Имя, которое превыше всех имен
В следующих двух главах мы будем изучать имена и названия Святого Духа и узнаем, что они обозначают. В этой главе мы рассмотрим имена и названия, которые соотносят Его с другими членами Троицы. В следующей главе мы изучим имена Святого Духа, которые позволят нам понять Его характер и Его работу.
Есть великое разнообразие имен, приписываемых Отцу, Сыну и Святому Духу. И это множество не для того, чтобы создать путаницу, — как раз наоборот: если имена понимать правильно, то они много добавляют к нашему осмыслению природы и характера нашего Триединого Бога.
Бог, великий «Я Есмь» (см. Исх. 3:14), имеет множество имен от «Всевышний» (Пс. 90:9) до «Бог Саваоф» (Ис. 54:5).
Имя нашего Господа — Иисус — это греческий вариант еврейского имени «Иешуа», что означает «Иегова спасет», и именно это Иегова и сделал — через Кровь Иисуса Христа. На страницах Писания мы видим много других названий и имен Господа Иисуса — от «Князя мира» (Ис. 9:6) до «Пастыря доброго» (Иоан. 10:11).
Имена Святого Духа, данные Ему в Писании, не являются бессмысленными синонимами Третьей Личности в Троице. Правильно понятые, они дают восхитительное осмысление воли, путей и работы Святого Духа.
Святой Дух
Святой Дух — это основное имя третьей Личности в Троице и наполненное свой объяснение того, Кем Он является. Он есть Дух — как противоположность плоти, и Он есть Святой — как противоположность обыкновенному или оскверненному.
Мне трудно описать свои чувства, когда я пребываю в присутствии Святого Духа. Он может превратить обыкновенный гостиничный номер в святой собор. Он может стадион или арену, построенные для спортивных состязаний, преобразовать в Святое Святых.
Когда Дух Господень сходит в моем личном поклонении или публичном служении, мне вспоминается Моисей перед горящим кустом. Он снял обувь, потому что Бог сказал: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Святой Дух назван Святым, потому что Он «свят в себе и чужд всему злому».
Во всем Писании Третья Личность Троицы представляется нам как Святой Дух:
• Псалмопевец молился: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13).
• Мария стала беременной «дитем Святого Духа» (см. Мат. 1:18).
• Господь Иисус объявил: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям ваше, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13).
• Иоанн сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мат. 3:11).
• Апостолы писали: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).
В отрывке из Послания к Римлянам (1:4), посвященном роли Святого Духа в воскресении Спасителя, говорится, что Он открылся «по духу святыни».
Имена, которые соотносят Святой Дух с Отцом
Есть, по меньшей мере, шестнадцать названий Святого Духа, которые проливают свет на Его взаимоотношения с другими Личностями Троицы. Одиннадцать из них соотносят Его исключительно с Отцом. «И хотя есть некое отличие в значении разных названий, главное значение каждого из них состоит в том, чтобы выявить Святого Духа, как третью Личность Троицы, и все они подтверждают его божественность и связь с Троицей».
Дух Божий
Дух Божий — это имя Святого Духа, связанное с силой, пророчеством и руководством.
При сотворении мира «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).
Позднее тот же «Дух Божий» сошел на Саула, чтобы тот пророчествовал (1 Пар. 10:10). Он же сошел на Захарию и позволил ему провозглашать Слово Господне (2 Пар. 24:20). И видение Иезекииля о восстановлении Израиля было дано «Духом Божиим» (Иез. 11:24)г. Но Дух Божий ассоциируется не только с пророчеством, но также и с силой.
Есть замечательная история в Новом Завете, когда Господь Иисус исцелил бесноватого человека, который был слепым и глухим. Фарисеи обвинили Его в том, что Он пользуется с силой сатаны, чтобы творить подобные чудеса.
Господь Иисус, зная их мысли, заявил, что «он изгоняет бесов Духом Божиим» (см. Мат. 12:28).
Дух Божий — это Дух пророчества, Он — Дух силы, и Он также Дух наставления, ибо Писание объявляет: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14).
Просто вдумайся в значение того факта, что Святой Дух, который создал вселенную; Святой Дух, который вызывал пророчества; Святой Дух, который изгонял демонов, — Он обитает внутри тебя, делая доступной тебе во всякое время силу Воскресения. Аллилуйя Духу Божьему, и аллилуйя, что «Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16).
Дух Господень
Мы должны понимать, что Святой Дух — это больше чем представитель Высшего Существа, Он — есть Дух Иеговы, которому мы погоняемся, Дух Сущего. Это название Святого Духа часто используется и в Ветхом и в Новом Заветах.
Мне нравится история Гедеона. После долгих лет, когда мадианитяне угнетали евреев, Гедеон ответил на призыв Бога защитить израильтян. Писание говорит нам, что «Дух Господень объял Гедеона» и тот собрал войско (Суд. 6:34). Он собрал тридцать две тысячи человек. Бог сказал ему, что войско очень велико и это может дать повод Израилю хвалиться в будущем и говорить: «Моя рука спасла меня» (Суд. 7:2).
