Посредством чего мир должен преобразиться?
Мир преобразится посредством огня. «Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (т.е. Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек» (2Пет.3:7).
В КАКОМ СОСТОЯНИИ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ДО ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ?
Души умерших до Всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных – во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных – в противоположном тому состоянии.
В ПОЛНОМ ЛИ БЛАЖЕНСТВЕ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ПРАВЕДНИКОВ?
Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием. Апостол Павел говорит: «Прочее убо соблюдается (а теперь готовится) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он (тот), Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим (возлюбившим) явление Его» (2Тим.4:8). И еще: «Всем бо явитися нам подобает (должно) пред Судищем Христовым, да приимет кийждо (каждый), яже с телом содела (что он делал, живя в теле), или блага или зла» (2Кор.5:10).
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ДУШИ ПРАВЕДНЫХ ПРЕБЫВАЮТ В ПРЕДНАЧИНАНИИ БЛАЖЕНСТВА?
Даруется им предначинание блаженства прежде Последнего Суда, согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти отнесен был на лоно Авраамово (Лк.16:22).
В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?
Это предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. Особенно так бывает со святыми, как это дает понять Апостол Павел: «желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти» (Флп.1:23).
В ЧЁМ СОСТОИТ НАДЕЖДА ДУШ ВЕРУЮЩИХ, НЕ УСПЕВШИХ ПРИНЕСТИ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ?
О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
374.
Это учение основано на постоянном (неизменном, непрерывном) предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в Ветхозаветной Церкви.
Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2 Мак. 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной литургии, начиная от литургии Апостола Иакова. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва» (Тайноводственное поучение, 5, гл.9).
Святитель Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы «о иже во аде держимых» с надеждой для них «мира, ослабления (прощения) и свободы».
О двенадцатом члене Символа веры
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Жизнь Будущего Века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.
КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем.
«Не у явися (еще не открылось), что будем» (1Ин.3:2). «Вем (знаю) человека о Христе, – говорит Апостол Павел, – ...восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (которые человеку нельзя пересказать) (2Кор.12:2, 4).
В ЧЁМ БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ БЛАЖЕНСТВО ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Такое блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор.13:12). «Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их» (Мф.13:43). «Будет Бог всяческая во всех» (все во всем). (1Кор.15:28.)
БУДЕТ ЛИ ТЕЛО УЧАСТВОВАТЬ В ЭТОМ БЛАЖЕНСТВЕ?
И тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. «Сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор.15:43). «Якоже облекохомся во образ перстнаго (и как мы носим образ земного, т.е. Адама), да облечемся и во образ Небеснаго» (то есть Господа нашего Иисуса Христа) (1Кор.15:49).
БУДЕТ ЛИ ЭТО БЛАЖЕНСТВО РАВНЫМ ДЛЯ ВСЕХ?
Не все будут в равной мере блаженны. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. «Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых» (1Кор.15:41-42).
ЧТО БУДЕТ С НЕВЕРУЮЩИМИ И БЕЗЗАКОННИКАМИ?
Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. «Иже не обретеся в книзе животней (в книге жизни) написан, ввержен будет в езеро огненное» (Апок.20:15). «И се (это) есть вторая смерть» (Апок.20:14). «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25:41).
«И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф.25:46). «Добрее ти есть со единем оком внити (лучше тебе с одним глазом войти) в Царствие Божие, неже две оце имущу (нежели с двумя глазами) ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает» (Мк.9:47-48).
ХОЧЕТ ЛИ БОГ ГИБЕЛИ ГРЕШНИКОВ?
Так строго поступят с грешниками не потому, что Бог хотел бы их погибели, но они сами погибают «зане (за то, что) любве истины не прияша, во еже спастися им» (для своего спасения) (2Сол.2:10).
ПОМОГАЮТ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЯ О КОНЦЕ МИРА?
Размышления о смерти, о Воскресении, о Последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения.
Часть третья. О Надежде
Понятие «христианская надежда» ее основание и средства
ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА?
Надежда христианская есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА?
Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христосесть упование наше, или основание надежды нашей (1Тим.1:1). «Совершенноуповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (в явлении Иисуса Христа) (1Пет.1:13).
2 Это же место см. в русском переводе Библии: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Он упование народов».
3 Речь идет о Поместных Православных Церквах, которых в настоящее время насчитывается пятнадцать.
КАК ПРИОБРЕСТИ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ?
Средствами приобретения спасительной надежды являются молитва, истинное учение о блаженстве и действительное следование этому учению.
О молитве
ЕСТЬ ЛИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАДЕЖДЫ?
Есть свидетельство слова Божия о том, что молитва является средством для приобретения спасительной надежды. Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: «еже аще что (если чего) просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14:13).
ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА?
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу.
ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ?
Христианин, вознеся ум и сердце к Богу, должен делать следующее.
Во-первых, прославлять Его за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния, в-третьих, просить Его о своих нуждах.
Поэтому существуют три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение.
МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ БЕЗ СЛОВ?
Можно молиться без слов – умом и сердцем. Пример тому – пророк Моисей, молившийся так перед переходом через Чермное (Красное) море (Исх.14:13).
КАКИЕ НАЗВАНИЯ ИМЕЕТ МОЛИТВА?
Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовной, или умной и сердечной, – одним словом, внутренней молитвой, тогда как, наоборот, молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной, или наружной.