнет то же, что и их» [Тирмизи, 2000].

«Не перестанет человек превозноситься» — то есть не перестанет человек возносить себя и превозноситься над людьми, отдаляясь от них всё больше и считая себя великим и достойным; «пока не будет записан в числе высокомерных тиранов» — то есть в числе несправедливых притеснителей, таких как фараон, Хаман, Карун. Или же он окажется вместе с ними в нижайшем слое Огня [Тухфат аль-ахвази].

Это хадис наглядно показывает нам то, как высокомерный постепенно заходит всё дальше и дальше в своём высокомерии и в конце концов превращается в надменного тирана, хотя вначале он не был таким. Разумный человек боится наказания за высокомерие, даже в чём-то незначительном, поскольку несерьёзная болезнь может дать тяжёлые осложнения, и малая искра может стать причиной огромного пламени.

4. Высокомерие — причина ухода благ и прихода бед. Саляма ибн аль-Аква‘ d передаёт, что один человек ел в присутствии Посланника Аллаха r левой рукой, и Пророк r сказал ему: “Ешь правой рукой”. Тот ответил: “Я не могу”. Он сказал: “Да не сможешь ты!”, поскольку ему не мешало ничего, кроме высокомерия. И он действительно больше не смог поднести [левую руку] ко рту» [Муслим, 2021].

Ан-Навави сказал: «В этом хадисе содержится разрешение обращаться к Аллаху с мольбой против того, кто поступает вопреки постановлению Шариата без какого-либо оправдания» [Навави].

Этому человеку высокомерие помешало подчиниться Посланнику Аллаха r и исполнить его веление, и в наказание Пророк r обратился к Аллаху с мольбой против этого человека, чтобы он не смог больше есть левой рукой. Аллах внял мольбе Пророка r, и тот человек действительно тут же лишился способности делать то, что делал прежде.

Разве не боятся высокомерные, которым их высокомерие мешает следовать истине, что Всевышний Аллах лишит их благ, посредством которых они ослушиваются Его и превозносятся?!

5. Высокомерие — одна из причин провалов под землю и мучений в могиле. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Когда один человек из числа живших до вас шёл в своём одеянии, любуясь собой, расчесав свои длинные волосы, Аллах сделал так, что он внезапно провалился под землю — и он будет погружаться в неё до самого Судного дня» [Бухари, 5789; Муслим, 2088].

Ибн Хаджар сказал: «Под красивой одеждой подразумевается изар и плащ. А в версии Муслима от Абу Хурайры говорится: “Когда один человек горделиво шёл, облачённый в свои два плаща”. И он сказал: “Любуясь собой”.

“Расчесав свои длинные волосы” — подразумеваются волосы, ниспадающие до плеч и ниже, а под расчёсыванием понимается такое расчёсывание, которое сопровождается умащением волос благовониями. “Аллах сделал так, что он внезапно провалился под землю — и он будет погружаться в неё до самого Судного дня” — подразумевается движение, или же движение, сопровождаемое голосом. Ибн Фарис сказал, что подразумевается погружение в землю, сопровождаемое сотрясением и резкими движениями из стороны в сторону. То есть он будет погружаться в землю, сотрясаясь и содрогаясь. Из этого хадиса можно понять, что земля не станет пожирать тело этого человека (то есть оно не подвергнется разложению), хотя это может вызвать удивление: неверующий, тело которого не разлагается после смерти» [Фатх Аль-Бари].

Наказание в мире вечном

1. Высокомерный непременно окажется в числе погибших. Фадаля ибн ‘Убайд d передаёт, что Пророк r сказал: «Не спрашивай о троих. О человеке, который пытается состязаться с Аллахом в величии, ибо, поистине, плащ Его — величие, а изар Его — могущество; о человеке, который сомневается в велении Аллаха; и об отчаявшемся в милости Аллаха» [Ибн Хиббан, 4559].

2. Высокомерный — самый ненавистный из людей и сидящий дальше всех от Посланника Аллаха r в Судный день. Джабир d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, самыми любимыми для меня и сидящими ближе всех ко мне в Судный день окажутся самые благонравные из вас. И поистине, самыми ненавистными для меня и сидящими дальше всех от меня в Судный день окажутся болтливые (сарсаруна), кичливые в речах (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна)». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, мы знаем болтливых и кичливых в речах, но что такое разглагольствующие?» Он ответил: «Это высокомерные» [Тирмизи, 2018].

