Епископ саратовский и вольский лонгин

Евхаристическая практика
и приходская жизнь

(Вместо послесловия)**

Отрадно, что подобный разговор состоялся. Лично я многие годы ждал, когда от тем строительства, восстановления храмов, дискуссий об ИНН и им подобным мы перейдем к решению насущных проблем духовной жизни, церковной практики. Когда имеющиеся сложности не замечают, надеясь, что они сами собой исчезнут, рано или поздно появляются радикально настроенные личности, которые пытаются разрешить их самостоятельно и, как правило, действуют достаточно разрушительными методами.

К примеру, еще в XIX веке святитель Феофан Затворник писал, что существующий славянский перевод богослужебных текстов местами устарел и стал непонятен. Он чуть ли не в буквальном смысле бил в набат по этому поводу в своих письмах к иерархам Церкви, членам Святейшего Синода, простым священникам, мирянам, говоря о необходимости нового славянского перевода богослужения. Но к его мнению не прислушались. И в начале ХХ столетия появился такой феномен, как обновленчество. Обновленцы предприняли свою попытку решения существующей проблемы: перевели богослужебные книги на современный им русский язык — и этот перевод оказался никуда не годным, но само движение обновленчества нанесло огромный вред единству Церкви.

Поэтому то, что сегодня Церковь начала обсуждать церковную проблему — подготовку к Святому Причащению — это очень хорошо. Однако было бы неверным думать, что она моментально разрешится: это дело времени и кропотливой работы.

Мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что эта дискуссия состоялась в Москве, а Москва в церковной жизни, как и в экономической, и в интеллектуальной, — город особый, он несколько впереди. Возрождение Церкви, восстановление приходской жизни началось здесь значительно раньше, чем в провинции. А еще Москва — это Троице-Сергиева Лавра, монастырь, который и на протяжении многих веков, и в течение советского периода (с вынужденным перерывом) оказывал огромное духовное влияние на русских людей.

Что касается содержательной стороны обсуждения темы, то необходимо учитывать, что сегодня в Церковь приходят люди очень разные; есть люди воцерковленные и не очень, кто-то ходит в храм часто, кто-то время от времени. Поэтому невозможно выработать какие-то единые рекомендации по подготовке ко Святому Причащению для всех. Пост и исповедь перед Причастием совсем отменять нельзя, но необходимо определять их меру в соответствии с духовным возрастом человека.

В разные периоды христианства ко Причастию готовились по-разному. Например, 66-е правило VI Вселенского Собора предписывало христианину причащаться во все дни Светлой седмицы — оно было выработано в то время, когда перед принятием Святых Христовых Таин не постились. Пост перед Причастием (трехдневный, недельный, сорокадневный) возник в более позднюю эпоху, когда постепенно сложилась практика редкого причащения. В целом так происходит и в наше время: человек живет обычной жизнью и время от времени из нее вырывается и поставляется перед Богом. Ему дана на это неделя в году: он говеет, ежедневно ходит на службы, молится, исповедуется и затем приступает к Святым Христовым Таинам. В подобном случае такая строгая подготовка совершенно обоснована. А в Католической Церкви практически отменили пост перед Причастием, мотивируя это подражанием первым христианам, но при этом упустили очень важную особенность: первые христиане каждую минуту готовы были на смерть пойти ради Христа и действительно предавались за Него на пытки и казни.

Нам нельзя следовать по тому пути облегчения церковной дисциплины, по которому почти весь ХХ век шло западное христианство. Однако мне кажется, что если человек ведет по-настоящему церковную жизнь, соблюдает однодневные и многодневные посты (миряне постятся 2 дня в неделю, монашествующие — 3), специального поста перед Причастием для такого человека не нужно, он может со спокойной душой причащаться каждое воскресенье.

Мы должны стремиться к восстановлению нормальной приходской жизни, к увеличению количества храмов, служащего духовенства. Это сделает возможным и восстановление нормальной евхаристической практики: каждому человеку священник будет давать наставления, соответствующие его духовному состоянию, степени готовности к Таинству. Если священник сможет объяснить каждому своему прихожанину, что такое духовная жизнь, какое место в ней занимает Причастие, то проблема начнет решаться.

1Дальнейшие материалы публикуются в алфавитном порядке, а не в порядке выступлений. — Ред.

2Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 12. Кн. I. М., 2004. С. 153–154.

3Тексты последующих двух выступлений приводятся в сокращенном изложении. — Ред.

* *По благословению Преосвященнейшего Лонгина перепечатано из газеты “Православная вера” (Издание Саратовской епархии), январь 2007, № 2 (332). С. 4.

Теги:

Альманах "Альфа и Омега", ао-2007, ао-48

Наши рекомендации