Нормативно - законодательная база аккредитации.
Чтобы иметь право осуществлять обязательную сертификацию продукции, орган по сертификации должен пройти процедуру аккредитации.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется на основании следующих правовых актов: Постановления Правительства Российской Федерации № 514 (от 6 июля 2001 г.), Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (принят 1 мая 2007 г.
47 Требования, которые предъявляются к органу по сертификации при прохождении аккредитации.
Чтобы пройти аккредитацию, орган по сертификации, должен соответствовать следующим требованиям:
• Быть технически компетентным в заявленной области. Располагать квалифицированным, специально обученным персоналом. Специалисты, осуществляющие оценку соответствия продукции или инспекционный контроль должны иметь статус экспертов системы сертификации в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации.
• Должен располагать необходимыми средствами, фондом документов и документированными процедурами, фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов.
• Быть третьей (незаинтересованной) стороной. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц, имеющих заинтересованность в результатах сертификации.
• Обеспечивать не только сертификацию и испытания, но и инспекционный контроль.
48 Порядок прохождения процедуры аккредитации.
Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляется в следующем порядке:
• Представление организацией-заявителем заявки и других документов по аккредитации.
• Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации. Результаты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении.
• Аттестация органа по сертификации или испытательной лаборатории. Аттестацию проводят непосредственно в организации-заявителе в соответствии с утверждаемой программой.
• Анализ материалов и принятие решения об аккредитации.
Аккредитующий орган должен проанализировать документы, полученные
от заявителя, результат экспертизы и аттестации, документы, подтверждающие выявление несоответствия и др. На основании анализа принимается решение об аккредитации (или об отказе).
• Оформление и выдача аттестата об аккредитации.
При отказе направляется письмо с мотивированным отказом.
• Контроль за аккредитованным органом. Это внутренние проверки (самой аккредитованной организацией) и инспекционный контроль аккредитующим органом.
При нарушениях аккредитация может быть приостановлена.
49 Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» № 4871 был принят 27 апреля 1993 г. Но уже в 2003 г. был принят одноименный закон под номером № 15-ФЗ. До этого законодательных норм в метрологии по существу не было. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих Постановлений этот закон установил немало нововведений - от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране.
Закон устанавливал правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации и регулировал отношения государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений, и был направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Было установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.
50 Нормативно-правовая база метрологии.
Нормативно-правовую базу метрологии составляют:
- Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений»;
- национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) государственной системы обеспечения единства измерений;
- Правила России (ПР) государственной системы обеспечения единства измерений, утверждаемые Ростехрегулированием;
- рекомендации (гриф «МИ») системы ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами или государственными метрологическими научными центрами и утверждаемыми руководством этих центров.
51 Государственная система обеспечения единства измерений.
Комплекс нормативных документов, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижения и поддержание единства измерений в стране при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).
Цель государственной системы обеспечения единства измерений - создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.
Государственная система обеспечения единства измерений состоит из следующих подсистем: правовой, технической, организационной.
Государственная система обеспечения единства измерений насчитывает около двух с половиной тысяч нормативных документов (стандартов, правил, рекомендаций). Примерно три четверти от всей нормативной базы составляют рекомендации (МИ). Их широкое распространение объясняется возможностью их разработки в более короткие сроки и при,меньшей стоимости, чем стандартов.
52 Субъекты метрологии.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору.
Основными задачами Федерального агентства по техническому регулированию являются:
- разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;
- организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;
- реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;
- координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;
- осуществление государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.
53 Государственная метрологическая служба.
Государственная метрологическая служба России осуществляет метрологическое обеспечение в РФ наряду с метрологическими службами федеральных органов государственного управления (министерств, ведомств, комитетов) и метрологическими службами юридических лиц (предприятий, организаций).
Под метрологическим обеспечением понимают установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Государственная метрологическая служба управляется и контролируется федеральным органом исполнительной фласти по метрологии - агентсвом «Ростехрегулирование»,
В состав Государственной метрологической службы входят Семь государственных научных метрологических центров (ГНМЦ).
54 Функции Росстандарта
Основные функции Росстандарта.
- государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений;
- метрологическое обеспечение предприятий и организаций;
- поверка и калибровка средств измерений;
- аккредитация поверочных и калибровочных лабораторий;
- обучение и аттестация доверителей;
- разработка новых средств измерений;
- техническое обслуживание и ремонт средств измерений.
