Возникновении к.-р. группировок «ИПЦ»
«Административный Церковно-Канонический Центр», ликвидированной Всесоюзной церковно-монархической организации церковников «Истинно-Православная Церковь», находился в г. Ленинграде. Этим центром были созданы к.-р. ячейки организации-приходы, роль которых, наряду с практической к.-р. деятельностью, заключалась в подготовке кадров и «смены» руководителей на случай разгрома организации. Руководители «Центра» уделяли вопросам кадров самое большое внимание, причем, в целях сохранения церквей «Истинно-Православного» направления, в «двадцатки» этих церквей усиленно вовлекались фанатически настроенные верующие, главным образом, из среды социально-чуждых и антисоветски настроенных элементов.
Кадры «Истинно-Православных» церковников пополнялись также путем создания Института тайного монашества. Принимавшие постриг, внешне оставаясь людьми светскими, посвящали всю свою деятельность церкви и вскоре, соответственно воспитанные, превращались в активных агитаторов и пропагандистов против Соввласти в пользу укрепления и распространения идей «Истинно-Православной Церкви».
Активные деятели, ликвидированной ПП ОГПУ в ЛВО (в начале 1931 года) к.-р. организации «ИПЦ», характеризуя политические основы своей организации и свое отношение к Соввласти, показали следующее:
«В конечном счете, главным вопросом для нашей организации был вопрос о Советской Власти и об отношении к нашей организации. Контрреволюционная идеология нашей организации заключалась в том, что мы считали, что Советская Власть для истинно-православных неприемлема, как власть богоборческая»
(показания АНДРЕЕВОЙ Н. Н., см. л. д. 472, т. 3).
«Мы, иосифляне, как "истинно-православные", выступили против декларации митрополита Сергия, с требованием изменить курс церковной политики. Мы считаем, что своей декларацией митрополит Сергий подчинил церковь антихристовой власти».
«"Иосифлянство" возникло в Ленинграде, во главе которого, после Иосифа, стоял я».
(показания Дмитрия ЛЮБИМОВА, л. д. 459, т. 3).
«Периферийными ячейками организации служили церкви Ленинграда: церковь в Лесном во главе с протоиереем Александром СОВЕТОВЫМ; церковь в Полюстрове (Сретенская) обслуживала местный рабочий район и способствовала распространению в нем а/с настроений; церковь на Пороховых (Моисеевская) во главе с протоиереем Дмитрием КРАТИРОВЫМ, имевшим влияние на дела центра организации…
Все означенные руководители местных ячеек-приходов были связаны с Центром.
Содержание политических директив Ленинградского "Церковно-Административного Центра" организации для указанных периферийных ячеек сводились, в общем, к систематической а/с деятельности».
(показания ВЕРЮЖСКОГО, см. л. д. 474, 475, т. 3).
«Я стал постригать преданных нам верующих в монашество. Постригал в церкви на Пороховых и у себя на квартире… Кроме меня, насаждение монашествующих для усиления проведения наших идей производил епископ Сергий ДРУЖИНИН и игумен Клавдий».
(показ. епископа Василия ДОКТОРОВА, см. л. д. 460 об, т. 3.).
Идейное обоснование к.-р. деятельности «Истинных» руководителями организации было выражено в воззваниях, рукописях и в монархических произведениях. Эти произведения в большом количестве находились у членов группировок и были изъяты произведенными обысками. (См. вещественные доказательства).
Процесс создания к.-р. группировок «ИПЦ»:
После ликвидации органами ОГПУ к.-р. организации «Истинно-Православной Церкви» и высылки из Ленинграда всех привлеченных по этому лиц, в церквях «иосифлянской» ориентации вскоре начался вновь процесс объединения тяготеющих к «ИПЦ», реакционно и антисоветски настроенных церковных элементов и образования из этих элементов отдельных строго законспирированных группировок.
Инициативу в деле оформления этих группировок проявили протопресвитер ФЛЕРОВ Александр Кириллович и священник СОВЕТОВ Александр Евгеньевич, личные друзья митрополита Иосифа ПЕТРОВЫХ, командировавшие к нему для получения инструкции монахиню Дмитрию и гр-ку ДЕМЕНТЬЕВУ Прасковью Николаевну.
