Молись и НЕ ОПАСАЙСЯ -- ничего, НЕ БОЙСЯ -- никаких Бед, не страшись напастей, МОЛИТВА -- ЗАЩИТИТ, отвратит их и ИЗБАВИТ от них.

Вспомни утопавшего -- маловерного Петра; Павла, молившегося в темнице; инока, Избавленного молитвою -- от Постигшего искушения; девицу -- Спасенную СИЛОЙ молитвы к Господу -- от злонамеренного воина и тому подобные случаи: всё это ПОДТВЕРЖДАЕТ – Великую СИЛУ, Мощность и всеобъемленность молитвы -- во имя Господа Иисуса Христа!

Молись, хоть как-нибудь, но только ВСЕГДА -- ПОСТОЯННО, чего бы ты – ни делал и куда бы -- ни шел и ни -- ехал, и не смущайся ничем; будь духовно весел и спокоен: МОЛИТВА к Господу – САМА всё УСТРОИТ и Вразумит тебя.

Помни, что о СИЛЕ Иисусовой Молитвы говорят святые -- Иоанн Златоустый и Марк Подвижник: первый утверждает, что «Иисусова Молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных Грехами, тотчас – ОЧИЩАЕТ»...

А второй так об этом говорит: "Молиться как-нибудь состоит -- в нашей силе; а молиться Чисто -- ЕСТЬ дар Благодати". Итак, что в твоей силе, тем пожертвуй Богу; хотя количество (для тебя возможное) приноси вначале Ему в жертву, и Божия сила -- ИЗОЛЬЁТСЯ в твою немощную силу; и молитва сухая и рассеянная, но частая -- постоянная, обретши навык, и обратясь в натуру, соделается -- молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжною.

Если бы время бодрствования сопровождалось молитвою, то – НЕ ОСТАВАЛОСЬ бы времени не только на Греховные дела, но даже и на помышления -- об них.

Теперь видишь ли, сколько глубоких мыслей сосредоточивается в сем мудром изречении: "Люби, и делай, что хочешь. Молись, и делай, что хочешь!"... Как отрадно и утешительно все сказанное для грешника, отягченного слабостями, -- для стенящего под бременем воюющих страстей!

Молитва -- вот всё, что нам Богом ДАНО, как всеобъемлющее СРЕДСТВО -- ко Спасению и усовершенствованию души... Так! Но с именем молитвы -- тесно соединено здесь и её непременное условие: «НЕПРЕСТАННО Молитесь», -- ЗАПОВЕДУЕТ нам слово Божие. Следовательно, молитва тогда явит вседействующую силу и плод, когда будет производима -- часто, непрестанно, ибо частость молитвы безусловно принадлежит нашей воле: как и чистота, усердие и совершенство молитвы -- ЕСТЬ дар Благодати.

Итак, будем молиться как можно чаще, посвятим всю жизнь нашу молитве, хотя и развлеченной вначале! Частое упражнение оной -- НАУЧИТ Вниманию, количество непременно -- ПРИВЕДЁТ в своё время -- к Качеству молитвы.

Чтобы научиться делать, что-либо хорошо, надобно делать это -- как можно чаще, сказал один опытный духовный писатель.

Для возбуждения прилежности к молитве: как например:

Советуют углубляться в размышления -- о необходимости, превосходстве и плодотворности Иисусовой молитвы -- для Спасения души.

Твердо убедить себя, что Бог безусловно требует от нас молитвы, и слово Его везде о сем проповедует.

Постоянно помнить, что -- по лености и небрежению о молитве -- не можно успевать в делах Благочестия и приобрести -- покой и спасение; а потому и неминуемо должно будет подвергнуться за сие, как наказанию -- на земле, так и мучению -- в Вечной жизни.

4. Воодушевить решимость свою примерами -- Угодников Божиих, кои все путем непрестанной Иисусовой молитвы ДОСТИГЛИ -- Освящения и спасения и проч.

Хотя все сии средства имеют свое достоинство и вытекают из истинного разумения, но болящая нерадением сластолюбивая душа употребляя оные, редко видит их плодотворность по той причине, что сии врачевства горьки -- для избалованного ее вкуса, и слабы для глубоко поврежденной ее натуры.

