Виды порицаемого пренебрежения
Истину сказал Всевышний Аллах, говоря, что большинству Его творений свойственно пренебрежение. Всевышний Аллах сказал: «Приблизился к людям расчёт с ними, однако они с пренебрежением отворачиваются» (сура 21 «Пророки», аят 1).
Порицаемое пренебрежение бывает трёх видов.
1. Случайная небрежность. Порой небрежность постигает и праведных людей. Однако у них она незначительна и быстро проходит. Они почти сразу замечают её, вспоминают о воздаянии и расчёте, раскаиваются и гонят небрежность прочь. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, если богобоязненных людей коснётся наваждение от шайтана, то они поминают назидание и прозревают» (сура 7 «Преграды», аят 201).
2. Повторяющаяся небрежность. Это пренебрежение, в котором пребывают грешники и ослушники из числа мусульман, когда ослушиваются Аллаха, вне зависимости от того, много они грешат или мало.
Глядя на них, ты видишь, что иногда они впадают в пренебрежение, а иногда — будто пробуждаются от неё. Иногда они забываются, а потом снова вспоминают. Такие люди нуждаются в напоминании время от времени, дабы они следовали прямым путём.
3. Полное пренебрежение. Это пренебрежение неверующих, которые совершенно не думают об Аллахе и мире вечном и живут, словно животные, не зная, для чего они были созданы и для чего живут. Всевышний Аллах сказал: «А неверующие пользуются благами и едят, подобно животным. Их обителью будет Огонь» (сура 47 «Мухаммад», аят 12).
Более того, в своём небрежении они подобны пьяным, которые не понимают, что происходит вокруг них и что им говорят. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьянённые» (сура 15 «Хиджр», аят 72).
Этих людей можно избавить от их небрежения посредством призыва к исламу.
Причины пренебрежения
1. Стремление к физическому комфорту. Многие люди стремятся создавать комфорт для своего тела на протяжении большей части суток, и при этом не понимают, что отдохновение, которое они ищут, — причина усталости и невозместимых потерь, и истинное отдохновение заключается в том, чтобы утомлять себя посредством достоинств веры и исламской нравственности.
О утомлённый телесно, как стремишься ты к отдыху,
Ты тело своё утомил и сам оказался в убытке.
Возьмись за дух свой, доведи до совершенства его достоинства,
Ведь это дух, а не тело делает тебя человеком!
2. Стремление к удовольствиям жизни ближней. Стремление к наслаждениям и удовольствиям относится к причинам небрежения, из-за которого человек не вспоминает об Аллахе и о мире вечном. Из-за этого стремления он не исполняет свои религиозные обязанности и нарушает запреты Всевышнего.
День твой, о обольщённый, — оплошности да небрежность,
Утомляешься ради того, отсутствия чего не выносишь…
Жизнью такой живёт в этом мире скотина…
Такой человек стремится к разнообразным удовольствиям и наслаждениям, стараясь испытывать всё, что только сможет, до тех пор пока сердце его не умрёт. При этом он небрежен и не вспоминает об Аллахе и о грядущей встрече с Ним.
3. Потеря ощущения греха. Многие небрежные люди не чувствуют, что грешат. Они не ощущают, что поступают неправильно. Более того, некоторые из них думают, что у них всё очень хорошо и благополучно, а потом, когда начинается расчёт, им внезапно открывается истина.
Клянусь Аллахом, если б знали люди
То, для чего они сотворены,
Забыли бы про сон и про небрежность…
И если бы увидели сердца их
То, для чего они сотворены,
Пришли бы вмиг в смятение они…
Смерть, а потом — могилы, после — Сбор,
Упрёк их ждёт, и ужасы грядут…
4. Следование страстям. Следование страстям приводит к небрежности, заставляя человека забыть об Аллахе и о мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (сура 79 «Вырывающие», аяты 40–41).
Всевышний Аллах противопоставил следование страстям истине. Так, Всевышний Аллах сказал: «О Давуд! Поистине, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Поистине, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчёта» (сура 38 «Сад», аят 26).
Отсюда можно понять, что потакающий своим желаниям следует путём небрежности, забывая об Аллахе и о мире вечном, и от человека требуется избегать следования своим страстям и прихотям, дабы не оказаться в числе пренебрегающих.