3. Гнев Аллаха. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Кто превозносится или ступает кичливо, тот встретит Аллаха разгневанным на него”» [Ахмад, 5959].

4. Высокомерные будут собраны в Судный день крайне униженными. ‘Амр ибн Шу‘айб передаёт от своего отца, который передал от своего отца ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Пророк r сказал: “Высокомерные будут собраны в Судный день подобными муравьям, но в образе людей, и унижение будет окружать их со всех сторон, и их погонят в тюрьму в Аду, называемую Буляс. Их покроет огонь огней, и там их напоят соком тел обитателей Ада — тынат аль-хабаль”» [Тирмизи, 2492].

«Высокомерные будут собраны в Судный день подобными муравьям, но в образе людей». То есть тела их будут телами людей, но размером они будут с муравья. «И унижение будет окружать их со всех сторон». Они будут крайне униженными, и собранные люди будут наступать на них — столь ничтожны они будут пред Аллахом. «И их погонят в тюрьму в Аду, называемую Буляс. Их покроет» — то есть окружит и накроет сверху — «огонь огней, и там их напоят соком тел обитателей Ада», то есть гноем и кровью [Тухфат аль-ахвази].

Поскольку высокомерный в этом мире придаёт себе больший размер, чем он имеет на самом деле, то в Судный день Всевышний Аллах накажет таких людей, унизив их перед всеми и собрав их подобными муравьям.

5. Высокомерие — одно из препятствий для входа в Рай. Сподвижник ‘Абдаллах ибн Мас‘уд d передаёт, что Пророк r сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» Пророк r сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и презрительное отношение к людям» [Муслим, 91].

6. Высокомерным угрожает Огонь. Хариса ибн Вахб аль-Хуза‘и d передаёт: «Я слышал, как Пророк r сказал: «Не сообщить ли вам об обитателях Рая? Это всякий слабый, которого считают слабым, но при этом, если он заклинает Аллаха, Аллах непременно исполняет его клятву. И не сообщить ли вам об обитателях Огня? Это всякий высокомерный (‘утулль), надменный (джавваз) гордец» [Бухари, 4918; Муслим, 2853].

Ан-Навави сказал, что ‘утулль — чёрствый, грубый человек, отстаивающий ложное, или же грубый в своих речах [Навави]; джавваз — скупец или же тучный человек, вышагивающий горделиво. Высказывались и другие версии [Тухфат аль-ахвази].

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Однажды Ад и Рай поспорили, и Ад сказал: “В меня входят надменные и высокомерные”. А Рай сказал: “Почему же в меня входят только слабые, незначительные люди?” Всевышний Аллах сказал Аду: “Ты — Моё наказание, которому Я подвергаю, кого пожелаю”. И Он сказал Раю: “А ты — Моя милость, посредством которой Я милую, кого пожелаю, и для каждого из вас есть своё наполнение”» [Бухари, 4850; Муслим, 2846].

Ибн Хаджар сказал: «Говорят, что “надменные и высокомерные” — слова с одинаковым значением. Говорят также, что мутакаббир — это человек, кичащийся тем чего в нём на самом деле нет, а мутаджаббир — человек, который никого к себе не подпускает, или же человек, которому ни до чего нет дела. “Слабые, незначительные люди” — то есть такие, к которым относятся пренебрежительно, незначительные в глазах большинства людей, тогда как пред Аллахом они великие, достойные высоких степеней. При этом они осознают величие Аллаха, и покорны Ему, и предельно скромны по отношению к Нему, и занимают невысокое положение среди его рабов, поэтому называть их слабыми и незначительными в этом смысле правильно. Возможно также, что в словах Рая “только слабые” подразумевается, что не все, а большинство входящих туда таковы» [Фатх Аль-Бари].

7. Высокомерным угрожает вход в Огонь униженными. Всевышний Аллах сказал: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут к ней, её врата будут распахнуты, и её стражи скажут им: “Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днём вашим?” Они скажут: “Конечно!” Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: “Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!” Как же скверна обитель возгордившихся!» (сура 39 «Толпы», аяты 71–72).

И Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (сура 40 «Прощающий», аят 60).

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Гордость — Мой плащ, а величие — Мой изар, и кто попытается оспаривать у Меня то или другое, того Я брошу в Огонь!”» [Абу Давуд, 4090]. Эти два качества не приличествуют никому, кроме Всевышнего Аллаха, и когда раб Аллаха пытается оспаривать у Аллаха то, что не приличествует никому, кроме Него, то он заслуживает того, чтобы Всевышний Аллах бросил его в Огонь.

