Слова Иисуса: «Видевший Меня видел Отца».
Христиане считают эти слова, приписываемые Иисусу, важнейшим доказательством его Божественности. Согласно их пониманию имеется в виду, что Отец (Бог) есть Иисус, и что видевший Иисуса действительно видел Бога.
Для того чтобы правильно понять эти слова, необходимо обратиться к их контексту. А из контекста с самого начала следует, что Иисус сказал своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (От Иоанна, 14:1-4).
Под местом Иисус подразумевал Царство небесное. Однако, как следует из Евангелия, Фома не понял его: «Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?»
Фома понял Иисуса буквально и решил, что тот говорит о конкретном месте и настоящем пути, который нужно пройти. Тогда Иисус разъяснил ему, что он имел в виду духовное путешествие, а не физическое перемещение тела с одного места на другое: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». То есть только соблюдение его Закона и религии приводит человека к довольству Бога и Его Раю.
А вот что произошло далее: «Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас».
Иисус упрекнул его за эту просьбу: «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (От Иоанна, 14:10).
Иисус хотел сказать: как ты просишь об этом, о Филипп, когда ты иудей и знаешь, что Бога нельзя увидеть, и видевший меня видел и Отца, когда видел чудеса, которые даровал мне Господь.
Очень похожий текст находим в Евангелии от Матфея: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (25:34-40).
Очевидно, что Бог не голодал в действительности и никто Его не кормил, ибо ни один человек на свете не решился бы утверждать подобное. И очевидно, что Бог не пребывал в темнице. Этот пример приведен с целью облегчения понимания важных вещей, а не как описание действительно происходивших событий.
Теперь обратимся к Евангелию от Марка: «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (9:36-37). Этот текст не означает, что ребенок, которого взял Иисус, и сам Иисус - одно. И этот текст не означает, что Иисус и Бог - одно. Иисус всего лишь сообщил своим ученикам, что сделавший добро этому ребенку сделает это в покорность ему, Иисусу, и из любви к нему и, следовательно, в покорность Богу и во исполнение Его веления и заповеди.
И как видевший Иисуса как будто видел Бога, так и принявший Иисуса и его учеников, как будто принял Бога, а кто не уверовал в них и отверг их призыв, тот в действительности отверг призыв Бога. Поэтому Иисус сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (От Луки, 10:16).
Иисус подтверждает это в Евангелии от Матфея: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (10:40).
Точно так же, видевший Иисуса как будто видел пославшего его Бога, потому что, как сказал Иисус, «слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (От Иоанна, 14:10).
Видение в словах Иисуса: «Видевший Меня видел Отца» - метафора, видение сердцем, а не взором. И возможность «увидеть» Бога таким образом есть у каждого верующего, который от Бога. Иисус сказал: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (От Иоанна, 6:46). А как известно, все верующие от Бога: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1-е Иоанна, 5:1). И все они «видели» Бога видением знания и веры.
Необходимо заметить, что Иисус никогда не утверждал, что он - Отец, и никто из христиан не утверждает этого, кроме православных, которые также не говорят прямо, что Иисус это Отец, но говорят: «Отец есть Сын». Так что буквальное понимание видения отвергаемо.
А то, что имеется в виду метафорическое видение, подтверждают и следующие слова Иисуса: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня» (От Иоанна, 14:19).
Иисус говорит не о настоящем видении, поскольку он говорит о своем вознесении на небеса, после которого ни мир, ни ученики не увидят его (до второго пришествия). Он говорит о видении знания и веры, которым видят его ученики и которого лишен мир неверующих. Это подтверждает текст в Евангелии от Матфея: «...и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (11:27). Именно это имеется в виду в приведенных ранее текстах, в которых говорится о видении.
А в Евангелии от Иоанна читаем: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня... Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (12:44-51). Подразумевается видение знания.
Если бы под словами Иисуса: «И видящий Меня видит Пославшего Меня» подразумевалось, что видевший посланного Сына видел пославшего его Отца, пославший должен был быть посланным. Однако это не так. Между Богом и Иисусом есть различия, ибо Иисус сказал: «...ибо Отец Мой более Меня» (От Иоанна, 14:28). Иисус также сказал: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех» (От Иоанна, 10:29).
О соучастии, подобном соучастию Иисуса Богу, при котором содеянное в отношении Иисуса рассматривается как содеянное в отношении Бога, и которое названо видением, говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете. Приведем один пример из Ветхого Завета: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1-я Царств, 8:4-7). То есть их отказ подчиниться Самуилу в действительности есть ослушание Бога.
А в Новом Завете Петр, упрекая одного человека за присвоенные от продажи поместья деньги, сказав: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деяния, 5:4). Из этих слов следует, что лгущий людям в действительности лжет Богу, однако это не означает, что люди и Бог это одно и то же.
Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь», имея в виду следование его учению и религии, которую Бог ниспослал ему. Только это вводит людей в обитель вечности - Рай. Иисус также сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (От Матфея, 7:21). Спасение достигается посредством благих дел и благочестия: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное <...>
А кто скажет (брату своему): безумный, подлежит геенне огненной» (От Матфея, 5:20-23).
Несостоятельность утверждения христиан о том, что слова Иисуса: «Видевший Меня видел Отца» являются доказательством Божественности Иисуса, подтверждает и тот факт, что Бога невозможно увидеть в этом мире. Вспомним: «Бога не видел никто никогда» (От Иоанна, 1:18). Следовательно, подразумевается видение знания, то есть видение сердцем.
Иисус - образ Бога?
Христиане также считают одним из доказательств Божественности Иисуса слова Павла: «...о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2-е к Коринфянам, 4:4). А в Послании к Филиппийцам сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (2:6-7), А в Послании к Колоссянам читаем: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (1:15).
Однако необходимо заметить, что все эти утверждения принадлежат Павлу, которому не довелось видеть ни Иисуса, ни его учеников, и подобных фраз не произносил никто из апостолов и учеников Иисуса. А одного этого уже достаточно, чтобы подвергнуть сомнению истинность данных утверждений.
К тому же, образ и сущность не одно и то же, и «образ Бога» в данном случае означает «замещающий Бога в донесении до людей Его Закона». В другом послании Павел сказал: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1-е к Коринфянам, 11:7). Имеется в виду, что Бог пожелал, чтобы мужчина замещал Его во власти над женщиной.
Кроме того, даже если Иисус - образ Бога, то это вовсе не повод его обожествлять, потому что Адам, согласно Библии, также является образом Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие, 1:26-27).
Получается, Адама тоже следует считать Богом...