Полномочное Представительство
С. С. С. Р.
Полномочное Представительство
ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Л.В.О.
Секретно-Политический Отдел
Экз. № Сов. секретно
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО СЛЕД. ДЕЛУ № 2916 — 1932
О К.-Р. ЦЕРКОВНО-МОНАРХИЧЕСКИХ ГРУППИРОВКАХ
«ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ»
ЛЕНИНГРАД
1 9 3 2
«УТВЕРЖДАЮ»
ПП ОГПУ в ЛВО
" " декабря 1932
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по следственному делу № 2916 — 1932 года.
Формула обвинения
В октябре сего года СПО ПП ОГПУ в ЛВО были выявлены и оперативно ликвидированы существовавшие в г. Ленинграде и его пригородах девять законспирированных к.-р. церковных группировок, последователей «Истинно-Православной Церкви».
Руководители этих группировок: 1) ФЛЕРОВ Александр Кириллович (бывший тюремный священник и протопресвитер придворного и военного духовенства); 2) СОВЕТОВ Александр Евгеньевич (бывший лицеист и офицер старой армии, священник с 1920 года); 3) СОГЛАСНОВ Алексей (Анатолий) Иванович (иеромонах, принял монашество в 1929 году, будучи студентом 3-го курса Университета); 4) ЗАПАДАЛОВ Алексей Иосифович (священник, бывший инспектор церковных школ Петербургской губ.); 5) СЛОВЦОВ Михаил Кириллович (бывший полковой священник гвардейских войск царской армии); 6) ПАИНЦЕВ Иван Михайлович (бывший подполковник) и др., установив тесную нелегальную связь с осужденным Коллегией ОГПУ идеологом «Истинно-Православной Церкви» митрополитом Иосифом ПЕТРОВЫХ, действуя по его директивам, ставили себе целью — объединение «Истинно-православного церковного актива» и возрождение ликвидированной органами ОГПУ в начале 1931 года всесоюзной к.-р. монархической организации церковников «Истинно-Православная Церковь».
Ориентируясь на наиболее реакционные и темные церковные элементы и оставаясь на почве решений Всероссийского поместного собора 1917 года, т. е. беспощадной борьбы с советской властью и организации открытых к.-р. выступлений, руководители группировок при помощи своих последователей захватили в гор. Ленинграде и его пригородах (Детское село, Тайцы, Стрельна) шесть церквей, повели широкую систематическую антисоветскую и погромную агитацию, вербуя в свои группировки все новых и новых лиц.
Практическая к.-р. деятельность группировок заключалась:
1) В создании к.-р. ячеек «истинно-православных» церковников, как в гор. Ленинграде, так и в других городах СССР, воспитании в антисоветском и церковном духе молодежи, систематической агитации против политики и мероприятий советской власти и формировании тайных церквей в частных квартирах верующих;
2) В широкой вербовке (пользуясь легальными и нелегальными возможностями) всех тяготеющих к религии антисоветски настроенных людей, с целью создания мощного общественного движения против советской власти;
3) В насаждении тайного монашества, как особого метода создания антисоветских и церковных кадров;
4) В распространении религиозно-монархических произведений, писем-анонимок а/с содержания, фотоснимков ссыльного и расстрелянного советской властью духовенства, а также муссировании разных к.-р. провокационных слухов о «страшном суде», голоде, стихийных бедствиях, повальных болезнях и гибели советской власти, как «власти антихриста».
5) В укрывательстве беглого из мест заключения и ссылки духовенства, а также организации систематической материальной помощи духовенству и церковникам, репрессированных советской властью за к.-р. деятельность.
По делу, в качестве обвиняемых, привлекается 130 человек. Всем предъявлено обвинение в преступлении, предусмотренном ст.58 п. п. 10 и 11 УК.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ К.-Р. ГРУППИРОВОК «ИПЦ»
Исторические предпосылки
Группировка ИВАНОВА Ф. П.
