Страшная участь -- умерших нераскаянных людей.
Как нераскаявшаяся христианка, при видимой благополучной смерти, оказалась в Аду.
Игнатий Брянчанинов (Слово о смерти): «В некотором женском монастыре жила при игумении её племянница, прекрасная собою, по наружности, и хорошего поведения. Все сестры любовались и назидались ее добротой и необыкновенною скромностью. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа её воспарила в райские обители. Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву Постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы -- удостоилась ее племянница в лике блаженствующих девственниц?
Однажды, когда игуменья, в келейной тишине ночи, стояла на молитве, – внезапно расступилась земля под её ногами и клокочущая огненная лава -- потекла пред взорами молившейся. Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть – и видит среди адского пламени свою племянницу. «Боже мой! – отчаянно воскликнула она. – Тебя ли вижу я?» – «Да», – со страшным стоном произнесла погибшая. – «За что ж это? – с горестью спросила старица. – Я надеялась видеть тебя в Райской славе, среди непорочных агниц Христовых, а ты... За что это?» – «Горе мне окаянной! – простонала мучившаяся. – Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени. Ты хотела видеть меня – и Бог открыл тебе тайну моего положения». – «За что ж это?» – снова сквозь слезы спросила игумения.
– «За то, – отвечала мучившаяся, – что я в виду вашем казалась девственницею, а на самом деле было не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты -- свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела, я НЕ СУМЕЛА сохранить -- в Непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке.
По неосторожности моей я питала в себе -- чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним. И, понимая, что это -- Грех, СТЫДИЛАСЬ -- Открыться в нём духовнику при Исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей, святые Ангелы -- возгнушались мною и оставили меня -- в руках демонов.И вот теперь я горю в геенском пламени, и нет конца мучению для отверженных Небом!» Сказав это, несчастная застонала – заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении».
Итак, все эти примеры говорят о том, что не только от видимых добрых дел или от веры зависит, кто будет при нашей смерти, но и от того, какие у нас были явные и тайные дела, мысли и образы в нашем сердце, а также, какие страсти нами владели.
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.7): «Некая женщина -- СОВЕРШИЛА смертный Грех и БОЯЛАСЬ его исповедовать -- от позора и безобразия содеянного. Она творила другие добродетели: давала милостыню, постилась, бодрствовала, молилась и исповедовала другие грехи, и причащалась -- Божественных Тайн, думая, что найдет -- милость у Бога, и Он ей простит -- СКРЫТЫЙ Грех за остальные -- её доброделания.
Когда она тяжело заболела, то исповедала все другие грехи, но тот великий грех несчастная женщина – так и не дерзнула – ПОСТЫДИЛАСЬ -- Исповедовать даже при смерти. Она только плакала -- по невежеству и, причастившись Божественных Тайн, скончалась.
Через много дней одна из её дочерей молилась в комнате. Вдруг ощутила такое зловоние, что не могла стоять, так ей было дурно. Она стала бегать по дому, чтобы понять, откуда идет запах. Тут она видит над кроватью тень столь безобразную и страшную, что уже не могла устоять на ногах, но пала на землю и стала звать Господа помощь. Тут из тени изошел голос: «Не бойся дочь, я -- твоя жалкая мать». После этих слов девушка набралась смелости. Она встала и сказала: «Как это возможно, о мати моя, что ты столь зловонна и безобразна, хотя ты была столь добродетельна?»
-- Та отвечает: «Помнишь, как я тебе сказала однажды, что совершила -- смертный Грех? И что я никогда – НЕ ИСПОВЕДОВАЛА его никакому духовнику -- из-за СТЫДА перед содеянным? За тот Грех я осуждена на вечное мучение, -- и мне НЕ ДАЮТ -- пользы другие добрые дела, которые я содеяла». Девочка говорит: «Но могу ли я тебе помочь? Я заплачу священникам, они будут служить заупокойные службы, я раздам много денег на бедных и на монастыри. Может быть, ты найдешь прощение?»
-- Мать ответила: «Нет в аду покаяния. Когда у меня было время, я – НЕ ИСПРАВИЛАСЬ по невежеству, хотя это было не трудно. Тотчас, как я отделилась от тела, меня схватили лукавые бесы и представили -- на Судище Христовом. Христос посмотрел на меня страшным оком и отвернул лик от меня, сказав громогласным и страшным голосом: «Иди от меня, проклятая, в нескончаемую геенну». И тотчас я оказалась в глубине мучения. Итак, больше -- нет ради меня милости. Единственно, чтобы вам, живым, быть примером, -- для этого Судия разрешил мне появиться сейчас, дабы ты возвестила всем мою муку, да убережетесь вы потерпеть то, что я терплю. Скажи своему брату, чтобы он исправил свой образ жизни.
И ты оставь краску лица и наряды. Красками ты все равно не сделаешь лицо благовидным, а многие женщины по одной только этой причине -- ПРЕДАНЫ мучению. Если ты и меня не послушаешь, то тотчас станешь моей спутницей в том мрачном и безрадостном месте. Это я тебе сказала, чтобы не увеличилась моя скорбь, когда я увижу, что и вы будете мучиться со мной в геенне».
