Причины возникновения запретной страсти
1. Слабость веры. Вера — оружие верующего и надёжная крепость, защищающая от падения в омут порока, но, когда человек отдаляется от проявлений покорности Господу, его вера ослабевает и он решается ослушаться Его. Поэтому один учёный сказал: «У богобоязненности три признака: отказ от порицаемой страсти, несмотря на возможность удовлетворить её; совершение благих дел, несмотря на сопротивление души своей; и возвращение доверенного владельцам, несмотря на собственную потребность в нём» [Хильйа].
Эти три деяния свидетельствуют о том, что в сердце совершающего их есть вера и приверженность религии, потому что такой человек обнаруживает перед собой запретное, но отказывается от него ради Аллаха, и принуждает себя к поклонению и покорности, несмотря на сопротивление своей души, и возвращает людям то, что они оставляют ему на хранение, несмотря на то, что сам нуждается в этом.
2. Скверное окружение. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Человек становится похожим на своего близкого друга, так пусть же любой из вас смотрит, кого берёт в друзья» [Абу Давуд, 4833; Тирмизи, 2378].
Очень часто человек совершает грехи и ослушивается Аллаха, потому что к этому его подталкивает скверный товарищ.
Один семнадцатилетний юноша, рассказывая о том, как он вступил на путь греха и ослушания, сказал: «Первый раз я посмотрел запретный фильм в гостях у одного из моих друзей. Когда мы сидели в его комнате, он достал этот фильм и включил его, и я посмотрел этот фильм вместе с ним, и с этого всё началось».
Всевышний Аллах запретил непристойность и мерзость. Он сказал: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах — Слышащий, Знающий» (сура 4 «Женщины», аят 148).
А Посланник Аллаха r сказал: «Верующий не очерняет, не проклинает, не делает мерзостей и не сквернословит» [Тирмизи, № 1977].
3. Запретный взгляд. Взгляд — отравленная стрела из стрел Иблиса, и Всевышний Аллах предостерёг верующих от этих стрел, сказав: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Поистине, Аллаху ведомо о том, что они творят» (сура 24 «Свет», аят 30).
4. Губительный досуг. Излишек свободного времени наводит молодых людей на мысли о запретном и заставляет их воображение работать в этом направлении. Они начинают строить планы, которые позволили бы им претворить эти фантазии в жизнь. Постепенно мысли об этом становятся всё более навязчивыми… В результате у них появляются вредные привычки, и они вступают на гибельный путь.
Душа человека такова, что если не занять её благим, она займётся скверным. Пророк r разъяснил это. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Два блага люди не ценят должным образом: здоровье и свободное время» [Бухари, 6412].
Излишек свободного времени — великое бедствие. Он способствует разложению души, если это время не будет проводиться с пользой и тратиться на благие дела.
5. Беспечное отношение к запретному. Легкомысленное отношение к разглядыванию женщин и общению с ними подталкивает человека к непристойности и мерзости, несмотря на то, что изначально у него не было подобных намерений. Важно помнить, что беспечное отношение к незначительному из запретного приводит к тому, что со временем человек начинает относиться так же и к более серьёзному из запретного. Сколько семей со временем горько пожалели о том, что оставляли юношу дома наедине со служанкой… Сколько семей горько пожалели о том, что позволили дочери оставаться наедине с шофёром… Подобные проявления беспечности могут иметь очень серьёзные последствия и принести много горя.
6. Возбудители. К причинам совершения запретных деяний относится и близость к тому, что разжигает в человеке страсть. Именно поэтому Шариат предостерёг от сидения на дорогах: ведь человек вполне может увидеть нечто возбуждающее.
Абу Са‘ид аль-Худри d передаёт, что Пророк r сказал: «Остерегайтесь сидеть на дорогах!» Люди сказали: «О Посланник Аллаха, мы не можем не делать этого, ведь только там мы можем собраться и побеседовать друг с другом!» Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться там, то, по крайней мере, воздавайте дороге должное!» Люди спросили: «А что значит — воздавать должное дороге?» Он ответил: «Это значит — потуплять взор, никому не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» [Бухари, 2465; Муслим, 21212].
Даже в местах, предназначенных для поклонения, Шариат предписывает отделять ряды женщин от рядов мужчин, и для женщин делается отдельная дверь. Известно, что Посланник Аллаха r специально оставался на месте после молитвы, удерживая таким образом мужчин, чтобы женщины успели выйти первыми. Он поступал так ради того, чтобы уменьшить искушение.
К возбудителям страсти относится и музыка и песни, а также пребывание в местах, где вместе находятся представители обоих полов — например, в ресторанах и развлекательных заведениях. Сюда же относятся и призывающие к разврату каналы спутникового телевидения и интернет-сайты, а также журналы с непристойными фотографиями и иллюстрациями.