(тайно-монашеская община)
Во главе этой группировки стоял бывший капиталист, монах Серафим (Филипп Павлович ИВАНОВ), пользовавшийся широкой популярностью, как якобы обладающий «чудодейственной» силой. Вокруг этого монаха, страдавшего на почве сифилиса сухоткой спинного мозга, происходили паломничества верующих, многие из которых под влиянием ИВАНОВА приняли тайное монашество, оставаясь в организованной им а/с нелегальной общине. Всего община насчитывала 12 чел.
«Стремясь укреплять Институт тайного монашества, я совершал тайные постриги. Постригал в тайное монашество Нинону, Пантелеймону, Ананию, Домну, Ивана Трофимовича БРЫНЕВА (монашеское имя Анатолий). Постригаемых в тайное монашество ни к каким монастырям не прикреплял, т. к. их нет, а обителью для них должно служить мирское общежитие, т. е. частная квартира. Находясь в миру, они должны нести монашеский обет нелегально».
(показания обвиняемого ИВАНОВА Ф. П., л. д. 846).
«Ко мне на квартиру приходила монахиня Антонина БУЛАТОВА… При моем тайном постриге присутствовали иеромонах Анатолий СОГЛАСНОВ, монах Михаил Иванович КИРЮШКИН. После меня еще были постриги. У меня на квартире с приходящими проводились беседы о будущей жизни, положении "истинной" церкви в настоящее время, о ее преследованиях со стороны власти, гонении на духовенство».
(показания обвиняемого БРЫНЕВА И., л. д. 855).
«Мы с женой способствовали иеромонаху Серафиму постригать в тайное монашество верующих БРЫНЕВА, ПОПОВУ и др. Иеромонах Серафим часто у нас скрывался».
(показания обвиняемого КИРКИЛЕВСКОГО, л. д. 864).
«Я примыкал к группировке монаха, "старца" Серафима ИВАНОВА и др. Мы устраивали беседы, на которых обсуждали то, что в настоящее время происходит последнее время, т. к. теперешняя власть есть последняя власть сатаны-антихриста, которая перед страшным судом господним напугает гонение на христиан, чтобы заставить их приклониться перед сатаной и пойти на вечные адские муки».
(Показания обвиняемого КИРЮШКИНА, л. д. 884).
«Вместе со своим мужем и со своими единомышленниками придерживаемся такого порядка жизни, который сводится к тому, что мы читаем и разбираем церковные книги, заблудшим людям делаем нравоучительные наставления, чтобы они перестали поддерживать нынешние бесовские порядки; чтим и прославляем "болящих" и "страдающих"; изготовляем всякие священные средства (землицу, песочек и т. п.), благодаря которым сохраняется великая благодать, направленная против сатаны и его козней».
(Показания обвиняемой КИРКИЛЕВСКОЙ А. Ф., л. д. 897).
«В квартиру БРЫНЕВА приходило много странников, проводился разбор священного писания, вели разговоры на современные темы».
(показания обвиняемой АНТОНОВОЙ, л. д. 930).
Группировка МИХАЙЛОВА Н. М.
(«тайнослуженцы»).
Группировка была тщательно законспирирована и ставила себе целью подготовку и оборудование церквей (в частных квартирах) для проведения тайных богослужений.
Участники группировки были того мнения, что при Соввласти церковь вообще легально существовать не может. Самый факт регистрации церквей («храмов Божиих») в учреждениях Соввласти признавался актом принципиально недопустимым, равносильным пребыванию в «списках антихристовых». «Тайнослуженцы» отказывались также от личных документов (удостоверение личности), выданных соответствующими Совучреждениями, т. к. считали, что принять такой документ — значит «принять печать антихриста».
Руководитель группировки иеромонах «Митрофан ОПТИНСКИЙ» — Николай Михайлович МИХАЙЛОВ, вел активную к.-р. и погромную агитацию, читал антиколхозные проповеди и призывал не идти на службу в Красную армию. Группировка состояла из 8 человек.