Когда девушка все услышала, она стала задавать разные вопросы об адском мучении. Мать не ответила на них, а произнесла: «Я только это должна была тебе сказать, и не спрашивай меня о большем». Тут же она исчезла как ветер, а в комнате осталось такое зловоние, что в нее никто больше не мог входить. Девочка поставила кровать в другом месте и много дней лежала в немощи от страха и трепета пред видением. Она позвала своего духовника, Серафима из Болоний, и подробно рассказала ему бывшее. Так оно стало известно во всем городе и было записано в книге, чтобы потомки читали и тщательно хранили себя, -- дабы не попасть в такую же опасность.
В другом городке была некая благородная и богатая женщина. Она совершила позорнейшее беззаконие и не сказала о нем никому из духовников из-за стыда за содеянное - как бы не узнал кто. В один из дней в город зашел некий чужестранный иеромонах вместе с послушником, они шли на поклонение Гробу Господню. Когда женщина увидела их в церкви, что они совершают праздничную службу, ей пришло на ум исповедовать все ему, потому что он чужестранец и ее не знает. Она пошла в исповедальню и сказала ему грехи. Но когда она желала сказать о том величайшем беззаконии, то, по содействию диавола, на нее напал такой стыд, что она покраснела и не смогла ничего сказать.
А послушник иеромонаха был человеком добродетельным. Он стоял и издали видел, как с каждым грехом из уст женщины -- выходит змея. После всего он увидел большую змею. Она трижды показывала свою голову, чтобы выйти из уст, но затем опять уползала внутрь и не выходила. Тогда и другие змеи, которые вышли прежде, вновь -- вошли в её уста, -- потому что она не сказала о том беззаконии.
Духовник прочел разрешительную молитву и двинулся в путь. Но послушник рассказал ему видение. Духовник тогда понял, в чем дело, и тотчас вернулся назад, чтобы объявить видение женщине и подвигнуть её рассказать и о другом беззаконии. Когда они вошли к ней в дом, нашли ее мертвой. Оплакав ее, совершили моление, да откроет Господь, что стало с ее душой. Вот они видят, что она сидит на страшном драконе, а две другие змеи обвили ее и причиняют ни с чем несравнимую боль. Она говорит им: «Я -- нечестивая женщина, которая исповедовалась сегодня. Так как я не сказала одно совершенное мной беззаконие, то Судия предал меня на умерщвление дракону. Я буду вечно мучиться -- в аду. Теперь у меня, бедной, нет надежды на спасение». Сказав это, она стала невидима.
Другая подобная история. Жил некий царь в Италии. У него была дочь благоговейная и добродетельная - она делала многие милостыни и искренне заботилась о бедных. Она попросила отца отпустить ее, чтобы стать монахиней. Но от великой любви к ней отец не желал с ней разлучиться. Он сообщил об этом римскому папе (это происходило еще до отпадения Западной Церкви от чистоты Православия), а ей посоветовал для большей пользы оставаться дома и совершать лучше великие благие дела, чем стать монахиней и приносить пользу только самой себе. Девочка осталась против своей воли, чтобы не быть непослушной отцу, жила, как и прежде, добродетельно.
Но коварный змей не выносил видеть такие деяния девушки. Он стал бороться с ней плотски. Она полюбила красивого юношу, слугу царя. Диавол столь сражался с ней, что победил ее, и она впала в грех с этим юношей. Вскоре она поняла, что ждет дитя. Она так скорбела, что хотела покончить с собой от стыда, чтобы никто из людей не услышал о деле. Но затем поверила предложению одной служившей ей старухи. Старуха дала ей яд, который умертвил плод. Поэтому никто не узнал о случившемся. Только она скорбела, и была теснима этими двумя грехами.
Царь, увидев, сколь она несчастна, подумал, что она скорбит из-за того, что он не пустил ее в монахини, и спросил ее, не желает ли она постричься. Она, услышав об этом, обрадовалась. Он поместил ее в славный монастырь, где она постриглась и соблюдала непоколебимо весь чин монашеского жительства. Никто ее не видел смеющейся, болтающей, и когда посетить ее приходили родственницы и женщины из дворца, или другие княгини, или даже сам царь, она, перемолвившись с ними несколькими короткими словами и поблагодарив их, уходила в келлию. Там она плакала о своих беззакониях, о которых она, несчастная, никогда не говорила духовнику, -- то есть о блуде и убийстве. Только наедине плакала она о них ко Господу, прося прощения. Затем она умерла, исповедовав все другие грехи и причастившись Божественных Тайн.
Через тридцать дней она явилась в видении игуменье и сказала, что находится в мучении. Та спросила, как такое возможно, если она была столь добродетельна, благоговейна и ревностна. Она говорит: «Я совершила два великих греха, которые не исповедовала духовнику по невежеству, думая, что достаточно плакать о них Христу, и Он осудил меня поэтому навек, -- а другие благодеяния мне бесполезны».
Смотрите, -- Берегитесь СКРЫВАТЬ какой-либо грех! Лучше здесь немного постыдиться, чем навечно иметь позор и нескончаемую смерть. Ибо здесь ты скажешь это только одному человеку, который никому не проговорится, а там ты будешь выставлена на всеобщий и страшный позор».
После таких страшных и отрезвляющих душу примеров опять помолимся Господу: подай нам, Господи, чтобы сокрушение и раскаяние, как душеполезная печаль, посетила наше сердце и перед нашей кончиной, а тем более сейчас, когда мы можем еще изменить свою жизнь! И верим, что искренность этого покаяния и Твоя милость к нам, грешным, спасет нас от ада!