Бог велел ему сократить армию до трехсот человек, и оружием у них были светильники и трубы. Когда они окружили огромное войско мадиамское и затрубили в трубы, враг побежал. И именно «Дух Господень» привел Гедеона к такой славной победе.
Исаия сказал: «Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис. 59:19).
Начиная Свое служение, Господь Иисус стоял в синагоге и читал из пророка Исаии: «Дух Господень на Мне» (Лук. 4:18).
Павел употребил то же название, чтобы объяснить работу могучего, победоносного Духа Господнего, использовавшего Свою силу, чтобы освободить нас: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
Мой Дух
Когда Бог говорит о Святом Духе, Он делает это в личной форме. Он говорит о Нем: «Дух Мой», ясно показывая таинство Троицы. Они есть Одно, но Их Трое.
ü Бог объявил через Иоиля, что в последние дни: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2:28).
ü Бог также велел людям чтить Святой Дух: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).
ü Захария напоминал нам, что «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).
Дух живого Бога
Я люблю работу Святого Духа. Он способствует тому, что Слово Божье становиться таким реальным для нас и в нас.
В писании название «Дух живого Бога» используется, когда надо показать работу Святого Духа, делающую Его Слово живым, а Его детей — «живыми посланиями» (см. 2 Кор. 3:3). К сожалению, вместо того чтобы сосредоточивать свое внимание на «живых посланиях», и воздавать славу Господу, некоторые служители порой пытаются утверждать свой авторитет, заводя разговоры о числе членов их церквей, о размере их территории, о количестве и посещаемости их евангелизационных собраний, о числе потенциальных зрителей их программ, о размерах пожертвований и т. п. Но по-моему, есть только один тест, и он очень прост: изменяются ли люди? И как они изменяются? Духом живого Бога.
Что важнее — бухгалтерские книги и списки прихожан или то, что люди получают освобождение и жизнь с избытком Духом живого Бога? Человек, чудесным образом преобразованный Духом живого Бога, является живым посланием, ходящим и дышащим свидетельством силы живого Бога в сегодняшнем мире.
Павел ясно дал это понять, когда некоторые люди из коринфской церкви стали спрашивать о его верительных грамотах. Его ответ был прост: все верующие из коринфской церкви — его верительные грамоты через Духа живого Бога.
«Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность Мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога: Он дал нам способность быть сожителями нового завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворить. (2 Кор. 3:1-6).
О, я знаю сегодня, что жажда твоя — в свежем помазании Духа, которое затронет твою жизнь и жизнь других верующих через твое хождение со Христом. И поверь мне, нет ничего, чего бы я жаждал больше, чем быть использованным Богом и все больше и больше познавать Его присутствие. И поэтому-то я и люблю петь из глубины своего сердца:
Дух Живого Бога,
Снова сойди на меня,
Расплавь меня, отлей меня заново.
Наполни меня, используй меня!
Дух Живого Бога,
Снова сойди на меня.
Сила Всевышнего
Когда я взойду на Небеса, то мне хотелось бы многим заняться и встретить многих людей. И первой среди них я хотел бы встретить Марию, мать Иисуса. Испытанное ею воздействие «силы Всевышнего» было уникальным: такого не было ни с кем ни до этого, ни после.
Я хотел бы узнать, как происходило ее общение с силой Божьей. О, как хотел бы я посидеть с великими пророками Ветхого Завета и узнать то, что я так жажду знать сейчас! Как я хочу повидать Петра и расспросить его, что он чувствовал, когда даже одна его тень исцеляла больных, или же поговорить с Павлом, на которого Божье присутствие повлияло с такой силой, что он был восхищен до третьего неба (см. 2 Кор. 12:2). Но общение Марии со Святым Духом является одним из самых значительных в Писании.
Как ты знаешь, одно из центральных пророчеств Ветхого Завета состоит в том, что Мессия будет рожден от девы: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
Когда Мария узнала от ангела Гавриила, что она родит Мессию, она задала естественный вопрос: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лук. 1:34).
Писание содержит ясный ответ Гавриила: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35).
Конечно, именно так и случилось. Невозможное становится возможным, когда сходит «сила Всевышнего». Ты слышал историю о маленьком мальчике, который пытался сдвинуть огромный камень? Он тянул и толкал, напрягался изо всех сил. Он даже пытался использовать доску в качестве рычага, и все безуспешно. Ею отец спросил его: «Сынок, ты все испробовал?»
Сын ответил: «Да, папа. Я попробовал все, и я не могу сдвинуть его».
Его отец возразил: «Нет, не все. Ты еще не просил меня помочь тебе».
О, я знаю, подобно мне, ты жаждешь увидеть, как Божья сила преобразует твою жизнь, твои отношения, твою работу. Сдайся снова Святому Духу и позволь силе Всевышнего в полной мере войти в твою жизнь!