Тексты Нового Завета и догмат о Троице

Христиане считают, что в текстах Нового Завета можно найти более ясные указания на Троицу. Они используют в качестве доказательств следующие тексты.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (От Матфея, 3:16-17). В тексте упоминается Отец, возлюбленный Сын и Дух, сошедший как голубь.

А Петр сказал: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2-е к Коринфянам, 13:13).

Однако читающий текст из Евангелия от Матфея видит три разные сущности. Они отличаются друг от друга наименованиями и действиями, и каждая из них существует отдельно от остальных. Итак, один выходит из воды после крещения, второй спускается с небес в виде голубя, а третий пребывает на небесах, говоря: «Сей есть Сын Мой воз­любленный». Читателю и в голову не приходит, что эти три суть едины.

К тому же, христиане утверждают, что Сын пребывал в Иисусе, а из этого текста следует, что на Иисуса снизошел Дух. Это подтверждается в Евангелии от Луки: «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (3:22). А также в Евангелии от Матфея: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (12:18). А в другом месте говорится, что Отец пребывал в нем: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (От Иоанна, 17:21). А также: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (От Иоанна, 14:9-10). Так какая же все-таки ипостась пребывала в Иисусе?

Отец, Сын и Святой Дух упоминаются вместе только в двух текстах Библии - тексте о трех свидетелях в 1-м Послании Иоанна и заключении Евангелия от Матфея.

Текст о трех свидетелях

Это важнейшее и наиболее ясное из всех доказательств догмата о Троице, которые приводят христиане. Приведем сам текст: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1-е Иоанна, 5:7).

Никто не отрицает, что в этом тексте действительно говорится о том, что Отец, Сын и Святой Дух являются Единым Богом. Однако этот текст отсутствует во всех древних рукописях. Более того, его нет даже в первом печатном варианте. Он был добавлен позже. Это признали христианские ученые, в том числе Горн, а также собиратели толкования Библии Генри Васкат, Адам Кларк. И в ответах блаженного Августина во время его дискуссии с последователями арианства, отвергавшими Троицу, не было этого текста. И он написал десять посланий, толкуя послание Иоанна, но ни в одном из них не упомянут этот текст.

В некоторых переводах Библии, в том числе и на английский, этот текст был изъят. Однако в большинстве переводов он по-прежнему присутствует, в том числе и в арабском, за исключением иезуитского издания и «Совместного арабского перевода». В первом говорится: «...и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1-е Иоанна, 5:6-8). В самом начале упоминается причина, по которой был изъят текст: «Этот текст не обна­ружен ни в древних рукописях, датируемых ранее чем пятнадцатым веком, ни в древних переводах, ни в лучших оригиналах латинского перевода. Скорее всего, это не более чем комментарий, заметка на полях, которая затем была включена в текст во время его переписываний и переводов на Западе».

Переводчик греческих рукописей Биньямин Вильсон говорит: «Этот стих о свидетельстве и Божественности отсутствует во всех греческих рукописях, датируемых ранее чем пятнадцатым веком. Этот текст не упоминал ни один из греческих писателей-клириков и ни один из первых латинских отцов церкви в темах, которые требовали его упоминания. А это означает, что этот текст, если говорить прямо, фальсифицирован»[38].

Конец Евангелия от Матфея

В этом тексте, который повествует о явлении Иисуса ученикам перед самым вознесением, говорится следующее: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (От Матфея, 28:18-20).

Этот текст действительно очень важен, однако ничего подобного не обнаруживается в остальных трех Евангелиях. Во всех трех Евангелиях рассказывается история о том, как Иисус въехал в Иерусалим на осле, однако ни словом не упоминается о Троице. Неужели упоминание об осле было важнее упоминания о Троице?

К тому же, в Евангелии от Марка приводится то же самое наставление, однако в нем не упоминается Троица: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (От Марка, 16:15). Это указывает на то, что данный текст был добавлен в Евангелие от Матфея позже, то есть изначально его там не было.

Это признают и западные ученые. Уайлз говорит: «Это не может служить доказательством того, что апостолы исповедовали Троицу».

Адольф Хернек говорит: «Эта форма упоминания об Отце, Сыне и Святом Духе чужда речи Иисуса, и ее никто не знал во времена посланников. Она впервые упомина­ется в поздний период развития христианства, в более ранний период нет ни одного указания на то, что Иисус произносил подобные слова в своем наставлении, с которым он обратился к ученикам после воскрешения из мертвых, и Павел ничего не знал об этом». Павел никогда не приводил этих слов, приписываемых Иисусу, который, если верить им, побуждал распространять христианство среди людей и призывать к нему.