Ибо кто из христиан не знает, что молиться НУЖНО часто и прилежно, что этого ТРЕБУЕТ -- Бог; что за ЛЕНОСТЬ к молитве – мы понесём наказание, что все святые усердно и непрестанно молились; однако, все сие познание так редко оказывает свое благотворное последствие! Каждый наблюдатель видит в себе, что он или мало, или нисколько не оправдывает деятельностью сих внушений разума и совести, и при нередком воспоминании о сем живет -- все так же худо и леностно...

Поэтому опытные и богомудрые св. Отцы, зная слабость произволения и леность сластолюбивого сердца человеческого, действуют на него в особенности, и с сей стороны, подобно врачам -- Приправляющим горькое лекарство - сладкими сиропами – ОТКРЫВАЮТ нам всем грешным людям -- Иисусову Молитву – как ЛЕГЧАЙШЕЕ и ВЕРНОЕ средство, истребляющее -- ЛЕНОСТЬ и нерадение к молитве, состоящее в надежде при помощи Божией -- ДОСТИГНУТЬ Совершенства и Спасения.

Святые отцы советуют как можно чаще -- размышлять о таковом состояни души, и внимательно читать о сем повествования Отцов, которые ободрительно уверяют, как доступно и легко при помощи постоянной Иисусовой молитвы -- можно ДОСТИГНУТЬ этих Сладостных внутренних ощущений -- в молитве; и сколь они вожделенны, как-то: сладость источающаяся из сердца; усладительная теплота и Свет, изливающиеся внутри; неизреченный Восторг, радость, легкость, глубокий Покой и существенное блаженство и радость жизни, внушаемое -- при действии тайной Иисусовой молитвы в сердце человека.

Углублением в сии размышления, слабая и хладная душа -- СОГРЕВАЕТСЯ, укрепляется, ободряется успехом к молитве, и как бы -- приманивается к опытам молитвенного упражнения, как говорит о сем святой Исаак Сирин: "Приманка для души -- ЕСТЬ Радость, производимая надеждою, процветающею в сердце; и преспеяние сердца есть размышление -- о своем уповании".

Он же продолжает: "В начале этого молитвенного делания и до конца предполагается какой-либо способ и надежда совершения... а сие и побуждает -- ум положить основание дела и в воззрении на сию цель, заимствует ум для своего утешения в деле молитвы".

Также преподобный Исихий, описывая преткновение леностию к молитве и образумления к проявлению усердия к ней -- в заключение прямо говорит следующее: "Тогда бо не за иное что в сердечном безмолвии хотети готовы бываем, точию за сладкое оного в душе чувствие и веселие" (гл. 120).

А из сего следует, что поощрением к усердию о молитве наставляет сей Отец "Сладостное ее чувство и веселие"... Подобно этому и Великий Макарий учит, "Что духовные труды наши (молитву) с целию и надеждою плодов, т. е. с наслаждением -- в сердцах наших, мы исполнять должны (ел. 3., гл. 5).

Ясный пример этого способа, как мощного средства, виден на многих местах "Добротолюбия"-- в подробных описаниях молитвенных наслаждений; эти места -- надо, как можно чаще -- ПРОЧИТЫВАТЬ борющемуся с Недугом ЛЕНОСТИ или Сухости при молитве, почитая себя однако же -- НЕДОСТОЙНЫМИ этих наслаждений и чаще -- укоряя себя в нерадении о молитве Иисусовой.

ПРИТЧА. КАК НАДО МОЛИТЬСЯ?

«Когда одного византийского святого X века спросили, как надо молиться, он сказал: «Молитва-то простая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Вопрос в том, как её говорить. Представьте себе, что человека обвинили в преступлении. Неважно, заслуженно или нет – но его ведут на смертную казнь. Никакие апелляции не помогли, приговор окончательный. Его ведут из тюрьмы на центральную площадь города, на плаху. И путь его лежит мимо царского дворца. И последний шанс его в том, что царь может помочь.

И он должен -- Закричать: «Государь, помилуй!», да так громко, чтобы царь – обязательно -- УСЛЫШАЛ и помог. Вот так же надо -- КРИЧАТЬ в своем сердце -- «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Не в смысле громко.

Наши рекомендации