5. Труд и добывание хлеба насущного. Вне всяких сомнений, человеку велено трудится и вести торговлю, дабы прокормить себя, свою семью и всех тех, кого Аллах повелел ему содержать. Однако огромную ошибку совершает тот, кто превращает работу и торговлю в оправдание для пренебрежения и для того, чтобы забывать об Аллахе и о мире вечном. Для таких людей работа становится главной заботой и единственной целью. А верующие не забывают об Аллахе и мире вечном из-за торговли или работы. Всевышний Аллах сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (сура 24 «Свет», аяты 36–37).
6. Спортивные игры. Это одна из причин пренебрежения. Пророк r предостерегал от увлечения некоторыми играми, которые существовали в его время, и разъяснял, что они относятся к причинам пренебрежения. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Живущий в пустыне становится грубым, преследующий дичь становится пренебрегающим, а приходящий к воротам правителя подвергается искушению» [Абу Давуд, 2859].
Ибн Хаджар[17] сказал: «Речь идёт о том, кто совершает упомянутые действия постоянно, так что это отвлекает его от религии и иных дел» [Фатх Аль-Бари].
Сердце того, кто увлекается спортом настолько, что начинает отдавать ему всё время и силы, становится пренебрегающим. Он забывает о молитве, поминании Аллаха, покорности Ему, необходимости держаться вместе с общиной и так далее.
Если преследование дичи во время охоты способно сделать человека пренебрегающим, притом что охота приносит пользу телу человека, укрепляя его и увеличивая его силу (что может помочь человеку, если ему когда-нибудь случится сражаться с врагами), то что говорить об увлечении компьютерными играми?!
В наше время компьютерные игры — одна из основных причин пренебрежения, поскольку это одно из самых распространённых сегодня развлечений. Игр сегодня придумано столько, что их вполне достаточно для того, чтобы сделать пренебрегающим любого увлёкшегося ими.
Из-за компьютерных игр люди теряют очень много времени, проживая впустую немалую часть своей жизни.
Компании, выпускающие компьютерные игры, конкурируют друг с другом, стремясь завоевать рынок и иметь как можно больше покупателей. Что же такое компьютерные игры и сколько времени отнимают они у нашей молодёжи?
Современные компьютерные игры рассчитаны не на час или два. В некоторых играх человек вынужден потратить неделю, а порой и месяц, чтобы дойти до конца. За один раз игроку не закончить игру. Ему приходится играть в неё долго, и только спустя некоторое время ему удаётся дойти до конца.
Некоторые каналы спутникового телевидения воспользовались повальным увлечением людей компьютерными играми, и появились каналы, целиком посвящённые компьютерным играм. На этих каналах рассказывается о последних выпущенных играх и о том, как в них играть.
Возникает вопрос: какую пользу получают наши дети от этих игр?
Никакой, и к тому же из-за этих игр они портят себе нервы, утомляют пальцы, портят зрение и парализуют своё мышление. Это не говоря уже о небрежности, которая становятся обычной для человека, по несколько часов в день просиживающего перед экраном компьютера, выпадая при этом из реальной жизни.
И ладно бы дело ограничивалось только этим, но эти игры ещё и сеют в сердцах наших детей любовь к многобожию и его приверженцам. Одна мать попыталась запретить сыну играть в одну из компьютерных игр, а он вдруг закричал: «Разреши мне играть, и я не буду больше ходить в церковь!» Мать была озадачена. Какая связь между компьютерной игрой и церковью? Оказалось, что герой в игре, ослабевая или переходя на следующий уровень, должен был зайти в церковь, чтобы силы вернулись к нему и он мог продолжать игру…
Неужели мы будем после всего этого спокойно смотреть на то, что эти игры делают с нашими детьми?
Сколько молитв подряд пропустили наши подростки по причине компьютерных игр? Сколько времени проводят играющие за этим бесполезным занятием вместо того чтобы заполнять это время поминанием Аллаха и покорностью Ему? Разве не отвлекают эти игры наших детей от заучивания Корана? Разве не отвлекают они молодёжь от почтения к родителям?
Эти игры отвлекают детей и подростков даже от ежедневных приёмов пищи, необходимых для их роста, развития и поддержания здоровья!