55 Метрологические службы юридических лиц.
Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций) относятся к числу основных звеньев метрологической службы федеральных органов управления (министерств, комитетов, ведомств). Их права и обязанности также изложены в ПР 50.732-93.
метрологические службы проводят организацию ремонта, калибровку, своевременное предоставление средств' измерения на поверку, внедрение современных методов и средств измерений, разработку планов по повышению уровня метрологического обеспечения производства.
На основании закона «Об обеспечении единства измерений» создание метрологических служб обязательно в следующих направлениях:
• здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
• торговые операции, взаимные расчеты между покупателем и продавцом;
• государственные учетные операции;
• обеспечение обороны страны;
• обеспечение геодезических и гидрометеорологических работ;
• банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
• производство продукций, поставляемых по контрактам для государственных
нужд;
56 Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.
В соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ «О техническом регулировании» сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях закона установлены обязательные требования и которые выполняются при:
- осуществлении деятельности в области здравоохранения;
- осуществлении ветеринарной деятельности;
- осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
- осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
- выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта; ,
- осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
- выполнении государственных учетных операций;
- оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
- осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
- осуществлении геодезической и картографической деятельности;
- осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
- проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
- выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов, установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
- проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
- выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
- осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
57 Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.
Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:
- утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
- поверка средств измерений;
- метрологическая экспертиза;
- государственный метрологический надзор;
- аттестация методик (методов) выполнения измерений;
- аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений.
58 Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений.
Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся аккредитованными юридическими лицами по утвержденной программе. Порядок проведения испытаний и порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений устанавливаются с учетом характера их производства (серийные или единичные). Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается Ростех- регулированием.
59 Поверка и калибровка средств измерений.
Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Средства измерений подвергаются первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерения к применению. В этом случае средство измерения удостоверяется знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.
Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений. Определение аналогично поверке, от которой калибровку отличает то, что она распространяется на средства измерений, которые не подлежат государственному метрологическому контролю и надзору, т.е. поверке. Калибровка объединяет функции, выполнявшиеся ранее при метрологической аттестации и ведомственной поверке средств измерений.
60 Государственный метрологический надзор
Государственный метрологический надзор (ГМН) — это контрольная деятельность, которая заключается в систематической проверке соблюдения установленных законодательством обязательных требований, а также в применении установленных мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.
Государственный метрологический надзор осуществляется за:
- соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
- наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;
- соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.
61 Аккредитация в области обеспечения единства измерений
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. К указанным работам и (или) услугам относятся:
- аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
- испытание стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
- поверка средств измерений;
- обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется на основе следующих принципов:
- добровольности;
- компетентности и независимости экспертов по аккредитации;
- недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и (или) оказанием услуг, указанных в части 1 настоящей статьи;
- применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности;
- обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
- недопустимости незаконного ограничения прав аккредитируемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.
62 Международные и региональные организации по метрологии.
Наиболее крупные международные метрологические организации - Международная организация мер и весов (МОМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).
Важным следствием участия в работе МОМВ является синхронный переход стран на новые системы измерений или новые эталоны основных единиц. Это создает основу для взаимного признания результатов испытаний и измерений, позволяет устранить технические затруднения в международной торговле, обмене научно-технической информацией, технологией и т.д.
В настоящее время в мире существует и функционирует несколько региональных метрологических организаций.
Европейская метрологическая организация (ЕВРОМЕТ), созданная в 1987 году, объединяет страны - члены ЕС; Западно-Европейское объединение по законодательной метрологии (ВЕЛМЕТ); Западно-Европейское объединение по калибровке (EAL) и др
63 Ответственность за нарушение метрологических правил.
Статья 23 Федерального закона № 102 «О техническом регулировании» предусматривает ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей за нарушение законодательства. Вышеперечисленные лица, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меры пресечения или предупреждения - это разновидность административных взысканий, которые применяет государственный инспектор.
Наряду с этим действует статья 19.19 (часть 3) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,, устанавливающая денежные штрафы в отношении виновных в допущенных нарушениях.
Размер штрафа по этой статье определен в принятом в июле 2007 года новым Федеральным законом № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение».