Единобожие после Никейского собора

Арианство

В 325 году было издано первое официальное постановление о Божественности Иисуса. Произошло это после того, как император-язычник Константин избрал это мне­ние и отверг остальные, а Ария, из-за которого и был созван этот Собор, решено было считать еретиком.

Арий был одним из монахов церкви и, как передает Манси Йуханна в своей книге «История коптской церкви»: «Сын не подобен Отцу ни в извечности, то есть в изначальности существования, ни в сущности. Сначала был Отец, а потом Он вывел Сына из небытия по Своей воле. Отца никто не может увидеть или описать, потому что имеющий начало не может познать Изначального. Сын же является Богом в силу приобретенной (данной ему) Божественности».

Арий скончался в 336 году, однако его учение распространилось после его смерти. Арианство приобрело столько последователей, что, как говорит профессор Хусни аль-Атйар в своей книге «Убеждения христианских сект, исповедовавших Единобожие»: «Арианство принял бы весь мир - по свидетельству его врагов - если бы епископы не вмешались и не начали безжалостно искоренять его».

Асад Рустам говорит в своей книге «Церковь великого Божьего града»: «Арий был ученым и аскетом, искусным проповедником и наставником. Вокруг него сплотилась группа верующих, и к нему примкнуло большое количество священнослужителей».

Историк Ибн аль-Батрик подтверждает многочисленность арианцев. Он говорит, что большинство жителей Египта были арианцами.

А священник Джеймс Энис говорит: «История повествует нам о том, как церковь и ее предводители ошиблись и отошли от истины: большинство епископов одобрили ересь Ария и приняли ее».

Арианство обладало немалой силой не только при жизни своего основателя, но и после его кончины. Церковь созвала несколько соборов для изучения его убеждений. Сам Арий со своими сторонниками также созывал соборы в 334 и 335 годах. На втором соборе они постановили отстранить от церковной деятельности Папу Афанасия, который призывал считать Иисуса Богом и под руководством которого были записаны постановления Никейского собора. Они сослали его на территорию современной Франции. В 341 году в Антиохии они созвали новый Собор. На нем присутствовали 97 священнослужителей из числа последователей арианства. На этом соборе был принят ряд постановлений, согласующихся с их убеждениями.

Позже римский император вернул Афанасия на папский престол. Ариане запротестовали и взбунтовались. Потом был созван Собор на территории Франции в Арле, на котором было принято единодушное, если не считать одного голоса, решение об отстранении Афанасия.

На Миланском соборе это решение было подтверждено, и Афанасия отстранили. Александрию возглавил епископ-арианец Георгий Каппадокиец. А в 359 году император созвал два собора - для западников в Серевкии и для восточников в Ариминиуме. Оба собора признали правильными убеждения арианцев, и западные церкви остались арианскими.

Историк упоминает, что император Константин также перешел в арианство, чтобы снискать поддержку народа. Произошло это после того, как он перенес столицу в Кон­стантинополь.

Преподобный Шануда объяснял столь широкое распространение арианства поддержкой со стороны императора.

На Антиохийском соборе, созванном в 361 году, ариане сформулировали новый символ веры, согласно которому: «Сын отличен от Отца в своей сущности и воле». В том же году они созвали в Константинополе Собор, на котором было принято 17 постановлений, противоречащих постановлениям Никейского собора.

В том же году к власти пришел язычник Юлиан. Он возвратил Афанасия и его епископов к их прежней деятельности. При нем начали открыто поклоняться идолам. Он поручил возглавлять церкви христианам-язычникам. В 363 году его сменил император Ювиан, который завершил начатое его предшественником. Он начал борьбу против ариан и ввел в христианство элементы язычества, закрепив их. Он сказал, обращаясь к народу и государственным мужам: «Если вы желаете, чтобы я был вашим императором, будьте христианами подобными мне». Затем он запретил арианство как течение и вернул силу постановлениям Никейского собора. Он потребовал от Афанасия, чтобы тот изложил суть того христианства, к принятию которого он принудил народ, несмотря на то, что сам почти ничего не знал о нем[50].

Несторианство

На смену Арию пришел в 5 веке патриарх Константинополя Несторий, поддерживаемый некоторыми священнослужителями и епископами. Нестор утверждал: «В Иисусе есть Божественная часть, однако она не относится к его человеческой природе, и эта часть не родилась от Девы, которую, соответственно, нельзя называть Божьей ма­терью».

Несторий считал, что соединение Бога с Иисусом не было действительным. Иными словами, Бог только помогал ему. Что же касается пребывания Бога в Иисусе, и Его соединения с ним, то их Нестор назвал метафорическими. То есть в Иисусе пребывал не Бог, а Его содействие, поддержка и дарованные Им Иисусу благонравие и достоинства.

В одной из своих проповедей Несторий сказал: «Как я могу пасть ниц перед трехмесячным ребенком?» Он также сказал: «Как у Бога может быть мать? От плоти рождается только плоть, а рожденное от духа есть дух. Сотворенное не может родить Творца. Она родила человека, который впоследствии обрел Божественную природу».

На Эфесском соборе, созванном в 431 году, было принято решение отстранить Нестория от церковной деятельности и изгнать его. Он умер в Ливийской пустыне. Исто­рик Сайерс ибн аль-Мукаффа пишет в своей книге «История патриархов»: «Несторий решительно отрицал Божественность Иисуса и утверждал, что он был просто человеком, пророком, и ничем более».

Ибн аль-Мукаффа также упоминает о том, что перед изгнанием Нестория патриархи послали сказать ему, что если он признает распятого воплотившимся Богом, они простят его и не станут изгонять: «Однако сердце его ожесточилось, как сердце Фараона, и он ничего не ответил им».

После Нестория его учение подверглось изменениям и уподобилось учениям, признающим Троицу. Несториане говорят: «Иисус - личность, у которой две реальности - Божественная и человеческая. Он в действительности человек и в действительности Бог. Однако это не личность Иисуса соединила в себе две реальности, а сущность Иисуса соединила в себе две личности!».

Единобожие после Реформации

Несмотря на безраздельную власть церкви, приверженцы Единобожия в христианстве существовали всегда. Временами их деятельность была очень слабой по причине преследований и гонений со стороны церкви, однако они продолжали существовать.

А когда влияние церкви ослабло, общины приверженцев Единобожия вновь заявили о себе. Опоры догмата о Троице содрогнулись. Мартин Лютер сказал о нем: «Он не обладает силой, и его нет в библейских текстах».

Фальбер говорит в своей книге «История приверженцев Единобожия»: «Кальвин сказал о символе веры, утвержденном Никейским собором: его следовало бы петь, как песню, а не заучивать как разъяснение вероучения».

И в своей книге «Краткое изложение вероучения» (1541) Кальвин упоминает о Троице лишь изредка.

Постепенно общины исповедующих Единобожие укрепились и начали вести активную деятельность в Европе. Даже король Венгрии Сигизмунд (ум. в 1571) исповедовал Единобожие.

В Трансильвании Единобожие получило широкое распространение. Об этом упоминает Американская энциклопедия. К известным приверженцам Единобожия отно­сится Франциск Давид, который был брошен в тюрьму после смерти короля Генриха в 1571 году и воцарения Стефана Батория, исповедовавшего католичество. Новый король запретил приверженцам Единобожия распространять свои книги без его разрешения.

В том же веке в Польше появился приверженец Единобожия по имени Фауст Социн. Его последователи известны как социниане. Они отвергали Троицу и призывали к Единобожию. Некоторые бежали от преследования церкви в Швейцарию.

В Испании Мигель Сервет призывал к Единобожию, за что и был сожжен заживо по обвинению в ереси в 1553 году. Он писал в своей книге «Заблуждение о Троице»: «Идеи вроде Троицы придуманы философами, и библейские книги не знают о них ровным счетом ничего»[51].

А в Германии появилась община анабаптистов - приверженцев Единобожия. Церкви удалось расправиться с ними.

Позже возникло несколько движений антитринитариев (унитариев) - христиан, не принимавших догмат о Троице: в середине 16 века на Севере Италии; затем, в 1558 году, движение под предводительством известного врача-унитария. А на Пизанском соборе 1562 году священники говорили о Троице, а большинство присутствовавших отвергали ее[52].

В 17 веке некоторые церкви унитариев укрепились, несмотря на относительную малочисленность их последователей. В 1605 году приверженцы Единобожия напечатали важный документ, в котором говорилось: «Бог Един по Своей сущности, а Иисус действительно человек, однако он не простой человек, а Святой Дух - не ипостась, а мо­гущество (сила) Бога».

В 1658 году был издан указ об изгнании из Италии общины унитариев. В те времена одним из самых известных приверженцев Единобожия был Джон Бидл, названный «отцом английского унитаризма». Изучая христианство, он усомнился в догмате о Троице и открыто заявил об этом, после чего дважды попадал в тюрьму, а потом был сослан на Сицилию.

В 1689 году королевским указом унитарии были исключены из тех, на кого распространялся закон о религиозной терпимости. А это, вне всякого сомнения, указывало на многочисленность противников догмата о Троице и силе их влияния. Бердановский пишет в своей книге «Развитие человека»: «В 17 веке ученые не могли безропотно согласиться с догматом о Троице».

В 18 веке эти унитарии были названы арианами, среди них и доктор Чарльз Шавенси (ум. в 1787 году), пастор Бостонской церкви. Он вел переписку с англичанами-арианами.

Доктор Ионафан Михью также бесстрашно противостоял сторонникам догмата о Троице. А доктор Самуэль издал свою книгу «Троица из Библии». В ней он пришел к выводу: «Отец есть единственный Всевышний Бог. Что же касается Иисуса, то он ниже его по положению». И хотя он отрицал свою приверженность арианству, его взгляды трудно отличить от учения Ария. Следует упомянуть и об ученом-биологе Джоне Пристли (ум. в 1768 году). Он издал свое послание: «Обращение к искренним христиан­ским наставникам» и распространил тридцать тысяч экземпляров в Англии, после чего его вынудили покинуть страну, и скончался он уже в Пенсильвании.

Теофил Линдсей (ум. в 1818 году) ушел с церковной службы и вскоре после этого поступил на службу в церковь унитариев, а его коллега - приверженец Единобожия Томас Бельшам занял высокий пост в духовной семинарии. Позже они вместе основали «Унитарную ассоциацию христианского просвещения и проповедования благочестия посредством распространения книг».

После принятия закона о гражданских правах унитарии создали Британско-иностранный союз приверженцев Единобожия.

А в 19 веке в нескольких областях были созданы унитарные церкви, которые привлекли немало важных личностей, вроде Вильяма Шанинга (ум. в 1842 году), пастора Бостонской церкви. Он говорил: «Три ипостаси требуют три сущности и, соответственно, три Бога». Он также говорил: «Для объяснения и обоснования системы мироздания требуется один источник, а не три, поэтому догмат о Троице не имеет никакой религиозной или научной ценности».

Подобных взглядов придерживался и священник унитарной церкви в Лейтморе Джарод Спаркс, который впоследствии стал ректором Гарвардского университета.

В 1825 году была создана «Американская ассоциация Единобожия». В середине нашего века голландский город Лейден и его университет были центром Единобожия. Он был известен многочисленностью последователей Единобожия, известных как лютеране или реформаторы.

В начале 20 века число приверженцев Единобожия увеличилось, и их деятельность стала активнее. В Великобритании и ее колониях появилось около 400 унитарных церквей. То же самое произошло и в Соединенных Штатах. Также были открыты две духовные семинарии, в которых преподавали Единобожие, в Британии, в Манчестере и Оксфорде, и еще две в Соединенных Штатах, одна в Чикаго, а вторая в Баркли, в Калифорнии. В Венгрии существовало около 160 таких церквей и семинарий. Подобное явление наблюдалось во всех христианских государствах Европы.