7. Роскошество. В наше время производство предметов роскоши стало отдельной отраслью производства, и сегодня люди впадают в беспечность по причине окружающей их роскоши. Это туристические поездки, рестораны, бутики, разнообразные деликатесы, на приготовление и поглощение которых люди стали тратить очень много времени. Посмотрите на рынки и магазины, и вы увидите, сколько времени, сил и средств люди тратят на приготовление своих завтраков, обедов и ужинов и покупку всего необходимого для их приготовления.
8. Чрезмерная привязанность к миру этому. Не приходится сомневаться в том, что к причинам пренебрежения и беспечности относится любовь к миру этому и чрезмерная привязанность к нему, заставляющая человека думать о нём, а не о мире вечном. Это приводит к тому, что человек перестаёт спрашивать со своей души, и его надежды и мечты начинают простираться невероятно далеко, и, увлечённый и обольщённый ими, он всё откладывает и откладывает покаяние.
А если бы он изгнал из своего сердца любовь к миру этому, он не забывал бы об Аллахе и о мире вечном и понимал бы, что этот мир — временная обитель, а не постоянная. Но он не понимает и не замечает этого, окруживший себя наслаждениями и удовольствиями.
9. Тесное общение с пренебрегающими. Общение с людьми, которые не желают занять себя чем-то полезным, — одна из основных причин пренебрежения. Всевышний Аллах сказал: «Будь же терпелив с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (сура 18 «Пещера», аят 28).
Ас-Са‘ди сказал: «Истинное лишение — это когда раб Аллаха пребывает в небрежности, не думая об этом, и уподобляется людям, забывшим поминание Аллаха и соблюдение Его прав и обративших всё своё внимание на самих себя и страсти душ своих — и при этом не преуспевших и не получивших ничего. Аллах сделал так, что они забыли о собственных интересах и с пренебрежением отвернулись от того, в чём была настоящая польза для них. И они упустили всё и остались в убытке в обоих мирах, будто обманутые, и они уже не могут наверстать упущенное и восполнить утерянное, потому что они — нечестивцы, которые отошли от покорности своему Господу и погрязли в ослушании Его. Неужели тот, кто блюдёт богобоязненность, и думает о том, что готовит для завтрашнего дня, и заслужил Сады наслаждения и благую жизнь вместе с теми, которых Аллах облагодетельствовал из пророков, правдивейших, мучеников и праведников, сравнится с тем, кто небрежно относится к поминанию Аллаха и забыл о Его правах и, будучи несчастным в мире этом, заслужил наказания в мире вечном? Первые — преуспевшие, а вторые — оказавшиеся в убытке».
10. Изобилие дозволенного. Причиной беспечности может стать и чрезмерность в дозволенном, потому что она ожесточает сердца.
Задумайтесь над положением людей сегодня, и вы увидите, что они их ненасытность в потреблении дозволенного сделала их беспечными, заставив их забыть об Аллахе и о мире вечном.
Что ожидает человека, который отсутствует на работе целый день, а потом отправляется обедать, после чего ложится спать, а проснувшись, отправляется отдыхать или гулять с друзьями или членами своей семьи — и так проходит весь его день, состоящий из переходов от одного дозволенного к другому?
Что это за жизнь? И какие надежды можно возлагать на человека с таким распорядком дня?
Пример того, к чему люди относятся небрежно и беспечно
В последнее время появилось очень много небрежных людей. Много стало и тех вещей, к которым люди относятся с пренебрежением и без должного внимания. Обязанность верующего — напоминать о них брату и извлекать для себя пользу из этого наставления.
Ниже перечислены некоторые вещи, к которым людям относятся беспечно.
1. Изучение религии Всевышнего Аллаха. Невежество, незнание религии Всевышнего — причина совершения грехов, а грехи ожесточают сердца. В результате человек становится небрежным и не думает об Аллахе и о мире вечном.
Как будет бояться расчёта тот, кто не знает о существовании Сырата[18] и Весов? И как будет опасаться скверного конца тот, кто не знает о том, что сердца — меж двух пальцев Милостивого, и Он поворачивает их, как пожелает?
Именно невежество приводит к расколу внутри мусульманской общины и становится причиной жизни в слепоте и заблуждении, а иногда его следствием становится совершение грехов в отношении невинных.