«Я был служителем Истинно-Православной Церкви. Тайно совершал богослужения на частных квартирах у верующих и жил нелегально у них же в течении семи лет.
Предбезбожною, богоборною, лживою, богохульною Советской властью — удивляюсь дерзостью ее, "како восстала тварь против творца".
Как иеромонах, эту советскую Власть, всех безбожников, где бы они не были, обличаю и порицаю, т. к. Советская власть есть дьявольская власть
У советской власти нет главы, она, эта глава, скрыта, т. к. антихрист еще не народился. Антихрист есть губитель рода человеческого. Предтеча антихриста есть Ленин. Он внес учение лживое и обольстил этим учением весь мир. Русский человек подпал под влияние евреев, стал мочалкой этого еврейства. Власть земная без помазанника божьего, без царя, не может быть законной. У власти должен быть монарх, только при царе-помазаннике божьем в союзе с церковью на земле может быть порядок.
Сатанинская власть есть истребительная и мучительная — порядка дать не может. Под влиянием этой сатанинской власти, как силы, все люди находятся во тьме. Создают самим себе погибель, потому что без веры во Христе и без царя жизни быть не может, ибо "сердце царево в руце Божией", а советская власть есть оружие сатаны».
(показания обвиняемого М. МИХАЙЛОВА, л. д. 956, 961).
«В качестве иеромонаха я устраивал тайные моления на частных квартирах, скрываясь от ареста.
Мы являемся врагами советской власти… О том, у кого я служил по квартирам, говорить отказываюсь, т.к. не хочу быть Иудой и предателем».
(показания обвиняемого КАРЗАНОВА, л. д. 970).
«У меня на квартире скрывался около года священник Филарет, находившийся в Ленинграде на нелегальном положении… Мы часто устраивали нелегальные беседы… На этих беседах присутствовали верующие миряне, которых мы подготовляли для вступления в тайное монашество».
(показания обвиняемой ПЕТРОВОЙ Е. А., л. д. 978).
«У себя на квартире я приняла тайное монашество и получила имя Феофания».
(показания обвиняемой ШЕВЧЕНКО, л. д. 986).
Группировка РЕУТОВА М. Т.
(Монашеская обитель
«Старо-Афонского подворья»)
Группировка состояла из 18 монахов и руководилась архимандритом РЕУТОВЫМ Матвеем Тимофеевичем. Созданная этой группировкой монашеская обитель была источником всяких провокационных к.-р. слухов. На систематических нелегальных собраниях, устраивавшихся в обители, на которых присутствовал церковный актив «Старо-Афонского подворья», читались антисоветские и антиколхозные проповеди; предсказывались сроки падения Соввласти и иностранной интервенции.
По инициативе архимандрита Макария РЕУТОВА в сентябре и октябре 1932 начались переговоры между обителью и Греческим посланником о переходе всех монахов в Греческое подданство и объявлении «Старо-Афонской» церкви в Ленинграде государственным имуществом Греции и посольской церковью.
«Несмотря на фактическую ликвидацию подворья и невзирая на декрет Правительства Соввласти о ликвидации всех монастырей и подворий, наша обитель, как я считаю, продолжала существовать до самых последних дней, т. к. мы поддерживали монастырский образ жизни во всех условиях, которые нам пришлось испытывать. Когда нас в 1929 году выселили из подворья, мы выехали на ж.д. станцию в поселок Петрославянка, Смоленская ул., д. 6/3 и устроили там в двух квартирах новую обитель.
В феврале месяце 1932 года из нашей братии было 8 человек за к.-р. деятельность арестовано и по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК органами ОГПУ осуждены: некоторые в концлагерь, а некоторые в ссылку. После этого вскоре мы Славянку покинули и определились по разным квартирам в самом городе Ленинграде. Наряду с этим переселением, стремясь оградить себя от ареста и от постигшего положения наших осужденных собратьев, мы начали хлопотать о том, чтобы принять греческое подданство и тем самым прикрыться от репрессий ОГПУ за нашу к/р деятельность на церковно-монастырской почве, заключающейся в следующем: обитель наша — Старо-Афонское подворье, т. е. все возглавляемые мною иеромонахи, игумены и монахи — являемся сторонниками церковно-монархической ориентации, называемой "Истинной Православной Церковью" и не признавали для себя законными церковные ориентации как "Сергиевскую", так и "обновленческую".