Лечение высокомерия

Знай, что высокомерие относится к числу пагуб, устранение которых — обязанность каждого верующего. Высокомерие не исчезает просто так, по желанию самого человека. Требуется лечение. Ниже перечислены некоторые методы лечения высокомерия.

1. Извлечение самого корня высокомерия из сердца. Верующий должен знать себя и знать своего Всевышнего Господа. Если он знает себя по-настоящему, то он понимает, что ему не приличествует ничего, кроме скромности. И если он по-настоящему знает своего Господа, то он понимает, что гордость и величие не приличествуют никому, кроме Аллаха.

Познать себя верующий может, размышляя о начале своего сотворения, и о своём конце, и о том, что происходит с ним в промежутке между этими двумя событиями.

Если говорить о начале его сотворения, то Аллах сотворил его из семени, презренной жидкости, а потом превратил его в сгусток, потом — в кусочек плоти, потом Он создаёт кости и одевает их плотью… Это начало его сотворения. Человек не был создан сразу совершенным, полноценным существом, но жизни его предшествовала смерть, небытие, силе — слабость, знанию — невежество, следованию прямым путём — заблуждение, богатству — бедность. Так откуда в нём эта гордыня и кичливость, это высокомерие и надменность?

Потом, когда человек начинает свою земную жизнь, Аллах отдаёт его во власть болезней и бед, которые постигают его, хочет он того или нет. Он голодает против своей воли, испытывает жажду против своей воли, болеет против своей воли, умирает против своей воли. Он хочет знать что-то, но так и не узнаёт, и хочет помнить что-то, но забывает, хочет забыть что-то, но всё равно помнит. Он — подневольный раб, не способный принести пользу самому себе или отвести от себя вред, не контролирующий ни благо, ни зло, постигающее его. Что ниже его положения? Если бы он только знал правду о себе!

Если же говорить о конце человека, то это смерть. Он лишается духа, слуха, зрения, знания, своих способностей, чувств, способности к восприятию и движению и превращается в нечто неподвижное и лишённое жизни, как и в самом начале своего сотворения, а потом его закапывают в землю, и он превращается во внушающий омерзение гниющий труп. И если бы он таким и остался… Но нет, он, после того как станет прахом, будет воскрешён, чтобы встретить страшные испытания, и выйдет из могилы навстречу ужасам Судного дня, и будет развёрнут перед ним свиток с записью его деяний, и ему будет сказано: «Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 14). И увидев этот свиток, он устрашится: «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: “Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — всё подсчитано”. Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура 18 «Пещера», аят 49).

Сподвижник аль-Ахнаф ибн Кайс говорил: «Я удивляюсь, как может проявлять высокомерие тот, кто дважды проходит теми же путями, что и моча[57]» [Вафайат].

Мутарриф ибн аш-Шиххир как-то увидел Язида ибн Мухалляба, влачащего по земле подол своей одежды, и сказал: «Поистине, Аллаху ненавистна такая походка!» Тот сказал: «Разве ты не знаешь меня?» Он ответил: «Конечно, знаю. Начало твоё — клейкое семя, а конец твой — внушающий отвращение труп, а между тем и этим ты носишь в себе нечистоты!» [Сийар].

Абу Мухаммад ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Бассами аль-Хорезми как-то сказал:

Удивляет меня тот, кого облик свой восхищает,

Хотя прежде он был семенем пачкающим…

В земле он становится трупом, источая зловоние,

Но собой восхищается он и превозносится,

А меж двумя одеждами в себе он носит нечистоты!

А другой человек сказал:

О надменный, которого облик свой восхищает!

Погоди, ты надменности будешь лишён.

Если б думали люди о том, что в утробах у них,

Не гордился б ни юный, ни старый из них!

О сын земли, которого она поглотит завтра,

Угомонись! Ты будешь съеден и выпит…

2. Размышление о том, с чем связано его высокомерие и осознание того, что в этом нет поводов для высокомерия. Если человека постигает высокомерие из-за его происхождения, то он должен образумить своё сердце, осознав, что это невежество и глупость: ведь он гордится чужим совершенством! А может ли разумный человек становиться высокомерным из-за чужого совершенства?