В 1921 году в Оксфорде прошел семинар под руководством епископа Карлейля, доктора Рашдаля, на котором присутствовало множество священнослужителей. Он об­ратился к собравшимся с речью и среди прочего сказал, что чтение Библии не заставило его считать Иисуса Богом. Что же касается сказанного в Евангелии от Иоанна и отсут­ствующего в остальных трех Евангелиях, то его нельзя рассматривать как исторический текст. Он также считал, что все сказанное о непорочном зачатии Марии и об исцелении Иисусом больных, равно как и утверждения о том, что дух Иисус существовал до сотворения тел, не является поводом для его обожествления. Многие из присутствующих разделяли его мнение.

Эмиль Лорд Фидж говорит: «Иисус никогда не думал, что он больше, чем пророк, а во многих случаях считал даже, что он ниже и этого уровня. И Иисус никогда не говорил ничего такого, что заставило бы внимавшего его словам подумать, что у него есть иные мысли и надежды, кроме человеческих... Иисус нашел прекрасные слова для выражения своей скромности. Он сказал о себе: я - сын человеческий. Еще в древние времена пророки старались привлечь внимание людей к той бескрайней пропасти, которая отделяла их от Бога, и потому называли себя сынами человеческими...».

В 1977 году семь христианских ученых написали книгу под названием «Легенда о воплотившемся Боге». Из книги следует, что ее авторы убеждены в том, что авторами библейских книг были люди, написавшие их в разное время и при разных обстоятельствах, и что книги эти никак нельзя считать ниспосланным свыше откровением Всевышнего. Авторы книги также высказали убежденность в том, что в наше время, то есть в конце двадцатого века, должен начаться новый виток в развитии христианского вероучения.

Позже восемь христианских ученых издали в Великобритании книгу под названием «Иисус не сын Божий». В этой книге они подтвердили сказанное в предыдущей. Так, в ней, в частности, говорится: «В наше время уже мало кто способен поверить в превращение человека в Бога, потому что это действительно противоречит разуму»[53].

А во время одной из встреч на "London's Weekend Television" христианский священнослужитель по имени Дэвид Дженкинс, который занимает четвертое место среди 39 верховных священнослужителей англиканской церкви, сказал, что Божественность Иисуса не является абсолютно доказанной и бесспорной истиной. Он сказал: «Рождение Иисуса в результате непорочного зачатия и его воскресение из мертвых не считаются историческими событиями». Его слова произвели настоящий фурор среди протестантов. Газета «Дэйли Таймс» спросила мнение тридцати одного из упомянутых тридцати девяти самых высокопоставленных англиканских священников о сказанном Дженкинсом, и только 11 из них настаивали на том, что христиане обязаны считать Иисуса Богом и человеком одновременно, тогда как 19 других сказали, что достаточно смотреть на Иисуса как на высочайшего уполномоченного Бога. В то же время 9 из них высказали сомнения по поводу воскресения Иисуса из мертвых, сказав, что это была лишь серия происшествий или же ощущений, которые заставили его последователей считать, что он стоял среди них живой. А 15 из них сказали, что «чудеса, упомянутые в Новом Завете являются более поздними вставками, добавленными к истории Иисуса». И, соответственно, эти чудеса не могут служить доказательствами Божественности Иисуса.

Так церковь, представленная священнослужителями, усомнилась в Божественности Иисуса и даже отвергла ее и подтвердила, что этот догмат чужд христианству и не был его частью изначально, и ни сам Иисус, ни его ученики ничего не знали о его Божественности, поскольку утверждение о ней является изобретением Павла, под влиянием которого попали и некоторые из тех, кто писал Евангелия и послания. А позже эти нововведения были закреплены церковными соборами.

Из всего сказанного нами ранее следует, что движение Единобожия существовало в христианском обществе всегда. Оно обновлялось каждый раз, когда искренние верующие изучали Библию, и с их неиспорченной изначальной, инстинктивной природы словно падала завеса, и они видели сияющую истину: Бог един, и нет другого божества, помимо одного лишь Бога.

Наши рекомендации