Группировка протопресвитера ФЛЕРОВА А. К.

(Сретенская церковь)

Группировка под руководством ФЛЕРОВА А. К. (бывший протопресвитер дворцового и военного духовенства), захватившая Сретенскую церковь, состояла из крайне фанатически настроенных верующих и насчитывала 47 человек.

ФЛЕРОВ наряду с СОВЕТОВЫМ был одним из наиболее видных лидеров «ИПЦ», оставаясь в Ленинграде после высылки митрополита Иосифа ПЕТРОВЫХ — его наместником.

ФЛЕРОВ, совместно с профессором богословия Федором Андреевым (умер), работал над идейным обоснованием «ИПЦ», изготовлял и распространял агитационно-пропагандистские и к.–р. документы (письма, воззвания, листовки, обращения к верующим и т. д.)

По инициативе ФЛЕРОВА в 1931 году была налажена нелегальная связь (через оказию) с митрополитом Иосифом и другими руководителями «ИПЦ»: епископом Сергием ДРУЖИНИНЫМ, протоиереем Сергием НИКОЛЬСКИМ, священником ЭКАЛО и др.

В здании церкви скрывались бежавший из Темниковских концлагерей диакон Иоанн СУВОРОВ и скрывшийся от ареста иеродиакон Леонид СЕМЕНОВ.

Актив группировки по директивам ФЛЕРОВА практиковал особо частые причащения, соборования, поминания «убиенных и замученных» Соввластью и создавал атмосферу приближения «страшного суда» и «торжества истинного православия».

«Я был духовником придворного протопресвитера Александра Александрович ДЕРНОВА…

После смерти ДЕРНОВА в 1924 году меня патриарх Тихон БЕЛАВИН назначил протопресвитером вместо ДЕРНОВА…

Я занимал положение административного лица при церквях «ИПЦ»…

Отобранные у меня при обыски к.-р. листовки, воззвания, письма и рукописи принадлежат мне»

(показания обвиняемого ФЛЕРОВА, л. д. 11).

«После того, как видные деятели организации "ИПЦ" были арестованы и осуждены, мы, оставшиеся последователи этой организации, объединились в церквях и составили из себя церковно-монархическую группировку.

Мы поддерживали тесную связь с ссыльными и заключенными в концлагерях: духовенством, монашеством и церковниками, получали от них те или иные советы, указания, помогали им, чем могли.

В детском Селе организовали культ почитания "болящей" Ольги, с целью привлечения на ее квартиру фанатически настроенных верующих и воздействовали на них "словом и делом", убеждали их, что страдаем мы все при теперешней власти так же, как страдает от болезни мученица "Ольга".

С полгода тому назад у нас был культ почитания "Марии Гатчинской". После смерти Марии Гатчинской, культ ее продолжает существовать.

Помощь заключенным в концлагеря и ссыльным производилась организованным порядком: производились сборы в церквях и по частным квартирам у верующих.

Во главе нашего дела стояли: протопресвитер ФЛЕРОВ, протоиерей Александр СОВЕТОВ, Алексей ЗАПАДАЛОВ, Василий СЛОВЦОВ, все священники и дьякона, в том числе ВЛАСОВ М. К., Федор ЗУДКИН, КИСЕЛЕВ, иеромонахи Анатолий СОГЛАСНОВ и Серафим ИВАНОВ.

Из мирян организаторами и руководителями, в частности, делом помощи заключенным и ссыльным ведали я, ДЕМЕНТЬЕВА П. Н., КОЛУПАЕВ В.В., ВОЛКОВ М.В., А.Н. МАТЮШКИН, КИРИЛЕВСКИЙ В. В., ДЕНИСОВ В. Л. и другие, как звать их в настоящее время, не помню. Собирая средства для заключенных, я лично читала получаемые от митрополита Иосифа письма и др. документы, возбуждая верующих и настраивая их в нужном направлении».

(показания обвиняемой ФЕДОРОВОЙ А. А., л. д. 75, т. 1).