Сподвижник Убайй ибн Ка‘б d сказал: «При жизни Посланника Аллаха r два человека, поспорив, стали говорить друг другу о своём происхождении. Один из них сказал: “Я — такой-то, сын такого-то! А ты кто такой, да лишится тебя твоя мать?” Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Два человека стали спорить и говорить друг другу о своём происхождении во времена Мусы u, и один из них сказал: ‹Я — такой-то, сын такого-то [и он перечислил девять своих предков]. А ты кто такой, да лишится тебя твоя мать?› А тот ответил: ‹Я — такой-то, сын такого-то, сын ислама[58]›. И тогда Аллах внушил Мусе u относительно этих двоих: ‹Что касается тебя, относящего себя к девяти, которые в Огне, то ты — десятый для них. Что же касается тебя, относящий себя к роду двоих, которые в Раю, то ты — третий для них в Раю›”» [Ахмад].

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах избавил вас от высокомерия времён невежества и свойственной им гордости отцами. Есть только богобоязненный верующий и нечестивый грешник. Вы — сыны Адама, а Адам был сотворён из земли. Люди прекратят гордиться теми, кто стал углями Ада, а иначе они будут значить для Аллаха меньше, чем навозные жуки, толкающие своими носами гниль!» [Абу Давуд, 5116].

«Высокомерие времён невежества» — то есть присущая тем временам надменность и кичливость. Что касается слов «есть только богобоязненный верующий и нечестивый грешник», то имам аль-Хаттаби сказал, что эти слова означают, что люди делятся на две категории: богобоязненные верующие и нечестивые грешники. Богобоязненный верующий всегда лучше и достойнее нечестивого грешника, даже если он не благородного происхождения. А нечестивый грешник низок, даже если он родовитый. Согласно другому толкованию, проявляющий высокомерие либо является богобоязненным верующим, и тогда ему не следует ни над кем превозноситься, либо он — нечестивый грешник, низкий пред Аллахом и, соответственно, не имеющий оснований гордиться. Таким образом, высокомерие недопустимо в обоих случаях. «Вы — сыны Адама, а Адам был сотворён из земли» — и не приличествует тому, чью основу составляет земля, проявлять высокомерие и надменность. «Люди прекратят» — подразумевается клятва, то есть: клянусь Аллахом, люди прекратят поступать так. «А иначе они будут значить для Аллаха меньше» — то есть будут более ничтожными для Него, «чем навозные жуки», то есть жуки, которые скатывают шары из навоза и толкают эти шары своими носами — «толкающие своими носами гниль», то есть навоз [Фатх Аль-Бари].

Абу Райхана передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто объявляет о своём происхождении от девяти неверующих предков, желая обрести через них возвеличивание и почёт, тот станет десятым для них в Огне» [Ахмад]. Ибн Хаджар сказал в «Фатх Аль-Бари», что у этого хадиса хороший (хасан) иснад.

А человек, проявляющий высокомерие по причине знания, которым обладает, должен помнить, что против обладающих знанием у Аллаха ещё более веский довод, ибо тот, кто ослушивается Аллаха сознательно, зная об этом, совершает более тяжкое преступление. И пусть он знает, что гордость не приличествует никому, кроме Аллаха, и, проявляя высокомерие и гордыню, он становится ненавистным для Аллаха. Мысль об этом устраняет высокомерие и способствует скромности.

И верующий должен знать, что высокомерие, связанное с благими делами и поклонением, — великое испытание для рабов Всевышнего.

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Жили два человека из числа сынов Израиля, и один из них грешил, а другой, напротив, усердно поклонялся Господу. Каждый раз, заставая первого совершающим грех, второй говорил ему: “Перестань!” И вот однажды он в очередной раз застал его за совершением греха и сказал: “Перестань!” А тот сказал в ответ: “Оставь меня на суд Господа! Разве ты послан надзирать за мной?” Тот сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя и не введёт тебя в Рай!” Потом они умерли и предстали перед Господом миров, и Он сказал усердно поклонявшемуся Ему: “Знал ли ты обо Мне всё? Имел ли ты какую-нибудь власть над тем, что у Меня?” А грешнику Он сказал: “Войди в Рай по милости Моей!” Второму же Он сказал: “Отведите его в Огонь!”» Абу Хурайра d сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, он произнёс такие слова, за которые заслужил наказание в этом мире и в мире вечном!» [Абу Давуд, 4901].

Абу Язид аль-Бистами сказал: «Раб Аллаха остаётся высокомерным до тех пор, пока продолжает считать, что среди творений есть кто-то хуже него» [Сийар].