Кади маликитского толка Абу Бакр ибн аль-‘Араби приводит историю, наглядно показывающую, до чего может довести человека невежество. Шейх ат-Тартуши как-то раз навестил одного андалусского факыха из числа его современников. Он зашёл в одну из пограничных мечетей, чтобы совершить молитву, а там в это время находился и Ибн аль-‘Араби. Шейх ат-Тартуши совершил добровольную молитву, сопровождая поднятием рук произнесение такбира при совершении поясного поклона и при выпрямлении после него. Это поднятие упоминается в хадисах, переданных от Пророка r достоверным путём, однако существует версия, получившая известность среди маликитов и распространившаяся среди жителей Андалусии, и согласно ей в этих в двух положениях руки поднимать не нужно. И когда шейх ат-Тартуши сделал это (а он следовал Сунне), получилось, что он совершил нечто противоположное тому, к чему привыкли последователи маликитскиого мазхаба. Адмирала, который сидел там же, дожидаясь молитвы, это возмутило, и он велел своим воинам убить шейха ат-Тартуши и выбросить его тело в море!
Ибн аль-‘Араби рассказывает: «Сердце едва не выпрыгнуло у меня из груди, и я воскликнул: “Это же ат-Тартуши, один из величайших факыхов нашего времени!” Они спросили меня: “Почему же тогда он поднимает руки?”» И он поведал им о том, что это — Сунна, переданная от Пророка r, и что и у маликитов есть такая версия, однако она не получила известности. И он убеждал их, пока они не успокоились [Куртуби. Тафсир].
Задумайтесь же… Посмотрите, как невежество может довести людей до того, что они начинают считать дозволенным для себя пролитие крови мусульманина! И это притом, что действие его было правильным и являлось Сунной. Виной всему оказалось невежество, незнание религии Всевышнего Аллаха…
2. Книга Всевышнего Аллаха. Люди беспечны, небрежно относясь к изучению её и обучению ей других, а также к заучиванию её наизусть, несмотря на то, что Пророк r побуждал ко всему этому.
Искусный чтец Корана — с благородными посланцами — ангелами. А знающий Коран или часть его наизусть будет возвышен до степени, которая соответствует той части Корана, которую он выучил. И Коран будет в Судный день заступником для тех, кто знал его, и чтец Корана получит право заступаться за своих близких пред Аллахом.
Можно вспомнить и другие проявления почёта, которые будут оказаны человеку, который заучивает Книгу Аллаха и обучает ей других, однако люди не задумываются об этом.
3. Поминание Всевышнего Аллаха. Это запас богобоязненных, и к нему стремятся праведные. Это пища для сердец и процветание для стран. Посредством поминания Аллаха отводят беды и пагубы, и приверженцы этого поминания пребудут в райских садах. Поминание — демонстрация сердцем и языком безусловной покорности Аллаху, украшение поклоняющихся и величайшие врата Аллаха, распахнутые между Ним и Его рабами.
А сколько людей небрежны к поминанию Аллаха и не произносят слова поминания — ни те, что можно найти в Коране и Сунне, и ни какие-либо другие.
Один из нас встречает утро, так и не произнеся слова поминания Аллаха, затем наступает вечер, а он так и не поминал Аллаха… Верующий входит в мечеть и выходит, ничего при этом не говоря. И он входит в свой дом и выходит из него, и с языка его снова не слетает ни одной формулы поминания Всевышнего Аллаха. Он слышит рёв осла или крик петуха, но не вспоминает о словах поминания Аллаха, которые предписано произносить услышавшему эти голоса.
Если положение человека таково, то как он вспомнит об Аллахе, когда в нём зашевелятся дозволенные страсти, например влечение к еде или половой близости? Кто не поминает Аллаха в местах поклонения, тот тем более не станет поминать Его в местах, в которых он удовлетворяет свои разные страсти и желания.
4. Слова поминания Аллаха, способствующие обереганию человека от зла и опасностей. Всевышний Аллах порой напоминает беспечным об оставленных ими словах поминания посредством испытаний, которые постигают их, заставляя вспомнить об этих словах так, что один из них восклицает: «Ах, если бы я помнил об этих словах поминания!»
Хауля бинт Хаким ас-Сулямийя g передаёт, что она слышала, как Посланник Аллаха r сказал: «Когда один из вас останавливается в каком-нибудь месте, пусть скажет: “Я прибегаю к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил”[19], ничто не причинит ему вреда, пока он не покинет это место» [Муслим, 2708].
Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн ‘Умар аль-Куртуби сказал: «Это достоверный хадис и правдивые слова. У нас есть доказательства этого и к тому же мы знаем это по собственному опыту, ибо, поистине, с тех пор как я услышал этот хадис, я всегда поступаю согласно ему, и ничего никогда не причиняло мне вреда до тех пор, пока однажды я не оставил эти слова, и скорпион ужалил меня ночью в Аль-Махдии, и я задумался и вдруг понял, что забыл попросить у Аллаха защиты посредством этих слов» [Муфхим].
Мне довелось услышать историю, рассказанную одним из жителей Медины. Суть её в том, что он произнёс эти слова поминания в каком-то месте, перед тем как отправиться домой. Ему предстояло преодолеть путь в семьдесят километров. Приехав домой, он снял головной платок, и его сын спросил его: «Папа, что это такое чёрное у тебя на голове?» Тот отряхнул голову, и оказалось, что на голове у него сидел скорпион, которого он вёз на себе все семьдесят километров пути. Он сказал: «Я надеюсь, что Аллах защитил меня через эти слова поминания, которые я произнёс с наступлением вечера в том месте, в котором я находился тогда».
5. Намерение. ‘Умар ибн аль-Хаттаб передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: «Поистине дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждый человек обретёт лишь то, что намеревался обрести…» [Бухари, 1].
Многие люди забывают о намерении при исполнении религиозных обязанностей, из-за чего некоторые из их дел оказываются тщетными, поскольку среди дел есть такие, для правильности которых необходимо намерение.
Порой люди забывают о намерении совершить данное действие в надежде на награду Аллаху, и эта беспечность и небрежность отнимают немалую часть их награды, ибо поистине, если человек сформулирует в своём сознании соответствующее намерение, совершая что-то дозволенное, его действие превратится в прекрасное приближение к Аллаху.
Если человек приобретает необходимые домашние принадлежности с правильным намерением, то есть надеясь на награду от Аллаха, то он получит великую награду. То же самое можно сказать об обязательных и необязательных расходах человека.
Абу Масуд аль-Ансари d передаёт, что Пророк r сказал: «Если мусульманин потратил что-то на свою семью с надеждой на награду от Аллаха, это запишется ему как милостыня» [Бухари, 55; Муслим, 5351].
Бывает, что человек просто шутит с братом своим (речь о дозволенной шутке). Он может делать это с намерением развеселить своего брата мусульманина, доставить ему радость, поднять настроение, а может делать это без какого-либо намерения, и тогда за своё действие он не заслуживает ни награды, ни упрёка.
Если говорить о супружеских ласках и общении, то это тоже очень часто делается без намерения. Абу Зарр d передаёт, что Пророк r сказал: «И даже совершение любым из вас полового сношения [с женой] — это милостыня!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» [Муслим, 1006].
Ан-Навави сказал: «Это доказательство того, что дозволенные действия превращаются в милостыню посредством намерения, и даже исполнение супружеских обязанностей становится поклонением, если мужчина делает это с намерением соблюсти право жены и продемонстрировать хорошее отношение к ней, которое вменил ему в обязанность Всевышний Аллах, или же в надежде зачать праведного ребёнка либо удержать себя или жену от прелюбодеяния и от того, чтобы им смотреть на запретное, думать о нём или стремиться к нему. Могут быть и другие благие намерения» [Навави].
Намерение способно сделать великим незначительное по сути дело. Точно так же великое дело может стать ничтожным из-за намерения, с которым совершается.
Абу Бурда d передаёт: «Пророк r послал Абу Мусу d и Му‘аза d в Йемен. Они отправились в путь и Му‘аз спросил Абу Мусу: “Как ты читаешь Коран?” Он ответил: “Стоя, сидя, и верхом на своей верблюдице, и в любых обстоятельствах”. Му‘аз сказал: “Что касается меня, то я сплю и выстаиваю [добровольную] молитву, и надеюсь обрести награду от Аллаха за свой сон так же, как надеюсь обрести награду за своё стояние”» [Бухари, 4345].
Ибн Хаджар сказал о словах «…и надеюсь обрести награду от Аллаха за свой сон так же, как надеюсь обрести награду за своё стояние»: «То есть он надеялся обрести награду и когда отдыхал, и когда трудился, поскольку даже за отдых, если он совершается с целью набраться сил для поклонения, человеку будет награда» [Фатх Аль-Бари].
