Смирение -- на деле, а не только -- на словах.

- Геронда, если человек сам себя смиряет, укоряет и говорит. "Я ущербный, никчёмный, пропащий человек и т. п.", этим он помогает себе стяжать смирение?

- Самому себя человеку ЛЕГКО -- УКОРЯТЬ, но он с трудом -- ПРИНИМАЕТ упрёки от других. Сам про себя он может говорить: "Я жалкий, самый грешный, самый худший из всех человек", но при этом от других – НЕ МОЖЕТ принять ни одного Замечания, НАЧИНАЕТ -- ОБИЖАТЬСЯ и гневаться. Когда человек сам спотыкается и падает, пусть ему будет больно, но он -- не сильно расстраивается. Или если его ударит кто-нибудь из тех, кто его любит, опять же скажет: "Ладно, ничего страшного". Но если его чуть оцарапает или толкнёт человек, который ему – НЕ СИМПАТИЧЕН, вот тогда да! Он станет -- вопить, делать вид, будто ему больно, что он -- не может встать!

Когда я жил на Синае, там был мирянин по имени Стратис Если ты ему кричал: "Господин Стратис", он отвечал: "Какой господин? Грешный, грешный Стратис зови". Все говорили: "Какой смиренный человек!" Однажды он проспал утром и не встал вовремя на службу. Кто-то пошёл его будить. "Стратис, ты всё спишь? Уже Шестопсалмие прочитали. Ты, что не пойдёшь на службу?" Он как стал -- КРИЧАТЬ: "Да у меня благочестия больше, чем у тебя, и ты будешь мне говорить, чтобы я шёл в церковь?" Кричал как сумасшедший... Даже схватил ключ от двери -- такой большой, как от амбарного замка, -- и замахнулся на человека, потому что ЗАДЕЛИ его Самолюбие. Люди, которые слышали, как он кричал, потеряли дар речи, ведь все считали его очень смиренным и брали с него пример. Вот так -- ОПОЗОРИЛСЯ Стратис Видишь, что делается? Сам себя называл -- грешным, но едва задели его Самолюбие, просто -- озверел!

Другой человек в Эпире подправил церковь. Сам он говорил, что ничего особого не сделал, так -- подмазал кое-где. Но когда я ему сказал: "Ладно, «подмазал». Кое-что всё-таки сделал", вот он разозлился! "Можно подумать, ты бы сделал лучше, -- стал говорить. -- Я знаю, что значить -- строить, не какой-то там плотник, как ты. Мой отец сам брал подряды!" Хвастливо заявил он.

Самому себя легко -- смирять, но это не значит, что у человека -- есть настоящее смирение. Обычно у людей, которые сами себя -- называют грешными – смирения нет.

- Геронда, что такое настоящее, подлинное смирение?

- Когда другой тебя унижает, и ты это по доброму, МИРНО – ПРИНИМАЕШЬ и молишься за обидчиков, вот тогда у тебя есть -- подлинное смирение, потому что подлинное смирение -- это смирение -- на деле, а не на словах.

Однажды святой Косма Этолийский спросил людей, которые собрались вокруг него: "В ком из вас -- НЕТ гордости?" "Во мне", -- сказал один человек. "Подойди-ка сюда, ты, в котором нет гордости, -- говорит святой Косма -- Отрежь-ка один ус и ступай на площадь". "Э-э, это я не могу сделать", -- отвечает тот. "Ну тогда у тебя -- НЕТ смирения", -- говорит ему святой. Святой Косма этим хотел сказать, что необходимо -- деятельное смирение.

- Вот и я, когда меня задевают, отвечаю.

- Не имеешь смирения, поэтому и отвечаешь. Посмотри, какое было смирение -- у аввы Моисея? Когда его рукоположили во священника, архиепископ захотел его испытать и сказал клирикам "Когда войдёт авва Моисей в алтарь, гоните его вон и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить". Едва авва Моисей вошёл в алтарь, его стали гнать: "Ступай вон, эфиоп". "По правде с тобою сделано, чернокожий эфиоп, -- сказал себе авва Моисей, -- ты не человек, зачем же ходишь с людьми"! Он -- не обиделся, не разгневался.

- А может человек не иметь смирения, но быть кротким и не отвечать, когда его оскорбляют?

- Смиренный человек -- кроток. Но это не значит, что кто кроток, тот и смирен. В кротости должно быть и смирение, потому что если его нет, то человек может внешне казаться кротким, но внутри быть исполнен гордости и говорить о других: "Они ненормальные, нечего на них и внимание обращать, пусть себе говорят!"

Как тот монах, которого отцы никогда – НЕ ВИДЕЛИ разгневанным и который никогда не отвечал, если ему -- досаждали. Поэтому однажды его спросили: "Какой помысел он всегда имеет в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое -- Долготерпение?" На что тот отвечал: "Мне ли обращать внимание на их недостатки... Это лающие псы". То есть, он – горделиво ПРЕЗИРАЛ других.

Наши рекомендации