Всевышний Аллах, описывая опередивших в благом, сказал, что они совершают то, что является покорностью Ему, и при этом боятся, что Аллах не примет от них эти деяния. Всевышний Аллах сказал: «Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (сура 23 «Верующие», аяты 60–61).

‘Аиша g, супруга Пророка r, рассказывает: «Я спросила Посланника Аллаха r об аяте “Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся”: “Это те, которые пьют вино и занимаются воровством?” Он ответил: “Нет, о дочь ас-Сыддика… Это те, которые постятся, молятся и подают милостыню, боясь при этом, что это не будет принято от них. Это — опередившие в благом”» [Тирмизи, 3175].

3. Обращение к Всевышнему Аллаху с мольбами. Сподвижник Джубайр ибн Мут‘им передаёт, что он видел, как Посланник Аллаха r говорил во время одной из молитв: «Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Многая хвала Аллаху! Многая хвала Аллаху! Многая хвала Аллаху! Пречист Аллах утром и вечером! Пречист Аллах утром и вечером! Пречист Аллах утром и вечером! Прошу у Аллаха защиты от шайтана — его дуновения, поплёвывания и уколов»[59]. Как он сказал, поплёвывания шайтана — это порочные стихи, его дуновения — высокомерие, а его уколы — смерть [Ибн Хиббан, 1780].

4. Скромность. Анас ибн Малик d передаёт: «Поистине, любая рабыня жителей Медины могла взять Пророка r за руку и увести его, куда хотела» [Бухари, 6072].

Ибн Хаджар сказал в «Фатх Аль-Бари»: «“И увести его, куда хотела”. А в версии Ахмада говорится: “И увести его туда, куда ей было нужно”. Этот хадис содержит разные виды подчёркивания скромности, поскольку упомянута женщина, а не мужчина, и притом невольница, а не свободная, и сказано, что любая рабыня могла сделать это. Слова “взять за руку” не нужно понимать буквально — это указание на полное распоряжение, даже если требовалось сделать что-то за пределами Медины, и она обращалась к нему за помощью в этом. Это — дополнительное свидетельство его скромности и отсутствия у него любых проявлений высокомерия» [Фатх Аль-Бари].

Аль-Асвад передаёт: «Я спросил ‘Аишу g о том, чем занимался Пророк r в своём доме, и она сказала: “Он помогал своим домочадцам в их работе. А когда наступало время молитвы, он выходил на молитву”» [Бухари, 676].

Ибн Хаджар сказал: «“В их работе” объясняется в хадисе как прислуживание… самому себе или [помощь] остальным членам семьи. В “Шамаиль” ат-Тирмизи это разъясняется. ‘Амра передаёт от ‘Аиши такие слова: “Поистине, он был просто человеком: чистил свою одежду, доил свою овцу и прислуживал себе сам”. А в версии Ахмада и Ибн Хиббана, передаваемой со слов ‘Урвы, говорится: “Он зашивал свою одежду и чинил свои сандалии”. В этом хадисе содержится побуждение к скромности, отказу от высокомерия и оказанию мужчиной помощи своей семье» [Фатх Аль-Бари].

Джубайр ибн Мут‘им d сказал: «Вы говорите, что во мне высокомерие, а ведь я ездил на осле, носил простой плащ и доил овец, а Посланник Аллаха r сказал: “Кто делал это, в том нет никакого высокомерия”» [Тирмизи, 2001]. То есть это гнушаются делать только высокомерные [Тухфат аль-ахвази].

Благородный сподвижник ‘Абдаллах ибн Салям d как-то проходил по рынку, неся на себе вязанку дров. Ему сказали: «Что побуждает тебя к этому, ведь Аллах избавил тебя от необходимости в этом?» Он сказал: «Я хотел оттолкнуть от себя высокомерие. Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие хотя бы на вес горчичного зерна”» [Табарани, 129].

Заключение

Ибн аль-Каййим сказал: «У всех грехов — три основы. Это высокомерие — именно оно довело Иблиса до того положения, до которого он дошёл; порицаемое стремеление — именно она вывела Адама из Рая; и зависть — именно она заставила сына Адама покуситься на брата своего. И тот, кто защищён от зла этих трёх вещей, защищён от всякого зла, ибо неверие — от высокомерия, ослушание — от порицаемого стремления, выход за границы дозволенного и несправедливость — от зависти» [Фаваид].

Просим Аллаха сделать нас одними из тех, кто скромен по отношению к Нему и Его творениям, и да убережёт Он нас от высокомерия и высокомерных. И мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и вс<

Наши рекомендации