Ан-Навави сказал: «Эти слова означают: поистине, я сплю с намерением набраться сил и настроиться на поклонение и надеюсь получить награду за это, как надеюсь получить её за своё стояние, то есть за свои молитвы» [Навави].
Ибн аль-Каййим сказал, описывая положение человека, который стремится к Аллаху и к миру вечному и не делает ничего, кроме того, о чём знает, что это угодно Господу: «Обычные и естественные действия он превращает в поклонение посредством намерения и использует эти действия как вспомогательные средства для снискания довольства Господа. В общем, он останавливается при первом позыве к совершению какого-либо действия и, исследуя его, находит способ превратить данное действие в ещё одну дорожку, ведущую к Господу, и это действие превращается для него в поклонение и приближение к Аллаху» [Тарик аль-хиджратайн].
Итак, человек совершает ежедневно множество дел — ходит на работу, ест, пьёт, спит, шутит, разговаривает, продаёт, покупает, арендует… Все эти действия беспечный человек совершает без правильного, благого намерения. Что же касается людей, усердно и искренне поклоняющихся Аллаху, то они останавливаются перед каждым делом и ищут в своём сердце благое и правильное намерение, которое сделает правильным их дело и превратит обычное действие в поклонение.
6. Упорядочивание дел и правильное отношение к каждому. Награда за разные виды поклонения неодинакова, и дела различаются по нескольким признакам. Некоторые из них просто являются наилучшими, без привязанности к месту, времени или обстоятельствам. Других делает наилучшими время, в которое они совершаются, или место, в котором они совершаются, и так далее.
Так, чтение Корана относится к наилучшим делам вне зависимости от обстоятельств. Однако при входе в мечети лучше произнести соответствующую мольбу (ду‘а), чем читать Коран, и также при выходе из мечети. Произнесение слов поминания, которые предписывается произносить утром и вечером, также важнее чтения Корана в это время, и так далее.
Ибн Мас‘уд d очень мало постился и говорил: «Поистине, если я стану поститься, то ослабну и не смогу совершать [дополнительную] молитву, а молитву я люблю больше, чем пост» [Табарани]. И если он постился, то всего три дня в месяц.
Действия, приносящие пользу и другим людям, лучше действий, которые приносят пользу только тому, кто совершает эти действия. Обучение полезному знанию лучше дополнительных молитв или постов, если они отвлекают его от обучения других людей.
Люди редко обращают внимание на эти различия в важности и ценности дел, и Иблис пользуется этим и старается одержать верх над потомком Адама и таким способом, то есть побуждая его заниматься менее важными делами и оставлять более значимые и благие. Шайтан порой открывает перед человеком семьдесят дверей блага, чтобы привести его к одной двери зла или чтобы лишить его блага, которое много лучше этих семидесяти дверей и важнее, как сказал Ибн аль-Каййим [Бадаи‘ аль-фаваид].
Ибн аль-Джаузи сказал: «Некоторые учёные предпочитают дополнительные молитвы и посты написанию книги или обучению других людей полезному знанию. [И это неправильно], поскольку [обучение других] — это зерно, которое даёт обильный урожай и приносит пользу в течение долгого времени» [Сайд аль-хатыр].
Ибн ‘Усаймин однажды вдруг резко остановил урок, который он, как обычно, проводил после закатной молитвы (магриб). Ученики удивились и вопросительно посмотрели на него, а он сказал: «Я обнаружил пятно краски на своей руке. Я совершил малое омовение, не обратив на это внимание, а потом совершил молитву и сел проводить урок — и заметил это только сейчас».
И он попросил у учеников разрешения, встал, удалил краску, после чего совершил малое омовение, повторил закатную молитву (магриб), не совершая после неё никаких дополнительных молитв, вернулся к уроку и провёл его до конца. Один из учеников спросил его, почему он повторил только обязательную молитву, но не стал повторять дополнительную, и он ответил: «Знание в данном случае важнее, [потому что оно приносит пользу не одному человеку, а многим], ученики собрались, и время идёт, и это — время урока, что же касается дополнительной молитвы, то она приносит пользу только совершающему её».
