Воля Божия и общественные задачи
Если в личной жизни нелегко найти решение согласное с волей Божией, то это еще труднее в области общественной, где сталкивается воля многих лиц.
В языческом мире в этих случаях прибегали к священным гаданиям и оракулам, но загадывая преимущественно лишь об удаче предприятия. В древнем Израиле воля Божия в общественных вопросах открывалась большей частью устами пророков.
В христианском мире известны общие моления верующих, личные молитвы вождей и, наконец, вера в особую харизму управления, подаваемую Божиим Помазанникам - Царям. Византийские Императоры, а потом Российские рассматривались многими как носители такой харизмы, и тем самым, как органы Церкви, поставленные Богом ведать мирским деланием. Мечта о теократии, то есть о возможно более полном осуществлении воли Божией при ведении народных дел, не умирает в христианском мире. Не подлежит сомнению, что христиане не могут ничего в мире изъять из Божьего попечения.
В наше время, после конца Константиновой эпохи церковной истории, когда почти повсюду в мире произошло отделение Церкви от государства, для влияния на общественные дела нет другого пути, как создание отдельных христианских корпораций и проникновение христиан во всякие другие, не конфессиональные и нейтральные в отношении веры, организации. Тем не менее, надо всегда помнить, что клерикализм, то есть прямое вмешательство Церкви в общественные дела, не отвечает православному идеалу.
Наконец, нельзя забывать, что Царство Божие "не от мира сего" (Ин.18:36) и что на земле невозможно его конечное торжество. Но наш долг - творить волю Божию, плоды же наших усилий здесь на земле - это только символ и начатой будущего торжества Божией правды.
Приложение II. Православие и инославие
А. Римская церковь
Основные отличия Римской веры от Православия
Римская Церковь, в силу различных исторических условий, постепенно уклонилась от истинного православного вероучения. Эти уклонения более всего выразились в учении об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; о непорочном зачатии Божией Матери; о власти и значении Римского епископа.
В связи с последним исказилось во многом представление о Церкви и о некоторых таинствах. В Римской Церкви преобладают, хотя к, счастью, уже изживаются, некоторые неверные представления о человеке, его падении и, в соответствии с этим, об искуплении, о заслугах святых и о загробной жизни.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына
В XI веке, под непосредственным давлением германских императоров, Римская Церковь изменила текст Символа Веры, утвержденный двумя первыми Вселенскими Соборами. Согласно новому римскому тексту, Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по-латински: a Patre Filioque), а Собор в Лионе в 1274 году уточнил: "как от единой причины".
В предшествующие века сами Папы боролись со сторонниками такой произвольной прибавки, противоречащей словам Самого Господа: "Я пошлю вам от Отца Духа истины, Который от Отца исходит" (Ин.15:26). Новая прибавка была основана на философских предпосылках, чуждых Божественному Откровению.
Это самовольное изменение Символа Веры, общего для всей Церкви, было одной из основных причин отпадения в раскол западной Церкви.
Православная Церковь учит, что лицо Бога-Отца есть единственное начало, или причина Божественного бытия; поэтому и происхождение Святого Духа не безличное, одновременно от Отца и Сына. Но излияние благодати Святого Духа на всю тварь, а отнюдь не личное бытие Святого Духа как третьего лица Пресвятой Троицы, стало возможным через воплощение Бога-Слова. Таким образом, не приняв новый римский догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, Православная Церковь сохранила понимание Бога как личности.
Учение о папской власти
Согласно учению Римской Церкви, окончательно определившемуся на Ватиканском Соборе в 1870 году, римский епископ является преемником Апостола Петра и наместником (викарием) Христа. В качестве такового он обладает "непогрешимостью", то есть безошибочностью суждения тогда, когда он учит с высоты своего престола (ex cathedra) относительно вопросов веры и нравственности. Он обладает также непосредственною властью (юрисдикцией) над всеми членами Церкви.
Такой догмат, неизвестный в первые века христианства, явился плодом долгого исторического развития западного христианства. По мнению католических богословов, этот догмат основан на словах Христа, сказанных Апостолу Петру: "Ты - Петр (камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18).
Отцы древней Церкви всегда утверждали, что эти слова Господа были сказаны Петру потому, что он исповедал истинную веру во Христа Сына Божия. Поэтому, и только в меру верности этому исповеданию, Петр является основанием Церкви Христовой.
С другой стороны, обращаясь к Петру, Господь никогда не определял ему преемника. Церковное Предание утверждает, что слова Господа к Петру относятся ко всякому носителю истинной веры, и особенно к тем, кто обладает харизмой учительства, то есть к епископам в их епархиях.
Тем не менее, неоспоримо, что Петр занимал особое место среди Апостолов: он был первым среди них и нередко говорил от их лица. Но ни в книге Деяний Апостолов, ни в апостольских Посланиях нет и следа того, чтобы Петра почитали за главу Церкви и чтобы его суждения почитались непогрешимыми
Кроме того, как было сказано выше, не следует отождествлять Апостолов и епископов. Значение Апостолов было исключительным и во многом превышало значение епископов. Епископы возглавляют поместные Церкви, а Апостолы были странствующими проповедниками Евангелия. Основав в какой-либо местности новую поместную Церковь, Апостол рукополагал для нее епископа, а сам уходил на проповедь в другое место. Вследствие этого Православная Церковь не почитает Апостола Петра первым епископом Рима. Тем не менее, святая Церковь всегда допускала, что среди епископов один признается первым по чести, но о его непогрешимости нет речи.
В первые века христианства, первенство чести принадлежало Римскому Епископу, а по отпадении его в раскол, оно перешло к Константинопольскому Патриарху.