Мы организовали в обители группу убежденных монархистов, на которых можно всегда опереться как в материальном, так и в политическом отношении.
Заключенным в концлагеря и ссыльным монахам оказывали денежную и материальную систематическую помощь.
Я, лично, ездил вместе с АРХИПОВЫМ Петром Ивановичем в Москву к греческому послу. Петр Иванович был моим сопровождающим. Хлопотали о принятии нас в греческое подданство, о возврате вверенного мне подворья, об освобождении из концлагерей и ссылки наших монахов, об отправке нас в Грецию на старый Афон».
(показания обвиняемого Макария РЕУТОВА, л. д. 1028).
«Несмотря на официальную ликвидацию названного (Старо-афонского) подворья в 1923 году, фактически благодаря активу прихожан "двадцатки" и личного пребывания моего в "двадцатке", это подворье сохранялось до 1929 года.
В связи с выселением монахов из здания подворья и с тем, что этих монахов стали преследовать органы ОГПУ, первоначально арестовав 7 человек, мы, активные приверженцы монахов: ЛУКОМСКИЙ И. И., МАЛОСТИН С. И., ПРОСТАКОВ Ст. Як., я и др., — принимали все меры к тому, чтобы:
1) узаконить права собственности на подворье Старо-Афонского монастыря, дабы обеспечить существование закрытого церковно-монархического очага, изолировав его от советских законов;
2) освободить архимандрита Макария РЕУТОВА и всех монахов подворья от подданства СССР и перевести их в подданство греческого государства, как доверенных и уполномоченных лиц Старо-Афонского монастыря, находящегося в Греции;
3) выселить всех проживающих ныне рабочих в здании Старо-Афонского подворья;
4) добиться освобождения из концлагеря и ссылки семи монахов.
С этой целью нами были предприняты следующие шаги: незадолго до ареста монахов подворья (4 октября) я, лично, ездил в Москву к греческому посланнику с архимандритом Макарием РЕУТОВЫМ. Вторично ездил к греческому посланнику в Москву и, сообщив ему об аресте РЕУТОВА и монахов, просил принять меры или к освобождению монахов из-под ареста или назначить нам в церковь духовенство из имеющихся у них греческих подданных. Посланник обещал принять меры.
В настоящее время под нашим руководством, т. е. под руководством актива прихожан в здании церкви производятся сборы материальных средств в пользу арестованного черного духовенства. Мы используем здание церкви в антисоветских и контрреволюционных целях, в чем я себя и признаю виновным».
(показания обвиняемого АРХИПОВА, л. д. 1038, 1039).
Тайные церкви в квартирах
ИЗЪЯТЫХ ВО ВРЕМЯ ОБЫСКОВ.
Все указанные выше группировки располагали значительным количеством различных к.-р. и антисемитских произведений. Произведения эти всячески размножались (от руки и на пишущих машинках) и распространялись в церквах во время богослужений и по квартирам верующих.
Особенно широким распространением пользовались следующие к.-р. произведения:
1) «Ответы епископа Виктора на 15 вопросов ОГПУ».
2) «К правительству СССР — обращение православных епископов из Соловецких островов».
3) Рукопись, начинающаяся словами — «Тяжелые испытания посылает нам Господь».
4 Брошюра, направленная против регистрации культов, в которой говорится: «нравственные силы нужны христианам для идейной борьбы с новым врагом — коммунизмом, идеалы которого есть атеизм, богоборчество».
5) Брошюра-комментарий «Деяний» (постановлений и воззваний) Поместного Российского собора православных епископов 1917/18 г. г.