Апостолы однозначно не слышали этих слов Иисуса, потому что они не пошли распространять христианство, поскольку, согласно тому же Евангелию от Матфея, Иисус велел им призывать евреев, а не всех людей, и сообщил им, что их основная и первостепенная задача - спасать погибших овец дома Израилева: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (От Матфея, 10:5-6).

Это подтверждает и свидетельство историка Аполлония, жившего во втором веке нашей эры: «От предшественников я узнал о том, что Иисус перед своим вознесением на небеса велел своим посланцам не отходить далеко от Иерусалима в течение двенадцати лет»[39].

Ученики исполнили веление Иисуса. Они действительно не покидали Палестину до тех пор, пока обстоятельства не вынудили их к этому: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (Деяния, 11:19). А если бы они действительно слышали, как Иисус велел им призывать все народы во имя Отца, Сына и Святого Духа, то они, конечно же, поспешили бы исполнить его веление нести его призыв другим народам.

Когда язычник Корнилий вызвал к себе Петра, чтобы узнать от него, что представляет собой религия Иисуса, а потом, узнав, принял ее, остальные ученики Иисуса упрекнули Петра: «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния, 10:28). Однако он не упоминал о том, что это Иисус велел ему поступать так. Вместо этого он сказал: «...но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать народу и свидетельствовать» (Деяния, 10:42). То есть он подтвердил, что они должны были распространять призыв среди своего народа - евреев. А еще ранее Петр сказал о Боге: «Он послал сынам Израилевым слово...» (Деяния, 10:32). В следующей главе описывается реакция апостолов на поступок Петра, который призывал язычника к религии Иисуса: «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними...» (Деяния, 11:1-3). А когда Петр рассказал им все, произошло следующее: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (11:18).

Очевидно, что Петр ничего не знал о велении Иисуса крестить народы во имя Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому ученики согласились с Павлом, сказавшим: «Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (К Галатам, 2:7-9).

Если бы Иисус действительно велел апостолам идти к другим народам и призывать их к его религии, то как они могли вместо исполнения данного им веления сидеть и рассуждать, и, в конце концов, предоставить это дело только двоим - Павлу и Варнаве?

Эти факты свидетельствуют о том, что указанный текст фальсифицирован, и на самом деле Иисус не говорил ничего подобного.

Даже если закрыть глаза на эти факты, то в любом случае в тексте нет указаний на то, что все три упомянутых объекта пребывают в соединении и составляют единую сущность. В тексте идет речь о трех разных сущностях, и при упоминании они разделены знаками препинания и союзами, используемыми при перечислении, а это свиде­тельствует о том, что речь идет о разных объектах. Истинный смысл этих слов заключается в следующем: «Идите во имя Бога и Его посланника Иисуса и Откровения, ниспосланного ему, с учением Всевышнего Бога».

Кроме того, в Библии есть подобные примеры. Однако их христиане не считают доказательствами догмата о Троице. Например, в 1-м Послании Павла к Тимофею го­ворится: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (5:21).

Из этого текста христиане почему-то не сделали вывода о том, что ангелы являются третьей ипостасью Бога и что их тоже нужно обожествлять. То же самое можно сказать о тексте из Евангелия от Матфея.

А в Ветхом Завете, в Книге Исхода говорится, что народ уверовал в Бога и в Моисея, однако из этого текста христиане не делают вывода о том, что Моисей равен Богу: «...и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (14:31).

Этот прием встречается во многих языках. Встречается он и в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланни­ка и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение»(Сура 4 «Женщины», аят 136). Подобные обороты встречаются и в других коранических аятах.

КРИТИКА ДОГМАТА О ТРОИЦЕ

Как мы уже сказали, в Библии нет ясного и веского доказательства догмата о Троице. А есть ли в ней доказательства противоположности Троицы - Единобожия?

Внимательный читатель Библии не может не заметить всей странности догмата о Троице и его чуждости Библии. И он также ясно видит десятки ясных свидетельств Единобожия как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Эти свидетельства подтверждают, что и Иисус с его учениками, и пророки, которые приходили к людям до него, придерживались чистого Единобожия.

Наши рекомендации