Если бы у него была возможность совершить и то, и другое, он бы так и поступил, однако он видел, что урок важнее дополнительной молитвы.
Разумеется, пренебрежительность людей не ограничивается их невнимательным и небрежным отношением к перечисленным вещам. Подобное отношение можно встретить и к правильности намерения, и к побуждению к одобряемому и удержанию от порицаемого, и к призыву людей к исламу и их воспитанию, и к различным видам дополнительного поклонения (молитва-духа, сунны, совершаемые перед или после обязательных молитв, молитва-витр), сидению в мечети после совершения утренней молитвы до восхода солнца, а также к посещению уроков, содержащих религиозное знание и полезное наставление.
Можно вспомнить и другие виды поклонения, о которых не вспоминает большинство людей.
Наказание за пренебрежение
Наказания за пренебрежение многочисленны. Ниже названы некоторые из них.
1. Заслуженное наказание в этом мире. И Всевышний Аллах сказал: «Когда наказание поразило их, они сказали: “О Муса [Моисей]! Помолись за нас твоему Господу о том, что Он обещал тебе. Если ты избавишь нас от наказания, то мы поверим тебе и отпустим с тобой сынов Исраиля [Израиля]”. Когда же Мы избавили их от наказания до определённого срока, которого они непременно должны были достичь, они нарушили обещание. Мы отомстили им и потопили их в море за то, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (сура 7 «Преграды», аяты 134–136). И Всевышний Аллах потопил их за пренебрежительное отношение к Его знамениям.
2. Лишение способности к размышлению над аятами Аллаха, пониманию их и извлечению пользы из них. Это очень опасное наказание. Всевышний Аллах сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путём, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это — потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (сура 7 «Преграды», аят 146). То есть: Я не оставлю их размышлять над ними, и они не будут извлекать из них назидание, и эти знамения будут проходить мимо них без всякой пользы для них.
Аль-Байдави сказал: «Это отвращение произойдёт по причине того, что они считали ложью эти знамения и не размышляли над ними» [Байдави].
Это суровое наказание, однако небрежные и беспечные люди не чувствуют его. Аллах воздаёт беспечным ещё большей беспечностью — воздаяние соответствующее проступку: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» (сура 61 «Ряды», аят 5). Они предпочли слепоту, и Аллах сделал их слепыми в отношении истины.
3. Лишение милости Аллаха. Юсайра g, которая принадлежала к числу мухаджиров, передаёт: «Посланник Аллаха r сказал нам: “Восхваляйте Аллаха, свидетельствуйте о Его единственности и святости, считая [произносимые формулы] по кончикам пальцев, ибо, поистине, они будут спрошены и наделены способностью говорить, и не будьте небрежными и не забывайте о милости”» [Тирмизи, 3583].
Аль-Кари сказал: «Не оставляйте поминание, потому что, оставив его, вы лишитесь награды за него — и получится, как будто вы отказались от милости» [Тухфат аль-ахвази].
4. Безответные мольбы. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Обращаясь к Аллаху с мольбой, будьте уверены, что ответ придёт, и знайте, что Аллах не отвечает на мольбу того, чьё сердце небрежно и беспечно» [Тирмизи, 3479].
Пусть убеждённость твоя и вера в Аллаха будет твёрдой, когда ты обращаешься к Нему с мольбами. И не уподобляйся обладателям беспечных сердец, которые на несколько секунд поднимают руки, обращаясь к Нему с мольбой, и сами не знают, что говорят и о чём просят… И не уподобляйся тому, кто во время обращения имама к Аллаху с мольбами, машинально повторяет: «Амин! Амин!» — и при этом не понимает ни слова из его мольбы. Как примутся мольбы человека, который находится в подобном положении?!
5. Предоставление шайтану власти над пренебрегающим. Когда человек входит в дом, не помянув Аллаха, то шайтан получает возможность войти в дом вместе с человеком и находиться там вместе с ним. И если человек ест, не помянув Аллаха, шайтан ест вместе с ним.
Джабир d передаёт, что Пророк r сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Всевышнего Аллаха при входе в дом и во время еды, шайтан говорит своим товарищам: “Не будет для вас здесь ни приюта, ни ужина!” Если же он вошёл в дом, не помянув Всевышнего Аллаха при входе, шайтан говорит: “Вы получили приют”. А если он не поминает Всевышнего Аллаха и во время еды, шайтан говорит: “Вы получили и приют, и ужин”» [Муслим, 2018].