6) Листовка под заглавием «Старцев Оптинской пустыни — наставление монахам и мирянам», начинающаяся словами: «Чадо мое, знай, что в последние дни наступят временя тяжкие». Рукопись направлена против «ереси».
7) «Ответы востязующим».
8) «Письма вятского епископа Виктора, направленные против митрополита Сергия и «сергиевщины».
9) Стихотворение, начинающееся словами: «Ой полным-полна жидов Россия» , кончающееся фразой:
«Жид в чистую обобрал,
а взамен нам дал,
ГПУ и трибунал».
10) Стихотворения под заглавием: «Современная Москва» и «Современный Ленинград». Содержание:
«Жид доктор, инженер, артист,
Жид спекулянт и жид чекист»,
и т. д.
11) Поэма «Русский гражданин» (резко антисемитская).
У обвиняемого ДЕНИСОВА был изъят новый акафист патриарху Тихону, Василию Ивановичу БЕЛАВИНУ (автор не установлен). Судя по предисловию, акафист написан еще при жизни патриарха Тихона.
Вступление:
«Иже во святых отцу нашему священномученику Тихону, святейшему и великому патриарху Московскому и Всея России, новому исповеднику и чудотворцу Всероссийскому» — определяет все дальнейшее содержание акафиста.
Помимо этого обысками изъято значительное количество старой церковной литературы, переработанной в современном духе — антисоветского содержания <…>
V. РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ.
НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО ВСЕ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ ПО НАСТОЯЩЕМУ ДЕЛУ ЛИЦА, В КОЛИЧЕСТВЕ 130 ЧЕЛОВЕК, ОБВИНЯЮТСЯ:
1) В СОЗДАНИИ ЗАКОНСПИРИРОВАННЫХ К-Р ГРУППИРОВОК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ "ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ", КАК В гор. ЛЕНИНГРАДЕ, ПРИГОРОДАХ ЛЕНИНГРАДА, ТАК И В РАЙОНАХ ОБЛАСТИ;
2) В СИСТЕМАТИЧЕСКОРЙ А/С АГИТАЦИИ ПРОТИВ ПОЛИТИКИ И МЕРОПРИЯТИЙ СОВВЛАСТИ, НАСАЖДЕНИИ ТАЙНОГО МОНАШЕСТВА, КАК ОСОБОГО МЕТОДА СОЗДАНИЯ АНТИСОВЕТСКИХ КАДРОВ И ШИРОКОЙ ВЕРБОВКЕ (ПОЛЬЗУЯСЬ ЛЕГАЛЬНЫМИ И НЕЛЕГАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ) ВСЕХ ТЯГОТЕЮЩИХ К ЦЕРКВИ АНТИСОВЕТСКИ НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ, С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ МОЩНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ СОВВЛАСТИ.
3) В РАСПРОСТРАНЕНИИ РЕЛИГИОЗНО-МОНАРХИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПИСЕМ-АНОНИМОК А/С СОДЕРЖАНИЯ, ФОТОСНИМКОВ ССЫЛЬНОГО И РАССТРЕЛЯННОГО СОВВЛАСТЬЮ ДУХОВЕНСТВА, А ТАКЖЕ МУССИРОВАНИИ РАЗНЫХ К-Р ПРОВОКАЦИОННЫХ СЛУХОВ, ПОВАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЯХ И ГИБЕЛИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, КАК ВЛАСТИ "АНТИХРИСТА".
4) В УКРЫВАТЕЛЬСТВЕ БЕГЛОГО ИЗ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ССЫЛКИ ДУХОВЕНСТВА, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДУХОВЕНСТВУ И ЦЕРКОВНИКАМ, РЕПРЕССИРОВАННЫМ СОВВЛАСТЬЮ ЗА К-Р ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
т. е. в пр. пр. ст. 58 п. п. 10 и 11 УК.
ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛИ.
С. С. С. Р.
Полномочное Представительство