«В 1930 году примкнул к нелегальной организации "ИПЦ" и стал принимать участие в ее деятельности… Сретенская» церковь являлась одной из прочных ячеек "ИПЦ". Перед нами, активными приверженцами "ИПЦ", ставилось задачей максимального использования легального существования церквей и приходов "иосифлянской" ориентации, в целях а/с обработки прихожан, привлечение новых и т. п.

Такая установка была необходима для БОРЬБЫ С ПОЛИТИКОЙ СОВВЛАСТИ, НАСАЖДАЮЩЕЙ БЕЗБОЖИЕ, В ЭТОЙ БОРЬБЕ НАМИ ПРИНИМАЛИСЬ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ СРЕДСТВА УСТНОЙ И ПЕЧАТНОЙ К.-Р. АГИТАЦИИ.

От ареста мне и некоторым другим членам организации удалось скрыться.

Мои убеждения и а/с взгляды толкали на путь сознательной решительной борьбы с соввластью, иного пути я не видел».

(показания обвиняемого КЕДРОВА, см. л. д. 434, 436).

«С момента нашего приезда (на Кирочную 18, кв. 25) в ней организовалась "общинка", возглавляемая ФЛЕРОВЫМ. Квартира была нелегальной церковью, т. к. в ней устраивались тайные богослужения и проводились беседы, обсуждения злободневных вопросов политики соввласти… Мы ставили своей задачей… борьбу с безбожием, вырабатывали методы воздействия на верующих для нейтрализации их от советского влияния. Эти задачи заключались в распространении листовок, воззваний и т. п., а также в содействии организации тайных монашеских общежитий, домашних церквей и тайного монашества»

(показания обвиняемой МЕХЕДОВОЙ В. Ф., см. л. д. 284).

«Я постоянно делала сборы материальных средств в пользу арестованного, заключенного и ссыльного духовенства, монашества и вообще церковников, налаживала с ними связь путем подыскания и снаряжения к ним специальных нарочных (ДЕМЕНТЬЕВА П. Н., монахиня Дмитрия и др.). Помогала устраивать всякие нелегальные собрания, которые рассчитывались на создание сплоченного единения членов нашей группировки.

Почитала и прославляла, других заставляла почитать и прославлять заключенных и ссыльных: митрополита Иосифа ПЕТРОВЫХ, архиепископа Дмитрия ЛЮБИМОВА, протоиерея Василия ВЕРЮЖСКОГО и др., как мучеников за церковные дела. С верующими вела систематические нравоучительные беседы на религиозные и политические темы о том, чтобы заблуждение православных не вызвало бы стихийного божьего гнева. Скрывала беглых из концлагерей, как-то: диакона Иоанна СУВОРОВА и др., помогала убегать от преследования ГПУ иеромонаху Аркадию и др.»

(показания обвиняемой КУЗНЕЦОВОЙ, л. д. 156).

«Благодаря тому, что в "двадцатке" были такие, как я, Сретенскую церковь удалось в 1927 году сделать достоянием "истинно-православной" ориентации, возглавляемой митрополитом Иосифом и сохранить приход в этой церкви твердым и преданным истинному православию до самого последнего времени.

После ареста духовенства: протоиереев Сергия НИКОЛЬСКОГО и Иоанна ЭКАДО, — активом прихожан, под моим непосредственным влиянием, собирались денежные средства для осужденных…

Высылалось ежемесячно НИКОЛЬСКОМУ — 100 руб. и ЭКАЛО — 80 руб. Отобранная у меня литература с таким содержанием, как: "дружно пойдем тем путем, которым идет и ведет нас возлюбленный монарх" — принадлежит мне».

(показания обвиняемого КОЛУПАЕВА, см. л. д. 56).

«Конкретная моя церковно-политическая деятельность на стороне "иосифлянской" группировки заключалась в распространении обнаруженных у меня всяких произведений, направленных против отступников от православия и против коммунизма».

(показания обвиняемого ДЕНИСОВА, л. д. 66).

Наши рекомендации