6. Постоянство небрежности. Одна небрежность тянет за собой другую, та тянет третью и так по цепочке — и в конце концов человек оказывается в болоте страстей, из которого уже не может выбраться, если только Аллах не поможет ему по милости Своей.
Для скольких закоренелых грешников и нечестивцев началом послужила небрежность, которой он не стал сопротивляться и в которой не стал раскаиваться!
7. Скверная кончина. Небрежность приводит к тому, что человек умирает, будучи привержен тому, что неугодно Всевышнему Аллаху. И примеров, подтверждающих это, великое множество и подобных историй мы знаем немало. Это истории о людях, которые жили небрежно и беспечно, не поминая Аллаха, и конец их был скверным, и недоброй печатью была запечатана их земная жизнь. Это одна из тех великих трагедий, к которым приводит пренебрежение.
8. Горькое сожаление в мире вечном. Среди названий Судного дня есть и такое: День сожаления — потому что беспечные люди в этот день горько пожалеют о своей беспечности и о том, что не совершали благие дела в земной жизни. Но увы — их сожаление уже ничем не поможет им в это время.
Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто сел в каком-нибудь месте, не помянув там Всевышнего Аллаха, тому Аллах пошлёт сожаление, и кто лёг в каком-нибудь месте, не помянув там Всевышнего Аллаха, тому Аллах пошлёт сожаление» [Абу Давуд, 4856].
9. Самое страшное наказание, ожидающее пренебрегающих людей, — Адское пламя в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» (сура 10 «Юнус», аяты 7–8).
И Всевышний Аллах сказал: «Приблизится истинное обещание, и тогда закатятся взоры неверующих. [Они скажут]: “О горе нам! Мы небрежно относились к этому. Более того, мы были несправедливыми”» (сура 21 «Пророки», аят 97).
Всевышний также сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Именно они являются небрежными невеждами» (сура 7 «Преграды», аят 179).
Сердца этих людей ожесточились, что мешает их обладателям извлекать уроки и назидания, размышлять и осмысливать, и взоры их слепы, и они не видят истины, и уши их глухи и не слышат истины, поэтому они подобны животным, и даже более заблудшие… Таковы пренебрегающие.
Каждому небрежно относившемуся к поминанию Аллаха и миру вечному будет сказано во время расчёта в Судный день: «Ты пренебрегал этим, но Мы сорвали с тебя твоё покрывало, и остр сегодня твой взор» (сура 50 «Каф», аят 22). То есть ты был будто окутан завесой и не видел то, что будет после смерти, и не готовился к этому, а теперь Мы сняли с тебя эту завесу, забрав душу твою, и ты своими глазами увидел ужасы. И от сильнейшего испуга взор их не будет обращаться ни вправо, ни влево, будто пригвождённый, от ужаса.
Участь небрежных отнюдь не легка, и пренебрежение вполне может стать причиной того, что человек окажется в убытке в обоих мирах. Просим у Аллаха блага и благополучия…
Лечение пренебрежения
Бороться с пренебрежением можно разными способами. Ниже приводятся некоторые из них.
1. Поминание Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из небрежных невежд» (сура 7 «Преграды», аят 205). Поминание Аллаха — действенный способ борьбы с небрежением и одна из главных причин избавления мусульманина от него. Чем больше человек отдаляется от поминания Аллаха по мере увеличения своего небрежения, тем больше отдаляется он от Аллаха, и чем чаще человек поминает Аллаха, тем более живое у него сердце и тем меньше его небрежение.
2. Обращение к Аллаху с мольбами. Следует обращаться к Аллаху с мольбами, прося у Него помощи в преодолении небрежности. Это особенно эффективное средство, когда верующий использует специально предназначенные для этого случая мольбы, передаваемые достоверным путём от Пророка r.
Анас ибн Малик d передаёт, что Пророк r обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от слабости, лени, скупости, дряхлости, жестокости, небрежности, унижения и нужды, и я прошу у Тебя защиты от бедности, неверия, многобожия, лицемерия, хвастовства, совершения дел напоказ людям…»[20] [Ибн Хиббан, 1023; аль-Хаким, 1944].
3. Добровольная ночная молитва. ‘Абдаллах ибн ‘Амр и<