В феврале 1931 года вновь выявившиеся, перечисленные выше лидеры ленинградских «иосифлян», по совету митрополита ПЕТРОВЫХ приняли решение, из соображений конспирации единой организации, пока не создавать, а насаждать идеи «ИПЦ» в церквях, главным образом, в приходах «иосифлянской» ориентации (Свято-Троицкая церковь, Сретенская церковь и Моисеевская церковь на Пороховых), образуя из последователей «ИПЦ» самостоятельные, не связанные между собою подпольные группировки.
Наиболее активными вербовщиками последователей «ИПЦ», помимо ФЛЕРОВА А. К. и СОВЕТОВА А. Е., явились тогда: ВОЛКОВ Михаил Васильевич — председатель церковной «двадцатки» Свято-Троицкой церкви; скрывающийся дьякон Михаил КЕДРОВ; «двадцаточники» — Василий КОЛУПАЕВ, А. Н. МАТЮШКИН, псаломщик ПЛЕШАЕВ, регент хора С. Э. ВЕЙЕРТ, бывший подполковник старой армии И. М. ПАИНЦЕВ, А. А. ФЕДОРОВА, А. С. СМИРНОВ и др. Идеи «ИПЦ» внедрялись в среду верующих путем распространения церковно-монархических произведений, путем устройства бесед на текущие церковно-политические темы и массовым размножением писем от заключенного и ссыльного духовенства «ИПЦ».
«После того, как видные деятели организации "ИПЦ" были арестованы и осуждены, мы, оставшиеся последователи этой организации, объединились в церквях и составили церковно-монархическую группировку.
Мы поддерживали тесную связь с ссыльными и заключенными в концлагерь духовенством, монашеством и церковниками, получали от них те или иные советы, указания, помогали им, чем могли.
В Детском Селе организовали культ почитания "болящей" Ольги, с целью привлечения на ее квартиру фанатически настроенных верующих и воздействовали на них "словом и делом", убеждали их, что страдаем мы все при теперешней власти.
С полгода тому назад у нас был культ почитания "Марии Гатчинской". После смерти Марии Гатчинской культ ее продолжает существовать.
Помощь заключенным в концлагеря и ссыльным проводилась организованным порядком; проводились сборы в церквах и по частным квартирам у верующих.
Во главе нашего дела стояли: протоиерей Александр СОВЕТОВ, Алексей ЗАПАДАЛОВ, Василий СЛОВЦОВ, священники ВЛАСОВ М. К., Федор ЗУДКИН, КИСЕЛЕВ, иеромонахи Анатолий СОГЛАСНОВ и Серафим ИВАНОВ.
Из мирян организаторами и руководителями, в частности, делом помощи заключенным и ссыльным ведали я, ДЕМЕНТЬЕВА П. Н., КОЛУПАЕВ В. В., ВОЛКОВ М. В., А. Н. МАТЮШКИН, КИРИЛЕВСКИЙ В. В., ДЕНИСОВ В. Л. И другие. Собирая средства для заключенных, я лично читала получаемые от митрополита Иосифа письма и др. документы, возбуждая верующих и настраивая их в нужном направлении».
(показания обвиняемой ФЕДОРОВОЙ А. А., л. д. 75, т. 1).
«Группировка наша последователей церковно-монархической ориентации "Истинная Православная Церковь", возглавлялась идейно ссыльными и заключенными в политизоляторы: митрополитом Иосифом ПЕТРОВЫХ, архиепископом Дмитрием ЛЮБИМОВЫМ, епископами Василием и Сергием.
Во главе группировки стояли и руководили протоиерей Александр СОВЕТОВ, Анатолий СОГЛАСНОВ, священник Павел Кузьмич ПЕТУХОВ и др. Мы распространяли, переписывали и заучивали а/с и к.-р. стихи и разные произведения. Мы широко использовали фотографические карточки: заключенного и ссыльного, расстрелянного духовенства и "болящих" Марии Гатчинской, странников Алексея КОЛЕСОВА и Петра Андреевича БОГОМОЛОВА, Путем распространения этих карточек прославляли митрополита Иосифа, архиеп. Дмитрия ЛЮБИМОВА и др., как мучеников.
Могилы монахини Марии Гатчинской, Петра Андреевич Богомолова на Смоленском кладбище мы превратили в места сосредоточения наших единомышленников. Отпевание и похоронные процессии этих близких нам людей представляли из себя внушительные антисоветские демонстрации.
Культы почитания могил и болящих, а также странников Алексея и др. использовались нами как удобные способы борьбы и агитации против существующей мирской власти»
(показания обвиняемого СМИРНОВА, л. д. 105 и 106, т. 1).