Самое главное, что нужно сделать, -- совершить Генеральную Исповедь. Вспомнить все, насколько позволит ваша память, чтобы на совести -- ничего не оставалось.
Если человек будет постоянно контролировать все свои слова, поступки и мысли, то он быстро очистится. И голос совести ему будет громко возвещать, если он что-то хочет сделать не по Божьи. Когда же человек нераскаянный в грехах, то он попирает свою совесть. Вы стоите на верном пути - живете церковной жизнью: исповедуетесь, каетесь, причащаетесь, молитесь Богу, ходите на службы. Главное, желаете усовершенствования, исправления.
Другой, ЗАГЛУШИВШИЙ -- в себе голос Совести, ведет себя иначе: "Ну и что, что в Пост стаканчик молока -- выпью или кусочек колбаски съем?" Начинается -- с малого. Господь говорит: "В малом ты был -- верен, над многими поставлю тебя" (Мф.25, 20-22). А если не быть верным Богу в малом, то малый грех -- родит большой грех.
Надо найти такого священника, который смог бы вас выслушать, когда вы придете с генеральной исповедью. На приходах священников мало - один, два. А в монастырях их больше, и времени выслушивать прихожан у них тоже больше. У них исповедь - специальное послушание. И даже, может быть, вы найдете себе духовника, чтобы наставлял вас на пути духовного спасения. Он будет беседовать с вами, помогать открывать в себе скрытые страсти. А вам лишь нужно научиться ничего не таить. Грех ведь не золото, чтобы его закапывать. Его надо побыстрее обнаружить и извлечь из души. И тогда голос совести будет слышен в любом искушении.
Читайте жития и поучения святых, душа ваша будет сокрушаться, когда вы сравните свою жизнь с их подвигами. Увидите, как свято жили они и как нечисто живем мы. Во всех искушениях обвиняйте себя, а не кого-то другого, считайте себя в долгу перед Богом. Когда человек думает, что он стоит на правильном пути, спасается, молится чистой молитвой, это плохо. Надо до самой смерти считать себя ни на что негодным, как говорил апостол Павел "рабами неключимыми". Даже если бы мы с утра до вечера совершали добрые дела, то и тогда нельзя быть уверенным в своем спасении. Это ведает Один Господь.
Стыжусь некоторые свои грехи сказать перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Бог с меня те грехи, которые я перед Ним называю?
Конечно, мы ПОСТОЯННО должны каяться -- пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви -- Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от Апостолов.
В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает страх и стыд, чтобы мы -- не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.
Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".
Когда человек свободно говорит свои грехи, НЕ ОПРАВДЫВАЕТ -- их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.
Грехи НЕ НАДО -- копить в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Грехи надо как можно быстрей -- исповедовать. Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.
Если же мы раньше УТАИВАЛИ -- постыдные грехи, СОЗНАТЕЛЬНО -- замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются -- недействительными, таинство не совершалось, потому что мы поступая так – Бога обманывали. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех -- утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет -- в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.
Что такое празднословие?
Пришла весна, скоро будет лето, тепло. Многие любят выйти на лавочку перед подъездом или к соседке сходить. Пришли, сели, а говорить-то не о чем, если душа не заполнена молитвой и заботой о благе ближнего. И начинается празднословие, лишь бы время побыстрее убить. А время такое драгоценное! Нам его немного отпущено -- для спасения души. И вот бабки сидят, глазами провожают всех, кто мимо прошел. Все знают: кто сколько раз замужем был, сколько абортов сделал, кто какой коммерцией занимается. И зачем этим "знаниям" впустую пропадать? Делятся друг с другом. И все такие разговоры и пересуды – являются грехами, называется это -- празднословием, осуждением, злоречивостью, сплетнями, пересудами.
Анекдоты -- тоже празднословие, пустословие, смехотворство, ведь они никакой пользы -- не приносят. Пустой смех без духовной радости, хохот и безпечность бывают тогда, когда в душе -- нет страха Божия.
На яблонях есть цветы, а есть пустоцветы. Ветер подул, и лишь третья часть цветов осталась на ветках, пустоцветы на землю слетели. Опали. Мы должны себя так настроить, чтобы каждое наше слово несло добро, не было пустоцветом, а приносило -- духовный плод. Знаю многих людей. Они при встрече не празднословят, а говорят -- о вере, о промысле Божием, о спасении. С них и надо брать пример.
О Божьем наказании.
За что Господь наказывает?
Господь -- полнота Любви, Он никогда никого -- не наказывает. Любовь не может -- наказывать. Мы, когда грешим, САМИ себя -- наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас -- ОТХОДИТ, и мы попадаем -- во власть демонов, а бесы всегда СТРЕМЯТСЯ -- сделать зло человеку. И мы сами себя ставим -- под удар наказания.